NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 18:26 ast
16:26 msk

"Все строящиеся объекты Азиады будут завершены в срок"
А.Есимов: Первую очередь алматинского метрополитена мы планируем запустить к 20-летию независимости нашей страны, то есть в следующем году. За 2008 и 2009 годы мы на строительство метро освоили 52 миллиарда из 100 миллиардов тенге, которые были освоены в течение 20 лет
28.09.2010 / интервью

www.interfax.kz, 24 сентября

Алматы - крупнейший город республики, являющийся финансовой и культурной столицей республики. О текущей жизни мегаполиса и перспективах его развития агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал аким города Ахметжан ЕСИМОВ.
- До Азиады-2011 остается чуть менее полугода. Каково состояние строящихся спортивных объектов и инфраструктуры?
- Что касается спортивных объектов, то реконструкция Чимбулака идет полным ходом. Я должен сказать, ни по одному объекту у нас нет никаких сомнений, что они будут завершены в срок. Мы сейчас начали испытывать гондольную дорогу между Медео и Чимбулаком протяженностью 4,6 км. Я точно не могу сказать, но, как говорят специалисты, это будет вторая по длине гондольная дорога в мире.
Но для нас не столько это важно, сколько важно соединить Медео и Чимбулак гондольной дорогой с тем, чтобы туда легковой и другой транспорт не поднимался и не загрязнял нашу экологию.
На самой горнолыжной базе еще ведутся работы, но уже в прошлом году там проводились соревнования по требованиям международной Федерации лыжного спорта, склоны соответствуют. На знаменитом нашем Медео сегодня установлено суперсовременное автоматическое холодильное оборудование, табло, отремонтированы трибуны и подтрибунные помещения. Сейчас все работы находятся на завершающей стадии. Лед мы уже в этом году апробировали, на День Победы мы его вторично заливали, и у нас нет никаких сомнений в его качестве. Лед - это самое главное на Медео, поэтому работы, я думаю, в скором времени полностью завершатся.
Следующий объект - это трамплин. Этот трамплин - уникальный во всех отношениях. Прежде всего, сам трамплин, где 125-метровая часть - это немецкое оборудование, 95- метровая - это финское оборудование.
Кроме того, предусмотрена трибуна-полукольцо, вмещающая четыре с половиной тысячи зрителей. Естественно, этот трамплин может работать и зимой и летом. Вместе с тем, этот уникальный комплекс будет использоваться и для других целей. Скажем, для проведения каких-то массовых культурных мероприятий, концертов, фестивалей.
Следующий объект - это Дворец спорта имени Балуана Шолака. В июле текущего года президент посетил его, дал очень высокую оценку качеству. Мы его полностью реконструировали, остались только стены. Крышу и потолок заменили полностью, сделали выше, чтобы они отвечали стандартам проведения соревнований. И, кстати говоря, первые соревнования уже там прошли - по волейболу на Кубок президента, и участники отметили очень высокое качество данного объекта.
Сейчас ведутся работы по второму этапу. Второй этап - это раскаточный каток, который необходим для проведения международных соревнований. Скажем, если есть для основных соревнований сам Дворец, то рядом должен быть раскаточный каток, где должны проходить тренировки. И, кроме того, там же будет на 650 мест построен паркинг не только для этого Дворца спорта, но и для Центрального стадиона, который находится рядом.
Мы также внимательно следим за ходом работ по строительству Лыжного биатлонного стадиона в Талгарском районе Алматинской области, а также стадиона для проведения соревнований по фристайлу в урочище Табаган.
Да, для Алматы Азиада - это имиджевое мероприятие. Но она продлится всего несколько дней, и, как аким, я поставил задачу сразу прорабатывать вопрос использования объектов после ее окончания. Все объекты без исключения - мирового уровня, это уже признали международные эксперты. Они должны служить алмаатинцам.
- Азиада - грандиозный проект, на реализацию которого требуются значительные финансовые средства. В этой связи вопрос: услышаны ли в правительстве ваши просьбы не снижать трансферты городу из республиканского бюджета?
- Алматы - это особый город, главный несырьевой донор страны. Он дает треть республиканского бюджета, то есть его экономика очень значима в масштабах страны. Поэтому республиканские трансферты - это не только способ наполнения городского бюджета, это и инструмент стимулирования.
Общий объем бюджета города Алматы на 2010 год составил 279,8 млрд тенге, реально располагаемый бюджет города - 213,6 млрд тенге. Положительная динамика налоговых поступлений по итогам первого полугодия позволила нам изыскать дополнительно 13 млрд тенге для увеличения расходов местного бюджета.
В 2010 году объем целевых трансфертов из республиканского бюджета составляет 115 млрд тенге. Учитывая ограниченность местного бюджета, мы обратились в правительство о выделении дополнительного объема целевых трансфертов из республиканского бюджета. Данные трансферты пойдут на продолжение строительства первой очереди метрополитена, многопрофильной детской больницы и продолжение строительства городской поликлиники и инженерных сетей. Кроме того, мы сейчас активно работаем над оптимизацией размера бюджетных изъятий, объем которых в 2010 году составил 55 млрд тенге. В ближайшие три года это позволит увеличить финансирование социальной сферы за счет средств местного бюджета.
Что касается трансфертов на будущий год, то здесь пока сложно делать какие-либо прогнозы. Но в последние годы очень многие вопросы в Алматы решались благодаря особому отношению главы государства к нашему городу.
- Планируются ли заимствования со стороны акимата в текущем году, в среднесрочной перспективе?
- Да, в условиях ограниченности бюджета мы приняли решение воспользоваться правом привлечения средств за счет выпуска муниципальных облигаций. В этом году объем составит 13 миллиардов тенге. Это поможет покрыть дефицит бюджета и профинансировать проекты, имеющие важное социально-экономическое значение для города. Кроме того, финансовые средства, направленные на приоритетные проекты, окажут мультипликативный эффект в части создания рабочих мест, повышения деловой активности и увеличения налоговых поступлений в бюджет. При этом нужно учитывать необходимость возврата данных средств. Приоритет будет отдан окупаемым проектам, среди которых строительство ипотечного жилья, развитие системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения и другие. Планируем в этот список включить приобретение экологически чистых автобусов для муниципального парка.
Негативные тенденции последних лет в мировой экономике сказались на бюджетах как республики, так и регионов. Наш город не стал исключением. В Алматы произошло снижение инвестиционной, деловой активности, и, как следствие, сократилась доходная часть городского бюджета. Сегодня мы должны думать о том, как использовать современные рыночные инструменты привлечения денег для нужд города. Облигации - один из таких инструментов, который мы планируем развивать и дальше.
- Если позволите, давайте перейдем от денег к конкретным проектам в городе. На какой стадии находится строительство метрополитена? Когда оно уже будет полностью завершено, когда алматинцы уже смогут ездить на метро?
- Первую очередь алматинского метрополитена мы планируем запустить к 20-летию независимости нашей страны, то есть в следующем году. За 2008 и 2009 годы мы на строительство метро освоили 52 миллиарда из 100 миллиардов тенге, которые были освоены в течение 20 лет. То есть это половина суммы. Стоял вопрос, и некоторые члены правительства и депутаты поднимали вопрос о приостановлении финансирования метрополитена в этом году. Естественно, это привело бы к еще большим затратам в перспективе, чем продолжение строительства. Поэтому президент нас поддержал, в соответствии с его поручением были выделены средства. Сейчас мы их осваиваем, и в соответствии с теми установками, которые он дал во время посещения объектов города, в следующий год мы его намерены завершить.
Четыре из семи станций сейчас полностью завершены. На трех станциях идут отделочные работы, идет укладка верхних строений-путей, четыре состава - в каждом из них по четыре вагона - они уже прибыли. Скоро прибудут еще три состава. Строительные работы идут своим чередом, естественно, это очень сложные строения в инженерном понимании этого слова. Потому что подземка. Там надо предусматривать разные ситуации, которые абсолютно отличаются от надземного транспорта.
Очень сложное автоматическое оборудование, очень сложное противопожарное оборудование и т.д. И у нас нет никаких сомнений, что при соответствующем финансировании в следующем году первый в истории Казахстана метрополитен заработает.
- На некоторых улицах Алматы ведутся ремонтные работы, при этом часть дорожной полосы перекрывается, что еще больше создает заторы и затрудняет движение транспорта. Почему дорожные работы не проводятся ночью?
- Работы проводятся по графику, наиболее удобному для горожан. Большая часть ремонта проходит в "спальных" районах. Там работать ночами нельзя - это будет мешать жителям. Работы ощутимы именно из-за их масштабов. Состояние дорог - это экономика города. В 2010 году на развитие транспортной инфраструктуры выделено 41,4 млрд тенге. Мы запланировали провести значительный объем строительных и ремонтных работ. Впервые в истории нашего города в 2009 году мы отремонтировали 386 километров дорог. В текущем году дополнительно будет отремонтировано 240 км. В общей сложности это 40% всех дорог города Алматы.
Кроме того, в этом году в Алматы ведется огромный объем работ по ремонту и замене тепловых и канализационных сетей - 19,2 км. На это выделено 1359,3 млн тенге. У нас есть участки, где трубы не менялись более 30 лет. Например, это по улице Алтынсарина от Жандосова до Шаляпина. Все работы по ремонту теплосетей идут с опережением графика. Уже в этом месяце ремонт на основных тепломагистралях будет завершен. Работы там идут без выходных. Ежегодное увеличение финансирования реконструкции тепломагистралей из республиканского бюджета помогло снизить количество повреждений на 16%.
В 2009 году мы отремонтировали 15 км тепловых сетей, 33 км водопроводных сетей. В результате проведенных мероприятий аварийность магистральных тепловых сетей Алматы снижена на 12%, водопроводных сетей - на 28%. Я думаю, ради таких результатов горожанам стоило потерпеть некоторые неудобства.
- Ведется ли контроль за качеством уже отремонтированных дорог? В Алматы есть улицы, на которых покрытие менялось в прошлом году, а уже в этом на асфальте появились ямы?
- Ни одна из отремонтированных за последние три года дорог не вышла из строя. Мы даже публиковали в прессе и Интернете списки улиц, которые ремонтировались в разные годы, начиная с 2007. И предложили горожанам указать, на какой из них покрытие разрушилось либо повредилось. Ни одного сообщения не поступило. Все работы идут под жестким контролем ГАСКа. При малейших ошибках дорожных строителей он оформляет административные материалы. В этом сезоне их более 70. Но это все небольшие нарушения, которые тут же устранялись по предписаниям, причем за счет подрядчика. Контроль тотальный - от асфальтовых и бетонных заводов до укладки полотна.
- На какой стадии находится строительство Восточной объездной автодороги?
- В ноябре мы завершаем первый этап и открываем движение до улицы Балтабаевской. Это очень серьезный инфраструктурный проект для города. В 2010 году на строительство Восточной объездной дороги из республиканского бюджета выделено средств в размере 14,8 млрд тенге, из них мы освоили 9,39 млрд тенге.
По первому этапу строительства дороги завершен снос домостроений от проспекта Достык до улицы Балтабаевская. Построены транспортная развязка на проспектах аль-Фараби - Достык, путепровод через улицу Луганского и реки Малая Алматинка, разворот под путепроводом, тоннель под улицей Горная и металлический мост через реку Жарбулак. Да, этот проект недешев, но он сыграет важную роль для города.
- Когда в Алматы появятся первые велодорожки?
- Первую мы уже строим и закончим уже в этом году. Это велодорожка по проспекту Абая протяженность 2,6 км. На новых улицах, которые мы будем пробивать или строить, дорожки будут запланированы однозначно. Например, в восьми проектах по Алатаускому району так уже сделано. Что касается старого города, то здесь сложнее, поскольку дорожка должна быть построена так, чтобы передвигающиеся по ней велосипедисты не подвергались опасности и сами не мешали пешеходам и автомобилистам. Но мы будем искать возможности строительства велоинфраструктуры и на старых улицах.
Я очень рад, что велосипедный транспорт приобретает все большую популярность в Алматы. Социальная составляющая очень сильна и разносторонняя - от экологии до здоровья горожан. И акимат, и я лично будем пропагандировать его и дальше.
- Ранее сообщалось, что для разгрузки транспортных потоков улицы Жандосова и Сатпаева будут односторонними. Будет ли реализована эта идея или нет?
- Да, было такое предложение от наших полицейских. Потом его долго изучали ученые, дорожники, экономисты. Они рассмотрели разные варианты и пришли к выводу, что введение одностороннего движения по улицам Сатпаева и Жандосова не оправдает ожидаемых результатов.
- Вопрос по экологии: существует ли индекс загрязненности города? Какие первоочередные экологические мероприятия планируются провести в городе? Кстати, и почему вырубают деревья при расширении дорог?
- Что касается деревьев, то, во-первых, ни одно из них зря не снесено без острой на то нужды. Как, например, при расширении улицы Сейфуллина. Вынужденный снос деревьев, по правилам содержания и защиты зеленых насаждений, допускается, если земельные участки изымаются для государственных нужд, то есть в целях реализации генерального плана развития города в установленном законодательном порядке. Поэтому акиматом выдано разрешение на вынужденный снос зеленых насаждений по проспекту Абая в количестве 218 деревьев и по Сейфуллина в количестве 493 единицы. Взамен снесенным деревьям до 25 ноября 2010 года будут высажены новые ценные и декоративные деревья.
Что касается индекса загрязнения атмосферы. Такой индекс существует и учитывает несколько примесей. Он представляет собой сумму концентраций загрязняющих веществ в долях предельно допустимой концентрации. В зависимости от значения индекса уровень загрязнения воздуха определяется по четырем показателям: низкий, повышенный, высокий и очень высокий.
Индекс загрязнения - это комплексный показатель качества воздуха, он контролируется постоянно. В первом полугодии 2009 года он составлял 13,5. Сейчас 11,8. У нас в городе в апреле 2009 года была принята программа снижения загрязнения окружающей среды. Она создана на опыте крупнейших мегаполисов Европы и Азии, которые тоже сталкивались с этой проблемой. Мы провели лишь часть мероприятий из этой программы. Самое главное - снизить выхлопы от автотранспорта. Именно он дает больше 80% токсичных веществ. Сейчас мы работаем над переводом автобусов на газ. В ближайшее время муниципальный автобусный парк приобретет первые 200 автобусов, и все они будут работать на "голубом топливе". Затем мы заставим сделать это и частных перевозчиков. Постоянно наши специалисты проверяют заправки на предмет качества топлива. Тех, кто реализует некачественный бензин, наказываем, насколько это позволяет закон. Мы первыми в стране начали продажу биотоплива. Сейчас работают несколько заправок, биоэтанол пользуется большим спросом у горожан. В перспективе, конечно, внедрение стандартов Евро-3, 4. Разумеется, в городе, где ежедневно на улицы выезжают до 800 тысяч автомобилей, сделать это за пару лет невозможно. Но главное - мы уже приступили к этой работе, и результаты очевидны.
- Но загрязнение города - это не только выхлопы автомобилей. Негативное влияние на атмосферу оказывают и промышленные предприятие, работающие в городе. Ранее обсуждался вопрос вывода промышленных предприятий за черту Алматы. Будет ли реализована эта идея сейчас или нет?
