NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (январь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (декабрь 2018)








Поиск  
Суббота 23.02.2019 09:47 ast
06:47 msk

Миссия выполнима
Сможет ли Казахстан вернуть доверие в Европе?
04.03.2010 / интервью

Гульбаршын САБАЕВА, "Литер", 3 марта

Прошло два месяца с того момента, как наша республика приступила к выполнению обязанности председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Миссия почетная, но и ответственная.

Стагнация в урегулировании конфликтов на Южном Кавказе, непреодоленная волна напряженности между Россией и Западом, продолжающиеся споры о демократических идеалах и статусе Косово, а также текущий экономический кризис. Вот далеко не полный список проблем, с которым ОБСЕ вошла в 2010 год - год председательства Казахстана в организации. Насколько удачно наша дипломатия справляется с решением этих и других проблем? Об этом и других аспектах председательства "Литеру" рассказывает Постоянный представитель Республики Казахстан при ОБСЕ посол Кайрат Абдрахманов.

В январе 2010 года Казахстан приступил к обязанностям председателя ОБСЕ. Прошло два месяца, и можно уже подводить предварительные итоги. Беседуем с Постоянным представителем Республики Казахстан при ОБСЕ послом Кайратом Абдрахмановым.

- Г-н посол, время летит быстро, и вот мы уже в марте 2010 года. Не могли бы вы вкратце подвести итоги первых двух месяцев председательства в ОБСЕ?

- Уверен, многие читатели знакомы с обращением главы нашего государства к участникам Постоянного совета ОБСЕ от 14 января, где президент очертил приоритеты казахстанского председательства. Программа нашего председательства включает работу по противодействию новым угрозам и вызовам, поиск решения затяжных конфликтов, восстановление Афганистана, сотрудничество в сфере транспорта, развитие толерантности и другие важные направления. Еще накануне председательства мы инициировали идею саммита ОБСЕ. Встреча в верхах призвана задать мощный импульс адаптации ОБСЕ к современным вызовам и угрозам, повысить доверие и уважение к самой организации.

Старт председательства явился весьма насыщенным на мероприятия. Как известно, глава государства постоянно консультируется со своими коллегами по актуальным вопросам повестки дня ОБСЕ. Действующий председатель - глава внешнеполитического ведомства Канат Саудабаев уже провел серию очень важных переговоров, достигнуты многие принципиальные договоренности, включая по подготовке к саммиту, взаимодействию с другими международными организациями, а также по кадровым вопросам ОБСЕ.

Наша работа в штаб-квартире ОБСЕ в Вене ведется строго в соответствии с графиком мероприятий, который расписан буквально по часам. Одно из уникальных отличий казахстанского председательства заключается в том, что мы охватили консультациями все государства-участники. Это серьезно помогает в продвижении наших приоритетов. В организации с консенсусным принципом принятия решений голос каждого участника важен и требует учета. Конечно же, в эпицентре нашей деятельности в Вене - координация подготовки и работы еженедельных заседаний Постоянного совета ОБСЕ, а также вспомогательных органов организации.

Параллельно с текущей работой председательства мы приступили к осуществлению мероприятий по продвижению диалога по европейской безопасности (т.н. "процесса Корфу").

Эти два месяца были также важны с точки зрения налаживания координации работы с Секретариатом ОБСЕ, институтами и полевыми миссиями организации, а также группой специальных и личных представителей Действующего председателя. Должен сказать, что упорная подготовка к председательству не прошла даром, и с 1 января казахстанское председательство и структуры ОБСЕ заработали как единое целое.

Кроме того, еще в октябре прошлого года мы начали председательствовать в Консультативном комитете нашей организации по управлению и финансам. Весомым успехом Казахстана на данном посту явилось согласование и своевременное принятие сводного бюджета ОБСЕ на 2010 год. Это успех, потому что с 2006 года бюджет не принимался вовремя.

- Вы упомянули о так называемом "процессе Корфу". Расскажите, пожалуйста, что он из себя представляет.

- Активные дискуссии о будущем европейской безопасности были начаты в ходе совещания министров иностранных дел ОБСЕ в ноябре 2008 года в Хельсинки. В июне 2009 года они приобрели форму неформального процесса, получившего название "процесс Корфу" - по месту проведения неофициальной встречи глав МИД, созванной по инициативе Греции.

По сути - это логическая реакция сообщества ОБСЕ на весьма сложные и порой драматические события, которые происходят на пространстве организации в последние годы. Результатом первого года дискуссий стало принятие на Афинском СМИД ОБСЕ двух документов - Декларации и Решения по "процессу Корфу", что свидетельствует о готовности стран-участниц продолжить неформальный диалог. Как вы знаете, Декларация содержит ссылку на инициативу Казахстана о проведении саммита ОБСЕ в 2010 году.

Заступив на пост Действующего председателя, Казахстан запустил новый этап "процесса Корфу". В период с января по июнь 2010 года предполагается проведение порядка восьми многосторонних встреч, которые нацелены на всеобъемлющий диалог по всем аспектам общеевропейской безопасности, тематически охватывающих все три измерения. В неформальный диалог планируется вовлечь все институты ОБСЕ, страны - партнеры организации, академические круги, НПО, представителей региональных организаций в сфере безопасности.

В продолжение "процесса Корфу" Казахстан намерен пригласить министров иностранных дел ОБСЕ на неформальную встречу в Алматы летом этого года. Итоги нынешнего раунда процесса должны внести свой вклад в наполнение саммита ОБСЕ в 2010 году.

- Как мы видим, объем работы в ОБСЕ колоссальный, однако волна критики в адрес организации не спадает. Скептики указывают на ее несостоятельность, особенно в кризисных ситуациях. На ваш взгляд, насколько релевантна роль ОБСЕ в современных условиях?

- Скепсис в отношении ОБСЕ имел место задолго до ее появления. Генри Киссинджер в одной из своих книг вспоминает, как американская пресса обвиняла Совещание в семантическом словоблудии, когда делегации более двух лет согласовывали текст Хельсинкского заключительного акта 1975 года. А в итоге созданная тогда структура на протяжении уже тридцати пяти лет является единственной платформой, где страны обсуждают насущные проблемы безопасности в Евро-Атлантике.

Штиля и идиллии в организации никогда не было. Она как раз и создана для преодоления кризисных ситуаций. Но вряд ли кто осмелится гипотетически предположить, что отношения в Европе были бы лучше без такого форума. Наша общая задача - сохранить и укрепить роль ОБСЕ как авторитетной структуры для равноправного диалога и взаимоприемлемых решений.

И уж если говорить о ее релевантности, то я бы отметил, что, несмотря на порой жесткую критику ОБСЕ, ее участники не намерены менять существующий формат консультаций и принятия решений, а уж тем более выходить из организации из-за ее "нерелевантности". Востребованность ОБСЕ, ее добавленная стоимость, если хотите, лежит в широте географического охвата участников, всестороннем подходе к вопросам стабильности и безопасности, консенсусном принципе принятия решений и, уверен, в сильной политической воле глав государств и правительств.

- Что мы подразумеваем под необходимостью реформирования ОБСЕ?

- Важнейшей задачей казахстанского председательства является всемерное укрепление организации, содействие повышению ее эффективности и способности адекватно реагировать на современные вызовы и угрозы.

Как отметил в своей январской статье об ОБСЕ глава государства Н. А. Назарбаев, "мы не сторонники каких-то революций в организации, но и действовать инерционно не намерены". Поэтому, когда мы говорим о реформах, мы не подразумеваем пересмотр ее основополагающих принципов или наработанных в течение десятилетий механизмов. Мы за обновление организации и ее адаптацию к изменившимся геополитическим реалиям. Наша цель - создать благоприятные условия для ее эволюционного развития, совершенствования ее потенциала, укрепления ее мандата, развития всех трех измерений безопасности.

Мы заявляем о необходимости баланса между тремя "корзинами" - военно-политической, экономико-экологической и гуманитарной - без принижения значимости какой-либо из них. Однако налицо глубокий кризис в первой "корзине", когда не работает Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), инструменты по предотвращению конфликтов слабы, несмотря на все усилия. Последние одиннадцать лет не проводились саммиты глав государств и правительств ОБСЕ, с 2004 года совещания министров иностранных дел проходят без принятия итоговых деклараций, из-за противоречий часто задерживается принятие бюджета организации.

Во многом, исходя из необходимости нового взгляда на будущее ОБСЕ, мы намерены всячески поощрять диалог по европейской безопасности. Кроме того, мы уверены, что государства-участники должны со всей серьезностью отнестись к инициативе России о заключении договора о европейской безопасности.

Сама история ОБСЕ показывает необходимость значительных трансформаций форума примерно каждые десять лет, в соответствии с требованиями региональной ситуации - Хельсинкский акт 1975 года, парижская Хартия 1990 года, стамбульская Хартия европейской безопасности 1999 года.

Все государства-участники признают необходимость совершенствования правовой базы организации. В первую очередь группой государств поднимается вопрос принятия устава ОБСЕ, конвенции о ее правовом статусе, привилегиях и иммунитетах. По сути, сейчас ОБСЕ с юридической точки зрения функционирует не как полноценная международная организация с правовым статусом, а больше как совещательный форум.

Наша общая задача - вернуть дух доверия и понимания взаимных интересов на площадке ОБСЕ, в которой, между прочим, участвуют четыре ядерные державы. Усиления, а не ослабления ОБСЕ настоятельно требует ситуация на континенте в начале 21-го века. Нам нужно урегулировать затянувшиеся локальные конфликты, цивилизованно сотрудничать в сфере прав человека, продвижения демократии, защищать права меньшинств, решать экологические проблемы, способствовать экономическим связям, бороться с наркотрафиком, торговлей людьми, утилизировать старые неразорвавшиеся боеприпасы, помогать Афганистану… Но плодотворно сотрудничать без налаживания доверия невозможно. Все это в комплексе побудило Казахстан выступить с инициативой встречи ОБСЕ на высшем уровне.

- Хотелось бы затронуть тему демократии и прав человека, которая стоит как-то особняком, явно преобладая над другими измерениями ОБСЕ...

- Человеческое измерение - одно из трех составляющих концепции всеобъемлющей безопасности и, безусловно, важное направление деятельности ОБСЕ. Также нужно признать, что у человеческого измерения очень хороший пиар. Когда нет горячих конфликтов, эта тематика получает широкое освещение.

Но война на Кавказе в августе 2008 года и наша общая неспособность ее предотвратить четко продемонстрировали, что вопросами "жесткой" безопасности (т.е. военно-политическим измерением) надо заниматься, причем скрупулезно, последовательно, в духе сотрудничества. Не умаляя важности сотрудничества в человеческом измерении, мы придаем диалогу по проблемам военно-политической безопасности большое значение как важнейшему инструменту раннего предупреждения и регулирования кризисов.

- На Западе часто говорят, что демократия - это как бы часть безопасности, залог успеха государства. Там, где есть демократия, будет и стабильность, и развитие…

- Демократия - это безусловное благо для любого народа. И как говорил Уинстон Черчиль, "ничего лучшего человечество пока не придумало".

Сегодня академические круги на том же Западе все больше признают, что демократию нельзя установить в одночасье и в любой точке мира. Имеется определенная, можно сказать, закономерная последовательность в развитии - сначала стабильность, затем благополучие, потом демократия. Причем надо понимать, что политическая стабильность и благополучие в историческом масштабе понятия переменчивые - приходят и уходят. А демократия больше относится к общественному менталитету, который невозможно преобразовать сразу. Но крепко укоренившуюся в народном сознании демократическую культуру также невозможно выкорчевать.

Продолжая тему человеческого измерения, хочу подчеркнуть, что руководство нашей страны неоднократно заявляло, что Казахстан будет всячески способствовать полной реализации мандата ОБСЕ и ее институтов в сфере демократии и прав человека. Этой позиции мы неукоснительно придерживаемся. Более того, западные страны нам рекомендуют, не колеблясь, продвигать в повестке дня нашего председательства казахстанский опыт обеспечения прав национальных и религиозных меньшинств. Одним из основных мероприятий ОБСЕ в этом году станет конференция высокого уровня по толерантности и недискриминации в июне в Астане.

Казахстан прежде всего самому себе доказал состоятельность своей модели развития, основанной на демократии, рыночной и социально ориентированной экономике, вековых ценностях нашего народа. Глобальный кризис мы встретили с многомиллиардными резервами, преодолеваем трудности и продолжаем либеральные реформы. Значит, наша модель государственного устройства работает, и работает неплохо.

- Казахстан имеет тесные, можно сказать, союзнические связи с Россией, у которой сегодня далеко не безоблачные отношения с Западом. Удается ли председательству придерживаться принципа беспристрастности в работе с государствами-участниками?

- Вы правы, такие вопросы имеют место быть. Но председатель не принимает решения за всех участников организации. Он призван обеспечивать цивилизованные дискуссии, нацеленные на достижение консенсуса, и действовать на основе консенсусных решений. И в Москве, и в западных столицах это знают. Так же как и понимают необходимость сотрудничества нового качества. Как я уже говорил, мы ведем постоянные консультации со всеми партнерами по ОБСЕ. Идет интенсивная и планомерная координация действий. Ведь успех организации в интересах не только и не столько председателя, он нужен всем.

Наше союзничество с Россией - объективная политическая реальность. И именно наши тесные, без преувеличения, отличные связи с Москвой должны помочь нам в восстановлении так необходимого доверия в Евро-Атлантике.

Не сегодня, так завтра процесс "перезагрузки" американо-российских отношений вступит в практическую фазу, чего настоятельно требует современный международный контекст. Говоря откровенно, это значительно облегчило бы работу ОБСЕ и в целом открыло бы путь к решению многих проблем в регионе.

Ну а если ОБСЕ останется ареной для словесных перепалок между крупнейшими ядерными державами, а не конструктивного диалога, то не исключено, что остальные участники просто утратят интерес к организации. Надеюсь, до этого не дойдет.

- Может ли Казахстан, будучи председателем ОБСЕ, выступить посредником в урегулировании грузино-российского конфликта? Не приведет ли такого рода посредничество к ухудшению наших отношений с Россией?

- Уверен, если бы у нас было гениальное решение этого конфликта, мы бы не стали дожидаться председательства и помирили бы стороны сразу. И это было бы в духе политики президента Н. А. Назарбаева, который никогда не оставлял возможности наладить доверие между лидерами СНГ. Говоря откровенно, прискорбно видеть наших дорогих партнеров и друзей в острой конфронтации друг с другом.

Августовский конфликт 2008 года еще больше осложнил перспективы политико-правового решения грузино-осетинского и грузино-абхазского этнотерриториального кризиса. Проблема требует взвешенного и разностороннего подхода, так как этот конфликт фактически превратился в новую разделительную линию, отделяющую Запад от России.

Нам же это продемонстрировало, на- сколько шаток мир вокруг нас. Помимо конфликта в Грузии, есть еще проблема Нагорного Карабаха, есть Приднестровье, есть Косово.

Не думаю, что, будучи у руководства в ОБСЕ, в попытках разрешить эти конфликты мы что-то потеряем или, тем более, ухудшим отношения с Россией. Как раз таки мы используем высокий пост председателя, чтобы продвинуться в разрешении конфликтов. Ведь стабильность вокруг нас - это наша стабильность.

Если говорить о проблемах постсоветского пространства, имеющих хронический характер, я думаю, что знание культуры, истории и традиций близких нам народов, а также тесные связи с ними будут служить подспорьем казахстанскому председательству в ОБСЕ.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"В рамках Таможенного союза перспективы могут появиться у любой отрасли нашей экономики" 30.03.2010
Современное общество Казахстана: социальные настроения, политические ожидания 26.03.2010
S&P: Мы видим интерес иностранных инвесторов к казахстанским банкам 26.03.2010
"Сферу ЖКХ всегда называют "черной дырой" 25.03.2010
После политического штиля снова вдруг забурлило 19.03.2010
Спрос за результат и мониторинг власти 19.03.2010
Только инновации дадут рост 19.03.2010
Быть неискренним - утомительное занятие 18.03.2010
"Единое экономическое пространство - следующий шаг" 17.03.2010
"Мы привыкаем ощущать себя частью человечества" 17.03.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.02.19 Суббота
99. ЖАБАГИН Шакир
76. КУЛАЖАНОВ Куралбек
74. КРУПЕНЕВ Владимир
73. ДЖИЕНБАЕВ Рустем
73. РОМАНОВ Игорь
70. МУСАЕВ Темирхан
69. ЖАНАБАЕВ Габдысамат
68. АЛЬБЕРГЕНОВ Боранбек
67. АУБАКИРОВ Марат
66. КУЛЬЖАНОВ Дюсембек
66. СУЛТАНМУРАТОВ Жунисбек
65. МАШКЕВИЧ Александр
64. ДИКАНБАЕВА Сауле
64. ТУГЕЛ Садыбек
63. ЖАНЕНОВА Галия
...>>>
24.02.19 Воскресенье
78. НУРУМОВ Алданыш
69. ЖАЙШИБЕКОВА Кулумхан
67. ТАЩЕГУЛОВ Жанахмет
61. ГЛУЩЕНКО Сергей
61. ЦОЙ Виктор
58. КАБАЕВ Сейылхан
54. ДЖУСУПОВ Аскар
53. УТЕМБАЕВ Ерик
51. ХАЙРУЛЛИНА Райхан
48. АДИЛОВ Асылхан
48. НУСУПОВ Болат
47. МАЖИНОВ Игорь
46. АХМЕДЬЯРОВ Галым
46. КУАНЫШЕВ Талгат
44. БОЖБАНОВ Мадениет
...>>>
25.02.19 Понедельник
88. КАБИРОВ Николай
79. ШАБРАТ Николай
76. СЕЙДАЛИЕВ Бескемпир
71. ТУГЕЛЬБАЕВ Сагат
69. ДУЙСЕБАЕВ Жексенбай
68. ТАЙЖАНОВ Алимжан
68. УМБЕТОВА Найля
64. КАЦИЕВ Олег
64. НАЗАРОВ Болат
63. ДЖУМАДИЛЬДАЕВ Аскар
63. ЦУРАНКОВ Василий
61. КАПАКОВ Гайса
60. МИРАШЕВ Кайрат
56. ТУГЕЛ Ануар
55. ЗАЙНУЛДИН Серик
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz