Рысты АЛИБЕКОВА, "Казахстанская правда", 31 августа
Запуск сразу 16 современнейших производств в ходе общенационального телемоста "Новая индустриализация – новые возможности для всех" с участием Главы государства стал первой ласточкой Национальной программы индустриально-инновационного развития. Государство посредством институтов развития и, прежде всего, ФНБ "Самрук-Казына" напрямую инвестирует финансовые средства в реализацию инвестиционных проектов, благодаря чему вводятся в строй высокотехнологичные предприятия, выпускающие востребованную конкурентоспособную продукцию, создаются тысячи рабочих мест. Все это станет основой для нового рывка в экономике в посткризисный период. А координатором и проводником новой индустриализации стало Министерство индустрии и торговли, которому в связи с этим делегирован ряд дополнительных функций. О ходе осуществления новой индустриальной политики в интервью нашей газете рассказал глава ведомства Асет ИСЕКЕШЕВ. – Асет Орентаевич, на внеочередном ХII съезде НДП "Нур Отан" Глава государства поручил Правительству разработать пятилетнюю программу форсированного индустриально-инновационного развития, призванную стать одним из основных экономических документов страны. На каком этапе сейчас выполнение этой задачи? – Работа идет полным ходом. Сформирован Координационный совет по форсированному индустриальному развитию республики. В рамках работы регулярно проводятся заседания семи отраслевых рабочих групп под руководством глав отраслевых ведомств. Также создана финансовая группа по независимой оценке инвестпроектов. Работа отраслевых рабочих групп идет параллельно в двух направлениях: это предварительный обзор отраслей и сбор инвестиционных проектов для включения их в Карту индустриализации. Стартом для процесса аудита и оценки отраслей послужило принятие методики разработки мастер-планов перспективных отраслей экономики. Кроме того, был проведен детальный мониторинг ресурсов и источников сырья для перспективных проектов. В целом все идет согласно запланированных сроков исполнения. – Когда будет завершена разработка Карты индустриализации? – Прошло два расширенных заседания Государственной комиссии по модернизации экономики Казахстана, на которых рассмотрено 92 проекта общей стоимостью 11,1 трлн. тенге. На ближайшие заседания Госкомиссии планируется вынести на рассмотрение еще более 50 проектов, предлагаемых институтами развития, социально-предпринимательскими корпорациями, местными исполнительными органами для включения в базовую Карту индустриализации. Мы намечаем уже в третьем квартале завершить работу по утверждению базового перечня карты. А в четвертом будет проведена значительная работа по разработке мастер-планов, что позволит до конца года завершить формирование Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010–2014 годы. – Развитие инновационной сферы – важнейшая составляющая форсированной индустриализации. Как бы вы оценили уровень инновационного развития страны, и на чем теперь будет акцентировано внимание? – Инновационная сфера – это действительно главный аспект. По данным Агентства по статистике, в 2006 и 2007 годах инновационно-активными были признаны 4,8 % предприятий, а в 2008 году этот показатель ухудшился, составив в итоге 4 %. К сожалению, в первой половине текущего года ситуация не улучшилась и фактически осталась на том же уровне. Считаю, что одной из главных проблем науки и инноваций в нашей стране является незавершенность научных исследований, их отрыв от производства. Большинство научных исследований носит фундаментальный характер, а проводимые прикладные разработки не имеют продолжения в виде коммерциализации и внедрения в производство. Приведу такие данные. В Казахстане доля расходов на науку в ВВП в последние годы не превышает 1,1 %, иными словами, научно-техническая деятельность не является основой экономического развития страны. Структурные диспропорции в отрасли привели к тому, что 71 % финансирования приходится на прикладные исследования, тогда как на опытно-конструкторские работы выделяется порядка 8 %. Только расходы на фундаментальную науку в объеме 21 % в целом соответствуют среднемировому уровню. Теперь реализация инновационных проектов будет осуществляться по инициативе бизнеса, промышленных предприятий. Финансирование инновационных проектов будет ориентировано на реальный результат. – Какие меры государственной поддержки будут оказываться предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность в связи с внесенными изменениями и дополнениями в Закон "О государственной поддержке инновационной деятельности"? – Закон претерпел существенные изменения и дополнения. Он предусматривает такие механизмы господдержки, как предоставление инновационных грантов и формирование комплекса мер инновационного развития. Гранты будут предоставляться на приобретение инновационных технологий, выполнение опытно-конструкторских работ и рисковых исследований прикладного характера, патентование за рубежом и в международных организациях, а также разработку ТЭО инновационного проекта. Уже в нынешнем году впервые будет реализован механизм грантового финансирования. Его бюджет составит 150 млн. тенге. Предполагается, что в следующем году финансирование будет увеличено в 10 раз. К реализации указанных механизмов будут привлечены такие институты, как АО "НИФ" и АО "ЦИТТ", а также АО "Фонд науки", имеющие статус институтов инновационного развития в соответствии с решением Правительства. В законе конкретизированы формы господдержки инновационной деятельности, при которых осуществляется финансирование инновационных проектов на возвратной основе, обеспечение проведения государственной научно-технической, экономической и, при необходимости, экологической экспертизы проектов. Появилась и статья о центрах распространения инноваций, которые создаются на базе научно-исследовательских организаций. – Насколько успешно идет повышение доли казахстанского содержания в закупках национальных компаний и недропользователей? – АО "Самрук-Казына" для совершенствования процессов закупок разработало Инструкцию о порядке составления и предоставления отчетности по осуществляемым закупкам. В соответствии с ней организации группы фонда еженедельно предоставляют отчетность по казахстанскому содержанию. Так, по итогам полугодия дочерние организации ФНБ подписали с отечественными поставщиками 465 меморандумов на сумму более 135,8 млрд. тенге, заключили на основе подписанных меморандумов 1 665 договоров на общую сумму более 111 млрд. тенге, оплачено по договорам более 42 млрд. тенге. Таким образом, доля заключенных договоров по подписанным меморандумам составила 82 %, оплат по договорам – 38 %. Кроме того, фондом ведется Реестр отечественных товаропроизводителей, в котором в настоящее время состоят 505 организаций, предоставивших в общей сложности 683 нотариально заверенных копий сертификатов происхождения товара формы СТ-KZ (а это 6 259 наименований производимой продукции). Для реализации импортозамещающих проектов, создания новых производств и, соответственно, новых рабочих мест утверждена Программа увеличения казахстанского содержания в общих закупках Фонда "Самрук-Казына" и аффилиированных с ним организаций на 2009–2011 годы. Примером такого сотрудничества бизнеса и институтов развития может послужить реализация проекта ТОО "Неруд Кокшетау" по строительству и эксплуатации дробильно-сортировочной фабрики по выпуску щебня производительностью 1,2 млн. т щебня в год. Оборудование на это предприятие поступило в полном объеме, монтаж завершен, срок ввода фабрики в эксплуатацию – август-сентябрь 2009 года. Проект на 7,34 млн. евро профинансировала дочерняя компания фонда АО "Астана-финанс". В целом Правительством на плановой основе проводится работа по поддержке приоритетных направлений производства импортозамещающей продукции. – Каким будет конечный эффект от реализации политики форсированного индустриально-инновационного развития? – Программа поможет нам отойти от сырьевой направленности экономики, стать одной из конкурентоспособных стран мира и повысить благосостояние нашего народа. Благодаря политике форсированного индустриально-инновационного развития мы сможем создать условия для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике. |