АСТАНА. 19 августа. "КАЗИНФОРМ" /Муратбек Макулбеков/
В Послании Президента Н.А.Назарбаева "Новое десятилетие - Новый экономический подъем - Новые возможности Казахстана" отмечено: "Нам предстоит серьезная работа по реформированию правоохранительной системы. Сегодня, к сожалению, нам всем видны ее проблемы, возникшие из-за неэффективного управления, конфликта функций правоохранительных органов, отсутствия надлежащей кадровой работы, а также отсутствия прозрачности и контроля за деятельностью правоохранительной системы страны". Для решения этих задач Глава государства издал Указ "О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан". В соответствии с Указом, значительные изменения произойдут в работе Министерства юстиции. О том, какие задачи предстоит решить Министерству в ходе реформирования, в беседе с нашим корреспондентом говорит заместитель министра Амирхан Аманбаев. - Амирхан Тапашевич, в числе мер по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в нашей стране, обозначенных в Указе Главы государства, есть передача некоторых функций от различных ведомств Министерству юстиции. В частности, это функции по исполнению административного ареста, по исполнению решений судов. Готово ли ваше Министерство к выполнению этих функций в настоящее время? - Да, действительно, в рамках реализации Указа Президента Правительству поручено обеспечить разработку системы мер по поэтапной передаче в ведение Министерства юстиции РК функций и полномочий Министерства внутренних дел РК по исполнению административного взыскания в виде административного ареста в специальных приемниках и обеспечению функционирования этих учреждений. Министерство юстиции готово к выполнению данной функции. Вместе с тем, решение вопроса о поэтапной передаче функций и полномочий по исполнению административного взыскания в виде административного ареста из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции необходимо будет рассматривать в комплексе. В первую очередь, будет создана рабочая группа, в которую должны войти специалисты не только из Министерства юстиции, но и представители Министерства внутренних дел. Она изучит этот вопрос с учетом мирового опыта, будут определенные рекомендации, на основании которых будет решен данный вопрос. Безусловно, для этого необходимо определенное время. - Президентом поставлена задача по корректировке законодательной базы исходя из требований Указа. Какие поправки должны быть разработаны Министерством юстиции? - Согласно Указу Главы государства Правительству поручено проработать внесение поправок в ряд законодательных актов, вытекающих из положений Указа, и до конца 2010 года внести в Мажилис Парламента. В связи с этим, планируется разработать около 11 законопроектов, а в 10 уже разработанных законопроектов - внести корректировки. Министерством юстиции будут разработаны 2 законопроекта и внесены корректировки в 3 законопроекта. В частности, Минюстом в целях реализации Указа разрабатываются законопроекты, направленные на: передачу функции организации и осуществления социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших уголовные наказания, в ведение местных исполнительных органов; признание факта совершения сотрудниками правоохранительных органов и судьями преступления с использованием своего служебного положения обстоятельством, отягчающим уголовную ответственность и наказание; приведение действующего законодательства в соответствие с требованиями Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой 10 декабря 1984 года. Эти законопроекты также предусматривают исключение фактов необоснованного вмешательства правоохранительных органов в деятельность хозяйствующих субъектов, в том числе путем дальнейшего сокращения перечня государственных органов, имеющих право осуществлять проверки хозяйствующих субъектов. Законопроектами будут определены основные и обеспечивающие функции сотрудников правоохранительных, иных силовых и специальных органов. Предусматривается также сохранение воинских и специальных званий, классных чинов, права ношения форменной одежды с погонами только за сотрудниками правоохранительных, иных силовых и специальных органов, непосредственно выполняющих основные задачи и функции, с установлением должностных окладов сотрудникам данных органов, которые лишаются указанных атрибутов, не ниже имевшихся и с учетом ранее установленных надбавок. Для лиц, подпадающих под действие Указа, сохранятся все льготы и преимущества при выходе на пенсию, а для лиц, прослуживших не менее 20 лет - возможности завершения прохождения службы на аттестованных должностях. Законопроекты предусматривают установление объективно сопоставимых надбавок за соответствующие воинские и специальные звания, классные чины, определение уровня их соответствия в правоохранительных, иных силовых и специальных органах. Предусматривается также оптимизация перечня должностей и соответствующих им предельных воинских и специальных званий, классных чинов старшего начальствующего состава в центральных и территориальных подразделениях правоохранительных и специальных органов. Будут внедрены единые правовые стандарты и нормы прохождения правоохранительной службы, единые подходы к социальной и правовой защите сотрудников правоохранительных органов. И, наконец, указанными законопроектами предусмотрено создание законодательного механизма формирования персонального состава правоохранительных органов путем системной кадровой ротации руководящего состава правоохранительных органов. - Когда начнется работа над этими законопроектами? - Министерством юстиции, как координатором законопроектной работы, 23 августа 2010 года планируется проведение заседания Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве, на котором будут рассмотрены соответствующие концепции законопроектов. - Какого эффекта Вы ожидаете от дальнейшей гуманизации уголовной политики? - Очень хороший вопрос. Ожидаемый эффект один - снижение количества тюремного населения. И одним из средств снижения числа заключенных является сокращение сроков пребывания в местах лишения свободы путем назначения меньшего срока заключения и декриминализации, на наш взгляд, преступлений небольшой и средней тяжести, посредством их перевода в сферу административной и гражданско-правовой ответственности. Самое главное - реализация данной меры не потребует никаких финансовых затрат. Хочу отметить также, что в местах лишения свободы не все осужденные имеют возможность зарабатывать достаточно денежных средств для полного погашения имеющейся исковой задолженности. Тем самым, осужденные, совершившие экономические преступления и преступления против собственности, находясь в местах лишения свободы, не только не возмещают ущерб потерпевшим, но и на их содержание государством затрачиваются значительные суммы бюджетных средств. Лишение свободы является одним из самых строгих видов уголовного наказания, в период отбывания которого осужденный подвержен наибольшей изоляции. Как показывает практика, длительные сроки лишения свободы не являются оптимальными с точки зрения достижения целей наказания. На наш взгляд, одним из механизмов реализации декриминализации уголовных наказаний в рамках дальнейшей гуманизации уголовной политики является также снижение максимальных сроков наказания в виде лишения свободы, прежде всего, в отношении лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести. - Спасибо за беседу. |