NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 12:20 ast
10:20 msk

"Монополист должен знать: не выполняешь взятых на себя обязательств – нужно возвращать средства"
Н.Алдабергенов: Стоимость электроэнергии в Казахстане самая низкая не только на постсоветском пространстве, но и по мировым показателям. Соответственно, кто придет инвестировать в убыточный сектор? А ведь вложения нужны большие...
30.04.2010 / интервью

Светлана АНТОНЧЕВА, "Казахстанская правда", 30 апреля

Пойдя на "соглашение" с энергетиками, вечно жалующимися на недостаток средств для капитальной модернизации активов (дескать, износ оборудования грозит крахом стабильного снабжения потребителей), отраслевики от государства и не ожидали, что вторая сторона контракта станет его нарушать. Политика "тариф в обмен на инвестиции" сама по себе потенциально эффективна, однако она должна подкрепляться законодательными "стимулами", считает председатель Агентства по регулированию естественных монополий Нурлан Алдабергенов. Сегодня перед АРЕМом стоит важнейшая задача – контролировать, как исполняются инвестиционные обязательства, взятые монополистами "в обмен" на повышение ставок. О том, как осуществляется проверка, на какой результат нацелены нововведения в законодательстве и зачем Казахстану переходить на трехуровневое тарифообразование в водном и электроэнергетическом секторе, глава ведомства рассказал в интервью "КП".
– Нурлан Шадибекович, в марте в Закон "О естественных монополиях" был внесен ряд изменений, касающихся, в частности, ввода дифференцированных и предельных тарифов. В чем суть вступивших в силу поправок?
– Во-первых, выработана законодательная основа применения дифтарифов на водоснабжение в зависимости от объема потребления. Во-вторых, внедрено гибкое ценовое регулирование доминантов с возможностью изменения цен в рамках согласованных предельных тарифов. Это, например, поможет избежать ситуации, когда компании "держат" высокую планку стоимости ГСМ, как это было в прошлом году.
И наконец, предусмотрено применение рекомендованного ЕБРР метода сравнительного анализа затрат для утверждения тарифов на передачу и распределение электроэнергии для региональных электросетевых компаний (РЭК). (Сейчас в Казахстане практикуется методика нормативная – утверждение и исполнение тарифной сметы.) Мы ожидаем, что в итоге существенно повысится инвестиционная привлекательность отрасли, удастся модернизировать сетевые активы. Отмечу, что все три нововведения давно и успешно практикуются за рубежом.
– Вы думаете, что ввод дифтарифов на воду действительно заставит население экономить?
– В прошлом году мы уже ввели дифференцированные тарифы на воду по группам потребителей (промышленные предприятия, бизнес, бюджетные организации) в 12 регионах. Как заставить население экономить – вопрос очень острый. Экономия – наша основная цель. Для того чтобы ее достичь, мы фактически определили новое направление тарифной политики – внедрение дифтарифов по объемам потребления. Принцип здесь очень прост: больше потребляешь – больше платишь, есть пороговая величина, превышение которой предусматривает применение более высокой "ставки". Мировой опыт доказал эффективность такого подхода.
– И сколько же времени займет эта, будем говорить, реформа?
– К примеру, в Китае она длилась от четырех до семи лет. Мы предполагаем, что в Казахстане переходный период займет порядка четырех лет. План действий таков: в текущем году мы завершаем дифференциацию тарифов на воду по группам потребителей, год-два уйдет на "подготовку" населения, разъяснительную работу и внедрение дифференцированных двухступенчатых тарифов на воду. Конечно же, основной спор возникнет вокруг все той же пороговой величины, именно поэтому необходим тщательный анализ. В зависимости от готовности регионов в 2012–2013 годах будет обеспечено внедрение дифференцированных трехступенчатых тарифов на воду в зависимости от объемов.
– Многие до сих пор считают, что ввод дифтарифов на электроэнергию был весьма сомнительным экспериментом. А сейчас вы собираетесь внедрить еще и "третий уровень"...
– Да. Причем как в системе электро-, так и водоснабжения. Сейчас в Казахстане действует двухуровневая дифференциация тарифов на электрическую энергию в зависимости от величины потребления, к примеру, до 70 кВт-ч на человека в месяц действует один тариф, свыше – другой, более высокий. В мире же применяется от трех до шести уровней: в Австралии, Сингапуре – три, в ОАЭ – четыре, в Южной Корее – пять, в Египте – шесть. И никто не жалуется, не путается, все считают и экономят. В 2010–2011 годах АРЕМ подготовит введение третьего уровня и в нашей стране. Что это даст казахстанцам? Экономию энергоресурсов и денег.
По нашим оценкам, бытовые потребители, рационально использующие электроэнергию, уже сэкономили в Алматы около 240 миллионов тенге в год, в Астане – свыше 43 миллионов. Результат, как говорится, налицо.
– Наш разговор начался с изменений в законодательстве. Недавно вы отчитались по "первому этапу" проверок инвестиционных обязательств монополистов. По окончательным результатам контрольных мероприятий будут также инициированы поправки в нормативные правовые акты. И связаны грядущие нововведения с небольшим количеством положительных примеров среди компаний. Так как же все-таки обеспечить модернизацию СЕМ?
– Немного предыстории. Стоимость электроэнергии в Казахстане самая низкая не только на постсоветском пространстве, но и по мировым показателям. Соответственно, кто придет инвестировать в убыточный сектор? А ведь вложения нужны большие... Изношенность оборудования и недостаток мощностей влекли нестабильную работу станций, жители, безусловно, прочувствовали всю "прелесть" веерных отключений. В прошлом году Законом "Об электроэнергетике" был закреплен ввод предельных тарифов, утверждаемых Правительством, то есть станции получили право самостоятельно в рамках установленных лимитов повышать стоимость отпускной энергии. К примеру, на крупных электростанциях Павлодарской области в 2009-м цены выросли на 45%. Гидроэлектростанции Восточно-Казахстанской области воспользовались новым правом на 140%.
"Заработанные" таким образом бонусы по договоренности с отраслевым министерством должны были направляться на модернизацию. Год, в ходе которого привлечено инвестиций на 65 миллиардов тенге, закончился, и... начались проблемы. Вопрос один: куда уходят деньги? Глава государства поручил АРЕМу проконтролировать работу энергопроизводящих предприятий. Итоги проверок свыше 60 субъектов показывают: 15 энергопроизводящих организаций не выполнили свои инвестиционные обязательства по Закону "Об электроэнергетике" за 2009 год в объеме более полутора миллиардов тенге. Кроме того, было выявлено неисполнение инвестиционных обязательств, принятых на себя инвесторами при приватизации более десяти лет назад. Так, по компании АЕS сумма "неосвоения" зашкалила за 459 миллионов долларов.
В наши функции не входит принятие мер к тем, кто не соблюдает условия соглашений, и поэтому все материалы мы направили в Министерство индустрии и новых технологий, которое проводит досудебное урегулирование с электростанциями. AES, в свою очередь, занимается Министерство финансов – там создана рабочая группа по изменению условий договора.
АРЕМу в ближайшие полгода предстоит огромная работа, ведь под нашим крылом 1 041 СЕМ. Подобные тематические проверки (совместно с заинтересованными госорганами) продлятся до июля, но информировать потребителей мы будем ежемесячно.
Что же касается предполагаемых изменений законодательства, скажу одно: мы считаем, что соглашения, заключаемые между государством и электростанциями, а также порядок их утверждения должны быть открытыми. В документах необходимо четко прописать конкретные объемы, сроки и направления вложения инвестиций. Обязанность инвесторов по расширению, обновлению, реконструкции и техническому перевооружению существующих активов и созданию новых можно "подкрепить" залогом имущества.
Кроме того, необходимо "узаконить" практику проведения публичных отчетов по исполнению обязательств – сейчас некоторые организации приходится просто-напросто заставлять озвучивать свои "неуспехи". Еще одна норма – это право уполномоченного органа на снижение тарифов в случае выявления нелицеприятных фактов, о которых говорилось выше. Либо, как вариант, применение штрафных санкций, возврат средств, расторжение контракта. Ведь когда не платят потребители, энергетиков не волнуют ни причины, ни следствия – они не церемонятся: просто отключают от электроснабжения. Извините, но тогда должны быть равные условия, а объем инвестиционных обязательств – соответствовать уровню тарифного дохода: потребитель вам заплатил, а вы не справились с решением поставленной задачи – будьте добры, повышайте свою ответственность и принимайте наказание.
Не говоря уже о том, что монополисты часто "отрезают" провода несправедливо, без составления актов сверки взаиморасчетов: на счетчике могут значиться одни показания, а в квитке – совершенно другие. Поди докажи, что потребитель прав... Отраслевые правила, регламентирующие этот процесс, необходимо "поднять" до уровня закона. Чтобы существовали четкие положения, к примеру: одно оповещение, одно предупреждение, месяц или два – срок на исправление и только затем, если ничего не изменилось к лучшему, – отключение.
Сейчас все эти новшества на стадии обсуждения в Правительстве. Мы надеемся, что их поддержат.
– В прошлом году агентство утвердило с повышением 464 тарифа из 585 рассмотренных проектов. Просто небывалый рост! До этого несколько лет подряд статистика была совершенно иной. Чем это можно объяснить и чего следует ждать казахстанцам в году текущем?
– Вы правы, повышение было существенным – только по электроэнергии в среднем по стране на 15–17%. Но тому есть причины: рост цен на электростанциях в рамках предельных тарифов повлиял на стоимость передачи и распределения электроэнергии. В результате девальвации национальной валюты подорожали газ, уголь, СЕМ должны были осуществлять инвестиционные программы...
В 2010-м мы ожидаем (в среднем по стране) рост тарифов в коридоре 12–14%. Причем он будет распределяться по сезонам: на воду – в летний период, на тепловую энергию – осенью-зимой.
Основная задача АРЕМа – это достижение баланса между интересами предприятий-монополистов, которые должны работать на благо экономики, и потребителями. Тариф и планируемый доход должны быть правильно подсчитаны, а пользователи услуг – довольны их качеством и сервисом.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Монополист должен знать: не выполняешь взятых на себя обязательств – нужно возвращать средства" 30.04.2010
О сейфовых гарантиях БТА банка на 700 млн долларов никто не знал 30.04.2010
"Жаль, когда национальность препятствует развитию бизнеса" 29.04.2010
"Пусть вернет деньги и живет счастливо" 28.04.2010
Бизнесмен на минном поле 28.04.2010
"Мы не должны допустить, чтобы недра стали предметом спекуляции" 27.04.2010
Дефолт банков истории 27.04.2010
Ертысбаев отказывает в праве заниматься политикой только банкирам 26.04.2010
"Оправдать доверие Президента, жить заботами людей" 23.04.2010
Карагандинец в третьем поколении 21.04.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz