NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 09:38 ast
07:38 msk

"Единое экономическое пространство - следующий шаг"
Премьер-министр Казахстана о будущем Таможенного союза
17.03.2010 / интервью

Дмитрий Бутрин, "Коммерсантъ", 16 марта

Февральские переговоры комиссии Таможенного союза (ТС) России, Казахстана и Белоруссии были во многом посвящены не вопросам таможни, а подготовке базы к созданию единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран. Премьер-министр Казахстана КАРИМ МАСИМОВ предполагает, что с 2012 года в наднациональный орган управления на базе комиссии три страны уже передадут значительную часть полномочий национальных правительств по схеме, применявшейся при создании ЕС.

- В каком состоянии сейчас находится процесс создания ТС, что является основным предметом обсуждения его участников сейчас?

- Последнее заседание комиссии на уровне ТС, прошедшее в конце февраля, оказалось достаточно плодотворным. Хотя предпосылки к ее заседанию были непростые, но к определенному консенсусу переговорщики пришли. Во время визита в Астану первого вице-премьера Игоря Шувалова мы решили закрепить договоренности, принятые комиссией, на уровне глав правительств России, Казахстана и Белоруссии.

- Известно, что именно вы выступили впервые с инициативой о создании ТС. Могли бы вы изложить историю идеи союза с вашей точки зрения?

- В 1994 году наш президент Нурсултан Назарбаев на лекции в МГУ впервые обнародовал идею создания Евразийского союза. Потом предлагались разные формы реализации этой идеи, шли обсуждения, несколько раз к этому вплотную подходили - например, в 2002 году. Но тогда это по тем или иным причинам не свершилось. В прошлом году, 9 июня 2009 года, на встрече руководителей правительств окончательно договорились по всем позициям, в том числе благодаря твердой позиции, которую занял председатель правительства России Владимир Путин.

По большому счету за постсоветсткий период это первый реальный интеграционный проект со своим наднациональным органом и очень конкретными позициями интеграции.

- Почему ТС создается именно сейчас, но ранее эти проекты не доходили до финальной стадии?

- Попыток было много, и каждый раз разные страны-участники таможенного пространства пытались получить по максимуму от ТС, не отдавая что-то важное взамен. Так вели себя все без исключения страны. Я думаю, что в первую очередь успех ТС зависел от позиции РФ, правительство России сознательно пошло на этот процесс. Та же ситуация, что и при создании Европейского союза (ЕС): крупные системообразующие страны, такие как Франция и Германия, целенаправленно шли в этом направлении.

Наверное, до этого должны были созреть. В том числе люди, которые находятся у власти. Все должны были пройти весь этот путь, чтобы понять, что интеграция все же необходима и возможна.

- Комиссия союза в феврале тем временем не столько обсуждала вопросы ТС, сколько определяла, какие сферы ее работы являются предметом ТС, а какие - ЕЭП, о котором в публичном поле говорится значительно меньше. ЕЭП рассматривается как будущее расширение ТС?

- Я лично был сторонником того, чтобы сразу создавать ЕЭП. Но тогда, если я не ошибаюсь, это было в декабре 2008 года на встрече с Владимиром Путиным, мы договорились начать все же с ТС. Идеи ТС и ЕЭП связаны очень плотно между собой. В чем, если попробовать на пальцах объяснить, разница между ТС и ЕЭП? В сферу деятельности ТС входят общая таможенная территория и внешние границы, единая таможенная, или, будем говорить так, торговая политика, то есть пошлины теперь уже по всему контуру ТС.

ЕЭП - это следующий шаг. ЕЭП - это единая конкурентная политика, единая тарифная политика по естественным монополиям и еще целый ряд политик, которые правительства суверенных государств сознательно отдают в компетенцию наднациональных органов.

- Насколько конкретны сейчас переговоры о ЕЭП, что именно в рамках этого проекта обсуждается и кем?

- Мы об этом подробно говорили с Игорем Шуваловым в Астане. 3 марта этот разговор мы продолжили с Владимиром Путиным. Я думаю, что к 21 мая, когда мы договорились вновь встретиться с членами ТС, мы вплотную подойдем уже к тому, какие конкретно сферы деятельности к 1 января 2012 года уйдут из национальных правительств в наднациональный орган.

По моему пониманию, мы уже создали организацию - комиссию ТС, которую нужно укреплять и расширять, и ей передавать часть функций государств. Речь идет о регулировании естественных монополий, тарифообразовании в этом секторе, единой конкурентной политике, энергетической политике. Это большой процесс, который должен быть подкреплен соглашениями, которые должны быть согласованы всеми странами, и они должны быть ратифицированы.

По этому пути проходил ЕС, там начинали с Европейского объединения угля и стали. У них этот процесс занял 20 лет. У нас на все про все два года - так нам президенты России, Казахстана и Белоруссии определили срок создания ЕЭП.

- Какие вопросы заранее исключены из предмета ведения ЕЭП?

- Налоговая политика должна оставаться в суверенном правительстве. В ЕС до сегодняшнего дня налоги в разных странах отличаются. В Казахстане налоговый режим гораздо мягче, более привлекательный, чем в других странах ТС. Мы считаем это своим достижением. Считаю также, что говорить о валютном союзе пока рано. Центральные банки в странах должны оставаться неинтегрированными. В далекой перспективе, наверное, этот вопрос встанет, но сейчас об этом говорить рано. Есть другие исключения: атомная промышленность к предмету ведения ЕЭП не относится, мы ведем переговоры по ряду вопросов в электроэнергетике отдельно от ЕЭП. Но во всех остальных сферах мы должны находить возможность общие позиции на территории всего ЕЭП отдать для регулирования в наднациональный орган.

- Формально союз уже заработал с 1 января. Насколько серьезным ожидается сопротивление разворачиванию ТС и созданию ЕЭП внутри стран-участников?

- Психологически создание ТС чрезвычайно сложно. Даже по тем вопросам, по которым нами уже приняты решения: например, непосредственно по таможенной службе, где все подписано, ратифицировано, есть достаточно большое сопротивление внутри. Мы не ждем того, что передача функций государств наднациональному органу будет воспринята в трех странах на ура и все будут нам аплодировать. Когда теряется какой-то рычаг госрегулирования, тому, у кого его отбирают, не очень приятно. Но в целом я абсолютно уверен, что экономики стран ТС, а в перспективе и ЕЭП выиграют.

- В какой степени создание ТС тормозится, с вашей точки зрения, проблемами в двусторонних отношениях РФ и Белоруссии?

- Мы вольно или невольно являемся свидетелями развития российско-белорусских отношений, в которых пока есть противоречия. Но руководители двух сторон - мудрые люди, будет найден компромисс. Что касается казахстанско-белорусских отношений, то они у нас в течение последнего года сильно интенсифицировались. Есть целый ряд секторов в белорусской экономике, которые мы бы хотели перенести на территорию Казахстана, и мы об этом уже договорились с Белоруссией. Например, сельхозмашиностроение у нас в Казахстане не так хорошо развито, как в Белоруссии, мы договорились, что часть новых производств будем открывать на территории Казахстана. В прагматичном подходе сотрудничество выгодно.

- По какому принципу принимаются решения в ТС?

- Это зафиксировано в соглашениях союза. Если упрощенно, в рамках ТС Россия с Казахстаном могут принять решение, которому Белоруссия будет обязана подчиниться. Россия и Белоруссия могут принять решение, которому подчинится Казахстан. Россия одна решение, с которым не согласны ни Казахстан, ни Белоруссия, принять не может. Это соотношение было выработано на основе размеров ВВП трех стран.

- Поддерживает ли Казахстан претензии Белоруссии к российским экспортным пошлинам на энергоносители?

- Это не вопрос ТС, это вопрос ЕЭП. Об этом говорили с самого начала. Трубопроводы, которые проходят по территории России,- это объекты РФ соответственно и в Казахстане, и в Беларуси. Но регулирование и тарифообразование в трубопроводном транспорте - это уже будущий предмет ведения ЕЭП. Многие вопросы в сфере энергетики будут обсуждаться не сейчас. Так, нас, разумеется, интересует нефтепереработка на территории Белоруссии, но только после решения вопросов ЕЭП, о которых мы сейчас говорим и будем говорить.

- И в России, и за ее пределами существует мнение о том, что ТС, а затем ЕЭП рассматривается его участниками как проект экономической реставрации СССР, единого государства. Как это воспринимается в Казахстане?

- Абсолютно уверенно вам заявляю: об этом речи не идет. Речь идет только об экономической интеграции. Политически мы суверенные государства, каждый со своей внутренней и внешней политикой, которая определяется народом страны.

Ни о каких политических образованиях речи не идет. Мы как были независимой Республикой Казахстан, и казахский язык для нас является государственным, так это и останется, как и во всех других странах. Мы неоднократно об этом говорили, но кому-то выгодно создавать вокруг этого нездоровый ажиотаж.

- В какой степени создание ЕЭП повлияет на базовые принципы экономической политики трех независимых государств?

- В любом случае очень важно не изменить нашим основным принципам о наличии частной собственности и развития частной инициативы и предпринимательства. Кризис, который мы недавно все пережили, порождает соблазны: якобы государство может всем владеть и все делать в экономике само. Я считаю, что это опасно. Очень важно наличие среднего класса и частного предпринимательства.

- В процессе осенних переговоров по ТС чем пришлось поступиться Казахстану, для того чтобы проект состоялся?

- Самыми тяжелыми для нас были позиции, связанные с автомобилями. Поскольку Казахстан не производит автомобили, защитная пошлина до ТС в нашей стране была очень низкой: для нас было тяжело ее поднимать до уровня российской таможенной пошлины, так же как по авиастроению. Был ряд других позиций, по которым уровень защитной таможенной пошлины в РФ выше. По некоторым позициям, может быть, мы еще раз вернемся к обсуждению - этого требуют в том числе и российские потребители авиатехники и автомобилей.

Думаю, что по некоторым вопросам таможенных пошлин ТС в будущем будет гибче. Но этого уже не могут решить ни Владимир Путин, ни я. Это решает комиссия ТС.

- Как в Казахстане определяют свои национальные цели в экономике, связанные с созданием ТС и ЕЭП?

- В целом внешнеторговая политика в Казахстане намного мягче, поскольку номенклатура производимой продукции была не такой уж большой, как на территории РФ, а импорт относительно высокий. Сейчас мы проводим политику стимулирования развития собственного производства. В новых условиях это уже возможно. Во-первых, рынок стал больше - это не 16 млн, а 170 млн потребителей. Во-вторых, мы теперь имеем возможность привлекать как внутренних, так и внешних инвесторов, демонстрируя перспективы более широкого рынка.

Процессы создания ТС и ЕЭП тесно увязаны с национальной стратегией развития экономики в Казахстане. Мы недавно приняли две программы в рамках этой стратегии. Первая - программа форсированного индустриально-инновационного развития, то есть развития новых промышленных производств. Вторая - она очень широко обсуждалась - "Дорожная карта бизнеса-2020". В ее рамках мы приняли решение о том, что правительство Казахстана будет частично субсидировать ставки по кредитам компаниям, частично будет гарантировать ставки по кредитам. По некоторым вопросам даже пойдем на налоговые каникулы, на списание налогов - для того чтобы стимулировать развитие частного бизнеса, будет делаться очень многое.

- Как частные компании в Казахстане отнеслись к идее ТС и ЕЭП, есть ли сопротивление открытию рынков?

- Сырьевые компании очень положительно относятся к созданию ЕЭП. Рынки сбыта для них в основном находятся за пределами этого пространства, и они от этого только выигрывают. Национальный бизнес, занятый вне сырьевого сектора, напротив, очень настороженно к этому относится, поскольку опасается (я много по этому вопросу получаю замечаний и предложений) конкурентной борьбы с российскими компаниями. В первую очередь это люди, которые близки к компаниям, проигрывающим от более высокой конкуренции. Если кто-то обладал монопольным правом на продажу какой-нибудь продукции в Казахстане, а теперь на рынке появляется российское или белорусское предприятие с такой же продукцией, это вызывает недовольство.

Но задача как раз в том, чтобы быть конкурентоспособными. Государство готово оказать помощь компаниям Казахстана в конкуренции, в рамках "Дорожной карты бизнеса" мы по ряду направлений будем сильно своему бизнесу помогать.

- Возможно ли в ближайшее время расширение ТС и ЕЭП, прежде всего за счет Украины, если там будет принято такое решение?

- Объективно нам бы очень хотелось, чтобы Украина присоединилась к ТС. С представителями экономической команды Виктора Януковича мы начинали об этом говорить. С некоторыми из них восемь лет назад я сам вел переговоры в рамках проектов ЕЭП того периода.

Считаю, что от расширения и ТС, и Украина, и другие страны выиграли бы многое. Мы бы хотели видеть в ТС и страны Центральной Азии - наших соседей. Но этот вопрос для многих очень чувствителен, в первую очередь для них вступление в ТС - это повышение таможенных пошлин, там в среднем еще более либеральная таможенная политика, чем имел Казахстан до января 2010 года. Для нас это тем более важно, поскольку Казахстан как член ТС отвечает за южные границы союза: мы, несмотря на финансово-экономический кризис, выделили большие денежные ресурсы на их обустройство, вся южная граница Казахстана со всеми странами центральной Азии будет оборудована по всем правилам и будет охраняться так же, как граница с Китаем. Это позволит минимизировать нелегальный импорт через наши границы, и это тоже очень болезненный вопрос.

- Крупнейшие изменения в режиме работы ТС намечены не на 1 января, а на 1 июля. Эти сроки будут соблюдаться?

- Если я сейчас выражу малейшее сомнение, это точно не произойдет. Поэтому я говорю: это произойдет, и мы с вами вместе 1 июля это увидим.

- Проект ЕЭП предполагает определенную синхронизацию институциональных реформ в трех странах еще до 2012 года. Происходит ли это?

- Не сговариваясь, два процесса в РФ и Казахстане шли параллельно - организация сети поддержки малого и среднего бизнеса и реформа правоохранительной системы. В чем-то они похожи, а в чем-то различаются.

Вопрос реформы правоохранительной системы в России - это дело руководства РФ. Но мы приветствуем те направления, по которым она идет. Не буду комментировать ситуацию в РФ, но в Казахстане, в первую очередь для национального бизнеса, реформа правоохранительной системы важна. Если у иностранного бизнеса в стране проблем с силовыми структурами не было, то национальный бизнес в Казахстане сейчас имеет много проблем - недостаток финансирования, административные барьеры, некоторое давление на бизнес. Все это будет тормозить развитие страны вообще.

На данном этапе посткризисного развития реформы экономических институтов важнее, чем просто экономическая политика: чистой экономполитикой всех проблем диверсификации, о которой мы все говорим, не решить, нужна реформа институтов.

- Экономическая интеграция невозможна без интеграции финансовых систем. Тем временем казахстанские банки, активно инвестировавшие в том числе в Россию, с 2007 года сокращают присутствие на рынке России. ЕЭП может развернуть этот процесс?

- Для нас это очень чувствительная тема. С первых дней независимости Казахстана наша банковская система была построена на независимости Национального банка, на развитии частной банковской системы - весь "вашингтонский консенсус" в полной мере присутствовал. Это дало большие преимущества. В 2000-2006 годах наша банковская система всеми признавалась одной из самых лучших в бывшем СССР, казахстанские банки имели практически неограниченный доступ на мировые рынки капитала, может быть, даже в большей степени, чем российские.

Но это сыграло с нами злую шутку. Такой чрезмерный рост доступа на финансовые рынки не до конца подкреплялся управлением рисками и регулированием со стороны финансовых органов. И мы первыми ощутили на себе мировой кризис, за год до того, как его почувствовала РФ: с августа 2007 года доступ к финансированию казахстанским банкам был одномоментно и полностью перекрыт. А кредитный портфель финансовых учреждений в основном был сконцентрирован в недвижимости - в этой сфере был раздут классический пузырь. Со второй половины 2007-го, весь 2008 и 2009 годы правительство Казахстана вынуждено было вмешаться в эту ситуацию, задействовав для реструктуризации банковской отрасли разные механизмы - от вхождения в капитал банка до смены собственника.

Думаю, что на сегодняшний день мы практически эти завалы разгребли. Но в тоже время надо провести работу над ошибками. В период, когда денег было очень много, казахстанский банковский капитал очень сильно старался присутствовать на российском рынке, и мы это поощряли, не были против и власти РФ. В ближайшие несколько лет повторение этого сценария будет невозможно: нам нужно решать собственные проблемы, улучшать состояние банковских портфелей, доводить состояние банков до хорошего уровня, чтобы они выполняли свою основную функцию - кредитование экономики. По большому счету, была бы моя воля, я все компьютеры у банков забрал, оставил им только счеты, чтобы они брали депозиты и кредитовали реальную экономику.

В любом случае в ближайшие два-три года казахстанская банковская система вряд ли сможет финансировать проекты на территории других стран. Сейчас достаточно работы внутри страны. Но это могут делать государственные финансы: наши государственные холдинги в неплохом состоянии и обладают серьезными ресурсами. Но пока мы только подходим к этому вопросу, и высокой степени проработки в этих проектах нет.

- В таком случае откроет ли ЕЭП рынок Казахстана для российских банков, в первую очередь государственных?

- Они уже на рынке - и ВТБ, и Сбербанк. Я считаю, что мы от этого только выиграем, это лишь подстегнет укрепление нашей банковской системы. У нас на рынке присутствует достаточно и западных финансовых институтов, но они в основном идут за своими иностранными клиентами и экономику Казахстана финансируют неактивно. Российские банки придут в Казахстан также вслед за своими клиентами, и ничего в этом страшного я не вижу.

- Создание ТС в Казахстане совпало с налоговой реформой. Насколько она изменит бизнес-климат в Казахстане и усилит позиции страны внутри предполагаемого ЕЭП?

- Мы шли к новому Налоговому кодексу очень долго. Введение кодекса совпало с мировым финансовым кризисом, но, несмотря на это, мы от основных положений не отказались.

Мы существенно снизили налоговые ставки. Корпоративный подоходный налог (аналог налога на прибыль в РФ.- "Ъ") снизился с 30 до 20%. НДС мы довели до 12% и социальный налог - до 11%. Индивидуальный подоходный налог (аналог НДФЛ в РФ.- "Ъ") - 10%. Это один из самых льготных налоговых режимов в мире.

Параллельно с этим мы несколько увеличили нагрузку на сырьевые компании за счет налога на добычу полезных ископаемых. В течение прошлого года, особенно первой половины, когда цены на сырье находились внизу, мы ослабили налоговый режим, но с этого года опять вернулись к жесткой шкале.

У нас есть ряд контрактов по добыче сырья, которые выходят за рамки Налогового кодекса, ряд контрактов по СРП, которые заключались в период до 1995 года и подписывались в другом правовом поле. Формально юридически у нас есть к ним вопросы, мы их будем пересматривать, но в переговорном процессе. У нас есть хороший пример по контракту на Кашагане, где после проведения переговоров мы нашли баланс интересов и пришли к согласию. Было подписано новое соглашение. Во всех взаимоотношениях с инвесторами, в том числе с сырьевыми, мы остаемся в рамках правового поля и в рамках баланса интересов - никаких насильственных и революционных мер не будет.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"В рамках Таможенного союза перспективы могут появиться у любой отрасли нашей экономики" 30.03.2010
Современное общество Казахстана: социальные настроения, политические ожидания 26.03.2010
S&P: Мы видим интерес иностранных инвесторов к казахстанским банкам 26.03.2010
"Сферу ЖКХ всегда называют "черной дырой" 25.03.2010
После политического штиля снова вдруг забурлило 19.03.2010
Спрос за результат и мониторинг власти 19.03.2010
Только инновации дадут рост 19.03.2010
Быть неискренним - утомительное занятие 18.03.2010
"Единое экономическое пространство - следующий шаг" 17.03.2010
"Мы привыкаем ощущать себя частью человечества" 17.03.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz