АЛМАТЫ. 12 февраля. "КАЗИНФОРМ". /Кадыржан Смагулов/
Одним из важных инвесторов в экономику Казахстана в период кризиса является Китай. Поэтому вопрос дальнейшего развития двустороннего сотрудничества становится одним из актуальнейших во внешнеполитическом курсе страны. Своими мыслями по этому поводу поделился главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК Константин Сыроежкин.
- В декабре 2009 года Президент РК Нурсултан Назарбаев и Председатель КНР Ху Цзиньтао официально ввели в эксплуатацию первую нитку газопровода "Казахстан-Китай". Какое значение для нашей страны имеет данный трубопровод?
- Этот газопровод - часть общей системы транспортировки среднеазиатского газа в Китай. Мы - государство-транзитер, отсюда первая наша выгода. Во-вторых, согласно достигнутым договоренностям, из общих объемов прокачки в Китай часть газа пойдет на снабжение южных областей Казахстана до ввода в эксплуатацию газопровода Бейнеу-Самсоновка. Это - вторая выгода. В-третьих, Китай инвестирует строительство газопровода Бейнеу-Самсоновка. Это - казахстанский газопровод, следовательно, будут дополнительная инфраструктура и дополнительные рабочие места. Наконец, устойчивое снабжение уже казахстанским газом южных районов страны. Конечно, китайский кредит придется возвращать, но, насколько я пониманию, возвращаться он будет газом.
- Товарооборот между Казахстаном и Китаем составил по итогам 2008 года 17 млрд. долларов. Не снизится ли данный показатель с вводом в действие Таможенного союза Казахстана, России и Беларуси?
- Если быть точным, по китайским данным, товарооборот составил 17 млрд. 550 млн. долларов. Что касается самого вопроса, сейчас трудно предсказать, как будет работать Таможенный союз. На сегодня проблем, кажется, больше, нежели позитива. Но, как говорится, лиха беда - начало... Я не исключаю, что объемы товарооборота с Китаем несколько сократятся, поскольку наши таможенные ставки по большому объему товарной номенклатуры были существенно ниже. Однако они могут и вырасти, правда, за счет транзитных перевозок. Не секрет, что порядка 40% проходящих через КПК "Коргас" грузов - транзит в Кыргызстан.
- Китай и Казахстан заинтересованы в развитии транспортных и коммуникационных инфраструктур, в этой связи, по Вашему мнению, какие дополнительные проекты в данной отрасли могли бы развить два государства?
- Дай Бог до конца реализовать то, что делается сегодня. Что касается планов, это узкоколейная железная дорога из Китая в Иран, проект которой был предложен Казахстаном еще в 2005 году. Идея довольно перспективная, но пока - только идея. В свое время рассматривался проект реконструкции железной дороги для пуска поездов на магнитной подушке. Тоже интересная идея, реализованная в настоящее время на одном из участков железной дороги в Китае. Плюс к этому - возможная реконструкция наших автомобильных дорог, строительство автобанов. У Китая в этом деле большой опыт.
- Китай является одним из крупных инвесторов в экономику Казахстана. В какие отрасли отечественной экономики направляются китайские капиталовложения?
- Пока - главным образом в нефтегазовый сектор. В 2007 году принята программа сотрудничества в несырьевых отраслях. В эти проекты Китай готов вложить до 3,5 млрд. долларов. Большие перспективы я вижу в сотрудничестве в агропромышленном секторе. В этой сфере мы вполне конкурентоспособны с Китаем. Возможны некоторые проекты в наукоемких отраслях (например, биоинженерия, генетика, нефтепереработка и т.д.), у Казахстана в этих областях имеются собственные наработки. С моей точки зрения, перспективны любые проекты, но при одном условии - они должны быть абсолютно транспарентны и выгодны Казахстану.
- Какую роль во внешнеполитической концепции Китая играет Казахстан?
- Пока мы сотрудничаем с Китаем на основе его старой концепции о "дружелюбном, безопасном и богатом соседстве", выдвинутой еще 16 съездом КПК в 2002 году. Единственное, чем она дополнена в последние годы, это концепцией Ху Цзиньтао о построении "гармоничного мира".
- Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать для того, чтобы отечественные бизнесмены активнее выходили на перспективный рынок Поднебесной?
- По моим данным, за период 1995-2009 годов в органах юстиции Казахстана зарегистрировано 3744 предприятия с участием китайского капитала. Сколько из них является действующими, сказать не берусь. Статистика по предприятиям с участием казахстанского капитала, работающим в КНР, не ведется. Что делать отечественным бизнесменам? Наверное, просто работать со своими партнерами в Китае. Многие предприятия с участием казахстанского капитала довольно успешны. Естественно, необходимо изучение рынка, предварительные маркетинговые исследования. А вообще-то, нужно серьезно изучать Китай, о котором мы практически ничего не знаем. Это именно тот случай, где экономия выходит боком.
- Спасибо за интервью. |