Ирина ИГНАТОВА, "Казахстанская правда", 10 сентября
Как известно, четвертого сентября Глава государства Нурсултан Назарбаев провел рабочее совещание по вопросам развития науки и научной системы. Итоги этой встречи, на которой был принят ряд принципиальных решений в сфере управления и финансирования научной деятельности, получили большой резонанс у научной общественности страны. Мы обратились с просьбой поделиться своими мыслями по этому поводу ректора Казахского национального университета им. Аль-Фараби академика Бакытжана ЖУМАГУЛОВА.
- Бакытжан Турсынович, какие из принятых решений вы, как руководитель крупнейшего университета страны, считаете наиболее важными для развития науки и высшей школы?
- На совещании Президент Нурсултан Назарбаев поставил перед научной сферой республики целый ряд принципиально новых фундаментальных задач в русле выдвинутого на XII съезде партии "Нур Отан" курса форсированного инновационного развития Казахстана. По сути, предложена совершенно новая модель системы управления отечественной наукой, а научный потенциал страны предложено активно задействовать одновременно в трех сферах - в самой науке, в трансферте технологий и во взаимодействии с бизнесом. Особо подчеркну, трансферт технологий - это архиважный вопрос, решение которого позволит оградить страну от устаревших и некачественных технологий, обеспечить их эффективность.
На совещании затрагивались и вопросы коммерциализации разработок казахстанских ученых, которые требуют тщательной дополнительной проработки.
Принципиальными моментами новой модели считаю также повышение стратегического уровня задач Высшей научно-технической комиссии при Правительстве страны, введение международной экспертизы, повышение роли научного сообщества через участие ведущих ученых в научных советах, которые будут играть основную роль в отборе и реализации проектов.
И самое главное для нас, представителей сферы высшего образования, то, что Глава государства поставил в центр внимания принципиальный подъем уровня научных исследований в ведущих университетах страны. Это очень важное решение, которого давно ждут наши ученые. Оно может стать этапным шагом к преодолению искусственного разделения сфер образования и науки, доставшегося нам в наследство от тоталитарного прошлого и ставшего тормозом развития и науки, и высшего образования.
Такой подход реально может привести к успеху, он давно и хорошо апробирован в развитых странах. Кроме того, в сферу науки будет активно вовлечен профессорско-преподавательский состав. Это очень большой потенциал, и до сих пор его возможности в исследованиях использовались недостаточно эффективно.
В сфере обеспечения исследований финансовыми средствами также поставлена новая задача: перейти к трем видам финансирования - базовому, грантовому и программно-целевому.
- В чем же отличие предлагаемой системы от применяемой сейчас, и как вы, известный ученый-математик, могли бы охарактеризовать ее эффективность?
- До сегодняшнего дня у нас действовал один программно-целевой метод финансирования научных исследований. В теории он направлен на обеспечение средствами только научных исследований, но на деле финансы использовались и на поддержание инфраструктуры - научных центров и НИИ, и на административные расходы. Теперь же для таких расходов вводится специальное базовое финансирование, и его выделение позволит четко разделить средства на поддержку инфраструктуры и непосредственно на науку, на получение новых знаний и научных результатов.
Принципиально новым для нас механизмом является введение грантового финансирования, ориентированного на ученых, а не только на организации. Теперь ученый для продвижения своей идеи уже не должен будет преодолевать многоэтажную бюрократическую пирамиду: руководство своего НИИ - руководство научного центра - министерство, а сможет напрямую подавать заявку на выделение гранта непосредственно в Научный совет по данному профилю, который и будет принимать окончательное решение.
Думаю, это поможет нам избавиться от застоя в научной работе. Ведь не секрет, что до сих пор программы формировались фактически одними и теми же организациями, в конечном итоге они же и выигрывали конкурсы. Получался замкнутый круг, когда под предлогом "новых" программ десятилетиями выполнялись одни и те же темы. Сегодня есть шанс отойти от такой практики.
И очень важно, что Глава государства поддержал предложение вывести все расходы на научные цели из системы государственных закупок. Она уже давно себя не оправдала в научной сфере и создавала массу бюрократических барьеров, которые наши ученые были вынуждены "мужественно преодолевать", затрачивая на это львиную долю своего времени, труда и таланта.
И еще один, на мой взгляд, немаловажный аспект. Грантовая система уже десятилетиями очень эффективно действует в развитых странах. И во многом потому, что ученый, выигравший грант, не обязан проводить всю работу только в своей организации. Какие-то части работы он может выполнить в лучших мировых центрах. Это приводит к уникальному явлению - глобализации мирового научного потенциала, когда каждый проект обеспечен самой лучшей методической базой, которую нельзя получить в рамках одного университета или центра. При этом затраты на грант в значительной мере окупаются высоким международным уровнем исследований и экономией на приобретении уникального оборудования. И если мы будем развивать грантовую систему в данном направлении, то появится перспектива включить в научный потенциал Казахстана реальную часть мировых ресурсов, которые станут доступными для наших ученых.
Наконец, третья составляющая - программно-целевое финансирование сохранится только для решения масштабных задач государственного значения, к примеру, научно-технологического развития отраслей экономики, обороны, социальной сферы, гуманитарных исследований.
- Бакытжан Турсынович, а как будет решаться больной для нашей науки вопрос омоложения кадров?
- Действительно, проблема кадрового пополнения науки молодежью уже в течение десятилетий не находит принципиального решения. Она находится на стыке высшего образования и науки, а эти сферы у нас, как уже говорил, до сих пор искусственно разделены. Это, конечно, не единственная, но одна из наиболее важных причин небольшого притока в науку талантливой молодежи.
Идея переноса центра тяжести развития науки в университеты, поддержанная Главой государства на совещании, дает новое решение - к исследованиям будет подключен кадровый состав вузов и, что очень важно, наши магистранты и докторанты. То есть уже на стадии обучения молодежь будет непосредственно "делать науку".
У себя в КазНУ мы стараемся привлекать в науку молодежь уже со студенческой скамьи, ввели "двойную" систему руководства подготовкой докторантов - отечественным и зарубежным учеными, прорабатываем такую же систему в магистратуре. И это уже дает результаты, научный потенциал университета стал активно "подпитываться" талантливой молодежью. Особо хочу сказать, что в этом году 40 выпускников программы "Болашак", окончивших магистратуру в лучших университетах мира, изъявили желание работать у нас - в научных лабораториях и на кафедрах.
Думаю, вы обратили внимание, что Президент страны однозначно поддержал и создание в Казахстане исследовательских университетов. В мировой практике их не так много, к примеру, в США и Европе они составляют только пять процентов от числа всех вузов. Но именно они являются основными поставщиками высококвалифицированной элиты своих стран, и, прежде всего, за счет объединения учебы с научными исследованиями. Только на этой основе можно готовить современных специалистов, способных принимать решения в непрерывно изменяющихся условиях, вырабатывать новые знания. Решение Главы государства открывает "зеленую улицу" для этого процесса.
Есть и еще один фактор. Как вы знаете, до сих пор кандидатские и докторские диссертации наши ученые готовили и защищали и в вузах, и в НИИ, действовали и давно критикуемые механизмы заочной аспирантуры и соискательства.
Теперь же ситуация кардинально изменилась. Казахстан полностью перешел на европейскую систему подготовки докторов философии (PhD), а она не сводится только к написанию диссертаций, а является полноценным учебным процессом, который можно проводить только очно и только в университетах. И уже через год наши ведущие университеты будут нести практически всю ответственность за пополнение науки молодыми кадрами. Поэтому в самое ближайшее время нам нужно будет выработать и освоить принципиально новые механизмы целевой подготовки в ведущих (а впоследствии - исследовательских) университетах магистров и докторов PhD для отраслевых министерств, научных центров, НИИ и всех других вузов страны.
С учетом всего этого мной внесено предложение: на конкурсной основе, с учетом имеющегося интеллектуального капитала, авторитетных научных школ и инфраструктуры, определить три-пять университетов для превращения их в исследовательские, и именно на них сосредоточить основные финансовые и организационные ресурсы научного развития.
- Как известно, в стенах КазНУ им. Аль-Фараби имеется самая солидная среди всех вузов республики научная база. Десятки научных школ, многие из которых приобрели международный авторитет, сотни академиков, лауреатов престижных научных премий, у вас есть свои НИИ и научные центры. Как повлияют решения, принятые на совещании, на их деятельность?
- Конечно, университетские ученые и сегодня проводят значительное число исследований, но по объему финансирования они пока существенно отстают от желаемого. Теперь же у нас есть все основания надеяться, что объем этих исследований и их результативность вырастут на порядок, а это означает и резкое повышение уровня и количества публикаций в ведущих мировых журналах, и рост участия в мировых научных форумах.
Есть еще один положительный фактор: развитие университетской науки укрепит наши позиции для вхождения в глобальные рейтинги лучших вузов мира. Мы впервые вошли в рейтинг агентства РейтОР, и по образовательным критериям заняли 150-е место среди 500 лучших вузов мира. А вот по развитию науки пока наши позиции существенно ниже. Поэтому предложенный Главой государства перенос центра тяжести исследований в университеты позволит нам в течение ближайших лет войти и в другие мировые рейтинги, где ведущим фактором оценки вуза является именно уровень развития науки. Это не только укрепит наш авторитет в научной сфере, но и позволит стране гораздо эффективнее, чем сейчас, развивать экспорт образовательных услуг - сегодня это очень перспективная сфера современного бизнеса. Как видите, решения совещания и поставленные на нем Главой государства фундаментальные задачи окажут мощное влияние как непосредственно на сферу науки, так и на систему высшего образования. Они, несомненно, системно скажутся на посткризисном развитии Казахстана, приблизят достижение стратегических целей и процветание страны. |