Азамат БАЙГАЛИЕВ, "Казахстанская правда", 15 сентября
Одной из важных тенденций в управлении государственной собственностью в Казахстане стало создание холдингов. Не обошла она и сферу массовой информации. В прошлом году был создан национальный информационный холдинг "Арна Медиа". Какие новации в работу государственных медиа привнес он? Чего удалось добиться за истекший год? На эти и другие вопросы отвечает председатель правления холдинга "Арна Медиа" Ерлан БАЙЖАНОВ.
- Холдинг "Арна Медиа" уже год на рынке…
- Строго говоря, чуть меньше. Мы считаем точкой отсчета 29 ноября прошлого года, когда состоялось первое заседание совета директоров и были приняты первые решения.
- О чем они были?
- О стратегии. Были утверждены основные приоритеты деятельности холдинга. Мы стали рассматривать государственные медиа не только как политический ресурс или идеологический инструмент государства, но и как бизнес-активы. Оценивать их в терминах экономической конкуренции, позиционирования на рынке, эффективности маркетинга. Уже первые решения холдинга были нацелены на ключевую задачу - внедрить в работу государственных СМИ эффективную модель корпоративного управления и стратегического менеджмента.
- Насколько это важно для газет и телевидения?
- Это было неважно в советские времена, когда печатный станок мог напечатать сколько угодно и дензнаков, и тиражей.
Надо сказать, что принцип дотирования прессы и телевидения в какой-то степени сохранился до наших дней, хотя и видоизменился. Государственные СМИ привыкли к постоянной бюджетной подпитке за счет госзаказа. С четырех до 20 млрд. тенге возросло их госфинансирование начиная с 2001 по 2007 год. Это привело к благодушному бюджетному патернализму.
Но наступил кризис. Надо считать каждый тиын и думать о том, как зарабатывать, как удержаться на рынке. Далеко не все из компаний, вошедших в холдинг, имели представление, как этого добиться. Но нам удалось внедрить в своих компаниях основные инструменты инвестиционного и бюджетного планирования, транспарентности финансовой информации, а также необходимые институты корпоративного управления. Это очень важный результат.
- Вы упомянули кризис. Он затронул компании холдинга?
- Наш основной источник дохода - оказание информационных услуг государству. А оно - надежный заказчик. Благодаря этому все компании работают стабильно. Но при этом стали изучать рынок, жить по средствам, урезали все лишние расходы, провели сокращения. По итогам года хотим выйти с прибылью по группе компаний. Создание холдинга было очень своевременным, удалось смягчить влияние кризиса.
Больнее всего кризис ударил по доходам от рекламы. Реально этот рынок просел на 40%, хотя эксперты в начале года предрекали меньшее падение. Особенно существенно сократились объемы рекламы в печатных изданиях. Благодаря консолидации рекламной деятельности в специализированном сэйлс-хаусе холдинга мы удерживаемся в плановых показателях, которые предусматривали падение в среднем на четверть. Мы уже стали крупным игроком на рекламном рынке, твердо удерживая долю телесмотрения на уровне 20%.
- Телевидение - самый привлекательный медийный ресурс для рекламодателей. Как вы оцениваете работу государственных телеканалов?
- В целом позитивно. Эта оценка базируется на рейтингах телесмотрения. Особенно хорошо продвинулся телеканал "Казахстан", его рейтинг вырос почти в два раза - с 3,5 до семи пунктов. А отдельные продукты телеканала начинают выходить в лидеры рейтинга.
У телеканала "Ел арна" тоже очевидный прогресс. Это результат появления в эфире нескольких новых интересных, свежих программ. Можно сказать, что "Ел арна" активно формирует свою аудиторию.
У "Хабара" тоже стабильная аудитория. Телеканал смотрят главным образом госслужащие, политическая элита и крупный бизнес, чтобы быть в курсе главных политических новостей. Мы заказали специальные исследования аудитории в городах с населением менее 50 тыс. человек, чтобы получить реальные телевизионные предпочтения населения, живущего за пределами областных центров. Эти данные помогут улучшить программную политику наших телеканалов.
- К сожалению, наш зритель все еще предпочитает смотреть российские каналы, а не казахстанские. Что делается для того, чтобы наши телеканалы стали популярнее? Чего ждать телезрителям в новом телевизионном сезоне?
- Для нас новый сезон начался весной, когда серьезно обновились телеканалы "Казахстан" и "Ел арна" и появились десятки новых передач.
С самого начала мы взяли курс на специализацию каналов. Это не наше ноу-хау. Возьмите, к примеру, российскую ВГТРК - ни один из пяти ее телеканалов не похож на другой. Сугубо новостной канал "Вести-24" не спутаешь с универсальным каналом "Россия", чередующим информационные, развлекательные, образовательные передачи. Кроме того, сюда входят телеканалы "Культура" и "Спорт", детский канал "Бибигон".
Такая тематическая дифференциация позволяет каждому из каналов получить свою устойчивую аудиторию. Мы должны идти к этому. "Хабар" должен развиваться как информационный канал, уделять большое внимание модернизации новостей и аналитических программ. "Ел арна" в большей степени молодежно-познавательный, развлекательный канал. "Казахстан" видится как общественный канал с широким спектром зрительских интересов.
К осеннему сезону наши каналы закупили новинки российской и зарубежной кинопродукции. Абсолютное большинство фильмов - премьеры в телеэфире Казахстана. В осеннем сезоне начинается также показ документального цикла "Лики Евразии", эксклюзивный показ новинок киностудии "Казахфильм". На телеканале "Ел арна" готовится к эфиру первый национальный проект "Игры Великой степи". Команды будут соревноваться в различных играх и соревнованиях, которые издревле пользовались большой популярностью у казахского народа. Также будет запущен оригинальный формат "Хан of Дастархан" с участием сборной Казахстана по КВН. "Казахстан" запускает телепроекты собственного производства, среди которых "Екі Жулдыз", "Ара", "Роза Рымбаева шакырады", "Сен сулу", "Ауыл".
Хорошая новость для любителей футбола: холдинг приобрел эксклюзивные права на трансляцию матчей Лиги чемпионов УЕФА и Лиги Европы УЕФА. Большой европейский футбол возвращается на главные телеканалы страны - "Хабар" и "Казахстан".
- Холдинг "Арна Медиа" определен официальным вещателем предстоящих в 2011 году зимних Азиатских игр. Что делается на этом направлении?
- Мы давно готовы приступить к этой работе. Но пока нет ясности во взаимоотношениях с исполнительной дирекцией оргкомитета Игр. До сих пор ведем переписку, хотя все сроки уже прошли.
- Вернемся к теме прессы. Невооруженным взглядом видны изменения, которые произошли в дизайне газеты "Казахстанская правда" и сайта информационного агентства "Казинформ". Но это пока внешние изменения, а будут ли внутренние?
- Наши цели - не только техническая модернизация и коммерческая эффективность компаний холдинга, но и качественный информационный контент. Современный, по-настоящему интересный читателю. На это нас настраивают и Администрация Президента, и Министерство культуры и информации - наш единственный акционер.
Всеобъемлющее, оперативное и ответственное информирование аудитории о политических, экономических, общественно значимых, культурных событиях в Казахстане и за его пределами - такую задачу мы ставим перед нашими СМИ. И я уверен, что они с ней справятся.
Агентство "Казинформ" оперативно запустило новый информационный продукт - инфографику. Это эффективный метод работы с информацией. Коротко и наглядно представляя важные, в первую очередь экономические, события, мы помогаем нашему потребителю легко и быстро разобраться в большом потоке информации.
Запущен также такой продукт, как региональные ленты новостей, где аккумулируется исчерпывающая информация о событиях, происходящих в каждом из регионов страны.
Современные тенденции развития печатной прессы таковы, что главным в газете стала не новость, которую уже передали агентства и показали по ТВ, а качественный анализ событий. Газета вновь отвоевывает своего читателя у ТВ, а теперь еще и у Интернета, и помочь выиграть в этой тяжелой борьбе может только интересный контент.
К слову, в наших планах - серьезно увеличить международную тематику в наших изданиях. Но мы столкнулись с острым дефицитом журналистов-международников.
Государственная газета - это ежедневный навигатор читателя в коридорах власти, раскрывающий суть работы государственных органов. Подчеркиваю, ежедневный. В тяжелые 90-е годы газеты "Егемен Казакстан" и "Казахстанская правда" были вынуждены перейти на четырехразовый выпуск в неделю. Считаю, что им пора возвращаться в нормальный график выхода: сначала на пятиразовый, а затем - по мере роста финансового благополучия - на выпуск шести номеров в неделю. В стране ежедневно происходит достаточно знаковых событий, которые не должны оставаться за газетным бортом.
- Какие ближайшие планы у холдинга?
- В группе компаний "Арна Медиа" запускается процедура "дью-дилидженс", по итогам которой мы получим объективную оценку рыночной стоимости наших компаний, глубокий анализ имеющихся рисков, качественные рекомендации по развитию медиа-активов. Это очень важно с точки зрения стратегических перспектив развития холдинга.
Есть и неосвоенные направления, до которых пока не дошли руки. Готовимся начать перемены на наших радиостанциях, а также в сегменте малых печатных изданий - казахскоязычных газетах и журналах, входящих в компанию "Казак газеттері", а также группе детских изданий "Жас оркен".
Отдельная тема - внедрение цифрового телевидения. Холдингом предложена Концепция по внедрению и развитию цифрового вещания, разработан комплексный план по ее реализации. К сожалению, в условиях кризиса пока нет возможности для полномасштабного бюджетного финансирования этого проекта. Хотя, как мы считаем, его можно реализовать за счет кредитных или инвестиционных ресурсов.
Но уже в нынешнем году мы хотим приступить к реализации проекта непосредственного спутникового вещания, чтобы обеспечить всю территорию страны, включая отдаленные и малые населенные пункты, как отечественными телевизионными программами, так и пакетом популярных зарубежных телеканалов. Для этого мы объединим ресурсы и опыт наших телекоммуникационных компаний "Казтелерадио" и КАТЕЛКО.
Внедрение цифрового вещания освобождает частотный ресурс, ведет к расширению телевизионного рынка в целом. Появится возможность создавать новые телеканалы. В будущем мы хотели бы создать ряд новых нишевых каналов - детский, культура, спорт, анимационный.
Изучаем возможность выхода на рынок дистрибуции и розничной продажи прессы. Речь идет о создании сети издательских домов, которые комплексно смогут решать вопросы печати, доставки и распространения изданий, причем не только государственных.
Планов много, и все они направлены на качественный рост казахстанского медиа-рынка и его конкурентоспособности. В выигрыше должен остаться каждый казахстанец. |