Ольга СЕМЕНОВА, "Казахстанская правда", 4 июня
Для эффективной борьбы с криминалом необходимо иметь представление о реальной картине с преступностью в стране. Об этом неоднократно говорилось на самом высоком государственном уровне. О новых проектах Комитета по правовой статистике и спецучетам Генеральной прокуратуры, усиливающих контроль над учетно-регистрационной дисциплиной в правоохранительных органах, рассказывает глава ведомства Марат АХМЕТЖАНОВ. - Марат Муратович, сегодня изменены критерии оценки деятельности правоохранительных органов, в чем суть новаций, и какова в данной сфере роль возглавляемого вами ведомства? - В соответствии с поручениями Главы государства с начала года в правоохранительных органах и органах прокуратуры, как вам известно, начат новый этап по переориентированию деятельности на достижение качественных, а не количественных индикаторов. Пересмотрены подходы к оценке работы, создававшие условия для гонки за показателями, устранены возможности для искажения сведений о результатах борьбы с преступностью. Существует много различных критериев деятельности правоохранительных органов, по которым мы положительно либо отрицательно оцениваем эффективность их работы, но и под них ведомства умело подстраиваются, манипулируя своими сведениями в ущерб конституционным правам граждан. Конечная же задача нашего комитета - достичь того, чтобы правовая статистическая информация стала стержнем, определяющим эффективность и качество работы правоохранительных органов. Но для этого необходимо добиться бесспорной достоверности и полноты формируемых данных. При этом устранить субъективный человеческий фактор. - Действительно ли использование современных технологий позволяет сегодня иметь полную картину ситуации с преступностью как в целом в стране, так и по отдельным регионам, что называется в on-line режиме? - Да, это так. В настоящее время мерами прокурорского надзора и контроля с помощью современных информационных технологий мы добились того, что правовая статистическая информация формируется в ежедневном режиме. То есть благодаря каждодневной работе мы до конца отчетного периода уже имеем реальную картину состояния преступности в республике. Это позволяет не только давать объективную оценку деятельности того или иного ведомства, но и своевременно планировать профилактическую работу, видеть болевые точки, на которых нужно сосредоточить усилия. - Что еще предпринимается для усиления учетно-регистрационной дисциплины в правоохранительных органах? - Об актуальности проблемы говорит тот факт, что в октябре 2009 года вопрос о мерах по обеспечению достоверности правовой статистики рассматривался в Администрации Президента РК, по результатам совещания принято решение о введении учета потерпевших лиц и о внедрении новых подходов к раскрываемости. Поэтому немаловажным моментом работы стал вопрос о пересмотре формулы расчета процента раскрываемости преступлений, который является одним из определяющих критериев оценки деятельности органов уголовного преследования. Ни для кого не секрет, что манипуляции с процентом раскрываемости носили почти повсеместный характер. Поэтому при назначении на должность Генеральный прокурор поставил передо мной задачу по максимальному снижению возможностей для таких действий. Для получения достоверных данных о масштабах и способах отчетных манипуляций нами по поручению Администрации Президента страны проведены выборочные прокурорские проверки статистических данных о количестве зарегистрированных краж, грабежей и разбоев, а также о числе преступлений, совершенных в общественных местах, в органах внутренних дел Алматинской и Мангистауской областей. В результате выявлено, что процент раскрываемости по органам внутренних дел Алматинской области за 9 месяцев 2009 года завышен на 2,1% (с фактических 62,9% завышено до 65%) и по органам внутренних дел Мангистауской области - на 2,9% (с 70,6% до 73,5%). В нынешнем году уже на базе полученного практического материала мы добились пересмотра формулы, и с января при расчете раскрываемости учитываются преступления, по которым отказано в возбуждении уголовных дел по не реабилитирующим основаниям. Эффект не заставил себя ждать. Уровень раскрываемости преступлений в стране вырос на 3,1% (с 65,1 до 68,2). Принятые организационно-практические меры позволили добиться объективной регистрации преступлений, уровень которых по итогам первого квартала текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года возрос на 10,1% (с 29 509 до 32 490). Соответственно, вырос уровень преступлений на 10 тысяч населения в стране - до 82 (с 76 в 2009 году). - Вас не тревожит такой существенный рост преступлений? - Есть все основания полагать, что реальных преступлений не стало больше. Ведь рост произошел по той категории, которая традиционно укрывалась, а именно по кражам - на 21,7% , хулиганствам - на 32,8% и грабежам - на 21,8% . Данная мера дала возможность, не прибегая к концептуальному изменению законодательства, значительно упростить досудебную процедуру расследования. Таким образом, 4,2% преступлений раскрыты на стадии доследственной проверки. - Не могли бы вы рассказать подробнее об эксперименте по внедрению электронного варианта книги учета заявлений граждан? - Чтобы шагать в ногу со временем, мы продолжаем работу по усилению учетно-регистрационной дисциплины с применением инновационных технологий. Специалистами комитета разработан программный продукт - электронная книга учета заявлений (КУЗ). Новшество позволяет в режиме реального времени на основе сведений статистических карточек выводить на компьютере руководства органа внутренних дел и надзирающего прокурора информацию о ходе регистрации и принятия процессуальных решений по заявлениям и сообщениям о преступлениях и происшествиях. Что в свою очередь дает возможность организовать контроль и надзор за своевременностью учета и принятия процессуальных решений, а также оперативно реагировать на допущенные нарушения законности. С начала текущего года в органах внутренних дел Астаны и Павлодарской области мы начали апробацию этого проекта. Эксперимент продлится до конца первого полугодия. Но уже промежуточные результаты проведенного мониторинга по состоянию на первое апреля показали: внедрение электронной регистрации заявлений о преступлениях способствовало укреплению учетно-регистрационной дисциплины. В частности, это касается соблюдения сроков их рассмотрения, что напрямую связано с защитой прав граждан. Уже сейчас результаты эксперимента позволяют говорить об его успешности. Так, по состоянию на первое апреля в Павлодарской области число заявлений, рассмотренных в течение трех суток, увеличилось на 17,8%. В столице оперативность рассмотрения также возросла на 9,3%. Остаток неразрешенных материалов снижен более чем на половину. По окончании эксперимента мы намерены инициировать вопрос об его повсеместном внедрении. |