www.rbcdaily.ru, 28 апреля
Мировой финансовый кризис не обошел стороной и Казахстан. О том, как Национальный банк пополнял ликвидностью банковскую систему и санировал кредитные организации, о перспективах рынка председатель Национального банка Казахстана ГРИГОРИЙ МАРЧЕНКО рассказал корреспонденту РБК daily КИРИЛЛУ ЯЧЕИСТОВУ. - Бюджет Казахстана за 2009 год был исполнен с дефицитом? - Как считать, у нас же около 8 млрд долл. - это трансферт из Национального фонда за счет нефтяных доходов. То есть если считать этот трансферт, то дефицит был, но не очень большой, а если не считать, то он, конечно же, существенный, но это проблемы всех. Дефицит без нефтяных доходов - около 9% ВВП. У нас в 2009 году все нефтяные поступления шли в бюджет, а до этого - часть доходов, в разные годы большая или меньшая, шла в Национальный фонд. Сейчас у нас там около 25 млрд долл. - А каков общий дефицит бюджета за 2009 год? - Около 2% ВВП, на этот год планируется дефицит бюджета где-то в районе 4,5% ВВП. Но в этом году часть денег будет уже идти в Национальный фонд. Все будет зависеть от цен на нефть, сейчас договорились так: на три года подряд будет гарантированный трансферт в 8 млрд долл. То есть если нефтяные поступления будут 16 млрд долл., то половина будет идти в бюджет, половина - в Нацфонд. Если они будут 24 млрд долл. - очень хорошо, но если они будут ровно 8 млрд долл., то в Нацфонд новых поступлений не будет. Сейчас совокупные чистые валютные активы страны - Национального банка и Национального фонда - составляют более 52 долл., и нам этого вполне хватает. - Какая общая задолженность? - - Внешняя задолженность правительства очень маленькая: 2 млрд долл. всего. Совокупные внешние долги по итогам 2009 года, включая корпоративные долги, составляют около 110 млрд долл., из них банковская задолженность - 28,5 млрд дол. Но от общего долга компаний практически половина - это межфирменная задолженность. Речь идет о том, что когда крупные иностранные компании осуществляют инвестиции в Казахстане, то часть они вкладывают в акционерный капитал, а часть оформляют как кредиты свои дочерним компаниям. И если "дочка" иностранной компании и не сможет вернуть внешний долг, то это не будет являться ответственностью Республики Казахстан. - Сколько должны банки? - Банковская внешняя задолженность достигала 46 млрд долл., а на середину апреля - уже менее 25 млрд долл. Если осуществится реструктуризация долгов БТА Банка, то совокупный долг кредитных организаций Казахстана уменьшится еще на 10 млрд долл. Реструктуризация БТА Банка в основном завершена, мы надеемся, что летом все юридические документы с кредиторами будут подписаны. Реструктуризация внешнего долга Альянс-банка завершена в марте, а Темир-банка будет оформлена в мае. - А что сейчас с БТА? - Проблемы у БТА Банка возникли из-за слишком агрессивной политики. Деньги, привлекаемые на внешних рынках, размещались в основном за счет предоставления кредитов компаниям-застройщикам в Казахстане и России, которые во многих случаях контролировались Мухтаром Аблязовым. При этом мы ему говорили в 2007 году, что, по нашим оценкам, у него дыра в балансе порядка 1,5 млрд долл. и пока цены на недвижимость высокие, нужно ее продавать и закрывать. На что он мне популярно объяснял, что я в недвижимости ничего не понимаю, а он понимает очень хорошо, и цены на недвижимость в Алма-Ате будут расти минимум еще три года. После начала американского кризиса subprime цены на недвижимость в Алма-Ате упали практически вдвое. Потом весной 2008 года я и председатель Агентства по финансовому надзору Елена Бахмутова говорили ему: в России продавайте и рефинансируйте свои проекты по недвижимости, решайте проблемы. Он нам объяснял, что, может, по Казахстану да, это так, а по Москве другой рынок, мы ничего не понимаем, цены будут подниматься еще два-три года. Это г-н Аблязов говорил нам в мае, а в сентябре 2008 года упали цены на недвижимость и в России. Вместе с ценами на