"Казахстанская правда", 12 декабря
Из нескольких тысяч вопросов, поступивших на прямую линию с Главой государства, более 300 относились к сфере внешней политики. Казахстанцев интересует широкий круг вопросов, касающихся основных направлений внешнеполитической деятельности государства, двусторонних отношений с региональными соседями и глобальными игроками, формирования имиджа страны за рубежом, а также то, какие общественно значимые задачи будут реализовываться отечественной дипломатией в год нашего председательства в ОБСЕ.
Сегодня на страницах "Казахстанской правды" на некоторые из наиболее интересных вопросов, адресованных Президенту, отвечает государственный секретарь - министр иностранных дел Республики Казахстан Канат САУДАБАЕВ.
- Какова в данный момент внешняя политика Казахстана?
- Большое спасибо за интерес к данной теме. Хотя, конечно, очень жаль, что вы не подписались под своим вопросом.
С первых дней независимости в соответствии со стратегическим курсом Президента Нурсултана Назарбаева Казахстан проводит многовекторную внешнюю политику, основанную на принципах баланса и прагматичности и нацеленную на создание максимально благоприятных условий для общественно-политического и социально-экономического развития страны.
Казахстан успешно развивает добрососедские взаимоотношения с такими партнерами, как Россия, Китай, страны Центральной Азии и другие государства СНГ. Наша республика продолжает укреплять стратегическое партнерство с США и многостороннее сотрудничество со странами Европейского союза, расширять взаимодействие с государствами Среднего и Ближнего Востока и другими азиатскими странами, налаживать сотрудничество с государствами Африки и Латинской Америки.
Казахстан придает большое значение как международному экономическому сотрудничеству, так и укреплению международной и региональной безопасности, борьбе с международным терроризмом, религиозным экстремизмом и другими современными угрозами. В связи с этим республика придает особую значимость участию в таких международных и региональных организациях, как ООН и организации системы ООН, ОБСЕ, ОИК, международные финансовые институты, а также развитию интеграционных процессов на Евразийском пространстве через активное участие в ЕврАзЭС и ШОС.
Являясь инициатором создания таких региональных структур, как СВМДА и Съезд лидеров мировых и традиционных религий, Казахстан последовательно продолжает их реализацию. Благодаря этим инициативам Главы нашего государства Казахстан, являясь молодым государством по историческим меркам, не только не оказался на периферии мировой политики, но, напротив, входит в число стран, активно влияющих на формирование глобальной повестки дня.
Важным этапом во внешнеполитической жизни страны в ближайшее время станут председательство в таких авторитетных организациях, как ОБСЕ, ШОС и ОИК. Избрание Казахстана на пост председателя ОБСЕ в 2010 году стало объективным признанием и высокой оценкой международным сообществом впечатляющих успехов в социально-экономическом и общественно-политическом развитии, достигнутых за годы независимости под выдающимся лидерством Нурсултана Абишевича Назарбаева.
Председательство Казахстана в ОБСЕ - это уникальный для нашей страны шанс продемонстрировать свою состоятельность в качестве ответственного, уважаемого, деятельного и эффективного члена международного сообщества.
Во время председательства в ОБСЕ и ШОС в 2010 году, а также в ОИК в 2011 году Казахстан будет придерживаться основополагающих принципов и ценностей этих организаций. Уверен, на посту председателя этих региональных структур государство внесет свой вклад в укрепление региональной стабильности, повышение эффективности деятельности этих организаций и расширение сотрудничества между государствами-участниками.
Важнейшими направлениями внешней политики являются привлечение иностранных инвестиций в Казахстан и укрепление положительного имиджа страны на международной арене.
- Почему мы председательствуем в ОБСЕ в 2010 году? Мы же не Европа! Что нам и нашему государству это даст? У нас у самих проблем достаточно и еще решать проблемы других! Спасибо!
Арман
- Эмоционально окрашенная постановка вашего вопроса свидетельствует, на мой взгляд, о вашем небезразличном отношении к внешней политике нашего государства, что тоже неплохо.
Как вам должно быть известно, ОБСЕ - это паневропейская организация, в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Она создана в соответствии с главой 8 Устава ООН в качестве главного инструмента для раннего предупреждения и предотвращения кризисных ситуаций, урегулирования существующих конфликтов и постконфликтного восстановления в Европе. Организация занимается широким кругом вопросов, включая контроль над вооружениями, превентивную дипломатию, укрепление мер доверия и безопасности, права человека, наблюдение за выборами, а также экономическую и экологическую безопасность.
Идея о председательстве в ОБСЕ уже принесла определенные выгоды Казахстану. Сегодня мы можем говорить о том, что в стране активизировались процессы укрепления рыночных основ экономики, рост политической активности населения и правовой культуры в обществе. Во многом такое положение вещей стало возможным благодаря дополнительным усилиям по достижению цели председательства в ОБСЕ.
Эти процессы продолжаются и, что необходимо подчеркнуть, корреспондируются с основным вектором развития Казахстана на построение экономически сильного демократического государства. Задача председательства в ОБСЕ усиливает и дополняет долгосрочные приоритеты развития страны. Выполнение функций председателя в ОБСЕ станет мощным стимулом для приближения казахстанского общества к общеевропейским стандартам жизни.
Председательство позволит повысить позитивное восприятие нашего государства деловыми и общественными кругами в качестве опоры и генератора стабильности в регионе, вызывающего больше доверия у международных финансовых и экономических структур.
Как я уже отметил, председательство Казахстана в ОБСЕ - это редчайший шанс для нашей страны продемонстрировать свою эффективность в качестве достойного партнера международного сообщества в решении наиболее острых проблем современности. Не случайно одним из приоритетов нашего председательства мы определяем необходимость более активного вовлечения ОБСЕ в стабилизацию Афганистана, и, думаю, нет необходимости объяснять влияние ситуации в этой стране на безопасность в Центральной Азии и за ее пределами.
Кроме того, уже сегодня мы наблюдаем, как идея Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о необходимости созыва Саммита ОБСЕ в следующем году, одной из главных тем которого и мог бы стать Афганистан, не оставила никого равнодушным, актуализировала процессы диалога в рамках Организации. Министры иностранных дел ОБСЕ, в принципе, согласились рассмотреть возможность проведения саммита, и в следующем году предстоит огромная работа по организации такой встречи на высшем уровне. Казахстан однозначно будет в центре внимания европейской общественности в связи с нашим председательством.
- Какое на самом деле отношение к Казахстану за рубежом, каковы рейтинги?
Адильжан
- После распада Советского Союза о Казахстане, ставшем самостоятельным субъектом международных отношений, мало кто знал в мире. В связи с отсутствием достоверной информации представление о нашей стране зачастую формировалось на основе устаревших сведений. Даже известные политики, крупные бизнесмены, журналисты ведущих изданий, услышав о Казахстане, спрашивали: "Это где?" Но сегодня ситуация изменилась.
Казахстану за исторически короткий промежуток времени удалось исправить ситуацию, стать узнаваемым и уважаемым на международной арене государством. В настоящее время Казахстан ассоциируется с богатой нефтью страной, которая добровольно отказалась от ядерного оружия и своим примером показала путь к миру, свободному от ядерного оружия.
За годы независимости Казахстан показал себя надежным партнером на международной арене, что проецируется на общественное мнение зарубежных стран о стране. В качестве признания важной роли Казахстана можно отметить, что в 2010 году он первым среди стран СНГ будет председательствовать в самой авторитетной в Европе организации - ОБСЕ, в 2011 году будет председательствовать в самой крупной и наиболее влиятельной официальной правительственной мусульманской международной организации - Организации "Исламская конференция".
В целом на мировой арене Казахстан имеет позитивный образ, благодаря чему в текущем году в самый тяжелый период мирового финансового кризиса было принято очень важное решение по суверенному рейтингу Казахстана. Оно во многом шло вразрез с большинством рейтинговых прогнозов в мире, имеющих явную негативную тенденцию. В частности, международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s пересмотрело прогноз по суверенному рейтингу с "негативного" на "стабильный" и подтвердило оценку Казахстана в столь важной инвестиционной категории.
Но было бы опрометчиво останавливаться на достигнутом. Необходимо наращивать усилия по укреплению международного образа Казахстана как динамично развивающегося, мирного и стабильного государства, тесно интегрированного в мировые отношения и мировую экономику, являющегося перспективным и интересным партнером для делового сотрудничества, а также способного предложить уникальные возможности для туризма и отдыха.
- Как вы оцениваете перспективы и текущий уровень взаимоотношений нашей страны с Российской Федерацией? Какие проблемные моменты и подводные камни вы видите в этом смысле? Всегда ли находите критику Запада в адрес России аргументированной и обоснованной? Что принципиально нового и креативного вы могли бы и хотели предложить россиянам для углубления и диверсификации отношений с ними?
Нуртас Жамбулов
- Вопреки известной формуле о наличии вечных интересов и отсутствии вечных друзей, Казахстан и Россия - страны, которым самой судьбой определено быть вечными друзьями. С первых дней нашей независимости Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев определил отношения с Российской Федерацией важнейшим приоритетом, и все эти годы Казахстан твердо привержен своим союзническим отношениям с Россией. Отрадно, что и высшее руководство РФ видит в Казахстане своего ключевого союзника и надежного делового партнера.
В этой связи отмечу, что исключительно теплые и доверительные отношения Главы нашего государства Нурсултана Назарбаева с первым Президентом Российской Федерации Борисом Николаевичем Ельциным (светлая ему память), его преемником Владимиром Владимировичем Путиным, а теперь и с Дмитрием Анатольевичем Медведевым придают определяющий импульс всему комплексу сотрудничества между нашими странами.
Только в текущем году главы наших двух государств уже встречались пять раз. Скоро ожидается новая встреча. Такая высокая динамика контактов на высшем уровне являет собой еще одно яркое подтверждение подлинного стратегического партнерства.
Сегодня Россия активно и успешно восстанавливает позиции в мире, подкрепляя свой возрастающий международный авторитет не только военным потенциалом, но и поступательным ростом экономической мощи и результативной внешней политикой.
В Казахстане мы искренне приветствуем успехи великого соседа. Мы исходим из того, что процветающая демократическая Россия - это благо как для Казахстана, так и для всего мира.
В этой связи могу сказать, что между нашими странами нет вопросов, которые бы мы не смогли разрешить. Систематизирующим фактором двусторонних отношений является План совместных действий Казахстана и России на 2009-2010 годы. Им предусматривается выполнение 40 пунктов по различным сферам двустороннего сотрудничества. Аналогичный документ на 2007-2008 годы мы успешно реализовали. Создание Таможенного союза еще больше сближает и укрепляет казахстанско-российские отношения.
Касательно критики Запада в отношении России, как, собственно, и критики России в отношении Запада, могу сказать следующее. Стратегической целью каждой страны во внешней политике является продвижение собственных национальных интересов, которые, естественно, не всегда совпадают, что и является поводом для критики.
- Сегодня Казахстан развивает отношения со многими странами. Однако затраты на проведение мероприятий по встрече делегаций или по поездкам казахстанских делегаций в страны обходятся государственному бюджету очень дорого. Предлагаю рассмотреть возможность выбора приоритетных Казахстану стран (пусть их будет десять), с которыми необходимо дальше развивать отношения. Например, Россия, Китай и т. д.
Галым
- Действительно, в условиях экономического кризиса в стране значительно сокращены бюджетные расходы, в том числе на нужды внешнеполитического ведомства. В то же время надо подчеркнуть, что активная деятельность на международной арене приносит большую прибыль нашему государству и обществу. За счет налаживания и развития политических и экономических контактов с международными партнерами обеспечивается приток иностранных инвестиций и технологий, что увеличивает объем торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами. Казахстан продвигает инициативы по обеспечению безопасности в регионе и мире в целом, что повышает наш международный авторитет. Поэтому активная деятельность на мировой арене приносит как экономические, так и политические дивиденды, что тоже дорогого стоит.
- Когда будет введен безвизовый режим с европейскими странами?
С уважением Лейла
- Принимая во внимание трудности с получением шенгенских виз, препятствующие контактам граждан Казахстана с Европейским союзом, нами уже начаты переговоры по подготовке между РК и ЕС Соглашения об упрощенном порядке выдачи виз, а также Соглашения о реадмиссии. В результате 30-31 марта 2009 года в Брюсселе между МИД, МВД РК и Генеральным директоратом Еврокомиссии по вопросам правосудия, свободы и безопасности прошли первые консультации экспертов по проблемам визовой политики и реадмиссии. Обе стороны обозначили конкретные намерения и стартовые позиции в вопросе углубления сотрудничества РК и ЕС по вопросам облегчения поездок граждан и реадмиссии.
Одновременно в рамках реализации Государственной программы "Путь в Европу" 22 октября 2009 года в Астане впервые состоялся семинар "Об облегчении визового режима и миграции между Республикой Казахстан и Европейским союзом". Пристальное внимание экспертов ЕС было уделено непосредственно самой процедуре оформления шенгенских виз гражданам Казахстана - сокращению времени обработки предоставляемых документов, сокращению их количества, отдаленности проживания многих граждан Казахстана, значительным финансовым и иным расходам.
На сегодняшний день Казахстаном подписаны соглашения о безвизовых поездках для владельцев дипломатических паспортов с 40 государствами; для владельцев служебных паспортов - с 30 странами; по национальным паспортам - с 14 странами. В нынешнем году были подписаны соглашения, освобождающие от виз владельцев дипломатических или служебных паспортов, с такими странами, как Болгария, Германия, Италия, Испания, Литва, Сербия, Словения, Франция, Эстония. До конца года планируется заключить аналогичные договоры с Латвией, Македонией, Черногорией и Швейцарией.
- К сожалению, имеются факты, когда граждане Казахстана подвергаются насилию и даже лишаются жизни на национальной почве со стороны экстремистских группировок (скинхедов) в соседней России. Об этих фактах неоднократно сообщалось в отечественных и зарубежных СМИ. По этому поводу хотелось бы задать вопрос: почему государственными органами Казахстана не принимаются меры по обеспечению безопасности на межгосударственном уровне и наше государство не защищает своих граждан?
Руслан
- Уважаемый Руслан, касательно пребывания граждан Казахстана в России, необходимо отметить, что массовых проявлений этнического неприятия граждан РК или лиц казахской национальности на территории Российской Федерации не зафиксировано.
Тем не менее в российских и казахстанских СМИ, особенно в электронных, публиковалась непроверенная и недостоверная информация о якобы имевших место массовых столкновениях на национальной почве между казахами и другими этническими группами, что на поверку оказывалось бытовой стычкой либо обычным криминальным преступлением с целью ограбления или вымогательства. Однако сайты некоторых СМИ, как казахстанских, так и российских, пытались преподнести это как межнациональную вражду, по-своему интерпретируя первичную информацию, что вносит напряженную обстановку в межэтнические отношения и не способствует дружеским отношениям между РК и РФ.
За 2008 год зафиксирован один случай, когда жертвой убийства на национальной почве в Москве стал студент - гражданин Казахстана, поздно возвращавшийся в общежитие. Нашим посольством были приняты меры по выяснению обстоятельств данного преступления, установлено взаимодействие с ОВД и прокуратурой района Коньково на постоянной основе. В МИД РФ была направлена официальная нота с требованием оказать максимальное содействие в оперативном и объективном расследовании преступления. В настоящее время трое лиц, подозреваемых в совершении данного и ряда других преступлений (всего около 40 эпизодов), задержаны и дают показания. За 11 месяцев 2009 года подобных фактов не зафиксировано.
Посольством РК в РФ ведется постоянный мониторинг преступлений относительно граждан РК, принимаются меры по повышению мер безопасности казахстанцев, временно пребывающих в Москве, а также прибывающих в РФ делегаций и командируемых. Руководством посольства и ответственными сотрудниками регулярно проводятся встречи с казахстанскими студентами и руководством вузов России на предмет разъяснения необходимости соблюдения находящейся там нашей молодежью законов РФ, принятия мер предосторожности и личной безопасности во время пребывания в стране, поддерживаются постоянные контакты с представителями органов внутренних дел, прокуратуры, ФСБ, а также руководителями вузов.
- Почему наш МИД проигнорировал реплику А. Проханова о том, что "исконные земли России, Беларуси, Украины и Казахстана возвратятся назад в Россию", в программе "Честный понедельник" на канале НТВ?
Кыпшакбай Толеген
- Ваше негодование мне понятно, я разделяю ваше мнение о недопустимости таких высказываний в адрес других государств, тем более со стороны представителей средств массовой информации, политиков и творческих деятелей. В самой России к подобным публикациям периодически выдвигаются претензии в подстрекательстве к национальной розни. Тем не менее сегодня много подобных изданий, которые держатся на "плаву", печатая различного рода скандальные материалы.
Что касается формата передач телеканала НТВ, то этот канал также, бывает, выпускает передачи с участием скандально известных политиков, писателей, экспертов. Действует по принципу - чем больше скандала, тем выше рейтинги.
Реагировать МИДу официально по каждому такому случаю достаточно сложно, так как этот вопрос напрямую связан со свободой СМИ, свободой слова и больше связан с этикой СМИ и самих подобных авторов.
- Во всем мире человечество становится свидетелем империалистической, а подчас и агрессивной политики США по отношению к другим странам. Тотальное влияние на политику и экономику развивающихся государств - это очевидная цель деятельности правительства Америки. Кем является, по вашему мнению, Америка для Казахстана сегодня и какие отношения между Казахстаном и США могут быть завтра?
Александр Тюменцев
- Я бы не стал давать столь категоричные оценки внешней политике суверенного государства, тем более такого уважаемого и влиятельного члена мирового сообщества, как США. Но, уважая также и ваш интерес к данной теме, отвечу на заданный вопрос.
Основная задача казахстанской дипломатии заключается в создании благоприятной внешней среды для социально-экономического развития страны и повышения благополучия граждан. При этом мы исходим из принципа прагматичности внешней политики, свободной от идеологических стереотипов ХХ века.
Вопрос о взаимоотношении США с развивающимися странами должен быть адресован американским представителям, так как мы не комментируем внешнюю политику других стран, если она не имеет непосредственного отношения к интересам нашей страны. Сегодня США для Казахстана являются стратегическим партнером, одним из крупнейших инвесторов, а также источником современных технологий.
Накопленный опыт США в области верховенства закона, демократии и прав человека представляет большой интерес для нас в свете политической модернизации, что особенно актуально в преддверии председательства нашей страны в ОБСЕ в 2010 году.
Что касается перспектив казахстанско-американских отношений, мы оптимистичны, что наше стратегическое партнерство будет далее укрепляться, поскольку общие цели и интересы совпадают по всему спектру отношений, в том числе по стабилизации Афганистана, нераспространению ядерного оружия, защите прав женщин и обеспечению толерантности. Уверены, наш диалог получит мощный импульс по итогам визита Главы государства в США, его участия, по приглашению Президента Барака Обамы, в Глобальном саммите по ядерной безопасности в апреле 2010 года.
- Какова позиция Республики Казахстан по вопросу разоружения? В общем интересует вопрос безопасности Казахстана.
Александр Кителев
- Казахстан является ответственным и авторитетным участником мирового сообщества, который доказал свою приверженность ключевым принципам мирного сосуществования. В годы "холодной войны" народ государства испытал все ужасы гонки ядерных вооружений. На Семипалатинском ядерном полигоне с 1949 по 1991 год было произведено свыше пятисот ядерных взрывов. Именно в Казахстане зародилось международное движение "Невада - Семипалатинск", выступившее против ядерных испытаний и за закрытие полигонов на планете.
Еще до распада СССР 29 августа 1991 года Президент Нурсултан Назарбаев подписал Указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона, что стало исключительно мужественным решением, которое предопределило миролюбивую внешнюю политику Казахстана и последующий отказ от четвертого крупнейшего ядерного арсенала в мире, превышавшего арсеналы Великобритании, Франции и Китая вместе взятые. И сегодня для меня большая честь и гордость подчеркнуть, что инициативу Главы нашего государства, выдвинутую им прошедшим летом в Семее, поддержало все международное сообщество.
Второго декабря Генеральная Ассамблея ООН консенсусом одобрила резолюцию, провозглашающую 29 августа Всемирным днем действий против ядерных испытаний. Это, безусловно, еще одно признание авторитета Президента международным сообществом. Проведение глобальных мероприятий в этот день будет способствовать достижению мира и запрета на ядерные испытания во всем мире.
Исторический добровольный отказ нашего Президента от обладания Казахстаном ядерным оружием был высоко оценен международными институтами и ведущими странами мира. Мы получили твердые гарантии безопасности и ненападения от США, России, Китая и других крупных стран - обладателей ядерного оружия.
Казахстан считает, что государства, обладающие ядерным оружием, должны добиваться дальнейших сокращений своих арсеналов ядерных вооружений и заключения соглашений о контроле над вооружениями, которые влекли бы за собой не только демонтаж, но и необратимость их восстановления и последующего использования. Рассматривая Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) как основу механизма ядерного нераспространения, Казахстан предлагает адаптировать его к новым реалиям, разрабатывая эффективные меры воздействия на государства, обладающие ядерным оружием, действующие за рамками ДНЯО, и предотвращения выхода государств из договора.
Казахстан выступает также за скорейшее вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и укрепление верификационного механизма данного договора. Казахстан убежден, что создание в различных частях мира международно признанных зон, свободных от ядерного оружия, в том числе и уже созданной подобной зоны в Центральной Азии, является важным инструментом укрепления международного мира и безопасности.
- Хотелось бы знать ваше мнение о будущем казахстанско-узбекских отношений.
- Мы воспринимаем Узбекистан как важного стратегического партнера в Центральной Азии и держим курс на углубление дружбы и сотрудничества с братским узбекским народом. Сегодня казахстанско-узбекские отношения обладают большим потенциалом развития и нуждаются в дальнейшей активизации во всех областях. Весьма значимыми являются договоренности, достигнутые в ходе взаимных визитов на высшем уровне.
Между двумя странами создан и действует Межгосударственный координационный совет под патронатом президентов двух стран. Деятельность этого органа позволяет на высоком уровне координировать и оперативно решать принципиальные вопросы двустороннего сотрудничества, определять его стратегические направления.
Между двумя странами подписано более 100 документов, базовым из которых является Договор о вечной дружбе. Наши страны также взаимодействуют в вопросах региональной безопасности, являются участниками международных организаций и форумов, таких как ШОС, СНГ, ОДКБ, СВМДА. Узбекистан является основным экономическим партнером Казахстана в Центральной Азии. За январь - сентябрь 2009 года двусторонний товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном составил 853,9 млн. долл. (экспорт - 625,4 млн.; импорт - 227,5 млн.).
В Узбекистане действуют 173 предприятия с участием казахстанских инвестиций, в том числе 48 совместных предприятий. Они осуществляют деятельность в таких сферах, как торговля, строительство, пищевая, машиностроительная, легкая промышленность, металлообработка. Однако потенциал сотрудничества наших стран в данной сфере реализован далеко не полностью. В этом направлении особо стоит выделить важность реализации положений Программы экономического сотрудничества на 2006-2010 годы и Стратегии экономического сотрудничества между двумя странами на 2007-2016 годы.
--------
"Дальнейшее укрепление отношений с Китаем способствует поддержанию мира и стабильности в регионе"
russian.people.com.cn, 12 декабря
"Китай - наш великий сосед. Дальнейшее укрепление двусторонних отношений является приоритетом внешней политики Астаны, отвечает коренным интересам государства и народа, способствует поддержанию мира и стабильности в регионе", - отметил на днях государственный секретарь-министр иностранных дел Республики Казахстан К. Саудабаев в письменном интервью корреспонденту Информационного агентства Синьхуа КНР.
Еще в глубокой древности через территорию Казахстана проходил "Великий Шелковый Путь", который связал цивилизации Дальнего Востока, с Индией, Персией, Древней Грецией и Римской империей, сказал К. Саудабаев. "С распадом СССР и обретением независимости Казахстан, как и другие республики Центральной Азии, стал активно развивать свои отношения с великим восточным соседом.
Китайский вектор внешней политики Казахстана является одним из важнейших. Китай был одним из первых государств, признавших независимость Казахстана".
Как отметил госсеретарь, после установления дипломатических отношений 3 января 1992 года Казахстан и Китай всесторонне углубляют двустороннее сотрудничество, в том числе в области безопасности, экономической, научно-технической и культурно-гуманитарной сферах. В 2005 году между обеими странами были установлены отношения стратегического партнерства.
Позиции РК и КНР по ключевым международным и региональным вопросам в основном схожи. "В частности, мы выступаем за такие принципы международного права, как невмешательство во внутренние дела независимых государств, разрешение международных споров на основе консенсуса и взаимного согласия. Все это создает широкий задел для развития продуктивного и поступательного сотрудничества нашей страны с Китаем, как в двустороннем, так и в многостороннем форматах", - констатировал К. Саудабаев.
"Говоря о перспективах китайско-казахстанских торгово-экономических отношений, хотелось бы согласиться, что двухстороннее сотрудничество в этой сфере имеет большой потенциал", - отметил К. Саудабаев. Об этом свидетельствует то, что в настоящее время КНР и РК досрочно выполнили поставленную главами государств задачу довести объем годового товарооборота до 15 млрд. долл. к 2015 году.
Как сообщил госсекретарь, в ходе предстоящего рабочего визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Казахстан 12 декабря с.г. официально будет введена в эксплуатацию первая нитка магистрального газопровода "Казахстан-Китай", который является частью проекта строительства газопровода "Центральная Азия".
Строительство этого крупнейшего в мире магистрального газопровода дает возможность дальнейшего укрепления энергетической безопасности Казахстана и региона в целом, отметил госсеретарь. Также он даст толчок развитию сектора малого и среднего бизнеса в южных регионах страны.
Система AGP реализуется для обеспечения диверсификации путей транспортировки углеводородов на международные рынки. По мнению К. Саудабаева, ее значение для Республики Казахстан велико. Так, газопровод "Казахстан-Китай" предполагает газификацию Южно-Казахстанской, Жамбыльской, Алматинской и Кызылординской областей.
Вместе с тем, реализация проекта также принесет значительные налоговые поступления в бюджет страны.
"Говоря о значении данного трубопровода, хотелось бы отметить, что этот проект стал важной вехой сотрудничества двух стран в энергетической сфере. Как было отмечено выше, газопровод "Казахстан-Китай" внесет свою лепту в сфере обеспечения энергобезопасности", - констатировал госсекретарь.
Обе страны также непрерывно наращивают сотрудничество в несырьевых секторах экономики, отметил дипломат. "С этой целью подписана и реализуется специальная Программа сотрудничества в несырьевых секторах экономик и План мероприятий к ней. Продвигается строительство казахстанско-китайского Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос", Павлодарского электролизного завода, Мойнакской гидроэлектростанции и других крупных проектов торгово-экономического сотрудничества."
Коснувшись гуманитарного сотрудничества, К. Саудабаев сказал: "Действительно, в культурных отношениях наших стран накоплен богатый исторический опыт, который корнями уходит вглубь веков и даже тысячелетий. Культурные отношения всегда помогали нашим народам познавать друг друга, развивать добрососедские отношения, что в свою очередь позитивно сказывалось на других сферах жизнедеятельности наших народов."
"Хочу подчеркнуть, что большинство казахской молодежи наряду с европейскими и американскими университетами предпочитают учиться в китайских ВУЗ-ах. По данным китайской стороны, в настоящее время число казахстанских студентов, обучающихся в КНР, достигло 5000 человек", - сказал госсеретарь.
Как сообщил К. Саудабаев, нынешний казахстанско-китайский саммит позволит подвести итоги двустороннего сотрудничества в 2009 году и определить перспективы дальнейшего взаимодействия. "Важную роль в развертывании политического диалога играют регулярные контакты на высшем и высоком уровне. Несомненно, что данный визит председателя КНР Ху Цзиньтао придаст новый импульс дальнейшему укреплению партнерства Казахстана и Китая", - подчеркнул госсекретарь. |