NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 16.04.2024 23:49 ast
21:49 msk

Карл Байпаков: Археология окутана ореолом романтики
Первооткрывателю древних городов Казахстана исполнилось 70 лет
01.12.2010 / интервью

Галия ШИМЫРБАЕВА, "Казахстанская правда", 30 ноября

С обретением независимости начался новый этап развития казахстанской археологии. Десятки названий древних городов и поселений, игравших значимую роль в истории тюркского мира, появились на археологической карте страны. Честь открытия многих из них принадлежит Карлу Байпакову. Он первым среди археологов Казахстана стал доктором исторических наук, первым членом-корреспондентом и первым академиком НАН РК. На протяжении 20 лет был первым директором Института археологии им. А. Маргулана.
– Но самое главное, он первым начал масштабные исследования таких памятников археологии, которые стали знаковыми в культурном наследии страны, – говорит о коллеге доктор исторических наук, академик Булат Кумеков. – Это средневековые города Каялык, Кулан, Акыртас, городища Куйрыктобе, Сауран и Жайык.
Профессию, которой посвящено полвека, Карл Молдахметович выбрал сознательно.
– Я родился в учительской семье, – рассказывает юбиляр. – Мама преподавала историю, поэтому разговоры о далеком прошлом нашей страны сопровождали все мое детство. Учился в Талгаре, на окраине которого находятся развалины древнего города Тальхира, где я пропадал целыми днями. Вот так и получилось, что еще в школе определился с выбором профессии и ни разу не пожалел об этом. Археология всегда будет окутана ореолом романтики, поэтому, уверен, и сейчас многие мечтают о ней.
Когда я ехал поступать на археологическое отделение ЛГУ, то вел дневник. Просматривая его много лет спустя, нашел всего две записи: "Станция Луговая", понравившаяся мне обилием кумыса, и "Станция Тимур", которая ассоциировалась в сознании с именем великого завоевателя средневековья.
Записи, сделанные рукой 17-летнего юноши, удивительным образом определили всю его дальнейшую судьбу. Станция Луговая – это городище Кулан, ставшее темой кандидатской диссертации, а Отрарский оазис, где находится станция Тимур, – это дело всей жизни Байпакова.
…Советская историография считала, что Казахстан – это страна номадов, практически не оставивших после себя следов. Но исследования, прежде всего археологические, показали: жизнь здесь была гораздо многограннее. В одних регионах доминировало скотоводство, в других – городская жизнь, в-третьих – сочеталось и то и другое.
Городов, которые известны по письменным источникам, около 150, но академик К. Байпаков уверен, что их гораздо больше. В основном они концентрируются на юге Казахстана, однако, как показали исследования последних лет, районами урбанизации являются еще Центральный и Западный Казахстан, а также Прииртышье.
Одним из главных направлений научных интересов Карла Байпакова стало изучение Великого шелкового пути в аспекте его политических, экономических и культурных связей с государствами Евразии. Молодой ученый взялся исследовать города северо-восточного Семиречья еще в далекие 60-е, когда был аспирантом Ленинградского государственного университета. В те годы они были совершенно не изучены.
Поставив задачу разыскать поселения, аспирант шел по следам путешествующих в средние века по Великому шелковому пути. Средневековый город Каялык (ныне на его месте находится поселок Койлык Алматинской области) стал одной из самых ярких страниц в научной карьере Байпакова.
– Поскольку я изучал все, что было написано о нем, то вскоре мне в руки попали путевые заметки Гильома Рубрука – французского монаха, вхожего в высшие слои общества Франции и Италии первой половины ХIII века, – рассказывает наш собеседник. – В те времена монахи (естественно, не рядовые, а наиболее элитная часть духовенства) часто выполняли роль дипломатов. И вот по поручению короля Людовика IX Рубрук в 1253 году отправился в Монголию. По суше в то время путешествовали либо на повозках, либо верхом на лошадях.
Рубрук же, будучи человеком большим и грузным, предпочел идти пешком. Вернувшись во Францию, он написал удивительную книгу "Путешествие в Восточные страны". Меня в ней заинтересовало описание Приджунгарии – того района, которым я, собственно, занимался. Монах, очень подробно описывая быт и нравы здешних людей, упоминал о городах, которые встречались на его пути в далекую Монголию.
Первым из них был Эквиус. Естественно, транскрипция, которую давал Рубрук, немножко отличалась от тех названий, которые употреблял местный люд. Казахстанским археологам удалось установить, что по-тюркски этот город назывался – Екиогуз, что означало – Двуречье.
Монах писал: "После того как прошел город Эквиус, я оказался в удивительно красивой долине, которая была обильно орошена водой, здесь много было зелени. Нашел в этой речной долине город, который назывался Кайлак". Кайлак – это Каялык, который упоминался еще до Рубрука в персидских и арабских источниках. Он был столицей известного древнетюркского государства – Карлукских Джабгу ("Джабгу" – называли владетелей этого государства). Один из последних представителей этой династии Арслан-хан был известной политической фигурой в начале XIII века. Он сыграл известную роль в походах монголов на Запад.
– Рубрук, будучи человеком очень любознательным, интересовался всем, что встречалось ему в пути, – продолжает увлекательный рассказ академик К. Байпаков. – И прежде всего тем, какие люди жили в городе, каким они богам молились. И повсюду он искал единоверцев-христиан. Монах знал, что они жили на территории Центральной Азии и Казахстана начиная с V века и что начало этому положили последователи одного из достаточно известных в Европе еретических направлений христианства – несториане. Их стали преследовать в 431 году, и они, растекшись по Шелковому пути в сторону Востока, основали в ряде семиреченских городов свои колонии.
Разыскивая несториан, Рубрук нашел в Каялыке представителей других, не знакомых ему религий. В частности, тут он увидел храм, который поразил его своей необычной планировкой. Священники брили голову наголо, носили желтую одежду, держали в руках четки и произносили молитву, похожую на "Отче наш". Он рассказывает, что попал на религиозный праздник, который устроили жрецы этого храма в честь полнолуния, и что они звонили в колокола. Рубрук не пишет, что это были буддисты, но только представители этой религии, как известно, носят желтые одежды, звонят в колокольчики и бреют головы.
Затем Рубрук записывает, что в шести лье (приблизительно три километра) от Каялыка он нашел наконец-то селение "совершенно христианское". В церкви с крестом он совершил молебен.
Такое описание Каялыка удивило археологов, невольно вспомнилась давняя гипотеза о том, что его следы могут находиться у городища Антоновка (сейчас это восточная окраина бывшего села Антоновка, оно ныне носит название Койлык). Но действительно ли это остатки разыскиваемого средневекового города?
Чтобы убедиться в этом, любознательный аспирант Байпаков организовал раскопки. На одном из бугров обнаружилось очень странное сооружение. Вернее, часть замкнутого квадратного помещения – предположительно буддийского храма.
Однако далее продолжить раскопки не удалось: после защиты в 1966 году кандидатской диссертации научные интересы Карла Байпакова были подчинены планам отдела археологии Института истории и археологи и этнографии им. Ч. Валиханова. В Антоновку экспедиция, возглавляемая им, вернулась только 1998 году. Заинтересовавший молодого археолога много лет назад объект был наконец вскрыт. Он действительно оказался буддийским храмом со всеми причитающимися атрибутами. Причем керамикой и другими предметами обихода он четко датировался ХIII веком.
Естественно, это стало очень важным аргументом в пользу того, что городище Антоновка – это действительно остатки средневекового города Каялыка, который описывал Рубрук.
Кроме буддийского храма там были обнаружены остатки мечети. То, что в городе наряду с буддистами жили мусульмане, по словам академика К. Байпакова, – вполне естественно: в XIII веке ислам в Центральной Азии и Восточном Туркестане твердо завоевал позиции.
Археологи нашли и христианское поселение, о котором писал Рубрук. И сейчас уже совершенно точно, что Каялык был городом, где жили представители разных конфессий.
– Так мне удалось подтвердить появившиеся еще в аспирантские годы предположения о том, что Каялык находится на месте села Антоновка и что именно в этом городе был Рубрук: ведь мы нашли все, о чем писал именитый путешественник, – и буддийский храм, и церковь, и мечети, – завершает рассказ академик К. Байпаков. – Этот удивительный город был одним из самых крупных политических, экономических, культурных центров на Шелковом пути. И естественно, работы там еще продолжаются. Думаю, мы найдем здесь еще не одно интересное сооружение.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Акцент – на качественную составляющую 31.12.2010
Отсутствие бумажной "альтернативы" электронным сервисам стимулирует переход к информационному обществу 30.12.2010
"Кардинальных изменений в налоговом законодательстве в 2011 году не планируется" 29.12.2010
Миссия Конституционного совета 29.12.2010
Инвестиции как составляющая индустриализации 29.12.2010
Ермухамет Ертысбаев: Если завтра выборы, то... 28.12.2010
"Явись, тариф на свет и воду…" 28.12.2010
Полюбите нас черненькими 27.12.2010
Судебная система: итоги десятилетия 27.12.2010
Легенды Поднебесной 27.12.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
16.04.24 Вторник
82. БАЙМУХАНОВ Амангельды
75. АБУОВ Кадырбек
74. АСАНБАЕВА Роза
74. КИСТ Виктор
73. СИЙРБАЕВ Ерсерик
72. ЛЕНИВЦЕВ Виктор
71. ШАЛАХМЕТОВА Тамара
70. МЫРХАЛЫКОВ Жумахан
69. БАРКИН Эллен
69. ПЫХТИН Владимир
69. ШЕКАЛИН Юрий
68. АРТЮХОВ Николай
66. КАСЫМОВА Карлыгаш
64. АБДИМОЛДАЕВА Найля
64. КАМАЛХАНУЛЫ Бадельхан
...>>>
17.04.24 Среда
74. ТЛЕМИСОВ Нурлан
73. КУДАЙБЕРГЕНОВ Амангали
72. БАЙМАХАНОВА Галина
71. СУЛТАНГАЛИ Серик
70. ЕСЕНБАЕВ Марат
70. САТТАРОВ Исрапул
69. АСЫЛБЕКОВА Гулюм
69. ЖАКЫПОВ Мирбулат
68. БУРИБАЕВ Аскар
68. САГЫНГАЛИ Алма
68. ТЛЕУМУРАТ Шабден
67. БОРИСЕНКО Александр
67. КАИРГЕЛЬДИНОВ Оразгельды
67. КАЛИЕВ Еркин
66. ПОСМАКОВ Петр
...>>>
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz