NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 07:59 ast
05:59 msk

"С каждым инвестором нужно работать точечно"
Н.Радостовец: Сейчас очень важно создать равные экономические условия с российскими и другими предприятиями сопредельных государств. Ведь совсем скоро нам предстоит работать в Таможенном союзе…
09.12.2009 / интервью

Наталья АБСАЛЯМОВА, "Экспресс-К", 9 декабря

На ближайшую пятилетку горной металлургии в нашей стране отводится роль одной из стержневых опор инновационной экономики. Государство рассчитывает, что, поднявшись на более высокие ступени технологической лестницы, горно-металлургический комплекс (ГМК) со своей продукцией усилит позиции Казахстана на международных рынках.

Однако, прежде чем приступить к столь грандиозным планам, требующим солидных инвестиционных вливаний, бизнес предлагает власти разобраться с назревшими в отрасли проблемами. Об основных посылах, которые горняки и металлурги планируют адресовать правительству на своем втором съезде, рассказывает исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай РАДОСТОВЕЦ:

- Задача, поставленная главой государства по развитию высоких переделов, - чрезвычайно напряженная, - отмечает Николай Владимирович. - И многие компании всерьез задумались над тем, как ее реализовать. Для этого потребуются не только кредиты, но и высококвалифицированные кадры. Предстоит осваивать новые технологии, повышать комплексное использование сырья.

В последние месяцы мы отчетливо ощущаем повышенное внимание правительства к горной металлургии. Перспективы ее развития недавно обсуждались в Павлодаре на выездном заседании государственной комиссии по модернизации экономики с участием премьер-министра. Будущее отрасли теперь связывается не столько с добычей сырья, сколько с его переработкой. При этом на предприятиях сектора уже сегодня внедряются прогрессивные технологии и высокие переделы, а их продукция становится лицом Казахстана на внешних рынках. Тем не менее металлургия как приоритетное направление экономики нуждается в поддержке государства. Мы ждем от правительства неординарных решений.

- С чего же, на ваш взгляд, следует начать?

- Сейчас очень важно создать равные экономические условия с российскими и другими предприятиями сопредельных государств. Ведь совсем скоро нам предстоит работать в Таможенном союзе. В связи с этим необходимо, чтобы железнодорожные тарифы, которые будут вводиться на союзной территории, учитывали отдаленность Казахстана от морских путей и основных мировых рынков. То есть они должны быть транзитными, с понижением.

Другой - фискальный "аспект", с которым сталкиваются крупные компании на внешних рынках при реализации своей продукции. Нашим странам требуется унифицировать трансфертное ценообразование. К примеру, для российских компаний допустимо 20-процентное отклонение цены сделки от рыночной цены, а к казахстанским производителям в этом случае применяются экономические санкции, что априори ставит их в неравные условия с конкурентами. Надеемся, что ситуация выправится с принятием пакета поправок к закону "О трансфертном ценообразовании", куда вошли и предложения горнорудного сектора. И правительство откликнется на наши инициативы по поводу установления более взвешенных и справедливых подходов при определении рыночной стоимости продукции. Желательно, чтобы парламент успел рассмотреть и принять этот законопроект до конца года с тем, чтобы он начал действовать с 1 января 2010 года. Поскольку именно в этот период Казахстан, Россия и Беларусь объединятся в союз, и стартовые условия у нас должны быть если не одинаковые, то хотя бы приближенные.

- Очевидно, что запуск самых амбициозных проектов также способен поставить под вопрос прогнозируемый в стране дефицит электроэнергии и адекватной инфраструктуры:

- Безусловно, при развитии предприятий понадобятся новые подъездные пути, энергетические мощности и остальная инфраструктура. Поэтому хотелось бы, чтобы ФНБ "Самрук-Казына" совместно с другими ответственными государственными структурами серьезно учитывал будущие потребности отрасли.

В свою очередь, у нас имеется ряд предложений по расшивке узких мест, чтобы строящиеся железные и автомобильные дороги, ЛЭП были взаимосвязаны с теми мощностями, которые будут запускаться. Как известно, металлургические проекты отличаются своей энергоемкостью. И особую актуальность в этой связи приобретает вопрос установления предельных тарифов на электроэнергию и введения инвестиционной составляющей для энергопроектов, чтобы создать льготные условия на длительную перспективу для компаний, вкладывающих средства в обустройство инфраструктуры. Тогда к 2015 году, а может быть, и к 2012-му можно будет создать достаточный запас энергии, тем самым снять барьеры на пути наращивания производственных мощностей.

- Николай Владимирович, вы настаиваете на возврате к практике заключения контрактов с инвесторами. В чем логика вашего предложения?

- Сегодня казахстанские экспортеры ориентируются на долгосрочные контракты со своими международными партнерами. И чтобы они могли переключиться на переработку сырья внутри страны, им следует определить этапы продвижения предприятий с учетом поддержки правительства. Бесспорно, многим отраслям выгоднее продавать готовую продукцию, но для этого предстоит построить крупные производства, привлечь серьезные инвестиции. А сегодня сделать это весьма сложно, учитывая, что рядом с нами Китай с его благоприятным экономическим климатом и Россия с достаточно либеральным законодательством по развитию инфраструктуры.

Если компания примет решение инвестировать средства в предприятие с более глубокими переделами, она должна быть уверена в том, что в условиях ведения ее бизнеса не произойдет существенных изменений, способных привести к неокупаемости проекта. В этом вопросе нужна стабильность, закрепленная контрактом. В свое время, когда у государства не было средств, подобная практика полностью себя оправдала. И сегодня многие корпорации, как, например, "Казахмыс" и ENRC, являются брендами страны на мировых рынках.

- Скажите, какие конкретно шаги со стороны центральной власти способны заинтересовать потенциальных инвесторов вкладывать капитал в технологическую модернизацию металлургии?

- Думаю, для реализации задач, поставленных президентом перед металлургией, требуется не просто разработать госпрограмму, а открыть постоянно действующую диалоговую площадку, например, в Министерстве индустрии и торговли, на которой каждый месяц можно было бы обсуждать текущие проблемы. Приоритеты индустриальной политики определяет государство, но они должны формироваться с учетом мнения инвесторов, какие именно предприятия целесообразно создавать с учетом конъюнктуры мирового рынка. Однако этот основополагающий вопрос тяжело решить, сидя в чиновничьем кабинете.

В этом плане бизнесмены могут не только сделать ряд интересных предложений, но и взять на себя финансовую ответственность. Поэтому есть смысл провести консультации с руководителями консорциумов, имеющих опыт работы в Казахстане, а также привлечь руководителей компаний, которые пытались, но не сумели войти в наш рынок. С тем, чтобы обеспечить возможность ориентироваться не только на государственные средства фонда "Самрук-Казына", а рассчитывать большей частью на частный бизнес. Проведение форумов с предпринимателями, которые способны разместить в республике свои сбережения и под имя которых дадут деньги другие партнеры, было бы очень важным шагом.

В целом нужно создавать различные стимулы для появления высокотехнологичных металлургических производств.

- Какие, например?

- Вокруг этого вопроса идет много дискуссий. Одни эксперты говорят, дескать, давайте не будем возвращать НДС экспортерам. Но я считаю, что этот фактор способен сдерживать привлечение инвестиций. Другие предлагают увеличить тарифы на перевозку руды в другие страны. На мой взгляд, это тоже не метод, потому что тогда и сырье у нас продаваться не будет.

Мы полагаем, что увеличить долю производств с высоким переделом позволит организация СЭЗ, где вокруг крупных металлургических предприятий будут формироваться мелкие компании-сателлиты профильного направления. К примеру, на территории Казахстанского электролизного завода (КЭЗ) можно сформировать свободную экономическую зону под Павлодаром. Кстати, уже есть серьезные турецкие компании, готовые в случае создания определенных условий - выделения земли, подключения к коммуникациям - запустить цеха по производству из алюминия КЭЗ оконных профилей и других изделий, которые сегодня закупаются за рубежом. При наличии льгот они могли бы развивать свой бизнес более эффективно, чем в других странах. Да, какое-то время они не будут платить налоги, зато развернут новые производства.

СЭЗ - это рыночная форма, хорошо зарекомендовавшая себя во многих государствах. По большому счету, свободные экономические зоны не отвлекают никаких средств из бюджета, а напротив - способствуют притоку дополнительных поступлений в казну, поскольку предприятия на их площадках открываются только благодаря льготному режиму, без которого они не появились бы вообще. Думаю, Министерству экономики и бюджетного планирования стоит серьезно изучить этот вопрос не с фискальной точки зрения, а под углом перспективы расширения реального сектора.

Или возьмем казахстанское содержание. Под этим термином чаще подразумевают увеличение закупок отечественного сырья, товаров и услуг. Отчасти это правильно. Но как экономист я понимаю, что казсодержание должно трансформироваться в создание предприятий, которые обрастают собственной инфраструктурой, куда привлекается местная рабочая сила. Потому что в условиях единого экономического пространства одних призывов покупать наши товары явно недостаточно. Многие зарубежные компании с мировым именем, имеющие мощности в России, будут демпинговать. Следовательно, их представителей нужно пригласить к нам, чтобы они на определенных условиях здесь тоже размещали свои производства. Министерству индустрии и торговли стоит проводить с ними систематические переговоры, составлять индивидуальные контракты, то есть с каждым работать точечно.

И в целом, как мне кажется, вся инвестиционная политика вокруг инновационной программы должна выстраиваться на стимулирующих, а не административных мерах влияния. Тогда можно будет найти широкий отклик у инвесторов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Добрососедство без срока давности 31.12.2009
Погадаем на тарифах 29.12.2009
Что нам стоит газопровод построить 29.12.2009
"Шумиха вокруг продажи земли китайцам кому-то на руку" 28.12.2009
"Профессиональный праздник мы встречаем реальными достижениями" 23.12.2009
"Уроки декабря мы еще не выучили!" 20.12.2009
Казахстан участвует в формировании глобальной повестки дня 14.12.2009
На страже законных интересов 14.12.2009
Ермухамет Ертысбаев: Предвыборная стратегия строится задолго до выборов 10.12.2009
Столица - главный приоритет 09.12.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz