Александра АЛЕХОВА, "Время", 4 августа
На вопросы читателей на "прямой линии" отвечает председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии Петр СВОИК.
Владимир ИВАНОВ, Алматы: Почему "Алматылифт" и его "дочки" - различные ТОО (без простейшей базы для ремонта, но зато с печатями и счетом в банке) взимают плату за квадратные метры квартир? Ведь перевозят-то лифты людей, а не метры! До декабря 1998 года, когда городской маслихат принял соответствующее постановление, жильцы платили по числу проживающих в квартире. И на основании чего с января 2010 года плата за обслуживание лифтов, которого нет и в помине, выросла в полтора раза? - Парк лифтов в Алматы составляет около 4000 единиц, из них в жилье - 2800 лифтов. По данным за 2008 год, 299 лифтов исчерпали свои ресурсы, на их замену или модернизацию необходимо свыше 660 млн. тенге. На замену систем связи 2,5 тысячи лифтов в жилом фонде требуется 256,3 млн., а всего на восстановление лифтового хозяйства - более 1 млрд. тенге. Это официальные данные управления жилья горакимата. Но тут проблема даже не в деньгах, а в субъекте ответственности. "Алматылифт" со всеми "дочками" - лишь обслуживающие организации, а кто хозяин лифтов? При приватизации 1993-1996 годов жильцы получили документы, устанавливающие право собственности только на квадратные метры своих квартир, так что в домах, еще не зарегистрированных в кондоминиумы, лифты (как и лестничные клетки, чердаки-подвалы и придомовые территории) - государственные.
Гульмира, вопрос с сайта газеты "Время" www.time.kz : У меня небольшой бизнес в помещении площадью 50 квадратных метров. Когда начинается отопительный сезон, теплосеть предъявляет мне тысячу претензий, толкая на дачу взятки. Когда я обратилась в соответствующие структуры, чтобы поставить счетчик на тепло, мне сказали: установка стоит 400 тыс. тенге (почти 3000 долларов). Таких денег я и в руках не держала! Правы ли монополисты в своих требованиях? - По закону устанавливать теплоизмерительные приборы обязан поставщик, поэтому отказывать в подключении из-за отсутствия счетчика незаконно. Потребителей же закон обязывает только оплачивать установку, сделанную поставщиком, - в порядке, определенном Агентством регулирования естественных монополий. Но конкретного порядка на этот счет АРЕМ не установил, поэтому и здесь требования к потребителю лишены правовой основы. К тому же закон установил крайний срок обеспечения потребителей приборами - до 1 августа прошлого года. Так что ваш поезд ушел - расслабьтесь. Другое дело, что перевод теплоснабжения на приборный учет крайне необходим: без этого ни о реальных расчетах, ни об энергосбережении нечего и думать. Но "оприборивание" возможно лишь через целевую госпрограмму: помимо денег (только на Алматы нужно более 4 млрд. тенге) и специальной службы сбора данных, поверки и наладки приборов нужно создать кондоминиумы в каждом доме, преобразовать нынешние КСК в сервисные компании, кардинально поменять систему публичных договоров, а также методологию тарифов на тепло. Но правительство и местные власти, волею которых только и можно это осуществить, попросту валяют дурака. Так что и гражданам не стоит вестись на дурацкие требования.
Николай Афанасьевич НАТОКИН, член совета КСК "Локомотив", Алматы: АО "Алматинские тепловые сети" в 2009 году допустило убыток 830,8 млн. тенге, а всего за весь период существования - 6,305 млрд. тенге. Вы анализировали причины таких астрономических убытков и кто в них виноват? Кто устанавливает тарифы на техническое содержание теплосетей и других инженерных сетей, находящихся в ведении КСК? - Сам по себе эксплуатационный бюджет тепловых сетей не слишком "астрономический". За 2009 год расходы составили почти 14 млрд. тенге, из которых львиная доля ушла на покупку тепловой энергии и горячей воды у ТЭЦ и котельных. Расходы же собственно тепловых сетей много меньше: зарплата - чуть меньше 900 млн. тенге, электроэнергия - 450 млн., ремонтный фонд - 470 млн., износ основных средств - 241 млн. На себя они тратят меньше 2,5 млрд., плюс еще столько же мы доплачиваем за потери. Да, по утверждению предприятия, этого им не хватает: утвержденный тариф составляет 1297,27 тенге/Гкал (без НДС), безубыточный же должен быть величиной 1995,7 тенге/Гкал - еще на 54 процента больше. Однако, если вычистить нерациональные траты и совершенно неприличные потери, можно вписаться и в нынешний тариф. Впрочем, чтобы было понятно, много это или мало (2,5 миллиарда тенге на эксплуатацию), приведу такие данные. Степень износа тепловых сетей - 75 процентов, протяженность отработавших ресурс (25 лет) труб и каналов - 400 км, из них 99,8 - магистральные, 300,2 - межквартальные. Необходима ежегодная замена как минимум 30-33 км на предизолированные трубопроводы, это стоит 11,5-12,5 млрд. тенге. Плюс срочно необходимы строительство соединительной магистрали ТЭЦ-1 - ТЭЦ-2 и другие капработы по реконструкции и расширению сетей и насосных станций, связанные даже не с увеличением общей производительности системы, а лишь с подачей в город ныне "запертой" тепловой мощности ТЭЦ-2. Эти проекты оцениваются в 42 млрд. тенге, или по 15-10 миллиардов ежегодно в следующие несколько лет. Понятно, что никакой тариф тут не спасает - нужны средства на порядок большие. И действительно, в тепловые сети Алматы активно вкладываются деньги из республиканского бюджета: 3 млрд. тенге в 2007 году, 4,95 млрд. - в 2008-м, 5 миллиардов в 2009-м, 5,067 млрд. тенге запланировано на нынешний год и 5 миллиардов - на следующий. Это вроде бы немало, однако совершенно недостаточно для борьбы с износом и поддержания работоспособности тепловых сетей. С электросетями аналогичная ситуация. Президент, кстати, в своем Послании поставил задачу разработать план масштабной модернизации ЖКХ до 2020 года, но то, что "рисует" во исполнение его поручения правительство, - попросту убого! Еще в конце 90-х был такой продвинутый (в смысле денег) министр, при котором производство электроэнергии было отнесено к свободному рынку. Хотя гонки трамваев больше походят на "Формулу-1", нежели конкуренция электростанций в одной энергосистеме. Теперь у энергетиков для нас еще две новости: обе - хорошие (для них, но не для нас). Во-первых, в законодательство введено понятие "предельных" тарифов, утверждаемых сразу на семь лет вперед. Во-вторых, это уже работает. Например, еще в сентябре прошлого года для электросетей Алматы был утвержден "предельный тариф", который уже к 2011 году вырастет на 43 (!) процента. Техническое содержание сетей, относящихся к КСК, - это одно из "белых пятен". Такие сети попросту бесхозны. Одно дело - торговать нефтью и китайским ширпотребом, и совсем иное - всерьез заняться ЖКХ. Нет другой такой сферы экономики, которая столь густо была бы насыщена социальной проблематикой и в которой ответственность граждан так напрямую переплеталась бы с ответственностью государства. И нет более верного способа оценить реальную компетентность и полезность для страны правительства, чем его способность решать проблемы жилья и тарифов. И покуда наши власти держат ЖКХ у себя где-то в заднем кармане - до тех пор мы все в этом месте и находимся. Не зря же легендарный специалист, аварийно вызванный в райком и сообщивший: "Тут всю систему менять надо", - по профессии был сантехником.
Данияр, вопрос с сайта газеты "Время" www.time.kz : Насколько повышение коммунальных тарифов на 15-20 процентов может повлиять на снижение цен на жилую недвижимость? Ведь в Алматы и Астане очень много пустых квартир, в которые вложились наши нувориши и из-за того, что эти тарифы минимальны, им очень дешево обходится содержание пустых квартир? - Вот уж чего не стоит дожидаться - так это того, чтобы цены на коммунальные услуги стали бы непосильными и для нуворишей! Цены на новое жилье в "тучные годы" были безумно, спекулятивно завышены - в три-пять раз против строительной стоимости (которая и сама раза в полтора-два выше той, что могла бы быть). Это ценовое безумие, само собой, перекинулось и на старые квартиры. В результате рынок жилья (во многом - усилиями родного правительства и акимов) из социально доступного превращен в элитно-узкий. Он стал инструментом закачивания в землю и недвижимость "нефтедолларов" и заграничных (вот оно - безумие!) банковских займов. Потому-то жилищно-строительная отрасль вместо того, чтобы быть антикризисным локомотивом, сама стала источником - распространителем кризиса. Что же до тарифов, то им, даже по утверждениям самих предприятий, не хватает "всего-то" 50-70 процентов до достаточных. Но при этом как минимум 30-50 процентов в тарифе сейчас - это плата за непрозрачность, коррупцию, отсутствие учета, разруху и бесхозяйственность в коммунальном электротепловодоснабжении. Так что если навести порядок, то тарифы можно и не повышать. |