NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 16.04.2024 11:33 ast
09:33 msk

Драйверы посткризисного развития
Главные составляющие формулы успешного развития страны - это Лидер нации, сильное государство и диверсифицированная, конкурентоспособная экономика
25.06.2010 / интервью

Татьяна БРАУН, "Казахстанская правда", 24 июня

Инвестиционный саммит, организованный International Herald Tribune, с блеском завершился в Алматы. На традиционный форум, один из серии встреч на высшем уровне, которые британская газета проводит по всему миру, собрались десятки знаковых фигур. Параллельно с саммитом заседал Совет иностранных инвесторов РК под председательством Президента Нурсултана Назарбаева. Эхом казахстанскому "мозговому штурму" отозвался Петербургский международный экономический форум. Накануне еще одного - Астанинского международного, который соберет мировых гуру экономического анализа и прогноза, корреспондент "Казахстанской правды" беседует с председателем правления АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" Кайратом КЕЛИМБЕТОВЫМ.
- Минувший год фонд активно занимался реализацией антикризисной программы Правительства Казахстана. Кайрат Нематович, на чем сегодня сосредоточен основной фокус деятельности "Самрук-Казына"? Насколько оправданными оказались стратегия и тактика ФНБ в посткризисный период? Как оценили их мировые эксперты?
- В рамках инвестиционного саммита IHT руководство страны, представители деловых кругов и инвесторы со всего мира откровенно высказывали свои взгляды на инвестиционную привлекательность и риски в посткризисном Казахстане. На самом высоком уровне было признано, что, несмотря на мировые проблемы финансового характера и глобальные экономические изменения, нашей стране удалось выйти из кризиса с минимальными потерями. Казахстан в целом сохранил уровень инвестиций в свое экономическое развитие. Иностранные инвесторы готовы участвовать и участвуют в реализации Государственной программы ФИИР, в создании правовых рамок для определения конкурентоспособности и долгосрочного экономического роста. На диалоговых площадках саммита разворачивались жаркие дискуссии о потенциале Казахстана как промышленного лидера в Центрально-Азиатском регионе, о новых возможностях нефтяной и газовой промышленности республики и ее ближайших соседей, а также об опыте антикризисной стабилизации в финансовом секторе Казахстана.
Первый и главный вопрос - новая программа ФИИР. Она логически продолжает все предыдущие программы. Это конкретный 101 проект в сфере традиционных отраслей, отраженный на Карте индустриализации. Из них 19, или почти одна пятая часть, - проекты республиканского уровня - относятся к ведению фонда "Самрук-Казына". Их суммарная стоимость составляет 14,16 миллиарда долларов. Кроме того, два проекта республиканского уровня с участием фонда курируются республиканской проектной группой Министерства нефти и газа (строительство трубопровода Бейнеу - Бозой - Шымкент, строительство газохимического комплекса в Атырауской области). В целом ФНБ в текущем году занимается реализацией 42 проектов общей стоимостью более 20 миллиардов долларов.
Госкомиссией по модернизации экономики в прошлом году принято решение о финансировании трех проектов на сумму свыше 27 миллиардов тенге за счет средств Национального фонда. В первом квартале из средств Национального фонда нами финансируются еще два проекта. Речь идет о комплексном развитии горнолыжного курорта "Шымбулак" (15 миллиардов тенге) и расширении и модернизации производства ферросплавов Таразского металлургического завода (7 миллиардов тенге). В первом квартале также начато финансирование строительства газотурбинных станций в Западно-Казахстанской и Кызылординской областях, организации производства грузовых вагонов.
- В рамках работы IV Казахстанского инвестиционного саммита было подписано девять контрактов и меморандумов о сотрудничестве с известными мировыми компаниями. Они войдут в копилку ФИИР?
- Эти контракты символизируют новый этап в реализации программы. Они демонстрируют огромный интерес к инвестиционному потенциалу страны, где реализуются проекты не только в сырьевой сфере. Так, вместе с председателем ЕБРР Томасом Мировым мы поставили подписи под соглашением между Европейским банком реконструкции и развития и компанией Kazyna Capital Management. Меморандум о сотрудничестве в области возобновляемых источников энергии был подписан между Министерством индустрии и новых технологий РК и Korea Electric Power Corporation and Samsung C&T Corporation.
Кроме того, у "Казахстан темир жолы" есть ряд договоренностей по совместной реализации стратегических инициатив в сфере железнодорожного транспорта с ЕБРР, Patentes Talgo S.A., "Алстомом" (Франция) и Трансмашхолдингом (РФ).
На слуху у казахстанцев больше названия нефтяных гигантов - Statoil, Total, "Шеврон", к которым мы уже привыкли. Теперь наступил черед международных компаний, которые известны в высокотехнологичных секторах экономики. Они пришли и готовы инвестировать. Например, "Дженерал Электрик" - мировая компания из первой десятки машиностроительных лидеров.
- Не слишком ли долго эти технологические лидеры идут к нам?
- Среди стран СНГ мы первые, куда пришел тот же "Дженерал Электрик". И то, что эта компания пришла в Казахстан, свидетельствует о многом, но прежде всего о нашей финансовой состоятельности, политической стабильности и инвестиционной привлекательности. В Казахстане можно делать бизнес, и это главное.
- Но это давно уже понял Китай. Есть мнение, что мы являемся свидетелями некоей экспансии восточного соседа, особенно в нефтяном секторе. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Я не разделяю такую риторику в отношении любого инвестора. Казахстан четко выстроил геополитический, геостратегический баланс. Мы убеждены, что та масштабная помощь, которая была оказана правительством Китая, - предоставление Казахстану в течение фактически одного года инвестиций в объеме 13 миллиардов долларов - еще раз подчеркивает стратегическое партнерство между нашими странами и добрососедские отношения.
Эти инвестиции будут задействованы в масштабной диверсификации и пойдут прежде всего на создание нефтехимического и металлургического кластеров. Но первая задача - найти деньги на строительство какого-либо завода, вторая - найти покупателя продукции, которую завод будет выпускать. И здесь вопрос: куда мы собираемся экспортировать полученную продукцию? Китай, как мощный драйвер, и станет реальным получателем всей этой продукции. Если вы посмотрите, с какой частотой главы европейских государств, США посещали Китай, то... поверьте мне, весь мир хочет быть тесно связан с экономикой этой страны.
- Китайские банки выделили нам 13 миллиардов долларов. На какие проекты пошли эти деньги?
- В прошлом году лидеры наших стран договорились о масштабной инвестиционной помощи Казахстану. Были выделены две кредитные линии со стороны Эксимбанка Китая и Госбанка развития Китая в совокупности в 13 миллиардов долларов. Первый выделил линию в 5 миллиардов через Банк развития Казахстана. На эти деньги КМГ вместе с CNPC стали акционером "МангистауМунайГаза". Свыше 2 миллиардов - это проект строительства газопровода Западный Казахстан - Южный Казахстан, который в перспективе может присоединиться к экспортному газопроводу. Сначала мы строим ветку Бейнеу - Бозой до Акбулака, а затем, по мере увеличения возможностей по добыче газа, будем рассматривать и его расширение вплоть до границы с Китаем.
Вторые 5 миллиардов долларов- это проекты технологической модернизации. В частности, мы предполагаем, что свыше 1 миллиарда будет стоить проект, связанный с модернизацией Атырауского НПЗ. У нас на очереди - Павлодарский и Шымкентский НПЗ. Каждый проект также не менее 1 миллиарда долларов. Есть проект интегрированного газохимического комплекса в Атырау - тоже свыше 1 миллиарда. Затем есть проект металлургического завода нового поколения в Актобе на сумму около 360 миллионов долларов. Это я назвал только самые крупные проекты.
Есть еще масса проектов стоимостью 100-300 миллионов, которые в целом эту линию на 5 миллиардов долларов закрывают. Кроме этого совместно с компанией "Казахмыс" мы договорились, что из 3 миллиардов долларов, выделенных Госбанком развития Китая, 2,7 миллиарда пойдут на строительство Бозшакольского горно-обогатительного комбината в Павлодарской области. Я думаю, что в конце июня будет специальное открытие работ в этом направлении. Целая группа медных месторождений, разрабатываемых в Казахстане компанией "Казахмыс", а мы являемся миноритарным акционером "Казахмыса", начнет осваиваться в самое ближайшее время.
Также в рамках специальной линии ШОС мы на 400 миллионов долларов рефинансировали строительство завода первичного алюминия в Павлодарской области компании ENRC. В "Казахстан темир жолы" мы финансируем частично из этих средств, частично из средств Нацфонда два проекта - строительство ветки Хоргос - Жетыген, от границы с Китаем до Алматы, и строительство ветки Узень - граница с Туркменистаном. В целом создается новая возможность транспортировки товаров из Западного Китая в Восточную Европу через территорию Казахстана.
Еще мы имеем собственную горнорудную компанию, которая начинает разворачивать свою деятельность, также объединенную химическую компанию и компанию в сфере фармацевтики. Считаю, что эти крупные операторы будут национальными чемпионами модернизации экономики, технологического обновления существующих в стране производств.
- О реструктуризации банковской системы и возвращенном доверии инвесторов вы рассказывали не раз. Если не возражаете, то опустим и данные по объемам поддержки малого и среднего бизнеса, рынка недвижимости, а также о казахстанском содержании. Цифры впечатляют. Хотелось бы задать вопрос из другой плоскости. При разработке концепции реформ 90-х годов Главой государства была сформулирована четкая задача - "Заглянуть в будущее, подумать над моделью, над стратегией - куда должен идти Казахстан". Как вы считаете, куда мы пришли?
- Когда принималась Стратегия "Казахстан-2030", то скептики сомневались: зачем стране нужна программа на столь длительную перспективу, хватает и текущих проблем. В этой непростой ситуации, когда все советовали сосредоточиться на тактических задачах выживания страны, приспосабливаться к текущей ситуации, выжимать из нее максимум возможного, Президент принял решение о принятии программы со стратегическими задачами для страны на длительную перспективу. Это означало принять программу развития, где текущие проблемы должны решаться, исходя из глобальных задач, где тактика вопроса должна быть интегрирована в ее стратегию.
Это решение Нурсултана Абишевича, который осознавал всю ответственность за развитие страны, оказалось стратегически верным. Причем в то время невозможно было заимствовать готовые рецепты. Никто в истории еще не переходил из плановой советской экономической системы, которая сама по себе была для истории уникальным явлением, без необходимых институтов, судов, института частной собственности, бирж и прочего, так, как это было в случае с той же Индией, Сингапуром и Малайзией, к современному государству.
Были изучены стратегические программы Китая, Малайзии, Сингапура, Японии, Южной Кореи, США, Норвегии, Канады, других государств. Выяснилось, в частности, что в тех странах, где принимались и последовательно претворялись в жизнь долгосрочные стратегии, основанные на расчетах, понимании местной экономической специфики, на менталитете народа, там добивались поистине выдающихся результатов.
В ходе масштабной работы была сформулирована "Стратегия-2030", которая стала основополагающим документом, определяющим курс долгосрочного экономического развития Казахстана. В мире найдется немного стран, которые в последние годы демонстрировали высокие темпы экономического роста, как Казахстан. Но… законы рынка жестоки. "Кризис роста" проявился в форме "перегрева экономики", что привело к накоплению чрезмерных рисков в банковском секторе и сфере недвижимости. Именно эти сектора послужили основными каналами воздействия мирового финансового кризиса на национальную экономику. Правительству удалось сохранить управляемость экономикой и обеспечить ей "мягкую посадку". Экономическая модель Казахстана показала свою эффективность, устойчивость и состоятельность, успешно преодолев турбулентный период.
- Уроки кризиса учтены. А как быть с посткризисными метаморфозами?
- Посткризисное развитие Казахстана - это не нечто новое, а продолжение реализации того курса, который был заложен Президентом страны еще в 1997 году в "Стратегии-2030". Как показала реальная практика, попытки прямо скопировать опыт развитых стран в контексте развивающихся Востока и юга, как правило, не давали положительных результатов. Причина заключается в том, что ускоренная модернизация представляет собой чрезвычайно сложный и длительный процесс. Модернизация и диверсификация экономики, подъем уровня экономического развития и социальной сферы до показателей развитых стран мира - это кардинальные задачи, которые нельзя решить в среднесрочной перспективе. Страны, достигшие успеха на пути модернизации своих экономик, затратили в среднем 20-30 лет. Финляндии потребовалось 20 лет. Странам Юго-Восточной Азии, чтобы стать "азиатскими тиграми", потребовалось 20-30 лет.
Как показывает исторический опыт, успешная форсированная модернизация в развивающихся странах предполагает доминирующую роль государства в лице национального лидера. Ему принадлежит роль "верховного дирижера", который определяет основные стратегические направления, содержание и стилистику процесса ускоренной модернизации. Именно личностный фактор национального лидера определяет успешность той или иной экономической модели за счет организации планирования развития и мобилизации общества для решения поставленных задач, а также обеспечения последовательности и преемственности в реализации выбранного экономического курса.
Сильное политическое руководство служит гарантией последовательной реализации экономической политики и достижения поставленных целей социально-экономического развития нашего государства. Ведь очень важно не только дать стартовый толчок, но и постоянно оказывать практическое содействие ее продолжению и обеспечить ее успешное завершение.
Масштабы и сложность задачи ускоренной модернизации объективно требуют высокой степени централизации государственного управления.
Именно государству приходится брать на себя руководство процессом модернизации едва ли не во всех сферах общественной жизни и самому создавать необходимые предпосылки данного процесса - так или иначе стимулировать рост национального бизнеса, формировать экономические и политические институты, правовые нормы, системы образования.
- В системе обозначенных вами парадигм Казахстан, определяя стратегию экономического развития, сделал ставку на нефтянку. А как же быть с предостережениями о "голландской болезни", "ресурсным проклятием"?
- Наиболее подходящей стратегией ускоренной модернизации экономики Казахстана является стратегия "традиционной специализации" с опорой на нефтегазовый сектор. Эксперты в этом случае любят рассуждать о "ресурсном проклятии". Согласно этой концепции страны, богатые природными ресурсами, в долгосрочной перспективе демонстрируют более скромные темпы экономического роста по сравнению со странами, не имеющими значительных природных запасов.
Но давайте обратимся к примерам и посмотрим статистику. Такие страны, как Австралия, Канада, Норвегия, в которых до сих пор экспорт природных ресурсов составляет свыше 50%, вовсе не бедствуют. Другое дело: эти страны постарались максимально извлечь пользу из этих ресурсов. Они создали нефтехимию, горнорудную промышленность, сервисную в сфере нефти и газа, металлургию... Следовательно, "ресурсное проклятие" не неизбежное явление.
В ближайшее десятилетие нефтегазовая промышленность останется для Казахстана главным двигателем экономического роста. Первоочередная задача на пути модернизации экономики - превратить нефтегазовую промышленность из двигателя экономического роста во флагмана экономического развития, что предполагает не только наращивание физических объемов добычи сырья, но и превращение нефтегазовой промышленности в высокотехнологичный сектор, занимающий ведущие позиции в экономике страны. Нефтегазовый сектор должен стать образцом для остальной экономики.
- В условиях перехода к новой архитектуре мировой экономики, политики и финансов каково влияние лидерского фактора на скорость, динамику, успешность реагирования на современные реалии и глобальные тренды?
- Концептуальные работы Нурсултана Назарбаева - "Ключи от кризиса" и "Пятый путь", а также его последние работы по архитектуре безъядерного мира и выходу из финансового кризиса - формируют новую повестку дня не только для Казахстана, но и на уровне глобальных геополитических и геоэкономических трендов.
В этом смысле казахстанский лидер является не только своего рода национальным брендом, с которым для многих за рубежом ассоциируется независимый Казахстан, но и политиком, от мнения которого, от сформулированной стратегии действий зависит будущее теперь уже не одной страны, а всей мировой архитектуры, формирующейся в посткризисную эпоху.
Мы сформировали самобытную и в то же время обладающую целым рядом универсальных черт национальную модель развития. И основой для достижения этой задачи, безусловно, стал фактор национального лидера.
- Кайрат Нематович, вы известный книгоман, что сейчас читаете? А может быть, пишете свою книгу?
- Перечитываю воспоминания Ли Куан Ю, а заодно и книгу Пола Кругмана "Кредо либерала". Собственная книга пока еще в голове. Иногда отдельные заметки надиктовываю. Но возьмусь за мемуары, наверное, не скоро. Пока не хватает времени для этого.
В целом мне бы хотелось отметить, что залогом успеха процесса ускоренной модернизации экономики является не только критическое осмысление пройденных этапов, но и четкая нацеленность на будущее, консолидация усилий и постоянное движение вперед.
Мир меняется: смещаются точки экономического роста, ослабевают одни финансовые центры, усиливаются другие, бурно развиваются информационные технологии, глобализация расширяет свои границы. Надо все это осмыслить и найти собственный стиль лидерства, адекватный новым условиям.
Если же говорить о формуле успешного посткризисного развития, то она проста. Национальный лидер, сильное государство и диверсифицированная, конкурентоспособная экономика являются основополагающими элементами успеха Казахстана. Сегодня и всегда.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Пришло время думать о качестве законов 30.06.2010
Бунт здесь неуместен! 29.06.2010
Ахиллесова печать 28.06.2010
Драйверы посткризисного развития 25.06.2010
"Лишь бы не было кампанейщины" 22.06.2010
Белоснежка и пять гномов. Ошские версии 22.06.2010
Есть ли в Казахстане "профессора стройки"? 18.06.2010
10 лет успешного партнерства 16.06.2010
Интервью председателя ассоциации "KAZENERGY" Русской службе "Голоса Америки" 15.06.2010
На кого работают "лежачие" деньги? 14.06.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
16.04.24 Вторник
82. БАЙМУХАНОВ Амангельды
75. АБУОВ Кадырбек
74. АСАНБАЕВА Роза
74. КИСТ Виктор
73. СИЙРБАЕВ Ерсерик
72. ЛЕНИВЦЕВ Виктор
71. ШАЛАХМЕТОВА Тамара
70. МЫРХАЛЫКОВ Жумахан
69. БАРКИН Эллен
69. ПЫХТИН Владимир
69. ШЕКАЛИН Юрий
68. АРТЮХОВ Николай
66. КАСЫМОВА Карлыгаш
64. АБДИМОЛДАЕВА Найля
64. КАМАЛХАНУЛЫ Бадельхан
...>>>
17.04.24 Среда
74. ТЛЕМИСОВ Нурлан
73. КУДАЙБЕРГЕНОВ Амангали
72. БАЙМАХАНОВА Галина
71. СУЛТАНГАЛИ Серик
70. ЕСЕНБАЕВ Марат
70. САТТАРОВ Исрапул
69. АСЫЛБЕКОВА Гулюм
69. ЖАКЫПОВ Мирбулат
68. БУРИБАЕВ Аскар
68. САГЫНГАЛИ Алма
68. ТЛЕУМУРАТ Шабден
67. БОРИСЕНКО Александр
67. КАИРГЕЛЬДИНОВ Оразгельды
67. КАЛИЕВ Еркин
66. ПОСМАКОВ Петр
...>>>
18.04.24 Четверг
93. КАРИМОВ Мурат
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz