NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 10:50 ast
08:50 msk

У закона должно быть "человеческое" лицо
Н.Турецкий: Целый ряд казахстанских законов не обладает прямым действием, то есть содержит отсылочные нормы. Второй недостаток – нестабильность законодательства. К примеру, в Гражданский кодекс более 60 раз вносились изменения и дополнения
15.11.2010 / интервью

Галия ШИМЫРБАЕВА, "Казахстанская правда", 13 ноября

В соответствии с указом Президента реформируются правоохранительная и частично судебная системы. Правительством уже подготовлены 19 законопроектов, которые находятся на рассмотрении в Парламенте. Прокомментировать предстоящие изменения мы попросили депутата Мажилиса, заместителя председателя Правового совета при НДП "Нур Отан", доктора юридических наук Николая Турецкого.
– Начну с самого главного – с реформы правоохранительных органов, – говорит он. – Фундаментальным изменением системы является передача медвытрезвителей Министерству здравоохранения, специальных школ для несовершеннолетних – Министерству образования и науки, техосмотра – в конкурентную среду (последнее изменение говорит о том, что казахстанское общество стало демократичнее). Также подготовлен законопроект о гуманизации уголовного законодательства, которым предусматривается системная декриминализация составов преступлений. В связи с этим предлагается ввести новый вид ответственности, не связанный с лишением свободы.
Что касается судебной системы, то громкое слово "реформа" в отношении нее не совсем подходит, так как она коснется в основном судебно-исполнительной сферы. На сегодня – это одна из злободневных проблем нашего общества, поскольку многие судебные решения не исполняются. И это, кстати, наиболее часто задаваемый вопрос депутатам Парламента на встречах с избирателями в регионах. Поэтому вполне оправдано, что для решения обозначенной проблемы в составе Министерства юстиции создается отдельное структурное подразделение, которое будет заниматься исполнением судебных решений. Соответственно прежний Комитет судебного администрирования Верховного суда после реструктуризации будет заниматься чисто административной работой, связанной с функционированием судов.
Это основные моменты реформы. Законопроекты поступили на рассмотрение 3 ноября. Сейчас можно дать только предварительную оценку правительственным инициативам. Депутаты приступили к их обсуждению, вносят свои предложения и поправки. Необходимо учесть отмеченное Главой государства в Послании этого года предложение о том, что критерием результативности работы правоохранительных органов должны стать не количественные показатели, а качество, индикатором которого будет рост доверия граждан, юридических лиц и иностранных инвесторов.
– А как вообще создаются законы? Почему те, кто с ними работает, зачастую недовольны ими?
– Ученые-правоведы достаточно серьезно исследуют наше законодательство, которое в настоящее время состоит из 1 350 актов: Конституции, двух законов, которые меняли Конституцию, 10 конституционных законов, 16 кодексов и около 280 обычных законов, все остальное – международные соглашения. Академик Зиманов, выступая в 2007 году в Парламенте, обозначил ряд критических тезисов, характеризующих наше законодательство. Первый из них: "чиновничье законодательство". Ведомство, которое разрабатывает проект закона, само же его и применяет на практике. Кроме того, оно же разрабатывает инструкцию по его применению. Из-за такой ведомственной заинтересованности баланс интересов "государство – народ" в законах не обеспечивается. В этой связи Правительство разработало законопроект о лоббировании, который позволит (по крайней мере, на него такие надежды возлагаются) соблюсти баланс интересов сторон.
– Кто будет заниматься лоббированием интересов народа и кем будет оплачиваться такая деятельность?
– Предполагается, что это будет некоммерческая деятельность. Ее субъектами станут общественные объединения граждан и юридических лиц, позиция которых будет озвучиваться на диалоговых площадках в Парламенте при обсуждении проектов законов.
– Не будет ли правильным выдержать баланс интересов путем всенародного обсуждения проектов законов в СМИ, чтобы затем, обобщив все поступившие предложения, принимать окончательные документы?
– В нашей стране для обсуждения наиболее важных вопросов в Конституции предусмотрены референдумы, а также парламентские слушания.
– А кто в основном занимается разработкой законов?
– В Казахстане имеется три субъекта законодательной инициативы: Президент, депутаты и Правительство. Если брать в количественном отношении, то депутаты разрабатывают только 6–7% от общего законодательного массива. Почему так мало? Да потому, что на любой законопроект они должны получить заключение Правительства с точки зрения его стоимости. Если норма затратная, то, как правило, такой законопроект Кабмином отклоняется. Виднейший ученый-юрист, покойный академик Гайрат Сапаргалиев в последней своей работе говорил о необходимости более современного подхода к этому вопросу. Действующий Основной закон принимался в 1995 году, когда экономика Казахстана "лежала на боку". Сейчас она встала на ноги, поэтому требование Правительства на предмет оценки затратности-незатратности законопроектов нужно как-то корректировать.
На наш взгляд, отправной точкой должны стать важнейшие общественные отношения, а не финансовая сторона. У закона должно быть "человеческое" лицо…
– Академик Зиманов, разобрав все законодательство "по косточкам", коснулся, как известно, нашего маниакального желания вносить поправки в законы…
– И это правда. Например, в Кодекс об административных правонарушениях с момента его ввода вносились изменения и дополнения 120 законами! Это не сказывается положительно на практике их применения. В целях борьбы с подобной практикой Совет по правовой политике при Президенте предложил, чтобы в кодексы как можно реже вносились изменения. А если и вносились бы, то аккумулировано, по группам вопросов.
– Зачитаю вам отрывок из письма нашего читателя Б. Мухтарова. "Будет ли внесен в Административный кодекс раздел, аналогичный Гражданскому кодексу о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам? Мой вопрос исходит из практики. Есть случаи, когда административный суд постановляет снести домостроение, а Верховный суд по гражданским делам отменяет судебные решения, легшие в основу постановления административного суда. Судья административного суда говорит при этом: я бы отменил ранее принятое решение, но нет законодательной базы для этого". Получается, законы не на стороне граждан и даже бюрократов.
– Кодекс об административных правонарушениях на самом деле вызывает множество вопросов. Профессор Р. Подопригора отмечает, что в этом документе нарушен один из главных принципов правосудия: "никто не вправе быть судьей в собственном деле". А согласно КоАПу, около 50 государственных органов имеют право расследовать административные дела и выносить по ним решение.
В текущем году Правительство внесло на рассмотрение в Парламент проекты двух кодексов – об административных правонарушениях и административно-процессуальный. Но в связи с реформой они отозваны на доработку. Депутаты надеются, что новые версии документов будут существенно доработаны и вопросы, поднимаемые гражданами, будут учтены.
– В Алматы недавно прошел V Казахстанский налоговый форум, модератором которого вы были. В связи с этим вопрос: почему Правительство так часто меняет правила игры на налоговом поле?
– Во-первых, это мотивируется влиянием мирового кризиса. Во-вторых, рыночная экономика в нашей стране только сейчас приходит в стабильное состояние. На форуме мы услышали критические замечания, в том числе от шведских гостей, юристов, которые отмечали: в Казахстане слишком много налогов – более 40, тогда как в Швеции в два раза меньше. В суммарном исчислении около 40% наших доходов уходит в госказну. И если, например, американцы с гордостью сообщают, что они законопослушные налогоплательщики, требуя от государства взамен лучших условий жизни, то у нас обратная ситуация. Нашел лазейку в законе – ну и молодец, правильно сделал! То есть нам надо не только налоговое законодательство приводить в соответствие с реалиями (исключить двойное налогообложение, упростить налоговую отчетность, стимулировать отдельные категории налогоплательщиков), но и воспитывать правовую культуру налогоплательщика.
– Назовите, пожалуйста, основные недостатки законодательных актов, которые не способствуют развитию малого и среднего бизнеса?
– Как отмечают многие правоведы, да и само Министерство юстиции, целый ряд казахстанских законов не обладает прямым действием, то есть содержит отсылочные нормы. Второй недостаток – нестабильность законодательства. К примеру, в Гражданский кодекс более 60 раз вносились изменения и дополнения, в Налоговый кодекс за два года его существования – 16 раз. К тому же, по мнению ряда руководителей государственных органов, гражданское законодательство, являющееся основным правовым регулятором экономических отношений, не всегда успевает за развитием общественных отношений. В частности, это касается банковской сферы. При этом при противоречии норм ГК и законодательства в сфере банковской деятельности приоритет отдается последнему. Это также свидетельствует о том, что некоторые вопросы, регулирующие экономические отношения, выпали из ГК.
– Один из наших читателей обратился к нам с таким вопросом: "По независимым оценкам, частный сектор в экономике Казахстана превышает 70%. Должен ли в этом случае Гражданский кодекс распространять свое действие на экономическую сферу? Не целесообразнее ли принятие Коммерческого кодекса, который бы регулировал вопросы предпринимательской деятельности?"
– Принятие Коммерческого, точнее Предпринимательского, кодекса повлечет изменение всей системы права в стране: необходимо будет пересмотреть и скорректировать концепцию всего законодательского блока, внести большое количество изменений и дополнений в значительное количество законов и подзаконных актов. Это очень трудоемкий и дорогой процесс.
С другой стороны, конечно, нужно признать: действующее гражданское законодательство не обеспечивает в необходимой мере интересы предпринимателей и защиту прав потребителей. Поэтому здесь нужен взвешенный и конструктивный подход. На мой взгляд, при решении этого вопроса необходимо руководствоваться известным принципом "не навреди".
Насколько я знаю, большая часть наших цивилистов не поддерживает идею самостоятельного Предпринимательского кодекса. Если же обратиться к опыту развитых стран, то и у них нет единого подхода по данному вопросу. В таких государствах, как Франция, Германия, Испания, Португалия, одновременно функционируют гражданское и торговое (коммерческое) законодательство. А в Швейцарии, Италии, Нидерландах отказались от торгового права как особой отрасли. Эти государства имеют только гражданские кодексы, применяемые для регулирования как гражданских, так и торговых правоотношений.
Правовое регулирование предпринимательства – особая, самостоятельная и многоаспектная проблема. Если она интересна для читателей, я и мои коллеги готовы в будущем поделиться своим мнением по этому вопросу.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Мы делаем больше потому, что можем" 30.11.2010
Тимур Кулибаев: "Слушать родной гимн – это лучшее что можно испытать" 29.11.2010
Тотальный комендантский режим жителям Астаны в дни саммита ОБСЕ не грозит 26.11.2010
В свободной экономике должно быть свободное движение рабочей силы 25.11.2010
"Зеленый" вектор экологии Казахстана 25.11.2010
"Голубые фишки" могут стать главной "фишкой" домашнего IPO 24.11.2010
Интересы пациента – на первом месте 24.11.2010
"Если бы наши граждане доверяли судебной системе, то они не жаловались бы президенту страны" 24.11.2010
"Все вопросы создания Единого экономического пространства расшиты" 23.11.2010
"Мы постараемся провести Саммит так, чтобы обеспечить нашим гостям комфорт и безопасность" 23.11.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz