Степан ЛЕМЕШЕВ, "Казахстанская правда", 25 ноября
Сегодня в Казахстане активно обсуждается вопрос привлечения иностранной рабочей силы. Нужны или не нужны нам иностранные специалисты? А если нужны, то сколько? Как им платить? И как долго мы еще не сможем заменить их отечественными профессионалами? Эти вопросы, относящиеся к экономике, к сожалению, в последнее время все больше политизируются, что приводит к появлению радикальных предложений, прямо противоречащих интересам развития бизнеса, а значит, и всей страны. Между тем в данном вопросе необходимо досконально разобраться и не принимать поспешных решений. Так считает наш собеседник – кандидат экономических наук Нурпеис МАХАШЕВ, депутат Мажилиса Парламента РК III созыва, а ныне – генеральный директор ТОО "Казахтуркмунай", одного из первых совместных предприятий в Казахстане. – Нурпеис Махашевич, какова ваша позиция в вопросе привлечения иностранной рабочей силы? – Как известно, в настоящее время Республика Казахстан ускоренными темпами наращивает и приумножает экономический потенциал. Поставленная Президентом страны задача в течение ближайших десяти лет войти в число конкурентоспособных государств мира вполне выполнима при соблюдении основных законов свободного рынка. Чтобы достичь этой цели, необходимо повсеместно внедрять новые технологии, привлекать к работе действительно высококвалифицированных специалистов, истинных профессионалов в своем деле. Однако не секрет, что в настоящее время Казахстан испытывает дефицит квалифицированной рабочей силы. К сожалению, кадровый резерв страны на сегодня оставляет желать лучшего. Недостаточная подготовка специалистов в отечественных вузах также не способствует повышению образовательного и профессионального уровня местного персонала. У нас до сих пор нет квалифицированных специалистов по целым направлениям. Они будут, я убежден в этом, и со временем всех иностранных профессионалов заменят казахстанские, но на это необходимо время. – Наверное, эта ситуация не является уникальной для Казахстана. Как решали эту проблему другие страны? – Тут не надо изобретать велосипед. Единственный выход – привлечение иностранной рабочей силы. Во всем мире действует одно непреложное правило: "В свободной экономике должно быть свободное движение рабочей силы". Тут важно соблюдать баланс: с одной стороны, обеспечить квалифицированным казахстанцам доступ к получению работы, с другой – не допустить, чтобы из-за отказа от услуг иностранных специалистов пострадала экономика. Известно, что "политика защиты" внутреннего рынка труда путем выставления "административных барьеров", препятствующих привлечению иностранной рабочей силы, эффективна лишь до определенного предела. В настоящее время законодательство Республики Казахстан в области привлечения иностранной рабочей силы выстроено таким образом, что по истечении определенного времени работодатель должен вовсе отказаться от нее. Чтобы этого добиться, с работодателя берут соответствующие обязательства, которые закреплены в выдаваемых разрешениях на привлечение иностранной рабочей силы как "особые условия". Смысл их заключается в том, что работодатель при привлечении одного иностранного специалиста должен взять на себя обязательство обучить и трудоустроить ровно такое же количество казахстанского персонала, то есть заменить иностранного работника на казахстанского специалиста. Формально это условие выполнимо. Однако фактически обученный казахстанский персонал в столь короткое время не способен достичь такого же профессионального уровня, как привлеченный иностранный работник, поскольку у него отсутствует достаточный опыт работы в данной отрасли. Чтобы "вырастить" действительного профессионала, необходимо потратить на это как минимум 10 лет. – И что же вы предлагаете? – Нам кажется, что требование о выполнении "особых условий" необходимо несколько изменить с учетом действительности. На наш взгляд, достаточно обучить казахстанский персонал по требуемой специальности. А вот вопрос его трудоустройства, то есть оценки ценности его как профессионала на рынке, должен определяться объективно, рыночными механизмами. Другими словами, нельзя заставлять работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу, трудоустраивать обученного казахстанского работника на ту же должность, по какой был привлечен иностранный работник. Свою ценность (востребованность) на рынке труда переобученный (обученный) казахстанский работник должен доказывать самостоятельно. Только в таких условиях достигается истинная конкуренция на рынке труда, и такая конкуренция способствует действительному повышению профессионального уровня казахстанского персонала. Процесс привлечения иностранной рабочей силы заключается не только в том, что на работу принимается иностранный работник, а прежде всего в том, что это обмен технологическими знаниями и навыками, опытом и культурой в области труда. Про это мы часто забываем. – Насколько мне известно, обсуждаются планы по введению запрета на деятельность рекрутинговых агентств… – Да, и это представляется абсолютно нелогичным. Рекрутинговые компании по всему миру занимаются поиском и предоставлением в аренду квалифицированного персонала, которого нет в Казахстане. Предполагаемый запрет, на наш взгляд, сильно ударит по промышленности, по добывающей отрасли и по всему сектору реальной экономики. Это связано с тем, что в большинстве случаев работодатели имеют потребность в работниках редких специальностей и лишь на определенное время. В связи с этим нет необходимости постоянно держать в штате узкоспециализированных работников. Кроме того, большинство работодателей не имеет возможности самостоятельно осуществлять поиск работников редких специальностей. Тогда как специализирующиеся на подборе кадров компании имеют обширные базы данных на потенциальных работников практически всех специальностей, по всему миру и умело, профессионально организовывают их работу. – А как вы оцениваете предложение о передаче функций, связанных с выдачей разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, в органы внутренних дел? – Это предложение, на наш взгляд, выглядит просто абсурдным. Сегодня функции по организации работ и выдаче документов на привлечение иностранной рабочей силы находятся в ведении Минтруда. Теперь их пытаются передать в МВД. Между тем ни для кого не секрет, как много вопросов возникает в обществе в отношении "культуры", стиля и методов работы органов внутренних дел. Здесь же придется иметь дело с редкими специалистами, которые во всем мире ценятся на вес золота и привыкли к соответствующему обращению. Зачем и для чего передавать в эту структуру несвойственные ей функции? Что получит от этого общество в целом и работодатели, причастные к этим процессам, в частности? В соответствии со статьей 1 "Статус органов внутренних дел Республики Казахстан" Закона РК "Об органах внутренних дел РК" установлено, что "Органы внутренних дел Республики Казахстан являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства". В соответствии со статьей 1 "Задачи органов внутренних дел" вышеуказанного закона установлено, что: "1. Задачами органов внутренних дел являются: 10) осуществление визовой работы, контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания на территории Республики Казахстан". Наличие этих задач у органов внутренних дел позволяет исчерпывающе решать возложенные на них законом функции по "охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства. Тогда как основными задачами Министерства труда и соцзащиты, в соответствии с действующим законодательством, являются "формирование государственной политики в области труда, безопасности и охраны труда, занятости, социальной защиты населения, пенсионного и социального обеспечения, обязательного социального страхования, распределение квот, в пределах и порядке, установленных Правительством Республики Казахстан, на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан". На наш взгляд, вышеуказанное министерство и местные исполнительные органы вполне справляются с возложенными на них задачами и функциями, и передавать их в ведение МВД РК нет никакой необходимости. |