NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 09:55 ast
07:55 msk

Саммит ОБСЕ – знаковое событие
И.Рогов: Внесенные поправки в Конституцию и новое выборное законодательство расширяют возможности для политических партий, пользующихся электоральной поддержкой, быть представленными в Парламенте
02.12.2010 / интервью

Татьяна БРЕДИХИНА, "Казахстанская правда", 1 декабря

Сегодня начинает работу Саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, на котором его участники обсудят актуальные вопросы международной жизни. Уникальность ОБСЕ заключается в комплексном решении политических, экономико-социальных и экологических проблем в зоне ее влияния. Некоторым итогам председательства Казахстана в ОБСЕ посвящена беседа нашего корреспондента с председателем Конституционного совета РК Игорем Роговым, встреча с которым произошла накануне знаменательного события.
– Игорь Иванович, с чем Казахстан подошел к Саммиту ОБСЕ в Астане?
– Казахстанское председательство в ОБСЕ осуществляется под девизом четырех "Т", заявленным Президентом Нурсултаном Назарбаевым в начале текущего года. Это "Trust" (доверие), "Traditions" (традиции), "Transparency" (транспарентность) и "Tolerance" (толерантность). Казахстан приложил большие усилия для того, чтобы во всех трех измерениях ОБСЕ соблюдались эти принципы. И сегодня у нас есть уникальный шанс продемонстрировать главные ценности нашего общества: внутриполитическую стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие.
К сегодняшним успехам страна шла долгим и непростым путем. Смена общественного уклада сопровождалась весьма ощутимыми политическими, экономическими и социальными потрясениями, поиском и апробированием векторов развития.
Несмотря на неординарность возникавших ситуаций, выход из них всегда находился в строгом соответствии с Основным законом, благодаря чему международные эксперты не только положительно оценивают опыт казахстанских реформ, но и говорят именно о казахстанском пути развития.
– Этот путь многие связывают с именем Первого Президента – Лидера нации Нурсултана Назарбаева.
– Говоря о достижениях Казахстана, необходимо отметить особую значимость президентской формы правления. Глава государства закреплен в Конституции в качестве интегрирующего элемента системы обеспечения прав человека, единства народа и государственной власти, гаранта согласованного функционирования всех ветвей власти и их ответственности перед народом.
В новое тысячелетие Казахстан вошел с новой правовой системой, ориентированной на дальнейшее утверждение принципов правового государства. Президентом Казахстана утверждена Государственная программа "Путь в Европу" на 2009–2011 годы. Она направлена на создание оптимальной казахстанской модели государственного устройства, либерализацию политической жизни и приобщение страны к лучшим общемировым традициям.
24 августа 2009 года Президентом республики утверждена новая Концепция правовой политики до 2020 года. В ней определены перспективы развития национальной правовой системы на десятилетие, предусмотрено дальнейшее совершенствование нормотворческой деятельности, правоохранительной и судебной систем, а также правовых основ внешнеполитического и внешнеэкономического развития.
Все эти меры поэтапно осуществляются. Внесены изменения и дополнения в законы о выборах, политических партиях, средствах массовой информации и другие. Они направлены на устранение излишних бюрократических барьеров для СМИ, защиту прав журналистов, совершенствование механизма распределения мандатов в нижней палате Парламента, детализацию полномочий избирательных комиссий, упрощение процедуры регистрации политических партий.
– Согласитесь, несмотря на эти меры, нижняя палата Парламента продолжает оставаться однопартийной…
– В соответствии с результатами конституционной реформы 2007 года Мажилис Парламента сейчас формируется по пропорциональной системе, когда 98 депутатов из 107 избираются по партийным спискам.
Проведенные в 2007 году выборы в нижнюю палату существенно отличались от предыдущих избирательных кампаний. Соревновались главным образом не конкретные личности. Дискуссия развернулась вокруг партийных программ и конкретных результатов их деятельности. В итоге осознанного волеизъявления народа Парламент республики был сформирован из членов Народно-демократической партии "Нур Отан", получившей на выборах свыше 88% голосов. Другие 6 партий не преодолели 7-процентный барьер.
Таким образом, по воле избирателей партия "Нур Отан" на пятилетнюю перспективу стала основной политической силой, отвечающей за дальнейшее развитие общества и государства в русле новых конституционных поправок. Но эту ситуацию нельзя воспринимать как отход от политического и идеологического плюрализма. Поражение оппозиции на прошедших парламентских выборах не означает, что ее мнение безразлично власти. Ее представители, как мы знаем, уже реально есть среди депутатов Сената. В маслихатах также представлены различные политические силы.
Да, так сложилось, что избиратели на выборах оказали безоговорочное доверие одной партии, персонифицировав ее с личностью Лидера этой партии – Президента Казахстана. Но ведь объективно внесенные поправки в Конституцию и новое выборное законодательство расширяют возможности для политических партий, пользующихся электоральной поддержкой, быть представленными в Парламенте.
Согласно последним изменениям в Конституционный закон "О выборах в Республике Казахстан", если 7-процентный барьер для прохождения в Парламент преодолела только одна политическая партия, то к распределению депутатских мандатов допускается список указанной политической партии, а также партийный список партии, набравшей следующее наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Это означает, что по итогам следующих выборов нижняя палата Парламента будет состоять из представителей как минимум двух политических партий. А как произойдет в действительности, покажет время. Может быть, их окажется еще больше.
– На ваш взгляд, есть ли у Казахстана как страны-председателя опыт, который был бы, бесспорно, интересен партнерам по ОБСЕ?
– Одно из главных достижений Казахстана за годы независимости – это общественное согласие и политическая стабильность, являющиеся непременными условиями нормального развития любой страны.
Они нашли свое закрепление в Конституции республики в качестве принципов деятельности государства (пункт 2 статьи 1). И это не просто формальность, а свершившаяся реальность. В Казахстане под одной крышей проживают представители более ста национальностей и десятков религиозных течений.
Детальное изучение политико-правового, социально-экономического развития республики дает полную картину о претворении этих условий в жизнь. Они занимают принципиально важное место в деятельности государства, его институтов, политических партий, общественных объединений и граждан, которым небезразлично будущее нашей страны. Как отмечал Президент Нурсултан Назарбаев, "именно толерантность стала решающим фактором обеспечения мира, стабильности и экономического прогресса Казахстана".
На казахстанской земле прошли три съезда лидеров мировых и традиционных религий, на которых за одним столом собирались представители разных конфессий. У нас пресекаются любые попытки посягательств на межнациональное и межконфессиональное согласие, как целенаправленные, так и те, которые таковыми не являются, но объективно могут его расшатать.
В прошлом году по обращению Президента Конституционный совет проверил и признал не соответствующим Конституции принятый Парламентом и представленный на подпись Главе государства Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений". Анализируя указанный закон, орган конституционного контроля обратил внимание на то, что в нем в нарушение принципа равенства всех перед законом неправомерно сужен круг лиц, наделяемых льготами, а также лиц, законные интересы которых должны защищаться уполномоченным органом. Закон необоснованно ограничивал конституционное право на свободу совести и ставил в неравные правовые условия лиц, принадлежащих к разным конфессиям.
Указанные особенности в правовом регулировании Казахстана играют важную роль в сохранении согласия и стабильности в обществе, ибо опыт некоторых государств, в том числе постсоветского пространства, показывает, что при отсутствии действенных механизмов защиты указанных ценностей невозможно говорить о развитии страны и строить планы на будущее.
И конечно, решающим фактором здесь служит непреклонная позиция по этим вопросам Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Нурсултана Назарбаева, являющегося, согласно Основному закону, гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
– Один из приоритетов ОБСЕ – решение задач в области человеческого измерения. Охарактеризуйте, пожалуйста, ситуацию с правами человека в нашей республике. Насколько обоснована критика оппонентов по поводу применения пыток в отношении лиц, попавших в орбиту уголовного преследования?
– Приоритет общечеловеческих ценностей закреплен в пункте 1 статьи 1 Конституции. Признавая человека, его жизнь, права и свободы высшей ценностью государства, Казахстан ратифицировал также ряд международных универсальных актов в области защиты прав человека.
Отраден тот факт, что международные эксперты признают достижения республики в этой области. В начале 2010 года специальный докладчик Совета по правам человека ООН Манфред Новак, который в мае прошлого года посещал наши учреждения уголовно-исполнительной системы и изоляции граждан, в интервью австрийскому информационному агентству АРА заявил, что "Казахстан отлично подготовился к председательству в ОБСЕ. Свидетельством тому является улучшение ситуации с правами человека".
Факты пыток в деятельности органов уголовного преследования встречаются в любой стране. Но как сказал герой известного фильма "Место встречи изменить нельзя" Жеглов: "Уровень законности определяется не наличием или отсутствием преступлений, а тем, как государство реагирует на эти правонарушения".
Интересно, что эта же мысль прозвучала в свое время в выступлении экс-президента США Джорджа Буша. В ответ на критику в СМИ администрации за то, что в американских тюрьмах допускаются пытки, он также заявил, что уровень законности определяется не наличием фактов нарушения прав человека, а тем, как государство с этими нарушениями борется.
По-моему, очень важная мысль, которая отражает сегодняшнее положение дел в нашей стране и реакцию государства на нарушения прав человека. Вспомните: когда в павлодарской тюрьме были выявлены случаи избиения осужденных, то виновных сотрудников привлекли к уголовной ответственности, поменяли руководство колонии, большое количество лиц привлекли к строгой дисциплинарной ответственности. И я вам могу привести множество примеров, когда государство достаточно жестко реагирует на подобные правонарушения.
В Указе от 17 августа 2010 года Президент страны поручил привести национальное законодательство в соответствие с требованиями Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Со всей определенностью можно сказать, что времена, когда Казахстан занимал лишь "оборонительную" позицию перед международными правозащитными структурами и ограничивался разъяснениями, напоминающими оправдания, прошли. Теперь мы готовы продемонстрировать, что можем не только исправлять имеющиеся недостатки, но и быть примером для других.
В то же время руководство страны осознает и тот факт, что говорить о полном решении имеющихся проблем еще рано. Самое главное – государство недвусмысленно выразило свое твердое намерение продолжить правовое реформирование.
– Хотелось бы поподробнее: в чем состоят реальные шаги в этом направлении?
– Недавно, как уже говорилось, Главой государства подписан Указ "О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан", который логически развивает Концепцию правовой политики и детализирует ее содержание. В Парламент уже внесены законопроекты, предусматривающие приведение действующего законодательства в соответствие с требованиями Конвенции ООН против пыток, декриминализацию преступлений, не представляющих большой общественной опасности, расширение сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы.
В некоторых публикациях гуманизация представляется как ослабление мер борьбы с преступностью. Но такое понимание в корне ошибочно. В орбиту деятельности правоохранительных органов вовлекаются люди, грубо нарушившие закон. За этим следуют соответствующие меры государственного принуждения. Элементы "милосердия" и "благотворительности" в деятельности правоохранителей должны быть дозированными и прагматичными, иначе это ни к чему хорошему не приведет.
В этом плане упомянутый указ Главы государства четко сбалансирован. Он предусматривает либерализацию уголовного законодательства только в отношении преступлений, не представляющих большой общественной опасности. Как и прежде, основной акцент делается на обеспечении жесткости в борьбе с преступностью. Но жесткость нельзя путать с жестокостью. Жесткость предполагает неотвратимость, если хотите, "мгновенность" реакции правоохранительных органов на любые правонарушения, а степень репрессивности такой реакции может быть различной.
Думаю, государству выгоднее не "прощение" преступника, а "экономия мер уголовных репрессий". В конечном счете гуманизм в уголовном праве необходимо рассматривать в двух аспектах: естественно, как социальную ценность и как средство достижения не менее важной цели – безопасности человека, общества и государства.
– "Черный рынок" государственных услуг – это реальная угроза безопасности страны. Какие меры принимает Казахстан для снижения уровня коррупции?
– Вопросы борьбы с коррупцией актуальны для любого государства. Практически во всех странах мира признается транснациональный характер этого социального зла и принимаются определенные правовые и институциональные меры для его предупреждения. В этом плане не является исключением и наша республика, которая с самого начала обретения независимости проводит целенаправленную антикоррупционную политику.
В июле 1998 года впервые на пространстве СНГ по инициативе Главы государства был принят Закон "О борьбе с коррупцией", положивший начало качественно нового этапа борьбы с этим негативным явлением. Ответственность за нарушение требований данного закона предусмотрена в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях.
Системные меры, принимаемые государством, повлияли и на оценку международных экспертов. В ежегодном отчете международной неправительственной организации "Транспаренси Интернэшнл" индекс восприятия коррупции в Казахстане улучшается с каждым годом.
Сегодня мы можем говорить, что в республике созданы серьезные правовые, организационные и иные условия для борьбы с этим пагубным явлением. В то же время есть проблемы, над которыми еще предстоит работать.
Считаю, введение уголовной ответственности юридических лиц положительно отразится на эффективности борьбы с коррупцией. Соответствующий законопроект внесен в Парламент.
– Согласуется ли со стандартами ОБСЕ наличие в нашем уголовном законодательстве такого вида наказания, как смертная казнь?
– Смертная казнь отменена далеко не во всех государствах – членах ОБСЕ.
В связи с возрастающими угрозами безопасности некоторые страны имплементируют положения международных актов во внутригосударственное законодательство, исходя из своего понимания национальных интересов. В условиях обострения угрозы терроризма и религиозного экстремизма в ряде государств мира приняты законодательные меры, в определенной степени ограничивающие отдельные естественные права, закрепленные в основополагающих международных актах.
Действительно, между универсальными стандартами защиты прав и свобод человека и интерпретацией этих прав различными государствами в конкретной исторической обстановке возникают коллизии. И они возможны только в пределах, позволяющих государству позиционировать себя в качестве демократического и правового.
Этими соображениями руководствовалась и наша республика при проведении в стране в мае 2007 года конституционной реформы. Что касается такого вида наказания, как смертная казнь, то Казахстан придерживается позиции ее поэтапной отмены. Конституционные поправки существенно сократили сферу ее применения.
Если до этого в Основном законе допускалось установление смертной казни за все особо тяжкие преступления, и таковых в Уголовном кодексе было свыше 50, то теперь это возможно лишь за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время. Причем приговоренному к смертной казни предоставляется право ходатайствовать о помиловании.
В условиях глобального распространения актов международного терроризма стало очевидно, что мировое сообщество еще не выработало достаточно эффективных средств борьбы с ними. Соответственно, и значительная часть населения рассматривает сохранение смертной казни как средство противодействия терроризму.
Поэтому применение смертной казни за совершение таких преступлений не противоречит Второму факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленному на отмену смертной казни.
Слава богу, на территории нашей страны таких преступлений нет. Кроме того, действует мораторий, который объявил Президент, на исполнение приговоров о смертной казни. То есть фактически она у нас не применяется.
– Еще один повод для критики – возможность привлечения к уголовной ответственности за клевету. По мнению правозащитников, эта мера ограничивает свободу слова.
– Согласно Конституции свобода слова и творчества гарантируются. Но, как известно, свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. В Основном законе указано: "Достоинство человека неприкосновенно".
На практике в законодательном наполнении содержания этих конституционных ценностей возникают коллизии. Соотношение данных благ и степень реакции государства на посягательства на них могут быть различными в зависимости от уровня правовой культуры населения, социально-экономических условий, особенностей исторической эпохи.
Уголовная ответственность за диффамацию является одной из гарантий защиты конституционного права на честь и достоинство. К примеру, в таких странах, как Япония, Китай, Индия, Финляндия, ФРГ, Польша, Испания, за указанные преступления установлена строгая уголовная ответственность вплоть до лишения свободы.
– Что бы вы хотели пожелать участникам Саммита?
– Саммит глав государств ОБСЕ, бесспорно, знаковое событие международного характера. А для Казахстана, первой из стран постсоветского пространства удостоившейся возглавлять авторитетную международную организацию, это большая честь, ответственность и свидетельство признания международным сообществом его заслуг.
С момента проведения последнего Саммита прошло 11 лет. С тех пор такая представительная аудитория не собиралась. Думаю, встреча в верхах позволит всесторонне обсудить вопросы, внесенные в повестку дня и принять оптимальные решения, которые дадут новый импульс деятельности ОБСЕ.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Акцент – на качественную составляющую 31.12.2010
Отсутствие бумажной "альтернативы" электронным сервисам стимулирует переход к информационному обществу 30.12.2010
"Кардинальных изменений в налоговом законодательстве в 2011 году не планируется" 29.12.2010
Миссия Конституционного совета 29.12.2010
Инвестиции как составляющая индустриализации 29.12.2010
Ермухамет Ертысбаев: Если завтра выборы, то... 28.12.2010
"Явись, тариф на свет и воду…" 28.12.2010
Полюбите нас черненькими 27.12.2010
Судебная система: итоги десятилетия 27.12.2010
Легенды Поднебесной 27.12.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz