NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 00:28 ast
22:28 msk

Человеческий капитал плюс устойчивый рост
М.Сарыбеков: Задач много: планируется осуществить полный переход на 12-летнее образование, для чего требуется ликвидировать трехсменку, аварийность школ и дефицит ученических мест, а также оснастить организации образования учебными кабинетами новой модификации, обновить содержание среднего образования, создать профильные школы
15.09.2010 / интервью

Татьяна ЕВСЕЕВА, "Казахстанская правда", 14 сентября

На днях Правительством одобрена Государственная программа развития образования на 2011–2020 годы. С документом, который обсуждался в течение нескольких месяцев казахстанской общественностью, а точнее с его реализацией в жизнь, связываются многие надежды. Школа в широком ее понимании давно нуждается в кардинальных переменах, способных вывести ее на новый, более высокий уровень. Об этом читайте в интервью с вице-министром образования и науки РК Махметгали САРЫБЕКОВЫМ.
– Махметгали Нургалиевич, что предполагает новая программа и в чем ее сильные стороны?
– В качестве одного из приоритетов Стратегического плана развития страны до 2020 года определено развитие человеческих ресурсов. Без образованных людей невозможно создать современную инфраструктуру, эффективный государственный аппарат, обеспечить благоприятный бизнес-климат. И потому главной особенностью программы развития образования на предстоящее десятилетие является ее акцент на повышении конкурентоспособности образования, развитии человеческого капитала для улучшения материального и духовного благосостояния граждан, устойчивого роста экономики путем обеспечения доступности качественного образования для всех.
Этот важный документ предусматривает реализацию девяти направлений, в числе которых совершенствование финансирования образования, улучшение менеджмента образования, повышение статуса педагога, внедрение электронного обучения, полномерное развитие всех ступеней образования, а также воспитательная работа и молодежная политика.
– Вопрос принципиальный – как будет финансироваться система образования?
– Применение нормативов подушевого бюджетного финансирования создаст возможность объективного и прозрачного способа распределения ресурсов по организациям образования, которые ставят всех в равные условия, зависящие прежде всего от числа обучающихся.
В 2011 году разработаем методику подушевого нормативного финансирования, которая позволит повысить эффективность бюджетных расходов и будет способствовать повышению доступности качественного образования. Подушевое финансирование на первом этапе будет осуществляться для старшей школы. В 2013 году система будет апробирована на базе четырех учебных заведений Астаны, Алматы, Южно-Казахстанской и Костанайской областей. В основной, начальной школах этот принцип будет внедряться на основе опыта, полученного в ходе данного эксперимента. К 2015 году дошкольное воспитание и обучение будет финансироваться из государственного бюджета на основе подушевого принципа. В системе технического и профессионального образования (ТиПО) с 2011 по 2013 годы также будет реализован пилотный проект по внедрению подушевого финансирования с утверждением норм затрат на подготовку одного специалиста.
– Учитель – одна из ключевых фигур сферы образования. Предусматриваются ли меры, способствующие развитию его как профессионала?
– С 2011 года планируется усовершенствование системы подготовки педагогов, в том числе для малокомплектных школ (МКШ), программ магистров образования на основе госзаказа для профильной школы (подготовка кадров по двухдипломному образованию). По программе "Болашак" мы подготовим англоязычных педагогов. Будет организовано повышение квалификации через ваучерное финансирование, в том числе за рубежом, в рамках которого педагогу предоставится возможность выбора места и времени прохождения курса повышения квалификации путем перечисления суммы оплаты непосредственно на его счет. Таким образом, мы модернизируем систему повышения мастерства, но прежде, в 2013 году, апробируем ее на базе Павлодарской и Жамбылской областей, в Астане и Алматы.
Одновременно предусматриваются и меры по усилению требований к педагогам. С 2015 года при поступлении в вузы введем творческий экзамен на определение уровня склонностей к педагогической деятельности, повысим пороговый уровень для поступающих. А с 2016 года начнет действовать процедура подтверждения уровня квалификации учителей, поступающих на работу впервые или после перерыва. Оценку уровня своей квалификации экзаменуемые получат в независимых агентствах.
– Настанет ли тот день, когда все малыши без проблем смогут посещать детские сады?
– К 2015 году в рамках программы "Балапан" будет развита сеть государственных и частных детских садов, которая обеспечит обучение 70% ребят. К 2020 году в зависимости от особенностей регионов появятся самые разные модели дошкольных организаций. К примеру, на юге – детские сады в частных коттеджах, семейные, на 5–6 детей – на дому. В северных регионах подойдут мини-центры на базе школ с меньшим количеством учеников. В городах на нижних этажах жилых комплексов тоже никто не запрещает открывать малокомплектные детсады и мини-центры. Во всех регионах получат развитие комплексы "школа-сад". Альтернативой государственным будут сады при крупных компаниях, предприятиях.
– Среднюю школу с ее ворохом проблем что ожидает?
– Задач много: планируется осуществить полный переход на 12-летнее образование, для чего требуется ликвидировать трехсменку, аварийность школ и дефицит ученических мест, а также оснастить организации образования учебными кабинетами новой модификации, обновить содержание среднего образования, создать профильные школы. Кроме того, нужно решить проблему малокомплектных школ, усовершенствовать инклюзивное образование, развить сеть и углубить содержание дополнительного образования, дистанционного обучения. В малокомплектных школах будут реализованы программы, гарантирующие полноценное образование, созданы центры развития МКШ, опорные школы. В системе среднего образования, все к тому идет, распространится модель "Назарбаев интеллектуальной школы".
– Найдут ли отражение в программе вопросы развития языков?
– В рамках госпрограммы запланировано увеличение до 720 школ, обучающих на трех языках. Займемся подготовкой англоязычных педагогических кадров по программе "Болашак", учителей с полиязычным образованием в вузах страны, созданием системы непрерывного обучения государственному языку "детский сад – школа, профессиональный лицей, колледж – высшее учебное заведение" на основе международных стандартов. Внедрится система оценки уровня знаний казахского языка "Казтест".
– Родители, потенциальные работодатели и раньше принимали участие в жизни школ, вузов. Какую форму обретет это сотрудничество теперь?
– Общественное участие на разных уровнях управления образованием будет осуществляться в форме попечительских советов, куда войдут родители, оплачивающие за обучение, работодатели, представители неправительственных организаций в сфере образования и профессиональных ассоциаций. Для чего это нужно? Для обеспечения корпоративности, прозрачности. Предполагается внедрение принципов корпоративного управления в высшей школе, а с 2013 года будет пересмотрен механизм назначения ректоров государственных вузов в части их выборности во всех аккредитованных учебных заведениях.
С 2011 года задействуем систему планирования, ориентированную на результат, что потребует от руководителей и педагогов приобретения новых навыков управления.
– Как будет работать принятая программа на индустриально-инновационное развитие страны?
– Общая потребность экономики в кадрах на 2010–2014 годы составляет 287 тысяч человек, из них для ФИИР – 108 тысяч, 55% (59,4 тысячи) от потребности ФИИР – это работники с техническим и профессиональным образованием,15% (16 тысяч) – с высшим, 30% (32,6 тысячи) – рабочие несложных профессий.
В подготовке специалистов задействованы 543 учебных заведения ТиПО и 34 вуза. За эти годы должно быть выпущено в общей сложности около 470 тысяч человек. На сегодня по 13 отраслям индустриальных проектов и по всем регионам разработаны карты обеспечения кадрами. Например, по нефтегазовому сектору потребуется 24 тысячи специалистов, и их подготовку будут осуществлять 18 учебных заведений ТиПО, 8 вузов.
Отраслевыми министерствами совместно с акиматами определены базовые учебные заведения на проекты ФИИР. В рамках госпрограммы образования прежде всего понадобится обновить содержание образования с учетом запросов индустриальных проектов ГП ФИИР. Будут установлены современные квалификационные требования к специалистам по всем направлениям индустриально-инновационного развития, которые позволят обновить государственные общеобязательные стандарты ТиПО, высшего и послевузовского образования, типовые учебные программы по спецдисциплинам, учебную литературу, создать банк модульных программ по специальностям для получения нескольких квалификаций.
В учебных планах увеличится до 60% доля профессиональной практики, реализуемой через дуальное обучение (2 дня в неделю в учебном заведении и 3 дня на производстве) и ученичество (1–2 года в учебном заведении, 1–2 года на производстве с частичной выплатой заработной платы). Дуальная система будет внедрена в 9 педагогических и 22 технических вузах.
До 2015 года учебные заведения, готовящие кадры для проектов, прикрепятся на договорной основе к базовым предприятиям, обеспечив таким образом студентам прохождение производственной практики, стажировки. Для контроля и стимулирования качества подготовки кадров понадобится независимая сертификация в каждой отрасли индустриального развития.
Для обеспечения необходимыми конкурентоспособными кадрами, привлечения дополнительных средств в учебные заведения ТиПО будут закреплены в соответствии с профилем подготовки специалистов, в том числе путем соучредительства, за национальными холдингами и компаниями, транснациональными корпорациями и иностранными инвесторами.
– На всех уровнях много говорится об интеграции образования, науки и производства. А что конкретно нужно предпринять в этих целях?
– Мы работаем над созданием инновационных структур. Появятся бизнес-инкубаторы, в том числе в 2013 году – в сфере энергетики, в 2014 году – в области нефтепереработки и нефтегазового сектора, в 2015-м – в химической промышленности. Получат дальнейшее развитие технопарки по таким направлениям, как металлургия и производство готовых металлических продуктов, машиностроение, легкая промышленность.
В целях подготовки высококвалифицированных научно-педагогических кадров и развития инновационной деятельности при ведущих вузах страны откроются совместные структурные подразделения научных и проектно-конструкторских организаций для проведения исследований, создания конкурентоспособных продуктов интеллектуальной собственности с последующим обеспечением защиты прав интеллектуальной собственности. Нужно разработать меры экономического стимулирования частного сектора по их вовлечению в научную и инновационную деятельность.
С 2015 года "Назарбаев университет" будет выпускать высокопрофессиональных специалистов и молодых ученых. Опыт вуза постепенно распространится в действующих высших учебных заведениях страны.
Всем этим планам суждено сбыться, ведь государство, все казахстанское общество над этим интенсивно работают.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
На качественно новый уровень 30.09.2010
"Оцифрованное" телевидение 30.09.2010
Гуманные законы – во имя гуманных целей 29.09.2010
"Все строящиеся объекты Азиады будут завершены в срок" 28.09.2010
План есть – ума бы надо! 27.09.2010
KEGOC работает без рисков для репутации 27.09.2010
Перспектива электронного выбора 24.09.2010
Больше штрафов, меньше тюрем 23.09.2010
Вектор развития 22.09.2010
Паспортизация населения в Казахстане: откуда очереди в ЦОНах? 22.09.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz