Асель ЕЛИМЕСОВА, "Литер", 1 октября
В результате этой сделки КМГ стал владельцем нефтеперерабатывающего завода Petromidia, нефтехимических заводов Vega и Rompetrol Petrochemicals, а также большой сети автозаправочных станций в Румынии, Франции, Испании, Украине и других европейских странах. С приходом казахстанского инвестора на румынских заводах началась масштабная инвестиционная программа, которая должна была вывести Rompetrol в число ведущих нефтеперерабатывающих предприятий Европы. Однако завершить программу модернизации помешал мировой финансовый кризис. В последние годы Rompetrol работает в "минус", что вызывает определеную критику в адрес КМГ. Расставить точки над "i" в этой ситуации и рассказать о ближайших планах мы попросили генерального директора The Rompetrol Group Садуохаса Мералиева. – Садуохас Аташевич, в последнее время высказываются различные мнения о целесообразности приобретения Национальной компанией "КазМунайГаз" румынского нефтеперерабатывающего холдинга The Rompetrol Group. Какие причины побудили КМГ приобрести этот актив ? – Важно понимать, что устойчивое развитие национальных нефтегазовых компаний невозможно в условиях, когда производственный потенциал компании в разы превышает емкость спроса внутреннего рынка на ее продукцию. Естественной реакцией для достижения максимального эффекта прироста добавочной стоимости в такой ситуации является транснационализация своих операций для получения недостающих факторов развития за пределами своего национального рынка. Как вы знаете, к 2015 году в Казахстане планируется завершить модернизацию трех НПЗ и полностью покрыть потребности страны в нефтепродуктах европейского качества. Таким образом, стратегически нужно было заранее предусмотреть и определить будущие шаги по развитию бизнеса. И именно поэтому "КазМунайГаз" принял решение о глобализации операций и развитии международного нефтеперерабатывающего сектора. Румынская компания Rompetrol стала одним из ключевых активов "КазМунайГаза" как в Европе, так и за рубежом в целом. Данное приобретение позволило нам войти на высококонкурентный европейский рынок нефтепереработки. Национальная компания "КазМунайГаз" получила ряд значительных стратегических преимуществ. Во-первых, это возможности для экспорта продуктов нефтепереработки на развивающиеся рынки Восточной Европы. Во-вторых, выгодное местоположение относительно потоков поступления сырой нефти и дальнейшего развития нефтепереработки, что в совокупности обеспечивает синергетический эффект. Кроме выхода на международный рынок нефтепереработки решена и другая задача – построение интегрированной цепочки создания стоимости от скважины до потребителя. При этом задействуются торговые и транспортные компании группы "КазМунайГаз". Например, в текущем году в целях транспортировки нефти по Черному морю была привлечена компания "КазМорТрансФлот". Так, при совместном сотрудничестве обеспечен выход данной компании на рынок перевозок нефти по Черному и Средиземному морям. Одним из центральных активов Rompetrol является НПЗ "Петромидиа" с проектной мощностью до 5 млн тонн нефти в год. Завод имеет чрезвычайно выгодное положение на берегу Черного моря с выходом через канал на Дунай, обладает собственной системой приема-налива нефти и нефтепродуктов. Технологически НПЗ приспособлен для переработки тяжелой сернистой нефти. Все это позволяет сократить издержки на перевалке и транспортировке нефти, а в перспективе может вывести НПЗ "Петромидиа" в один из крупных нефтетранспортных узлов на побережье Черного моря. Одним словом, техническая оснащенность и разветвленная розничная сеть поставок продукции компании являются хорошей стартовой площадкой для дальнейшего развития казахстанского нефтегазового бизнеса в Европе. Нельзя забывать, что новые подходы в управлении нефтеперерабатывающими компаниями, уровень технологий, применяемый в Rompetrol, – это также обмен опытом и хорошая школа для отечественных специалистов. Например, казахстанское подразделение сервисной компании Rompetrol (Rominserv) проводит работы по поставке оборудования и комплектующих на Атырауский и Шымкентский НПЗ. Как известно, "КазМунайГаз" стал 100-процентным владельцем Rompetrol в середине 2009 года. Завершение процесса приобретения компании Rompetrol пришлось на непростое время – дальнейшие планы по развитию были скорректированы с учетом влияния мирового финансового кризиса. Произошло значительное падение спроса на нефтепродукты в Европе в целом и Румынии в частности. Но падение прибыльности нефтеперерабатывающего сектора вплоть до отрицательных значений – это общемировая тенденция. Все это временные трудности, вызванные объективными факторами. И ставить под сомнение эффективность сделки, пока не выполнена инвестиционная программа, на мой взгляд, будет преждевременно. В рамках долгосрочной модели развития на 2010–2020 годы мы планируем, что уже с 2012 года Rompetrol будет приносить прибыль. Об этом говорит ряд факторов. Прежде всего улучшение деловой активности и ряда микроэкономических показателей в этом регионе, а также наметившаяся положительная динамики валовой маржи на нефтепереработку. Не стоит забывать, что после ввода в действие новых установок на НПЗ мы сможем увеличить выход дизельного топлива и полностью перейти на Евро-5 и в последующем на Евро-6 по всему спектру выпускаемых нефтепродуктов. А это, замечу, весьма ходовой товар в Европе! Таким образом, в результате реализации инвестиционного проекта мы будем управлять активом с самым передовым перерабатывающим комплексом в Евросоюзе, который будет приносить ощутимую прибыль. – Какие принимаются меры для снижения издержек? – Нами были предприняты все усилия по оптимизации бизнеса с целью оживления рынка. Необходимо отметить, что изначально ставка делалась на отечественные кадры и для управления компанией были привлечены лучшие специалисты. На мой взгляд, это положительно отразилось на деятельности компании. Нам удалось не только не потерять долю рынка, но, в отличие от основных конкурентов, увеличить ее в среднем на 2 процента. В условиях кризиса это достаточно высокий показатель. Что касается реализации антикризисной программы, то в 2009 году общее сокращение издержек по Rompetrol составило 90 млн долларов США. В текущем году расходы сокращены еще на 30 млн долларов США, в планах на 2011 год предполагается оптимизировать еще порядка 60 млн долларов США. В итоге ожидается, что общие издержки снизятся с 750 млн долларов США до 570 млн долларов США. Повторюсь, что мы твердо намерены завершить все наши проекты по модернизации, которые значимы не только для Rompetrol, но и для "КазМунайГаза" в целом. Нам нужны НПЗ в Европе, если мы не хотим просто продавать сырье, то есть нефть! Строительство нового завода в Европе с нуля стало бы для нас труднореализуемой инициативой, поскольку это требует получения различных разрешений, лицензий, приобретения земельных участков и, по оценкам независимых экспертов, стоило бы нам порядка 6 млрд евро. А мы фактически приобрели этот нефтеперерабатывающий актив за 1,75 млрд долларов, и еще 1,1 млрд долларов было направлено на рефинансирование задолженности Rompetrol. Как вы видите, разница весьма ощутима. – Садуохас Аташевич, вы сейчас затронули вопрос инвестиций, которые были вложены национальной компанией в Rompetrol. Какие проекты были реализованы за это время? – С 2007 года объем инвестиций КМГ в Rompetrol превысил 2 млрд долларов США. На текущий момент Национальная компания "КазМунайГаз" является самым крупным иностранным инвестором в Румынии, превосходя уровень инвестиций из таких стран, как США и Россия. С приходом "КазМунайГаза" стала возможной реализация планов по строительству на "Петромидиа" морского нефтяного терминала с проектной мощностью 24 млн тонн в год. Создание своего независимого нефтяного терминала делает "КазМунайГаз" одним из крупнейших игроков на Черном море. Мощность терминала в два раза больше, чем потребляет сама Румыния. Терминал позволяет перегружать нефть со средне- и малотоннажных танкеров на крупнотоннажные и, соответственно, сокращать издержки компаний на проходе танкеров по Босфорскому проливу. Также новый терминал может служить дополнительным маршрутом поступления нефти на европейский рынок по Дунаю и способен стать определенным дополнением к нефтепроводу Констанца – Триест. В настоящее время на заводе реализуется масштабная инвестиционная программа "Пакет-2010", которая позволит довести объем переработки нефти до 5 млн тонн тяжелой сернистой нефти, а также увеличить производство бензинов и дизеля стандарта Евро-5, повысить экологическую безопасность производства в соответствии с европейскими стандартами. The Rompetrol Group был и остается стратегически важным активом для будущего роста Национальной компании "КазМунайГаз" на международном энергетическом рынке. |