NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 19:40 ast
17:40 msk

"Вдоль канала "Евразия" ветер с Востока одолевает ветер с Запада"
Н.Бектурганов: В случае принятия решения о строительстве канала "Евразия" Китай готов взять на себя львиную долю расходов на его проектирование и строительство. Китай также готов проложить к границам с Казахстаном и дальше к Каспию новую железную дорогу
09.09.2009 / интервью

Михаил ПУГАСОВ, "Казахстанская правда", 8 сентября

В последние годы проекту соединения Каспия и Азова новым судоходным каналом "Евразия" уделяется немало внимания в СМИ. Точки зрения самые разные: от одобрения до полного неприятия. "Для транспортировки своих грузов с Востока на Запад, в частности нефти и газа, Казахстан остро нуждается в выходе к морю. Имеющийся через Каспий по Волге и Волго-Донскому каналу в Азовское и Черное моря не удовлетворяет запросы нашей страны по грузотранспортировке", - считает председатель правления Национального научно-технологического холдинга "Парасат" Нуралы БЕКТУРГАНОВ. Подробности в его интервью "Казахстанской правде".

- Что строительство канала "Евразия" даст Казахстану в самой ближайшей перспективе?

- Стимулирование переработки нефтепродуктов на месте, ведь транспортировка за рубеж готовых продуктов существенно подешевеет. А это и новые рабочие места, и качественное улучшение структуры экономики. Бюджетные поступления за транзит, обслуживающий китайско-европейскую торговлю. Возрастание геополитической роли Казахстана как центра евразийского транзита.

Еще в июне 2007 года на XI Петербургском международном экономическом форуме Нурсултан Назарбаев сказал четко и ясно: "Мы нуждаемся в различных маршрутах: естественно, эти товары - нефть и газ - пойдут по тем маршрутам, которые окажутся экономически выгодными для нас. Знаковым проектом может стать строительство нового судоходного канала "Евразия" от Каспийского моря к Черному морю… Этот канал стал бы мощным коридором выхода всей Центральной Азии к морям через Россию".

- Как на сегодня обстоят дела с каналом?

- Сегодняшнюю ситуацию с каналом "Евразия" я бы охарактеризовал так: "Вдоль канала "Евразия" ветер с Востока одолевает ветер с Запада".

В общую тенденцию увеличения грузопотоков с Востока на Запад существенный вклад вносит и Китай, который готов резко увеличить поток своих товаров на Запад через Казахстан в случае удешевления транспортных расходов. В случае принятия решения о строительстве канала "Евразия" Китай готов взять на себя львиную долю расходов на его проектирование и строительство. Китай также готов проложить к границам с Казахстаном и дальше к Каспию новую железную дорогу.

Сегодня почти вся торговля Китая и стран ЕС осуществляется по океану. На дорогу уходит порядка 45 дней. Для Западной и Центральной части Китая железнодорожные расходы до китайских портов и до Каспийского моря сравнимы. И на транспортный коридор в случае завершения строительства канала "Евразия" перейдет значительная часть трансъевропейской торговли.

А это уже, согласитесь, не легкий бриз с Востока на Запад, а почти ураганный ветер, который может превратить Казахстан и Россию в величайшие транзитные державы. Я думаю, что его силы будет достаточно для разрушения устоявшихся стереотипов, что основной рост экспорта товаров из Каспийского региона и Центральной Азии на Запад будет исключительно за счет казахстанских и азербайджанских нефти и газа.

Географическое положение Казахстана просто обязывает нас быть инициатором и оказывать поддержку реальным проектам по увеличению и удешевлению транзита через нашу страну. Ведь недаром Нурсултан Назарбаев активно претворяет в жизнь идею создания на базе стран ЕврАзЭС и ШОС Евразийского центра транзита. Канал "Евразия" - это только лишь одно из будущих звеньев такого центра.

- 29 июня 2009 года президентом Республики Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым подписан протокол о намерениях с одной из крупнейших гидростроительных компаний мира - китайской госкорпорацией "Синогидро". Почему именно Илюмжинов так активно отстаивает целесообразность строительства канала?

- В 1932 году было начато, а в 1941-м из-за начала Великой Отечественной войны остановлено строительство Манычского судоходного канала (другое название - канал "Евразия") в направлении от Азовского моря к Каспийскому. Большая часть этого канала проходит по территории Калмыкии. Построенный к 1941 году участок составил 329 км из требуемых по проекту приблизительно 700 км. Это судоходная часть канала. Еще 180 км не являются судоходными. Общая водная часть канала - 500 км, и остается прорыть до Каспия всего 200 км. Очевидно, что канал "Евразия", используя имеющийся задел, вероятнее всего, пройдет по территории Калмыкии, что существенно поднимет экономическую активность региона, решит массу экологических проблем.

Однако в случае отказа России от строительства канала "Евразия", само собой разумеется, что Казахстан, страны Центральной Азии и Китай будут искать способы увеличения и удешевления транспортных артерий с Востока на Запад. Возможен вариант создания транспортного коридора через Азербайджан в грузинские порты Черного моря. Или строительства транспортной артерии южнее Каспийского моря - через Афганистан и Иран.

Указанные государства в настоящее время планируют направить средства на развитие перспективных транспортных коридоров, по которым товары региона могли бы попасть на мировой рынок. Но эти коридоры будут прокладываться в обход территории России.

Не сегодня, так завтра и самым ярым российским противникам строительства нового канала "Евразия" станет ясно, что дальнейшее игнорирование новых ветров с Востока на Запад пойдет в ущерб российским экономическим и политическим интересам.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Мы обязаны дать стимул для обновления технологической базы во многих сферах энергетики" 30.09.2009
Где родился, там и сгодился 25.09.2009
"Престижа мне всегда хватало..." 23.09.2009
Всем миром - против преступности 17.09.2009
Отвечать требованиям рынка 15.09.2009
"Электронное правительство" требует лидерства 15.09.2009
"Непродуманных производственных проектов у нас больше не будет" 14.09.2009
"Арест - это пройденный этап" 14.09.2009
"Необходимо усиление государственного и общественного контроля за подписанием контрактов с иностранными компаниями" 11.09.2009
"Зеленая улица" для талантов 11.09.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz