Римма ИВАХНИКОВА, "Мегаполис", 28 декабря
В наступающем году электроэнергия подорожает на 30%, вслед за ней повысятся в цене вода, газ и тепло. Об этом неприятном сюрпризе рассказал председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии Петр СВОИК.
- Петр Владимирович, почему повышение цен на жилищно-коммунальные услуги неизбежно?
- После развала СССР нам достались довольно мощные системы ЖКХ, за счет которых коммунальщики могли жить много лет. Теперь же техническое оборудование устарело и его нужно капитально менять.
- Но монополисты неоднократно повышали тарифы, ссылаясь на износ оборудования.
- Все повышения тарифов за эти годы были обусловлены эксплутационными нуждами и естественным удорожанием топлива и сырья. Потребители оплачивали модернизацию в очень небольшой мере. Например, для поддержания тепло-, электро- и водоснабжения акимат Алматы использовал и свои средства, и деньги из Республиканского бюджета. На эти цели выделяли сотни миллиардов тенге ежегодно. И это вне тарифов! Сейчас кризис, и с бюджетом не все благополучно. Возможности закачивать деньги в "коммуналку" иссякли, поэтому расходы на новое оборудование войдут в стоимость жилищно-коммунальных услуг. По электроэнергетике уже принято решение ввести инвестиционный тариф. Он будет внедряться в связи с расширением электростанций и строительством новых линий электропередач. В результате и ожидается повышение стоимости электроэнергии на 30%, а до 2014 года ее собираются поднять на 40%.
- Не слишком ли это много? Каким образом коммунальщики рассчитывают свои расходы?
- Понимаете, эффективно сдерживать тарифы можно только через отслеживание конкретной работы предприятий, а наши чиновники пошли по простейшему пути - назначают их наперед. Уполномоченный орган рассчитывает будущие расходы и предполагаемый выход продукции. И этот расчет больше похож на рождественское гадание девушек на жениха. Девицы, конечно, выходят замуж, но не всегда их суженый похож на того Аполлона, которого предсказывали подруги. То же самое и с тарифами.
- В чем же тогда заключается роль АРЕМа?
- Она, если сказать откровенно, состоит только в торможении процесса удорожания тарифов через усложнение процедур повышения. Например, заявка монополиста весит десятки, а то и сотни килограммов. Такое количество бумаг требует АРЕМ. Хотя туда особо никто не заглядывает. Чтобы государство реально оказывало воздействие на тарифы естественных монополий, оно должно не угадывать наперед, а заниматься текущим мониторингом. Если это электростанция, то должен нормироваться удельный расход топлива, если горводоканал, то - удельный расход воды, реагентов, электроэнергии и много чего еще. Такое тарифное регулирование было бы достаточно эффективным, оно стимулировало бы экономию ресурсов на предприятии и подстегивало бы потребителей. Но это регулирование требует высокопрофессиональной госслужбы. У нас же профессионализм лишь по линии "распила" бюджета, курирования сырьевого экспорта и закупа китайских товаров. Остальные ведомства - на остаточном принципе. Поэтому наш АРЕМ, и это не его вина, а его беда - слабая, малочисленная группа чиновников. Агентство - лишь "форточка" для получения заявок. На самом деле по тарифам местного значения решение принимает аким, хотя формально он не имеет к ним отношения. Если тариф более высокого класса, например, на электроэнергию, то здесь необходимо разрешение премьера или президента. Но всем этим инстанциям, хотят они или нет, приходится повышать тарифы - жизнь заставляет.
- Теперь приступим к новогоднему гаданию. На сколько же подорожают другие коммунальные услуги?
- Во-первых, нужно учитывать базовую инфляцию. Тем же монополистам приходится на нее реагировать и начисляя зарплату, и планируя деньги на ремонт и топливо. Инфляция у нас в стране достаточно высокая - 7-9%, даже по официальным данным. В реальности она еще выше, поэтому можно смело предположить, что уж на 8% тарифы подорожают. Во-вторых, деньги в Казахстане стоят несуразно дорого. Если на Западе кредитная ставка составляет от 2 до 6%, то у нас - от 15% и выше. Монополисты тоже не могут без кредитов, а значит, их стоимость отразится на кошельках потребителей. Скажем, процентов на 5. Итого уже 13%. Вступление в Таможенный союз тоже даст свой вклад: ведь Россия худо-бедно что-то свое производит, а потому у нее тарифы на импорт существенно выше. Придется либо закупать российские товары, либо платить за материалы и запчасти дороже на 2-3%, в результате получаем уже процентов 16. Кроме того особенности коммунальных тарифов таковы, что повышение хотя бы одного из них ведет к удорожанию другого. Повысится в цене кВт-час, повысится и стоимость куба воды и газа. Ниточка потянется! В итоге к нашим 16% смело можно прибавить еще 4%, но и 20% - это не предел. Все "косяки" правительства, а они идут, как из рога изобилия, будут увеличивать этот процент. И любые непредвиденности будут добавляться к этой базе.
- Повышение тарифов больше чем на 20% разорит многих казахстанцев…
- Раньше такие страны, как наша, называли странами третьего мира, теперь их называют "развивающимися". Хотя правильнее назвать - недоразвитые. Эти государства экспортируют сырье и при этом не могут производить свой продукт, финансируют свою экономику за счет заемных средств и иностранных инвестиций. Наше правительство не занимается социально ориентированной частью. "Социалка" требует ответственности и профессионализма, но "развивающееся" правительство держит ее на задворках. Ею занимаются наименее компетентные и маловластные органы, как и должно быть в странах третьего мира. Развитым странам это выгодно: ведь Казахстан предоставляет им территорию для эксплуатации природных ресурсов и дешевого труда да еще и занимает у них деньги. Нам даже дали председательствовать в ОБСЕ, лишь бы мы оставались "развивающимися". И прежде чем мы признаем себя страной третьего мира, пройдет много лет. А между уровнем развития страны и тарифным регулированием существует прямая связь… |