NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 16:36 ast
14:36 msk

В ответе за поддержку и развитие
С.Ахметов: Многие госорганы с большой неохотой расставались со своими контрольными функциями, но благодаря жесткой позиции Правительства этот вопрос был решен
21.07.2009 / интервью

Егор ДМИТРИЕВ, "Казахстанская правда", 21 июля

Глава государства подписал Закон "О частном предпринимательстве". Его принятие Парламентом сопровождали горячие дискуссии, в которых принимали участие представители всех слоев нашего общества - депутаты, сами предприниматели, юристы, экономисты, другие эксперты, руководители неправительственных организаций, бизнес-объединений. Вопросов было много, но все ли они учтены в законе и поможет ли документ, как сказал в своем выступлении на форуме в Усть-Каменогорске Нурсултан Назарбаев, стать Казахстану лучшей в регионе бизнес-площадкой с мощным, многопрофильным предпринимательским сектором? Об этом - в беседе с заместителем Премьер-Министра Сериком АХМЕТОВЫМ.

- Серик Ныгметович, до подписания документа Президент дважды объявлял мораторий на проверки субъектов малого и среднего бизнеса. Что не устраивало бизнес-сообщество Казахстана в прежнем варианте закона?

- Для начала приведу некоторые цифры. Порядок проведения проверок регламентировался восемью кодексами, порядка 70 законами, несколькими десятками нормативно-правовых актов. Из-за большого количества исключений, содержавшихся в прежней редакции закона, а именно контроль налоговиков, таможенников, санэпидстанции, ветеринаров и так далее, 80 процентов проверок бизнеса не подвергались процедуре централизованного учета и санкционирования!!! Все это создавало очень большие препятствия нашим предпринимателям.

Объявив мораторий, Глава государства выделил главную проблему - сама система проверок провоцировала контролирующие органы избирательно подходить к своей работе. У бизнесменов не было стимула быть добросовестными, поскольку система госконтроля была формально-бюрократической, носила преимущественно карательный характер, а не превентивно-профилактический. Теперь эта проблема устранена.

- В средствах массовой информации активно обсуждается принятый закон. Насколько нам известно, по поводу некоторых его норм споры в Парламенте также были весьма жаркими. Какие поправки вызвали у депутатов наиболее серьезную дискуссию и почему?

- Самые острые вопросы связаны с определением порядка и сроков проведения проверок различными государственными органами, внедрением системы оценки рисков, повышением критериев для малого, среднего и крупного бизнеса, а также определением понятия "социальная ответственность бизнеса".

Только в Мажилисе Парламента депутаты внесли в законопроект более 500 поправок, из которых 354 были одобрены. Затем в Сенате были внесены еще 104 поправки.

Закон "О частном предпринимательстве" теперь более четко регламентирует все виды проверок. Кроме проверок финансовых организаций, деятельность которых регулируется Национальным банком и АФН.

Вообще, желающих проверять у нас всегда было более чем достаточно. Многие госорганы с большой неохотой расставались со своими контрольными функциями, но благодаря жесткой позиции Правительства этот вопрос был решен.

В бизнесе ситуация меняется довольно часто, и кризис это наглядно продемонстрировал. Сегодня вы крупная компания, завтра нуждаетесь в поддержке государства. Поэтому закон создан не для того, чтобы какая-либо доминирующая бизнес-группа укрепила свои позиции, он будет работать на благо всех категорий предпринимателей.

- Почему в Парламенте боролись за дополнительное расширение критериев субъектов МСБ, как, например, в России, но Правительство не поддержало эти поправки?

- На сегодняшний день малым предприятием является юридическое лицо со среднегодовой стоимостью активов не более 60 000 МРП (до 500 тысяч долларов), средним предприятием - не более 325 000 МРП (до 2,7 миллиона долларов). В России для сравнения малыми считаются предприятия с годовым доходом до 400 миллионов рублей (около 13 миллионов долларов), а средним предприятием - с годовым доходом до одного миллиарда рублей (около 33 миллионов долларов).

По предварительным оценкам Министерства финансов, предлагавшееся значительное увеличение критериев МСБ в Казахстане повлекло бы за собой сокращение доходов республиканского бюджета. По мнению же инициаторов увеличения критериев МСБ, это должно было сразу повысить конкурентоспособность предприятий, однако осталось непонятным за счет чего. Более того, значительное увеличение критериев негативно сказалось бы на адресности кредитования малых и средних предприятий, когда основные средства получили бы нынешние крупные предприятия.

Кто бы и за что не боролся, ответственность в конечном итоге несет Правительство. Поэтому мы настояли на поэтапных шагах в этом вопросе. Вернуться к обсуждению данной темы можно лишь после всестороннего и детального анализа положительных и отрицательных сторон при изменении критериев МСБ. Также в будущем при их определении планируется перейти к общепринятому в мире показателю среднегодового дохода, а не стоимости активов, которая используется в настоящее время.

Хочу отметить, что государство при выделении средств для поддержки МСБ в будущем будет опираться не только на статистические параметры предприятий, то есть относятся они к малому и среднему бизнесу или нет. Ресурсы будут направляться в первую очередь тем, кто действительно создает добавочную стоимость и мультипликативный эффект в экономике страны.

- Как быстро бизнес почувствует изменения во взаимоотношениях с государством? Какие механизмы задействованы в новом законе?

- Законом предусмотрено внедрение системы оценки рисками как основы для назначения плановых проверок. Если раньше они назначались зачастую просто потому, что подошел срок проверки без учета реального уровня угрозы жизни и здоровью населения, окружающей среде или имущественным интересам государства, то теперь эти моменты учтены. Более того, чем добросовестнее бизнесмен будет следовать требованиям госорганов, тем реже его будут контролировать.

В течение шести месяцев с момента введения в действие Закона "О частном предпринимательстве" госорганы обязаны разработать и утвердить прозрачные критерии оценки степени риска. При этом плановые проверки могут проводиться не чаще: одного раза в год - при высокой степени риска; одного раза в три года - при средней степени риска; одного раза в пять лет - при незначительной степени риска.

Исключение сделано лишь для санитарно-эпидемиологического контроля, проверки которого будут проводиться один раз месяц, в квартал и в год в соответствии со степенью риска.

Оценка и управление рисками - широко распространенная практика в мировом масштабе. Контрольно-надзорные органы таких стран, как США, Канады и многих государств - членов Европейского союза, как Великобритания, Швеция, Латвия проводят свои проверки на основе систем управления рисков. Из всех стран СНГ Казахстан станет второй страной, которая серьезно приступила к внедрению систем управления рисками в деятельность всех контрольно-надзорных государственных органов. Украина начала работать в этом плане еще в конце 2007 года. Системы управления рисками помогают не только снизить нагрузку на предпринимателей, но также полезны для работы контролирующих органов, так как они могут более эффективно использовать свои ресурсы.

Для примера, пожарная служба Швеции не проверяет компании, в которых работает менее десяти человек, отели в которых меньше 15 комнат. Вместо этого пожарные направляют свои ресурсы именно туда, где это необходимо и где последствия могут быть более серьезными. То же самое внедряется и у нас.

Государственным органам еще предстоит разработать формы статистической отчетности и проверочные листы, которые будут согласовываться и утверждаться совместно с Министерством экономики и бюджетного планирования, которое отвечает в Правительстве за развитие и поддержку предпринимательства.

Раньше контрольно-надзорные органы сами устанавливали правила игры, что создавало возможность злоупотребления полномочиями со стороны отдельных недобросовестных проверяющих. К слову, до принятых изменений таких приказов, изданных в разное время, действовало более десяти тысяч!

Законом предусматривается, что требования к проверяемым субъектам будут устанавливаться на уровне законов и постановлений Правительства, а не приказов отдельных госорганов.

Ежегодный сводный план проверок будет формироваться Генеральной прокуратурой. Акт о назначении какой-либо проверки в обязательном порядке регистрируется в органе по правовой статистике. Это позволит избежать незарегистрированных проверок предпринимателей. Стоит отметить, что ранее действие закона не распространялось на проведение проверок, связанных с соблюдением налогового и таможенного законодательств. В новой редакции эта проблема устранена.

Также в закон введено новое понятие - "социальная ответственность бизнеса". Это означает добровольный вклад бизнесменов в развитие социальной, экономической и экологической сфер общественной жизни. Четкое определение законом, что такое "социальная ответственность", защищает предпринимателей от необоснованных требований власти под любыми предлогами.

Очень важно, на мой взгляд, что теперь у бизнеса есть стимул минимизировать степень риска по отношению к обществу по прозрачным критериям для снижения периодичности проверок своих предприятий.

- На форуме в Усть-Каменогорске Президент страны сказал, что отныне "Казахстан должен стать лучшей в регионе бизнес-площадкой с мощным многопрофильным предпринимательским сектором". Как Правительство реализовывает это поручение? Что, по вашему мнению, кроме принятия закона, необходимо еще сделать?

- Наша задача - всесторонне, на постоянной основе поддерживать и развивать частный бизнес на местах, взращивать мощную плеяду казахстанских предпринимателей. Все подчинено главной цели - индустриализация экономики страны, а бизнес должен стать локомотивом развития Казахстана.

Указом Президента функции по формированию политики госрегулирования предпринимательской деятельности переданы от Министерства индустрии и торговли в Министерство экономики и бюджетного планирования.

К настоящему времени уже снижена налоговая нагрузка на предпринимателей, постепенно ликвидируются административные барьеры, выделяются финансовые средства для поддержки МСБ, проводится работа по увеличению казахстанского содержания в закупках товаров и услуг.

Также в ближайшем будущем предстоит решить проблему разрешительных документов: лицензий, разрешений, согласований и другого рода документов, действие многих из которых доставляет серьезные проблемы предпринимателям и в особенности является препятствием для развития малого и среднего бизнеса. Сейчас уже практически завершен этап инвентаризации и пересмотра разрешительных документов на уровне специальной рабочей группы, созданной при МЭБП. Еще в прошлом году Правительством было принято решение о сокращении на 50 процентов количества действующих разрешительных документов и в этом году предстоит завершить эту работу.

В том, что касается проверок, также предстоит еще многое сделать. В частности, после внедрения в этом году систем управления рисками в контролирующих органах следующим направлением станет ликвидация дублирования полномочий между разными контролирующими ведомствами. Для решения данной проблемы, которая напрямую влияет на число проверок, потребуется провести специальный анализ, и на основании его результатов разработать соответствующие предложения.

Также мы внимательно изучаем международный опыт. Для сравнения, в 2005 году, когда в Великобритании проводилась оценка деятельности контролирующих органов, было выявлено, что контролем продуктов питания занимается 21 контролирующий орган. Некоторые страны, такие как Хорватия и Сербия, жестче решили проблему дублирования, объединив большинство контролирующих органов в один, а Швеция в конце 2005 года создала Совет по надзору за рынком.

Во многих развитых странах действуют специальные программы или подразделения, которые не только предоставляют консультации предпринимателям через "горячие линии", но и выезжают на предприятия для оказания консультативной поддержки на месте. Консультации являются абсолютно бесплатными и конфиденциальными. Это, по сути, проверка, за исключением лишь того факта, что по ее результатам не накладываются санкции. Помощь оказывается в основном малым и средним предприятиям с высокой степенью риска.

В целом Правительство оперативно реагирует на предложения предпринимателей. Напомню, в марте текущего года был создан Антикризисный совет, на котором в срочном порядке решаются проблемные вопросы. Параллельно с этим идет разработка Концепции развития предпринимательства на 2010-2014 годы. Думаю, в августе мы уже сможем вынести ее на обсуждение. Ведь именно сейчас назрела необходимость определения системных мер по поддержке частного предпринимательства и развитию устойчивого среднего класса в Казахстане.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Экономия начинается с проекта 30.07.2009
Бактыкожа Измухамбетов: Вопрос газификации решаем системно и масштабно 29.07.2009
"Россия другой не будет" 28.07.2009
Стройка только началась 27.07.2009
Абельгази Кусаинов: стратегическая задача - развивать транзитный потенциал 22.07.2009
Следить за всеми сайтами не собираемся 22.07.2009
В ответе за поддержку и развитие 21.07.2009
Имангали Тасмагамбетов: В круге первом 17.07.2009
"Я свой выбор сделал" 16.07.2009
"Политика государства в сфере здравоохранения выходит на новый уровень" 14.07.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz