Гурий ШЕДИН, "Казахстанская правда", 8 июля
Модернизация, адекватная внешним вызовам и угрозам, – так можно обозначить магистральный вектор военно-технической политики, проводимой сегодня в Вооруженных силах Казахстана. Основные направления развития оборонного комплекса страны, в том числе казахстанской армии, изложены в Военной доктрине, три года назад утвержденной Главой государства. Согласно этому документу армейская реформа должна быть направлена на обеспечение военной безопасности государства и носить сугубо оборонительный характер. А поскольку за три истекшие года ситуация в Центрально-Азиатском регионе претерпела существенные изменения, и далеко не в лучшую сторону, вопросы обороноспособности республики вновь обрели актуальность. О том, какие меры принимаются Казахстаном по техническому переоснащению войск, подготовке военных специалистов и развитию военно-технического сотрудничества, в беседе с нашим корреспондентом рассказал заместитель секретаря Совета безопасности РК – заведующий секретариатом Совбеза Козы-Корпеш Джанбурчин. – Козы-Корпеш Есимович, каждый казахстанец хотел бы быть уверенным в двух вещах: первое, что армия республики должным образом вооружена и, второе, способна защитить суверенитет и территориальную целостность страны. В связи с этим хотелось бы узнать об итогах реформирования армии, осуществляемого в рамках новой Военной доктрины. – Прежде всего, напомню: прежними редакциями Военной доктрины (1993 и 2000 годов) в числе потенциальных региональных угроз рассматривалась возможность развязывания крупномасштабного вооруженного конфликта, что следует отнести к отголоску воззрений, сложившихся еще в советские времена.В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Наибольшую угрозу безопасности Казахстана, международной и региональной стабильности представляют возрастающая опасность распространения оружия массового уничтожения, терроризм и религиозный экстремизм, наркотрафик, эскалация межэтнических конфликтов, а также дефицит природных ресурсов, прежде всего воды, ухудшение экологической ситуации в отдельных регионах и в мире в целом. С учетом этих особенностей и прогнозов военно-политической обстановки и проводится реформа наших Вооруженных сил. В настоящее время завершен переход к трехвидовой структуре (Сухопутные войска, Силы воздушной обороны и Военно-морские силы), сформированы структуры военного управления. Ведется работа по формированию группировок войск, призванных обеспечить безопасность страны в установленных для них зонах ответственности. За счет сокращения частей, не несущих функциональной нагрузки по обеспечению военной безопасности, увеличивается количество боеготовых соединений и частей, укомплектованных личным составом, вооружением и техникой. В плановом порядке ведется переоснащение войск современным вооружением и техникой, осуществляется создание необходимой военной инфраструктуры. Начиная с 2009 года практикуется государственный оборонный заказ, в соответствии с которым производится закуп вооружения, военной техники и имущества. Совсем недавно принято решение о передаче Министерству обороны республики полномочий по проведению единой военно-технической политики, одним из направлений которой является развитие отечественной оборонной промышленности. Завершается переход к контрактной форме комплектования войск. Создана многоуровневая система подготовки кадров. Казахстанские военнослужащие обучаются не только в военных учебных заведениях нашей страны, но и за рубежом по дефицитным военным специальностям. Кроме того, действует разветвленная система повышения квалификации военнослужащих. И это только часть осуществленных и проводимых в настоящее время мероприятий. Сегодня казахстанская армия вступила в очередной, не менее ответственный этап – техническое перевооружение на основе новых технологий. На внеочередном XII Съезде партии "Hуp Отан" в мае минувшего года Президент страны поручил Правительству разработать специальную программу технологической модернизации Вооруженных сил и развития производства вооружения и военной техники. В рамках вышеупомянутой специальной программы Главой государства также поставлена задача по увеличению казахстанского содержания в ежегодных закупках товаров, работ и услуг военного назначения и снижению доли импорта. В этих целях планируется максимально использовать потенциал предприятий оборонной промышленности Казахстана и других отечественных производителей. В целом сегодня уже можно говорить о позитивных результатах реформирования Вооруженных сил. Вместе с тем успешное выполнение соответствующих планов не говорит о завершении военного строительства. Строительство и развитие Вооруженных сил есть непрерывный процесс, обусловленный многими факторами, в том числе динамичными изменениями военно-политической обстановки, взглядами на подготовку и ведение вооруженной борьбы. – Модернизация вооружений – процесс дорогостоящий. Но, с другой стороны, экономить на обороне нельзя. Какие системные меры предлагаются для того, чтобы оснастить нашу армию по последнему слову техники? – С учетом расставленных приоритетов в настоящее время выработаны и применяются четыре подхода к процессу обновления вооружения и военной техники. Во-первых, поддерживаются в исправном и боеготовом состоянии имеющиеся вооружения и военная техника. Во-вторых, осуществляется модернизация боевых и эксплуатационных качеств. В-третьих, практикуется по линии международного военно-технического сотрудничества закуп вооружения и военной техники, производство которых в Казахстане отсутствует либо по экономическим или технологическим причинам нецелесообразно. И, наконец, идет разработка собственных образцов вооружения и военной техники с качественно новыми характеристиками – на основе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в оборонной сфере. Согласно Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010–2014 годы одной из ее основных задач определено создание наукоемких и высокотехнологичных производств, переход к мировым стандартам качества. Как я отметил выше, по поручению Главы государства Министерством обороны разрабатывается специальная программа, направленная на технологическую модернизацию Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, развитие производства продукции военного назначения. В ней будут определены основные направления технического переоснащения армии, ее модернизации, приобретения современного вооружения и военной техники, средств управления и поражения, а также создание необходимых условий для развития отечественного оборонно-промышленного комплекса. Программа позволит связать вопросы технологической модернизации силовых структур и развития оборонных предприятий. Кроме того, Казахстан активно развивает военно-техническое сотрудничество с государствами, являющимися лидерами в сфере создания современных видов вооружения и военной техники. – В первые годы нового тысячелетия был популярен термин "импортозамещение". Насколько он актуален сегодня для казахстанской армии? – Глава государства в своем выступлении на коллегии Министерства обороны в феврале текущего года отметил: "Мы обязаны последовательно укреплять Вооруженные силы, при этом соизмеряя наши задачи с возможностями национальной экономики, а также с характером потенциальных угроз и динамикой международной обстановки". Армия всегда выступала крупным потребителем практически всех видов товаров и услуг, производимых в стране. Вследствие чего военные закупки необходимо максимально ориентировать на привлечение прежде всего казахстанского бизнеса, а не зарубежных производителей. Качество приобретаемых товаров и услуг можно обеспечить и у нас, если будет постоянный спрос. В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года поставлена достаточно амбициозная цель – обеспечить государственный оборонный заказ на 80% за счет отечественного производства. Это потребует максимального использования возможностей оборонных предприятий по расширению номенклатуры казахстанских товаров, работ и услуг военного назначения. При этом предпочтение будет отдаваться предприятиям, обладающим полным производственным циклом, желательно с использованием местных ресурсов. Конечно, целиком и сразу перейти на него невозможно, но во всем необходимо соблюдать баланс между отечественной продукцией и импортом. Решение этой задачи возможно путем создания совместных предприятий, трансферта технологий, развития собственной производственной и научной базы. Сегодня в эту работу вовлечен весь отечественный оборонно-промышленный комплекс, представленный предприятиями, входящими в Национальную компанию "Казахстан инжиниринг", а также самостоятельными акционерными обществами, такими как "Западно-Казахстанская машиностроительная компания", АСКБ "Алатау" и другими. В данных компаниях сохранен потенциал, как кадровый, так и технический, имеется опыт в освоении новых видов производства. В совокупности это позволяет им не только оказывать услуги по ремонту и модернизации отдельных видов вооружения и военной техники, но и расширять номенклатуру, увеличивать объемы производства продукции военного назначения. – Даже самая совершенная военная техника мертва без опытных кадров. Хотелось бы в связи с этим узнать о роли Совбеза в осуществлении кадровой политики... – Подготовка офицерских кадров является одним из наиболее важных направлений дальнейшего развития Вооруженных сил республики. Она осуществляется на базе четырех казахстанских высших военных учебных заведений: Военного института Сухопутных войск, Военно-инженерного института радиоэлектроники и связи, Военного института Сил воздушной обороны, Военного института Министерства обороны. Кроме того, казахстанские военнослужащие обучаются в военных училищах и вузах стран СНГ (Азербайджане, Беларуси, России, Украине) и дальнего зарубежья (Великобритании, Китае, США, Турции, Германии). Повышение профессионального уровня офицеров осуществляется в Национальном университете обороны Республики Казахстан, а также в военных академиях Российской Федерации и Республики Беларусь. Совбез принимает активное участие в вопросах формирования кадровой политики Вооруженных сил. В соответствии с действующим законодательством назначение офицеров на высшие руководящие должности производится после изучения личных дел кандидатов и их согласования в аппарате совета. В связи с этим хочу отметить, что мы тщательно, можно сказать, скрупулезно изучаем все качества предлагаемых кандидатов, и нередки случаи, когда отказываем в согласовании. – Резюмируя вышесказанное, Козы-Корпеш Есимович, как бы вы оценили текущее состояние Вооруженных сил республики? – Отвечая на этот вопрос, прежде всего, хочу подчеркнуть, что вопросы военного строительства, текущее состояние нашей армии находятся под постоянным контролем Главы государства – Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами Казахстана. Из года в год, в том числе, несмотря на мировой финансовый кризис, государство выделяет значительные средства на оборонные нужды. Достаточное финансирование позволяет решать вопросы закупки современных вооружений и военной техники, на должном уровне организовывать в войсках боевую подготовку. При этом хочу подчеркнуть: ее интенсивность с каждым годом только растет. В связи с этим, уверен, что казахстанские Вооруженные силы смогут решить поставленные перед ними задачи по обеспечению суверенитета и территориальной целостности нашей Родины. |