Любовь АРТЫМОВИЧ, "Литер", 1 сентября
В связи с реформой правоохранительных органов дорожная полиция передает проведение техосмотра в конкурентную среду. Уполномоченным органом по установлению порядка прохождения технического осмотра и привлечению к этому виду деятельности субъектов предпринимательства определено Министерство транспорта и коммуникаций. О проводимой работе рассказывает председатель комитета дорожной полиции МВД РК, полковник полиции Кайрат Тыныбеков. – МВД инициировало вопрос передачи функций по проведению государственного технического осмотра в конкурентную среду еще в 2008 году. Тогда в соответствии с поручением премьер-министра РК была создана специальная межведомственная рабочая группа в составе представителей причастных государственных органов: министерств внутренних дел, юстиции, финансов, индустрии и торговли, экономики и бюджетного планирования и агентства по защите конкуренции. Рабочей группой выработана единая согласованная позиция по порядку организации технического осмотра, предусматривающая передачу функции проведения техосмотра в конкурентную среду. В данный момент правительством будут устанавливаться порядок и сроки проведения технического осмотра. По нынешнему раскладу Министерство транспорта и коммуникаций будет выполнять функции в части, касающейся организации и контроля за проведением диагностическими станциями технического осмотра. В компетенцию Министерства внутренних дел вошел государственный контроль за своевременным прохождением технического осмотра владельцами транспорта. Данное разграничение полномочий позволит повысить уровень безопасности транспортного средства по техническому состоянию. – Какие поправки требуется внести в законодательство для того, чтобы этот механизм заработал по-новому? – В данный момент в соответствии с последними поручениями главы государства Министерством транспорта и коммуникаций совместно с Министерством внутренних дел разработан проект закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам проведения государственного технического осмотра транспортных средств". Он направ-лен на совершенствование процедуры проведения государственного технического осмотра. Законопроектом предполагается внесение изменений и дополнений в шесть законов РК и одно постановление правительства РК. Так, в Кодексе РК об административных правонарушениях предлагается предусмотреть ответственность диагностических станций технического осмотра и их должностных лиц за нарушение порядка и некачественное проведение обязательного технического осмотра. Это позволит предупредить халатное отношение диагностических станций и их должностных лиц к своим обязанностям. Вносятся дополнения в закон РК "О частном предпринимательстве", поскольку, согласно пункту 3 статьи 37 указанного закона, государственные органы осуществляют контроль за частным предпринимательством в соответствии с возложенными на них контрольными и надзорными функциями. Это позволит на законодательном уровне наделить государственный орган в области транспорта полномочиями по осуществлению контроля соблюдения порядка проведения обязательного технического осмотра транспортных средств и прицепов. Кроме этого, в закон РК "О безопасности дорожного движения" вводится новая статья, определяющая компетенцию уполномоченного органа в области транспорта по организации и контроля за проведением технического осмотра. Поправки в Налоговый кодекс РК носят редакционный характер и вносятся в целях единообразного применения понятия "обязательный технический осмотр". В то же время из закона РК "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" исключается компетенция Министерства внутренних дел по определению порядка проведения государственного технического осмотра транспортных средств. Также органы внутренних дел, согласно вносимым поправкам, будут осуществлять контроль не за проведением обязательного технического осмотра транспортных средств, а лишь за его своевременным прохождением. В законе РК "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств" будет исключена обязанность сотрудников дорожной полиции по контролю за наличием страхового полиса у владельцев транспортных средств при проведении технического осмотра. – Принимая такие решения, учитывался ли зарубежный опыт? Как обстоят дела с техосмотром в других странах? – Международный опыт проведения технических осмотров транспортных средств в зарубежных странах с развитой автомобильной индустрией показывает, что уполномоченные государственные органы в области транспорта устанавливают требования по проведению технического осмотра. К примеру, в Германии и Англии Министерство транспорта издает предписания, устанавливающие требования к порядку проведения технического осмотра и выдачи соответвующих разрешений организациям, осуществляющим оценку соответствия технического состояния транспортных средств. Аналогичные подходы действуют и в других странах Евросоюза, которые в рамках гармонизации правил проводят единую политику в отношении технических осмотров транспортных средств. Дорожная полиция в указанных странах осуществляет только контроль за своевременностью прохождения технического осмотра при их эксплуатации. Аналогичная работа по передаче функции технического осмотра в конкурентную среду проводится в Российской Федерации. В Беларусии этот вопрос был решен намного раньше. – Какова динамика дорожно-транспортных происшествий в этом году? Какие меры принимаются для повышения дорожной безопасности? – В целом обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в стране стабильная. За семь месяцев этого года количество ДТП снизилось на 5 процентов, число погибших в них граждан – на 1,7 процента, травмированных – на 5,4 процента. Как показывает анализ, этому способствовали несколько факторов: усиление ответственности за грубое нарушения ПДД, активная разъяснительная работа среди участников дорожного движения, а также оборудование наиболее аварийных участков дорожного движения средствами автоматической видеофиксации. С начала года на дорогах республики пресечено свыше 1,1 млн нарушений, задержано 39,7 тысячи водителей в нетрезвом состоянии. Судом лишены права управления около 29 тысяч водителей, подвергнуты административному аресту более 5,3 тысяч человек. Меры административного взыскания принимаются не только к водителям транспортных средств. За нарушения Правил дорожного движения оштрафовано более 37 тысяч пешеходов. Нами усилен контроль применения ремней безопасности, использования мобильных телефонов, а также пресекаются факты эксплуатации автотранспорта с тонированными стеклами. За семь месяцев этого года выявлено более 82 тысяч нарушений правил пользования ремнями безопасности, 30 тысяч фактов пользования мобильными телефонами, около 24 тысяч тонированных автомашин. На особом контроле находится состояние дорожной безопасности в городах Астана и Алматы. В отчетном периоде в столице выявлено свыше 152 тысячи нарушений ПДД, задержаны 2,9 тысячи водителей в нетрезвом состоянии. В Алматы зафиксировано 160 тысяч нарушений и задержано 4,5 тысячи водителей в состоянии алкогольного опьянения. За семь месяцев этого года в стране выявлено свыше 312 тысяч правонарушений с помощью видеофиксаторов, взыскано и поступило в бюджет государства в виде штрафов 699 млн тенге. Комитетом дорожной полиции реализуется комплекс организационных мер, направленных на совершенствование деятельности дорожной полиции и повышение дорожной безопасности. Для укрепления дисциплины на дорогах внедряются технические средства контроля. В настоящее время установлено 151 устройство фиксации нарушений правил дорожного движения, в том числе в Астане – 52, Караганде – 16, Алматы, Усть-Каменогорске – по 15, Костанае, Шымкенте – по 9, Атырау – 7, Уральске, Кызылорде – по 6, Семее, Актау – по 5, Тараз – 4 и Актобе – 2. Они пока отсутствуют в городах Кокшетау, Павлодар, Петропавловск и Талдыкорган. Работа по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий проводится в рамках правительственного Плана мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и Стратегического плана МВД. Нами принимается комплекс мер по усилению контроля соблюдения Правил дорожного движения. Регулярно с участием СМИ проводим масштабные профилактические мероприятия "Безопасная дорога", "Автобус", "Внимание – дети!", "Нетрезвый водитель" и другие. Однако хотел бы отметить, что состояние дорожной безопасности прежде всего зависит от культуры водителей, взаимного уважения друг к другу. Мы проанализировали причины ДТП, первые места по-прежнему занимают нарушения, допущенные водителями как по невнимательности, так и преднамеренно. В этом списке лидируют превышение скорости, опрокидывание и управление транспортом в нетрезвом состоянии. |