Наталья АБСАЛЯМОВА, "Экспресс-К", 9 декабря
На ближайшую пятилетку горной металлургии в нашей стране отводится роль одной из стержневых опор инновационной экономики. Государство рассчитывает, что, поднявшись на более высокие ступени технологической лестницы, горно-металлургический комплекс (ГМК) со своей продукцией усилит позиции Казахстана на международных рынках.
Однако, прежде чем приступить к столь грандиозным планам, требующим солидных инвестиционных вливаний, бизнес предлагает власти разобраться с назревшими в отрасли проблемами. Об основных посылах, которые горняки и металлурги планируют адресовать правительству на своем втором съезде, рассказывает исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай РАДОСТОВЕЦ:
- Задача, поставленная главой государства по развитию высоких переделов, - чрезвычайно напряженная, - отмечает Николай Владимирович. - И многие компании всерьез задумались над тем, как ее реализовать. Для этого потребуются не только кредиты, но и высококвалифицированные кадры. Предстоит осваивать новые технологии, повышать комплексное использование сырья.
В последние месяцы мы отчетливо ощущаем повышенное внимание правительства к горной металлургии. Перспективы ее развития недавно обсуждались в Павлодаре на выездном заседании государственной комиссии по модернизации экономики с участием премьер-министра. Будущее отрасли теперь связывается не столько с добычей сырья, сколько с его переработкой. При этом на предприятиях сектора уже сегодня внедряются прогрессивные технологии и высокие переделы, а их продукция становится лицом Казахстана на внешних рынках. Тем не менее металлургия как приоритетное направление экономики нуждается в поддержке государства. Мы ждем от правительства неординарных решений.
- С чего же, на ваш взгляд, следует начать?
- Сейчас очень важно создать равные экономические условия с российскими и другими предприятиями сопредельных государств. Ведь совсем скоро нам предстоит работать в Таможенном союзе. В связи с этим необходимо, чтобы железнодорожные тарифы, которые будут вводиться на союзной территории, учитывали отдаленность Казахстана от морских путей и основных мировых рынков. То есть они должны быть транзитными, с понижением.
Другой - фискальный "аспект", с которым сталкиваются крупные компании на внешних рынках при реализации своей продукции. Нашим странам требуется унифицировать трансфертное ценообразование. К примеру, для российских компаний допустимо 20-процентное отклонение цены сделки от рыночной цены, а к казахстанским производителям в этом случае применяются экономические санкции, что априори ставит их в неравные условия с конкурентами. Надеемся, что ситуация выправится с принятием пакета поправок к закону "О трансфертном ценообразовании", куда вошли и предложения горнорудного сектора. И правительство откликнется на наши инициативы по поводу установления более взвешенных и справедливых подходов при определении рыночной стоимости продукции. Желательно, чтобы парламент успел рассмотреть и принять этот законопроект до конца года с тем, чтобы он начал действовать с 1 января 2010 года. Поскольку именно в этот период Казахстан, Россия и Беларусь объединятся в союз, и стартовые условия у нас должны быть если не одинаковые, то хотя бы приближенные.
- Очевидно, что запуск самых амбициозных проектов также способен поставить под вопрос прогнозируемый в стране дефицит электроэнергии и адекватной инфраструктуры:
- Безусловно, при развитии предприятий понадобятся новые подъездные пути, энергетические мощности и остальная инфраструктура. Поэтому хотелось бы, чтобы ФНБ "Самрук-Казына" совместно с другими ответственными государственными структурами серьезно учитывал будущие потребности отрасли.
В свою очередь, у нас имеется ряд предложений по расшивке узких мест, чтобы строящиеся железные и автомобильные дороги, ЛЭП были взаимосвязаны с теми мощностями, которые будут запускаться. Как известно, металлургические проекты отличаются своей энергоемкостью. И особую актуальность в этой связи приобретает вопрос установления предельных тарифов на электроэнергию и введения инвестиционной составляющей для энергопроектов, чтобы создать льготные условия на длительную перспективу для компаний, вкладывающих средства в обустройство инфраструктуры. Тогда к 2015 году, а может быть, и к 2012-му можно будет создать достаточный запас энергии, тем самым снять барьеры на пути наращивания производственных мощностей.
- Николай Владимирович, вы настаиваете на возврате к практике заключения контрактов с инвесторами. В чем логика вашего предложения?
- Сегодня казахстанские экспортеры ориентируются на долгосрочные контракты со своими международными партнерами. И чтобы они могли переключиться на переработку сырья внутри страны, им следует определить этапы продвижения предприятий с учетом поддержки правительства. Бесспорно, многим отраслям выгоднее продавать готовую продукцию, но для этого предстоит построить крупные производства, привлечь серьезные инвестиции. А сегодня сделать это весьма сложно, учитывая, что рядом с нами Китай с его благоприятным экономическим климатом и Россия с достаточно либеральным законодательством по развитию инфраструктуры.
Если компания примет решение инвестировать средства в предприятие с более глубокими переделами, она должна быть уверена в том, что в условиях ведения ее бизнеса не произойдет существенных изменений, способных привести к неокупаемости проекта. В этом вопросе нужна стабильность, закрепленная контрактом. В свое время, когда у государства не было средств, подобная практика полностью себя оправдала. И сегодня многие корпорации, как, например, "Казахмыс" и ENRC, являются брендами страны на мировых рынках.
- Скажите, какие конкретно шаги со стороны центральной власти способны заинтересовать потенциальных инвесторов вкладывать капитал в технологическую модернизацию металлургии?
- Думаю, для реализации задач, поставленных президентом перед металлургией, требуется не просто разработать госпрограмму, а открыть постоянно действующую диалоговую площадку, например, в Министерстве индустрии и торговли, на которой каждый месяц можно было бы обсуждать текущие проблемы. Приоритеты индустриальной политики определяет государство, но они должны формироваться с учетом мнения инвесторов, какие именно предприятия целесообразно создавать с учетом конъюнктуры мирового рынка. Однако этот основополагающий вопрос тяжело решить, сидя в чиновничьем кабинете.
В этом плане бизнесмены могут не только сделать ряд интересных предложений, но и взять на себя финансовую ответственность. Поэтому есть смысл провести консультации с руководителями консорциумов, имеющих опыт работы в Казахстане, а также привлечь руководителей компаний, которые пытались, но не сумели войти в наш рынок. С тем, чтобы обеспечить возможность ориентироваться не только на государственные средства фонда "Самрук-Казына", а рассчитывать большей частью на частный бизнес. Проведение форумов с предпринимателями, которые способны разместить в республике свои сбережения и под имя которых дадут деньги другие партнеры, было бы очень важным шагом.
В целом нужно создавать различные стимулы для появления высокотехнологичных металлургических производств.
- Какие, например?
- Вокруг этого вопроса идет много дискуссий. Одни эксперты говорят, дескать, давайте не будем возвращать НДС экспортерам. Но я считаю, что этот фактор способен сдерживать привлечение инвестиций. Другие предлагают увеличить тарифы на перевозку руды в другие страны. На мой взгляд, это тоже не метод, потому что тогда и сырье у нас продаваться не будет.
Мы полагаем, что увеличить долю производств с высоким переделом позволит организация СЭЗ, где вокруг крупных металлургических предприятий будут формироваться мелкие компании-сателлиты профильного направления. К примеру, на территории Казахстанского электролизного завода (КЭЗ) можно сформировать свободную экономическую зону под Павлодаром. Кстати, уже есть серьезные турецкие компании, готовые в случае создания определенных условий - выделения земли, подключения к коммуникациям - запустить цеха по производству из алюминия КЭЗ оконных профилей и других изделий, которые сегодня закупаются за рубежом. При наличии льгот они могли бы развивать свой бизнес более эффективно, чем в других странах. Да, какое-то время они не будут платить налоги, зато развернут новые производства.
СЭЗ - это рыночная форма, хорошо зарекомендовавшая себя во многих государствах. По большому счету, свободные экономические зоны не отвлекают никаких средств из бюджета, а напротив - способствуют притоку дополнительных поступлений в казну, поскольку предприятия на их площадках открываются только благодаря льготному режиму, без которого они не появились бы вообще. Думаю, Министерству экономики и бюджетного планирования стоит серьезно изучить этот вопрос не с фискальной точки зрения, а под углом перспективы расширения реального сектора.
Или возьмем казахстанское содержание. Под этим термином чаще подразумевают увеличение закупок отечественного сырья, товаров и услуг. Отчасти это правильно. Но как экономист я понимаю, что казсодержание должно трансформироваться в создание предприятий, которые обрастают собственной инфраструктурой, куда привлекается местная рабочая сила. Потому что в условиях единого экономического пространства одних призывов покупать наши товары явно недостаточно. Многие зарубежные компании с мировым именем, имеющие мощности в России, будут демпинговать. Следовательно, их представителей нужно пригласить к нам, чтобы они на определенных условиях здесь тоже размещали свои производства. Министерству индустрии и торговли стоит проводить с ними систематические переговоры, составлять индивидуальные контракты, то есть с каждым работать точечно.
И в целом, как мне кажется, вся инвестиционная политика вокруг инновационной программы должна выстраиваться на стимулирующих, а не административных мерах влияния. Тогда можно будет найти широкий отклик у инвесторов. |