Николай Лимов, "Известия-Казахстан", 11 ноября
Идея созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) впервые была представлена президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым на 47-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в октябре 1992 года. За это время организация прошла сложный путь своего развития и становления. Сегодня деятельность СВМДА в условиях глобализации всех мировых процессов приобретает особое значение. О месте и роли СВМДА в геополитической картине мира корреспондент газеты "Известия-Казахстан" Николай Лимов беседует с исполнительным директором секретариата СВМДА Дулатом Бакишевым.
В: Дулат Хангереевич, одна из главных целей СВМДА - создание условий для укрепления взаимного доверия и плодотворного сотрудничества в Азиатском регионе. Что было сделано в этом направлении за время председательства нашей страны в организации?
О: Прежде всего казахстанская дипломатия сделала все, для того чтобы подготовить и запустить эффективную международную структуру по инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. К настоящему моменту начата конкретная работа по всем пяти направлениям сотрудничества, определенным в основных документах совещания: экономическом, социально-гуманитарном, экологическом, в области борьбы с новыми вызовами и угрозами, а также в военно-политической сфере. Практически завершена работа по институционализации - в 2006 году был создан секретариат, постоянный административный орган.
В: В последнее время много говорится об усилиях международного сообщества по укреплению глобальной и региональной безопасности. Какую роль в этом играет СВМДА? Не дублирует ли оно в какой-то степени ШОС или другую организацию, куда также входит Казахстан?
О: Известные эксперты по международным проблемам отмечают, что в условиях глобализации ни одна организация не в состоянии обеспечить безопасность в одиночку. Необходима система международных структур, занимающихся решением различных задач на субрегиональном, региональном и глобальном уровнях. СВМДА не призвано копировать кого-либо, поскольку изначально оно было создано достаточно большой группой государств для достижения конкретных целей.
В: О деятельности СВМДА в среде аналитиков и политологов есть несколько мнений. Как утверждают некоторые эксперты, СВМДА утрачивает свое практическое значение, якобы данная структура замкнулась на согласовании теоретических вопросов взаимодействия членов организации, а потенциал СВМДА растрачивается впустую. Авторитет же организации в мире, говорят, падает. Что вы можете сказать по этому поводу?
О: Сколько людей - столько и мнений. В СВМДА мы имеем дело с взаимоотношениями между государствами. Важно, чтобы они укреплялись. А это ведь не краткосрочный бизнес-проект, а сложный и многоплановый политический процесс, ориентированный на долгосрочную перспективу. В СВМДА состоят 20 государств. Образно -это длинный железнодорожный состав, который начал движение по заданному маршруту. Поэтому пока преждевременно высказываться тем, кто хочет разочароваться. В качестве руководителя секретариата СВМДА я регулярно встречаюсь с руководством внешнеполитических ведомств азиатских государств, а также международных структур. Их оценки весьма и весьма положительны. Два года тому назад Генассамблея ООН предоставила нашему форуму статус наблюдателя, что свидетельствует о росте авторитета. Как говорил один бывший американский президент, факт - вещь упрямая.
За короткий период приняты конкретные планы действий в человеческом измерении, в области борьбы с новыми вызовами и угрозами, развитии малого и среднего бизнеса и туризма. Мы ожидаем, что в ближайшие шесть-семь месяцев будут одобрены документы практического значения по упомянутым выше приоритетным направлениям. В 2010 году планируются несколько министерских встреч и ряд мероприятий совместно с другими международными структурами. Словом, можно констатировать, что концептуальная работа уже завершена. Сейчас государства-члены СВМДА работают над конкретными планами взаимодействия и их реализацией.
Возможно, данный вопрос связан с тем, что успех в нашей сфере деятельности привлекает меньше внимания, чем разного рода негатив и конфликты. Другой аспект - не должно быть завышенных ожиданий, поскольку СВМДА - не панацея от всех бед.
В: Действительно, проблем в мире столько, что решить их не под силу ни одной организации. Взять, к примеру, наших соседей по континенту - Ирак, Афганистан. Сколько бы ни говорили дипломаты о мерах, принимаемых для стабилизации обстановки в этих странах, ситуация там по-прежнему остается стабильно тяжелой. Какие конкретные шаги предпринимаются СВМДА для нормализации обстановки в этом "полыхающем" регионе?
О: Конечно, нам не безразлично, что происходит в этих государствах. В рамках своей компетенции совещание содействует мирному развитию Афганистана, который входит в состав СВМДА, посредством оказания гуманитарной помощи. Хотел бы также отметить, что афганская сторона приняла активное участие в подготовке концепции СВМДА по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В январе 2010 года будет рассмотрен и, надеемся, принят план действий в этой сфере. Мы, в секретариате, уверены, что государства-члены СВМДА при энергичном участии Кабула проведут необходимую работу. Что касается Ирака, то, как вы знаете, это государство не является членом совещания. Тем не менее политический диалог и различные мероприятия, осуществляемые в рамках СВМДА, в том числе в социально-экономической сфере, безусловно, влияют на общую атмосферу в Азии, что выгодно всем, кто населяет наш континент.
В: Одним из самых трудных вопросов мировой дипломатии является вопрос о ядерных амбициях Ирана, государства, входящего в СВМДА. Позиция Казахстана в этом вопросе известна: все мирные ядерные программы должны быть транспарентными и находиться под строжайшим контролем МАГАТЭ. Что вы можете сказать о роли СВМДА в процессе ядерного разоружения?
О: В какой-то мере успех дипломатических усилий по созыву СВМДА связан с положительным примером Астаны в ядерной области. СВМДА приняло ряд важных политических документов, касающихся в том числе и аспектов деятельности государств в ядерной сфере. Очевидно, что мировому сообществу необходимо укреплять режим нераспространения, а также добиваться прорыва по разоруженческим вопросам.
В: Поговорим о роли СВМДА в решении острейших социально-экономических проблем. В 2004 году, выступая на министерской встрече, президент республики Нурсултан Назарбаев отметил, что решение этих вопросов является важным условием успешной борьбы против идеологии и практики международного терроризма. Каким образом и посредством каких механизмов СВМДА способствует решению социально-экономических проблем? Также вы в начале разговора отметили, что СВМДА координирует сотрудничество в пяти основных направлениях. На ваш взгляд, в каких направлениях организации удалось добиться значимых результатов и в каких еще надо активно поработать?
О: Что касается вашего первого вопроса, то буквально в конце октября в Пекине государства, входящие в СВМДА, одобрили и приступают к имплементации планов сотрудничества в области содействия малому и среднему бизнесу, а также развития туризма. Наряду с этим активно рассматриваются и прорабатываются конкретные мероприятия по энергетической безопасности, борьбе с наркотрафиком, противостоянию новым вызовам и угрозам, взаимодействию в экологической сфере, обмену опытом в развитии сельского хозяйства, информационных технологий. Представляется, что в рамках подготовки к III саммиту государствам удастся принять планы предстоящей работы по этим направлениям. Насчет второго вопроса: в конце октября нынешнего года Казахстан, как председатель СВМДА, представил свое видение по военно-политическому измерению, которое является для всех стран, кстати, не только азиатских, очень чувствительным. Этот документ был принят положительно. В этом направлении предстоит еще много работы, и, главное, государства-участники готовы к ней. А в целом что касается пяти основных направлений работы совещания, то хочу отметить, что прогресс есть по всем направлениям.
В: Какими вы видите ближайшие и долгосрочные перспективы организации?
О: Самая ближайшая и ответственная задача - подготовка и проведение III саммита в Турции. Что касается долгосрочной перспективы, то базовые документы СВМДА содержат исчерпывающий ответ - совместная деятельность азиатских стран по созданию на континенте атмосферы общей безопасности. К этой цели государства-члены СВМДА идут последовательно, принимая все решения взвешенно, на основе консенсуса. За годы выработки концептуальных подходов, на мой взгляд, страны-участницы достигли важного результата - существующие геополитические реалии, имеющиеся разногласия не мешают их желанию и возможности работать вместе, согласовывать позиции и двигаться вперед к достижению общих целей вместе. А это, согласитесь, самое ценное в нашей работе. |