недвижимость стали падать и цены на залоги. С точки зрения общего ущерба банку самая главная стратегическая ошибка заключалась в чрезмерных заимствованиях за рубежом: 64% обязательств составляли внешние заимствования. А как только изменяется ситуация на внешних рынках, банк не может рефинансироваться. А с другой стороны, слишком много кредитов выдавалось на недвижимость в Казахстане и России. - А что произошло с Альянс-банком? - Доля внешних обязательств у него было еще больше, чем у БТА, - 73%. При этом Альянс-банк очень активно пошел в необеспеченное потребительское кредитование наподобие "Русского стандарта" в России. Риски в таком кредитовании очень высокие, и в "Альянсе" с этими рисками слегка надорвались. Плюс у них было мошенничество: там был нарисован капитал на 1,1 млрд долл. - Если говорить про финансовый надзор, то Казахстан всегда ставили в пример, как же получилось, что два крупных банка фактически обанкротились? - Вопрос правильный. Здесь есть несколько аспектов. Что касается операций по рисованию капитала - надзор этого не видел, потому что это все тщательно пряталось и скрывалось. Здесь есть прямой умысел, и это вопрос мошенничества и уголовной ответственности, этим сейчас правоохранительные органы и занимаются. По БТА схема была такая. Западные инвестиционные банки выдавали кредиты офшорным структурам, которые были оформлены на родственников г-на Аблязова, а обеспечением этих кредитов являлись сейфовые гарантии банка БТА, которые прятались и от аудиторов, и от надзорных органов, и от инвесторов. То есть о существовании этих гарантий никто не знал, там сумма порядка 700 млн долл. Кроме этого, одни и те же залоги г-н Аблязов закладывал в разных банках. Это большой вопрос, почему западные банки выдавали такие кредиты, при том что гарантии не отражались ни на балансе, ни за балансом, и при желании можно было бы легко установить, что эти гарантии не являются законными с точки зрения казахстанского законодательства. Поэтому это тоже требует проведения следственной работы со стороны правоохранительных органов. Так что по этим двум банкам было прямое мошенничество, как это было принято говорить, в особо крупных размерах. И сейчас упрекать надзорные органы в том, что они этого не видели, некорректно, так как от них сознательно прятали, некоторые документы вообще не находились на территории Казахстана. - А почему этим банкам не ограничили привлечение внешних займов и кредитование особо рискованных отраслей экономики? - Эта тема более серьезная. Разговоры на эту тему были, но каких-то решительных действий со стороны АФН и Национального банка принято не было. Теперь задним числом их за это упрекают, а вот тогда, в 2006 и 2007 годах, у нас больше половины прироста ВВП было обеспечено за счет роста финансового сектора и строительства, которое кредитовалось теми же банками. То есть если бы тогда затормозили, то потеряли бы в росте и политической воли сделать упреждающие действия тогда не хватило. - В новой концепции по выходу из кризиса финансового сектора Казахстана, говорится, что надо сделать упор на внутреннее финансирование, каковы будут его источники? - Во-первых, вклады населения у нас устойчиво растут: в прошлом году они увеличились на 29%, Если хорошо работать, то можно порядка 3 млрд долл. в год привлекать - это неплохо. Потом, при сравнимом доходе средняя сумма вклада в России на душу населения в два раза больше, чем в Казахстане. В России большая часть депозитов - это частные вклады, а у нас 60% - это деньги корпоративные. То есть потенциал пророста вкладов населения у нас достаточно большой. Есть еще одно большое отличие России и Казахстана - это пенсионные системы. У нас уже одиннадцать лет действует накопительная система, там в активах 1З млрд долл. То есть банки продолжат выпускать облигации, которые будут выкупать пенсионные фонды, а этими длинными деньгами банки кредитуют ипотеку и долгосрочные проекты. У нас пенсионные активы - это более 12% ВВП против 1,5% в России. В-третьих, привлечение корпоративных депозитов, но это зависит от темпов роста экономики. У нас традиционно нефтяной и горно-металлургический сектор привлекали очень большие объемы прямых иностранных инвестиций, а кредиты у банков они практически не брали. И их деньгами, лежащими на депозитах, банки кредитовали остальную экономику. Ситуацию, когда у отдельных банков было свыше 60% пассивов от внешних заимствований, а у "Альянса" и 70%, невозможно поддерживать в долгосрочном плане. Поэтому согласно концепции для банков будет введен лимит в 30%, но в принципе такие ограничения можно будет ввести и для корпоративного сектора. Потому что банковский долг проблемы уже не составляет, а корпоративный долг может нести угрозы. - Как Вы считаете, в Казахстане дно кризиса пройдено? - Да, самое главное, что всей мировой экономике, и нам в том числе, удалось избежать совсем плохого сценария. Многие до сих пор не поняли, что мы прошли по самому краю: если бы обвалилась AIG, то, по некоторым оценкам, 15 из 20 крупнейших американских и европейских банков обанкротились бы. И, что хорошо, не произошло резкого снижения цен на сырьевые товары, второе полугодие 2009 было хорошим и для России, и для Казахстана, поэтому при цене нефти в диапазоне 70-75 долл./барр. обе наши страны в принципе будут жить неплохо. - Пополнял ли в кризис Нацбанк Казахстана банки ликвидностью? - Да, мы и свопы валютные делали, операций РЕПО было меньше - в основном с банками, проходящими реструктуризацию. Конечно, пополняли, но сейчас в этом необходимости нет. У нас совокупная свободная ликвидность, которую мы определяем как сумму средств на корсчетах, депозиты в Нацбанке и инвестиции в его краткосрочные ноты, выросла с менее чем 4 млрд долл. в начале прошлого года до 12 млрд долл. в настоящий момент. Поэтому мы снижали несколько раз ставки. При том что инфляция у нас 6,2% за прошлый год, ставки по депозитам составляют 1%, ставки по трехмесячным нотам - 1,22 %. Но банки все равно держат деньги у нас, а не кредитуют экономику, где ставки могут быть 10-12%. И мы говорим банкам: выходите из этого состояния. Главная задача для банков на этот год, это и мы заявляли, и правительство: стимулировать банки кредитовать реальный сектор. - Как Вы считаете, выделение банковского надзора в отдельную структуру оправдано? - Сейчас происходит некоторое переосмысление этого вопроса. В выделении надзора есть проблемы, все-таки Центральный банк в любой стране - это институт с большим политическим весом. Как бы ни было структурировано Агентство по надзору, у него такого политического веса не будет, и возможностей оказать на него давление больше. И это риск, и его надо учитывать. У нас Агентство по финансовому надзору независимое, оно не финансируется из бюджета. Это правильно. Когда я был председателем Комиссии по ценным бумагам, в 1996 году нам просто два месяца денег не выделяли из бюджета и мы не могли платить за отопление, я пришел на работу в ноябре, а батареи холодные. Вот и такими методами можно бороться с независимостью. - Как вы относитесь к идее создания мегарегулятора, которая сейчас обсуждается в России? - У вас сначала надо консолидировать банковскую систему. Сколько банков нужно? Это рынок определит. Понятно, что часть банков - это отмывочные конторы, кого-то контролируют местные власти, за кем-то вообще бандиты стоят - такие банки на рынке не нужны. И эту работу по очищению банковского сектора - она тяжелая, неприятная, а как мы увидели на печальном примере Андрея Козлова (первый зампред Банка России, убитый в 2006 году. - РБК daily) она еще и опасная - ее все равно должен сделать Центральный банк, это независимо в России, это происходит или в любой другой стране. После завершения этого процесса можно обсуждать функции и структуру мегарегулятора, но макропруденциальное регулирование и обеспечение общей финансовой стабильности должны оставаться у ЦБ. Это тоже безотносительно к России. |