- Будет обязательно. Уже сейчас разрабатывается технико-экономическое обоснование строительства индустриальной зоны в Алатауском районе. Именно там мы планируем сконцентрировать многие промышленные предприятия города. Более 40 компаний уже высказали желание базировать в индустриальной зоне свои производства. Это будет не просто какая-то огороженная территория. Мы проведем туда всю инфраструктуру - начиная от энергетики, заканчивая железнодорожными тупиками. То есть условия для промышленности будут созданы идеальные. Приоритет мы отдаем инновационным производствам, которые дадут новый толчок экономике мегаполиса.
- На какой стадии находится разработка проекта плана модернизации ЖКХ Алматы? Какие основные моменты можно выделить? Какова примерная стоимость проекта?
- ЖКХ и энергетика у нас на особом контроле. Город рос очень активно, а энергетика очень сильно отставала. Энергодефицит был почти катастрофическим. Я был назначен акимом Алматы 11 апреля 2008 года. И первое, что я сделал на этом посту, это провел совещание по энергокомплексу.
Мы разрабатываем план, рассчитанный на совместное решение проблем содержания и модернизации жилого фонда, коммунальных предприятий, энергосбережения, а также прозрачности тарифной политики. Текстовой документ рассчитываем закончить в ближайшее время, а потом еще какое-то время уйдет на организационно-техническую подготовку к его осуществлению.
Решение проблем ЖКХ только финансовым путем приведет к опережающему росту тарифов и нерешенности капитальных проблем собственно жилого фонда. Основными моментами плана модернизации ЖКХ станут переход к работоспособной и понятной населению системе управления многоквартирными домами, тарифный аудит, внедрение энергосберегающих технологий. Все это позволит выявить и сконцентрировать дополнительные ресурсы, использовать их наилучшим образом.
Сегодня в Алматы из 7047 многоквартирных домов более 800 признаны аварийными. Только на восстановление лифтового хозяйства нужно 4 млрд тенге, и столько же - на установку общедомовых приборов учета тепла. Я уже не говорю о суммах, которые требуются для ремонта собственно жилого фонда.
Огромных вложений требуют и коммунальные предприятия. Сегодня нами увеличена госдоля в АО "Теплокоммунэнерго" до 90%. Это предприятие считается убыточным, имело 200 незаконных подключений к теплу и десятки "мертвых душ". В настоящее время рассматривается вопрос о создании единого энергокомплекса Алматы, куда войдут "Алматинские теплосети", "Северо-восточный энергокомплекс" и "Алматытеплокоммунэнерго". Все эти предприятия работают с убытками. Единый энергокомплекс будет создан по примеру холдинга "Алматы Су", который из разряда убыточных перешел в прибыльные. Благодаря введению дифференциального тарифа на воду люди начали более рационально ее использовать, и за один год объем потребления воды в городе сократился на 13%.
Несмотря на такое сокращение потребления воды, доход этого предприятия возрос в два раза: от 4,7 млрд тенге до 9,9 млрд тенге. В результате реструктуризации теплового хозяйства мы ожидаем утверждение единого усредненного тарифа на тепловую энергию для всех потребителей города. Кроме того, появится возможность проведения единой технологической политики. А оптимизация работы вспомогательных служб поможет наладить четкую деятельность по выработке и транспортировке тепла.
- Вы ранее предлагали усилить регулирование миграционных потоков в городе, в частности, ввести институт прописки в Алматы, соответствующие правила - наподобие тех, что действовали в советское время. Будут реализованы эти планы?
- Идя на эти меры, мы учитывали их возможную непопулярность. Тем не менее, рано или поздно вводить инструменты, регулирующие миграцию, было необходимо. Согласно данным последней переписи, в городе проживают около полутора миллионов человек. Реальная цифра гораздо больше. Уже сейчас в городе наблюдается двукратное потребление всех имеющихся ресурсов от официального числа зарегистрированных. Вы понимаете, что далеко не все из приезжих зарабатывают на жизнь законным путем. Около половины преступлений в городе, согласно статистике полицейских, совершают иногородние. Сегодня в Алматы регистрации по месту жительства подлежат граждане Казахстана, постоянно проживающие на территории республики или прибывшие на постоянное место жительства из-за границы. В этом плане мы ничего нового не вводили. Но в целях соблюдения интересов граждан, обеспечения общественного порядка и безопасности, маслихатом принято решение об ограничении при регистрации граждан 15-ю квадратными метрами жилплощади на одного человека. Данная норма не распространяется на близких родственников собственников жилища. Такое решение не противоречит ни казахстанскому, ни международному праву. В нашем законодательстве сказано, что представительный орган имеет право утверждать порядок регулирования миграционных процессов. При принятии данного решения мы изучили опыт таких экономических развитых государств, как Германия, Япония, а также Россия. В этих странах также существует порядок регистрации граждан.
- Как решается вопрос с детскими садами в городе? Насколько активно возвращаются детсады в коммунальную собственность?
- Впервые за последние 20 лет, в 2009 году и первом полугодии 2010 года введены в эксплуатацию 7 детских садов на 1290 мест в новых микрорайонах "Кулагер", "Шанырак-1-2", "Мамыр", "Жетысу-2", "Улжан" и по ул. Казакова. В сентябре 2010 года будут сданы в эксплуатацию 2 детских сада по 320 мест каждый в микрорайонах "Дархан" и "Думан". Начато строительство двух детских садов в микрорайонах "Калкаман" на 280 мест, "Кок жиек" на 120 мест. Сейчас мы активно помогаем предпринимателям, которые проявляют желание строить частные сады. Таковых в городе уже 36.
В нынешнем году мы намерены сделать следующее: открыть 36 дошкольных групп в 24 частных школах; помочь предпринимателям с открытием 15 новых частных детских садов. Кроме того, мы планируем вернуть в коммунальную собственность 6 зданий детских садов, используемых не по назначению. Два здания на 420 мест уже возвращены. Планируем вывести часть так называемых арендаторов, которые занимают детские сады. 8 групп на 200 мест мы у них уже забрали.
Кроме того, по программе "Балапан" на развитие сети детских садов для Алматы из республиканского бюджета на 2011-2015 годы предусматривается выделение 10 млрд 856,6 млн тенге для строительства 30-ти дошкольных учреждений. Таким образом, проблему дефицита мы прогнозируем решить уже через несколько лет.
- У нас введен запрет на деятельность игорных заведений в городе. Но не для кого не секрет, что они работают. Как им удается обходить закон? Что предпринимают власти города для решения этой проблемы?
- Мы боремся и будем бороться с игорным бизнесом и призвали участвовать в этом всех горожан. Акимат объявил акцию "Нет игорному бизнесу". Суть в том, что каждый горожанин открыто или анонимно может сообщить на специальную "горячую" линию адреса действующих игровых клубов. Эти обращения отправляются параллельно в прокуратуру, ДВД и финполицию, чтобы они контролировали друг друга в этом вопросе. Результаты уже есть. Изъяты и уничтожены более 330 автоматов. Конфискованы в бюджет средства на сумму свыше 36 тыс. долларов и более 13 млн тенге. То есть акимат, и с помощью населения в том числе, старается стимулировать правоохранительные органы к активизации этой работы. Да, кое-где такие залы подпольно продолжают работать. Кто за ними стоит - с этим должны разбираться люди в погонах. Но в Алмате мы им спокойно работать не дадим.
- Спасибо за интервью!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
На качественно новый уровень 30.09.2010
"Оцифрованное" телевидение 30.09.2010
Гуманные законы – во имя гуманных целей 29.09.2010
"Все строящиеся объекты Азиады будут завершены в срок" 28.09.2010
План есть – ума бы надо! 27.09.2010
KEGOC работает без рисков для репутации 27.09.2010
Перспектива электронного выбора 24.09.2010
Больше штрафов, меньше тюрем 23.09.2010
Вектор развития 22.09.2010
Паспортизация населения в Казахстане: откуда очереди в ЦОНах? 22.09.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz