Валерий ВЕДЕНКО, "Казахстанская правда", 10 сентября
Первый негосударственный научно-исследовательский институт открылся в регионе. Это НИИ экономики и права при Костанайском социально-техническом университете, тоже, к слову, частном. Директором института назначен известный в республике правовед, работавший заместителем министра юстиции и неоднократно избиравшийся депутатом Парламента, доктор юридических наук Сергей ЖАЛЫБИН. О задачах нового института его руководитель рассказал нашему корреспонденту.
- Сергей Михайлович, с чем связано появление вашего учреждения: то ли в стране сложились условия для частной науки, то ли в обществе сформировалась потребность разобраться с правовыми основами экономики?
- Связано и с тем, и с другим. Многие частные вузы, включая наш, значительно выросли за последние годы материально, интеллектуально и уже не ждут лишь от государства ответов на занимающие их вопросы, пытаются разобраться сами. А на первом плане у людей экономика и право: как жить обеспеченно и при этом честно, законно.
- Да уж, примеров обратного предостаточно.
- Но я бы не стал утверждать, как это делают отечественные оппозиционеры, что раньше никто не занимался наведением порядка в стране, да и теперь, мол, называют и наказывают не всех, кто проворовался, а только мелких мздоимцев да ставших неугодными. Раньше тоже борьба с недобросовестными крупными чинами велась, достаточно вспомнить бывшего премьера Кажегельдина. Могут сказать: он же на свободе, хотя лишился должности. Мне доводилось заниматься расторжением контрактов, подписанных Кажегельдиным. Некоторые из них наносили огромный ущерб Казахстану и, наоборот, давали необоснованные выгоды контрагентам.
Но не так-то просто найти в них криминал, который признает суд. Допустим, инофирма обязалась начать у нас добычу нефти или газа в таком-то году - это главное, на что мы обращали внимание. Но где-то в контракте ненавязчиво так было прописано, что Казахстан обязан к этому времени подвести на месторождение линию электропередачи. И вот день икс настал, нефти и газа нет, государство требует с фирмы неустойку. А ее юрист подчеркивает в контракте строчку об электролинии. Оказывается, о ней как-то "забыли", не подвели, если это вообще было изначально возможно. И теперь уже наше государство платит фирме неустойку. Следствие это халатности наших чиновников, некомпетентности или преступного сговора с фирмой - попробуй разберись и докажи.
- Что же это за законы такие, что не дают сразу схватить виновного за руку?
- Могли быть и хуже, потому что имелись желающие делать преступный бизнес и на законотворчестве для молодой республики. За умопомрачительные гонорары предлагали законопроекты, элементарно списанные с законов других стран. А чужое - это не всегда лучшее и подходящее для наших условий.
Взять то же дело "Казатомпрома", по поводу которого сейчас больше всего поднимает крика оппозиция. Сомнения по поводу выгодности для Казахстана заключавшихся этой структурой сделок появились не вчера, и говорить о них стали тоже не сегодня, вопреки утверждениям ее заступников. Еще в мае 2007 года я в присутствии прессы, отразившей затем эти факты в публикациях, говорил в Парламенте о необходимости тщательно проверить работу "Казатомпрома". Тогда в Мажилисе Комитет по законодательству и правовой реформе, который я возглавлял, рассматривал вопрос обеспечения энергетической безопасности страны. К нам поступили запрошенные материалы, в том числе из "Казатомпрома".
Я обратил внимание, что в числе партнеров Казахстана фигурирует, к примеру, оффшорная компания с уставным капиталом в сто долларов, тогда как сделки заключаются многомиллионные! Этак практически любой желающий может стать нашим "стратегическим партнером", ничем не рискуя: "кинуть" казахстанскую атомную промышленность на миллиард и ответить за это сотней. Как можно заключать такие сделки? Ведь явно прослеживается желание получать и ни за что не отвечать. Я послал запросы о правомерности такого партнерства в ряд компетентных ведомств.
Мне отвечали, что действующее законодательство не нарушено, все сделано "в рамках современного менеджмента". Не такой ли распространившийся в мире "современный менеджмент" породил нынешний финансово-экономический кризис? Правда, Генпрокуратура сообщила, что требуется дополнительная проверка. И спустя время мы узнали, что результаты проверок "Казатомпрома" стали "атомным взрывом": оказалось, урановые недра страны проданы за бесценок иностранным фирмам, энергетическая безопасность Казахстана поставлена под угрозу.
- Нельзя было предотвратить эту ситуацию?
- Дело в том, что нельзя всех заранее подозревать. И когда кто-то начинает негативную деятельность, то не сразу она замечается. Но шило вылезет из мешка, тайное станет явным. Тот же Аблязов отнюдь не был в моем мнении какой-то одиозной фигурой, пока не стало известно о его кадровой политике в бытность министром индустрии и торговли: назначал на высшие посты весьма сомнительных людей. За что его, кстати, публично критиковал Президент. Но Аблязов уже не останавливался. По моим наблюдениям, где он прошел - там ищи криминал, вряд ли ошибешься. Он и в БТА Банке "отличился", и в истории с "Казатомпромом" замешан.
Нельзя, как говорится, приставить к каждому полицейского. Да и не нужно, это не эффективно. Я так думаю и полагаю, наш НИИ может подробно и убедительно обосновать этот посыл. Но не я один считаю, что последние события в мировой финансово-экономической сфере, а не только казахстанской, показали необходимость усиления государственного, а также общественного контроля за этой сферой, совершенствования касающихся нее законов. Вот исследованиями такого рода и будет заниматься наш НИИ. |