NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 22:53 ast
20:53 msk

Применение устаревших законодательных актов ущемляет права граждан
Р.Тусупбеков: Большая работа проводится по решению задачи, поставленной перед нами Президентом – по созданию "законов нового поколения", то есть законов прямого действия. Согласитесь, сейчас не только простому гражданину, но даже юристу трудно разобраться в правовом лабиринте
06.10.2010 / интервью

Ольга СЕМЕНОВА, "Казахстанская правда", 5 октября

Масштабная реформа правоохранительной системы республики, начатая по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева, требует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, а также разработки и принятия новых нормативно-правовых актов. Как известно, совершенствование законотворческого процесса, повышение качества законопроектов являются приоритетами Минюста РК, ведь на это ведомство возложено правовое обеспечение деятельности государства. О том, какая работа ведется в данном направлении, нашему корреспонденту рассказал министр юстиции Рашид Тусупбеков.
– Как было подчеркнуто в нынешнем Послании Главы государства народу Казахстана, важную роль в совершенствовании политической системы страны будет играть правовая реформа, – отметил он. – В качестве одного из ее направлений определена задача по повышению качества законотворческой деятельности.
Эта деятельность – для нас важнейшая. Как и в прежние годы, министерством совместно со всеми заинтересованными госорганами ведется постоянная работа над повышением качества разрабатываемых проектов законов. При этом обращается внимание не только на их юридическую проработанность, но и на прогноз социальных, финансово-экономических, экологических и других последствий принятия того или иного документа.
Большая работа проводится по решению задачи, поставленной перед нами Президентом – по созданию "законов нового поколения", то есть законов прямого действия. Согласитесь, сейчас не только простому гражданину, но даже юристу трудно разобраться в правовом лабиринте. Действующие законы, в основном рамочные, отсылают на подзаконные акты Правительства, а те в свою очередь – на десятки приказов и инструкций уполномоченных органов. Эти подзаконные акты серьезно усложняют применение закона, а бывает, что и искажают саму его суть. Так, в ходе анализа двухсот законов наши эксперты насчитали более 6 тысяч отсылочных норм!
Для ликвидации указанных недостатков Министерством юстиции ежегодно разрабатываются проекты законов, устраняющих противоречия, пробелы или коллизии между нормами права различных законодательных актов и норм. Кроме того, мы постоянно проводим своего рода "ревизию" устаревших нормативно-правовых актов. Ведь противоречащие законодательству и устаревшие нормы права, как правило, влекут за собой негативные последствия, в том числе ущемляют законные интересы казахстанцев.
– Рашид Толеутаевич, вы уже упомянули о необходимости при разработке законопроекта проводить его оценку на предмет того, какие социальные и экономические последствия он может иметь для той или иной сферы. Что делается сегодня для осуществления таких экспертиз?
– В этой связи улучшена научная проработанность законопроектов. Ни одна концепция не выносится на рассмотрение межведомственной комиссии по законопроектной деятельности при Правительстве РК без заключения научной экспертизы и предварительной проработки с учеными.
Наряду с научной правовой экспертизой мы предложили государственным органам практиковать проведение отраслевых научных экспертиз. Для чего следует возродить отраслевые научно-исследовательские институты. Такие учреждения сегодня уже имеются во многих государственных ведомствах.
В настоящее время прорабатывается вопрос о нормативном регулировании процедуры экономической экспертизы законопроектов. На базе государственного учреждения "Институт законодательства Республики Казахстан" проводится лингвистическая экспертиза проектов законов, в дальнейшем предполагается ее осуществление по всем проектам нормативных правовых актов и международных договоров. Это позволит решить проблему аутентичности текстов проектов на государственном и русском языках.
В контексте подчеркнутой Главой государства необходимости развивать диалоговые процессы, шире сотрудничать с неправительственными организациями мы создаем рабочие группы по отдельным проектам законов, приглашая в них представителей общественности, предпринимательских структур. Законопроекты публикуются в периодике, размещаются на интернет-ресурсах госорганов.
Для того чтобы наладить плодотворное взаимодействие с законодателями, Минюст во многом пересмотрел свои планы работы в сторону их гармонизации и достижения своеобразного "параллелизма" с рабочими графиками депутатского корпуса и партии "Нур Отан". С 2007 года парламентарии и партийцы-активисты представлены и успешно действуют в составе межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности.
– Нередко у депутатского корпуса возникают нарекания, касающиеся качества подготовки отдельных законопроектов…
– Несомненно, здесь имеются определенные недостатки. На наш взгляд, вопрос качества в первую очередь должен стоять перед разработчиком – отраслевым госорганом, поскольку юридическая составляющая законопроекта – лишь одна из нескольких составляющих.
В свою очередь, Министерство юстиции стремится придать законотворческому процессу системный характер. Ежегодно проводится анализ законопроектной деятельности юридических служб государственных структур. Выявляются допущенные ошибки, вносятся замечания.
В целях совершенствования нормативно-правовых актов проработан вопрос о законодательном закреплении за госорганами обязанности по проведению правового мониторинга законодательных актов, принятых ими и (или) разработчиками которых они являлись.
Отмечу, что в настоящее время в понятийном аппарате действующего законодательства отсутствует термин "правовой мониторинг нормативных правовых актов". Поэтому нами предпринимаются меры по введению такого понятия в правовой обиход. Соответствующие поправки предусмотрены в проекте закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворческой деятельности", который уже находится в Мажилисе Парламента.
Одна из проблем связана с соблюдением правил оформления нормативно-правовых актов (юридическая техника). При этом следует отметить, что на замечания, касающиеся юридической техники, и приходится две трети нареканий от числа всех замечаний. В этой связи в рамках упомянутого законопроекта впервые законодательно закрепляются правила оформления нормативно-правовых актов, что позволит полностью решить проблему единообразного применения этих правил различными субъектами законодательной инициативы.
– Не могли бы вы обозначить магистральные направления деятельности Министерства юстиции по реализации Указа Главы государства о реформировании правоохранительной системы?
– В плане законотворчества нам предстоит большая работа. Правительством совместно с Администрацией Президента подготовлен план мероприятий. В нем четко определены ответственные госорганы и сроки исполнения поручений, вытекающих из указа.
В плане есть 32 мероприятия, которые потребуют разработки соответствующих законопроектов. Из них Минюст назначен ответственным по 9 пунктам.
Сейчас нами ведется соответствующая законопроектная деятельность. Порученные нам нормативно-правовые документы должны быть внесены в Парламент до ноября. Так что подготовка всех проектов законов, принятие которых предусмотрено указом, ведется в ускоренном порядке.
Следует напомнить, что указ предусматривает также изменения и в органах юстиции. Во-первых, упраздняется Комитет по судебному администрированию при Верховном суде. Функции и полномочия комитета по исполнению судебных решений, организации работ по учету, хранению, оценке и дальнейшему использованию имущества, обращенного (поступившего) в республиканскую собственность, по отдельным основаниям передаются Министерству юстиции. То есть исполнение всех судебных актов будет сосредоточено в одном госоргане, что соответствует международной практике.
Во-вторых, указом отмечена необходимость разработки системы мер по поэтапной передаче в ведение нашего министерства функций и полномочий МВД по исполнению взыскания в виде административного ареста в специальных приемниках и обеспечению функционирования этих учреждений.
В-третьих, как известно, одним из приоритетов правоохранительной деятельности государства считается быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших. А одним из основных средств доказывания при расследовании преступлений является заключение судебного эксперта.
На сегодня потребность в судебной экспертизе со стороны правоохранительных органов и судов очень высока. Ежегодный рост экспертиз составляет 6%. К примеру, в 2008 году выполнено 66 тысяч 133 экспертизы, в 2009 году – 71 тысяча 766 экспертиз, а за 8 месяцев текущего года – уже 48 тысяч 881 экспертиза. Расследование практически всех видов преступлений не обходится без судебных экспертиз. Соответственно, эта сфера должна модернизироваться вместе с правоохранительной системой.
Поэтому Главой государства поручено принять меры по повышению качества судебно-экспертного обеспечения судопроизводства. То есть нужно усовершенствовать систему профессиональной подготовки судебных экспертов, улучшать материально-техническую и научно-методическую базы экспертных исследований.
Эти и другие меры по совершенствованию правоохранительной и судебной деятельности, которые будут приняты для реализации положений указа Главы государства, соответствуют направлениям правовой реформы, международным стандартам и интересам общества. И их осуществление будет положительно воспринято населением страны и мировым сообществом.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Все дороги ведут в Астану 26.10.2010
Дифференцированные тарифы уже дают значительную экономию средств для потребителей 26.10.2010
Шанхайская организация сотрудничества доказывает эффективность коллективных усилий в противодействии современным вызовам и угрозам 22.10.2010
Юрий Цхай: никаких "разводов"! 22.10.2010
Туркменистан. Эпоха Великого Возрождения родо-племенного строя 21.10.2010
"Председательство Казахстана в ШОС должно стать важным этапом в укреплении многостороннего сотрудничества" 19.10.2010
Противостояние в Казахстане уже невозможно держать в секрете: интервью Данияра Ашимбаева 19.10.2010
Когда старость не в радость 19.10.2010
Казахстан вывел статус ОБСЕ на новый уровень 19.10.2010
Победы и беды "санитара леса" 18.10.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz