NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 18:42 ast
16:42 msk

"Новые тарифы на воду не ударят по населению"
Н.Алдабергенов: Действующая система взаиморасчета "тариф-счетчик" не стимулирует потребителя экономить. При такой системе повышение тарифов неизбежно, поскольку водохозяйственные организации в республике в большинстве своем находятся в плачевном финансовом состоянии. А раз повышение тарифов неизбежно, то можно и нужно его смягчить, насколько возможно
19.10.2009 / интервью

Дмитрий Покидаев, "Известия-Казахстан", 16 октября

Агентство по регулированию естественных монополий внесло на этой неделе в парламент законопроект "О внесении изменений и дополнений в закон "О естественных монополиях и регулируемых рынках", предполагающий установление нового порядка тарифообразования на водоснабжение для физических лиц, имеющих приборы учета. О том, как будет теперь исчисляться стоимость воды в республике, и о некоторых других концептуальных аспектах нового проекта закона корреспонденту "Известий-Казахстан" Дмитрию Покидаеву рассказал председатель АРЕМ Нурлан Алдабергенов.

- Нурлан Шадибекович, законопроект разработан с целью совершенствования ценового регулирования субъектов естественных монополий и регулируемого рынка. Каковы его основные направления?

- Прежде всего законопроектом предусматривается введение дифференцированных тарифов на услуги водоснабжения в зависимости от объемов их потребления. Суть этого предложения та же, что и в аналогичном, уже действующем в ряде регионов, механизме оплаты потребленной электроэнергии: за определенный объем воды потребитель платит по уменьшенному тарифу, а каждый кубометр, потребленный сверх этого порога, оплачивается по другому, повышенному тарифу. Разумеется, что это коснется только тех потребителей, у которых есть приборы учета потребления воды. А там где нет приборов учета, объем потребления, определенный исходя из нормы, будет оплачиваться по максимальному тарифу. Таким образом, данная норма закона необходима именно для физических лиц, так как стимулирует население к экономии как водных ресурсов, так и содержимого кошелька человека. Кроме того, в законе предполагается введение гибкой ценовой политики для субъектов регулируемого рынка - доминантов - и внедрение метода сравнительного анализа для региональных электросетевых компаний.

- Главный вопрос в связи с этим: насколько больше придется платить за воду, потребленную сверх?

- Этот расчет будет производиться путем анализа экономического состояния предприятия и платежеспособного уровня населения.

- Распространенный вопрос: зачем дифференцировать тарифы, если есть счетчик? Сколько потребил, за столько и заплатил - разве не так?

- Безусловно, только вопрос ставить надо несколько по-иному: насколько больше заплатил, если не экономил? Действующая система взаиморасчета "тариф-счетчик" не стимулирует потребителя экономить. При такой системе повышение тарифов неизбежно, поскольку водохозяйственные организации в республике в большинстве своем находятся в плачевном финансовом состоянии. А раз повышение тарифов неизбежно, то можно и нужно его смягчить, насколько возможно. Мы могли бы пойти по пути Европы - разом и для всех повысить тариф на водоснабжение настолько, насколько это необходимо для восстановления водоканалов. Но надо же учитывать, что средний заработок в Европе и средний заработок в Казахстане - это разные вещи. Поэтому мы и предлагаем ввести, условно говоря, пониженный тариф для тех, кто воду экономит, и повышенный - для тех, кто за ее расходом не следит. Первые будут платить практически столько же, сколько они платят сейчас. Вторые - больше.

- Как не попасть в число вторых?

- А туда надо постараться не попасть. К примеру, сейчас в Алматы установлена норма потребления в 280 литров на человека, фактически же человек там потребляет в среднем 210 литров. В этом случае стимула для экономии нет. С введением же дифференцированных тарифов на воду население, которое будет потреблять воду в режиме экономии, это не коснется. А вот тем потребителям, которые будут превышать установленный объем, придется раскошеливаться. Поймите, действующие нормы потребления довольно высокие, поэтому заинтересованности в экономии денежных средств у нас сейчас нет никакой. А воды у Казахстана не так уж и много: на сегодняшний день только подземных вод мы потребляем 1,2 миллиона кубометров в год. Запасы же составляют 17 миллионов кубометров - конечно, это переходящий запас, но тем не менее цифры говорят о многом. Если же взять поверхностные воды, то их мы потребляем 19 миллионов кубометров, а годовой запас составляет 42 миллиона. То есть задачу экономии воды решать надо. И если этого не делать, запасы воды будут сокращаться, деятельность предприятий придет в упадок, произойдет резкое повышение тарифов.

- Какие важные новшества может привнести данный законопроект в случае его одобрения?

- Законопроект предполагает введение гибкой ценовой политики для субъектов регулируемого рынка - доминантов за счет введения предельной цены, повышать которую субъекту запрещается. А в рамках предельной цены он может ее менять. Действующий закон предполагает возможность самостоятельного снижения доминантом цены на свою продукцию, а для повышения цены на нее он должен обратиться в АРЕМ с уведомлением и дожидаться решения в течение 30 дней. Это является сдерживающим фактором для снижения цен субъектов-доминантов.

- Для снижения? Вроде бы эта норма вводилась как раз для ограничения повышения цены продукции доминантов…

- А вышло наоборот: действующее законодательство не позволяет доминантам гибко и оперативно реагировать на изменения цен на товарных рынках. И они боятся снижать цены, даже когда для этого есть все основания, потому что потом вернуть их на прежний уровень будет для них проблематично. Яркий пример в этом отношении - ситуация на рынке ГСМ республики в этом году, когда доминанты казахстанского рынка, несмотря на общемировое падение цен на нефть, стоимость на нефтепродукты не снижали. Мы начали изучать эту ситуацию и получили от доминантов один и тот же ответ: если мы сейчас снизим цены на ГСМ и будем оставаться при этом в конкурентной среде с обычными игроками рынка, то для того, чтобы вновь повысить цену, мы, в отличие от них, наткнемся на процедуру 30-дневного согласования этого повышения с регулятором рынка. А конкуренты эти 30 дней будут извлекать прибыль - их цены ведь не регулируются.

- Представители других госорганов предпочитают называть в качестве объяснения высоких цен на этом рынке ценовой сговор…

- А мы не пытаемся объяснить поведение доминантов только этой нормой, мы говорим о том, что это - лишь одна из причин того, почему цены на нефтепродукты в Казахстане доминанты держат на одном уровне вне зависимости от конъюнктуры. И вот после того, как эту дискриминационную по сути своей в отношении доминантов норму устраним, дав доминантам право в рамках предельной цены ее применять, тогда с них можно будет спрашивать за ситуацию на рынке в полном объеме.

- Не боитесь, что они тут же взвинтят цены?

- Нет, мы предлагаем оставить за собой рычаги влияния. Во-первых, они по-прежнему обязаны будут информировать нас об изменении цен, в рамках предельной цены. Во-вторых, мы будем вправе провести проверку обоснованности повышения в случае, если нам поступит сигнал или жалоба на доминантов. Более того, в вопросах контроля мы идем дальше, предлагая еще одну норму о праве уполномоченного органа вмешиваться в ситуацию на рынке, если конкуренты начнут жаловаться на доминанта, который демпингует, то есть продает ГСМ по заниженной цене с явным намерением "перекрыть кислород" остальным участникам рынка, чтобы они, грубо говоря, "вымерли", а он мог потом на рынке диктовать любые свои условия.

- Вы уже упомянули про изношенность основных фондов водоснабжающих организаций, которую призваны отчасти устранить новые тарифы на воду, но примерно такая же ситуация и в электроэнергетике. Здесь новым законопроектом что-то предусматривается?

- Да, это внедрение метода сравнительного анализа при утверждении тарифов региональных электросетевых компаний. Новый метод позволит регулирующему органу оценить эффективность РЭК с учетом множества факторов и сравнивать их с моделью субъекта - лидера рынка, чья деятельность наиболее эффективна. Внесение предлагаемых поправок позволит повысить инвестиционную привлекательность РЭК, в том числе за счет самостоятельной оптимизации деятельности, технологий, повышения производительности труда, сокращения затрат. А уполномоченный орган будет иметь возможность оценить потенциал повышения эффективности для каждого РЭК и установить задачи повышения эффективности в рамках тарифного регулирования. При этом применение нового подхода тарифного регулирования РЭК не приведет к изменению сложившегося паритета цен. Мы рассчитываем, что введение в действие предлагаемых поправок в закон "О естественных монополиях и регулируемых рынках" будет возможно уже с начала 2010 года.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Если предприниматель не занимается преступной деятельностью, то ему нечего бояться" 30.10.2009
"Я для госслужбы, скорее всего, потерянный человек" 21.10.2009
ШОС становится крупнейшим экономическим и бизнес-пространством 20.10.2009
"Не засоряйте эфир пустыми проектами" 20.10.2009
"Наша задача - создать в Казахстане в 2010 году один из самых благоприятных бизнес-климатов в Центральной Азии" 19.10.2009
"Сотрудники органов юстиции будут делать все для защиты законных интересов граждан и государства" 19.10.2009
"Новые тарифы на воду не ударят по населению" 19.10.2009
Миллиард долларов наличными - кредиторам 19.10.2009
"Не надо рвать волосы на себе" 16.10.2009
"Нефть и коррупция - наши бренды" 16.10.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz