NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 06:53 ast
04:53 msk

Миссия Конституционного совета
В канун Нового года исполняется 15 лет со дня образования Конституционного совета. 29 декабря 1995 года был принят Указ президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, "О Конституционном совете Республики Казахстан"
29.12.2010 / интервью

Сауле Ахметова, "Известия-Казахстан", 29 декабря

В канун Нового года исполняется 15 лет со дня образования Конституционного совета. 29 декабря 1995 года был принят Указ президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, "О Конституционном совете Республики Казахстан". О том, как был создан и развивался этот государственный институт, наш разговор с его главой – председателем Конституционного совета РК Игорем Ивановичем Роговым.
Известия-Казахстан: Игорь Иванович, во-первых, разрешите поздравить вас и весь коллектив Конституционного совета с юбилеем! А теперь вопрос. Вы были в свое время заместителем председателя Конституционного суда. Сегодня он переименован в Конституционный совет. В чем различие полномочий этих органов и какой из них действует эффективнее? Почему выбор Казахстана сделан именно в пользу такого института, как Конституционный совет?
Игорь Рогов: Спасибо за поздравления. Во-первых, никакого переименования государственного органа не было. Конституционный совет – это новый институт, который создан для обеспечения верховенства Основного закона. А что касается вашего вопроса, то он очень серьезный, и я как никто другой имею возможность сравнивать эти два института на основе личного опыта. Должен сказать, что оба института достаточно эффективны, просто они по-разному решают задачу защиты Конституции. Если Конституционный суд – это судебный орган, который стоит на защите Конституции, то Конституционный совет больше называют квазисудебным органом.
К плюсам Конституционного суда можно отнести то, что он мог рассматривать иски, исходящие не только от должностных лиц, депутатов, президента, премьер-министра, но и от граждан. Что касается Конституционного совета, то его преимущество по отношению к Конституционному суду в первую очередь в том, что он осуществляет так называемый "предварительный конституционный контроль". На той стадии развития, на которой сейчас находится Казахстан, когда необходимо принимать большой массив законов и сразу проверять их на конституционность, думаю, эта модель более предпочтительна, потому что дожидаться, когда вступит в действие закон, и лишь потом обращаться в Конституционный совет, наверное, менее продуктивно.
К недостаткам Конституционного совета можно отнести то, что он не рассматривает обращения граждан, но эта "ущербность" компенсируется тем, что он вправе рассматривать обращения судов. Когда суд, рассматривая то или иное дело, засомневается в конституционности какой-либо нормы закона поймет, что она неконституционно ущемляет права и свободы человека и гражданина, он вправе приостановить производство и обратиться в Конституционный совет. Есть свои плюсы и минусы у каждого из этих институтов. Мне представляется, что для Казахстана на данный момент модель Конституционного совета наиболее приемлемая.
Конституционный совет проверяет конституционность законов до подписания их президентом по обращениям президента, премьер-министра, председателей палат парламента и не менее одной пятой части депутатов парламента. В случае если Конституционный совет признает тот или иной закон несоответствующим Конституции, закон не подлежит подписанию президентом и считается не принятым. Но может сложиться и такая ситуация, когда принятый закон или иной нормативный правовой акт уже вступил в силу и применяется на практике. Каким образом можно проверить его конституционность? В странах, где существуют конституционные суды, это решается путем обращений соответствующих субъектов в суд с иском о признании того или иного закона либо нормативного правового акта несоответствующим Конституции.
Я повторю: в Конституционный совет непосредственно сами граждане не могут обратиться, но опосредованно, путем заявления ходатайства судье, они это вправе делать.
Еще на что хотелось бы обратить внимание. Практика показывает, что во многих странах наблюдается определенная конкуренция между судебными органами – судами общей юрисдикции и конституционными судами. Наглядно мы видим это на примере Российской Федерации, где периодически даже в прессу выплескивалась дискуссия между руководителями Верховного и Конституционного судов. У нас этой проблемы быть не может, потому что Конституционный совет не является судебным органом. Неважно, в какой форме функционирует тот или иной институт конституционного контроля, главное, чтобы он достаточно эффективно защищал Конституцию. В большинстве стран мира существуют конституционные суды, но есть и другие органы, к примеру конституционные советы во Франции, Алжире. Почему в Казахстане функционирует именно Конституционный совет? Наверное, здесь во многом сыграло роль то обстоятельство, что при подготовке проектов нашей Конституции определенное влияние на него оказали и французские специалисты. В составе Экспертно-консультативного совета были Роллан Дюма (бывший председатель Конституционного совета Франции) и Жак Аттали (бывший советник Государственного совета Франции).
И-К: Какую роль играют решения Конституционного совета в законотворчестве и правоприменительной практике Казахстана?
Рогов: Основной массив решений Конституционного совета Казахстана связан с законотворческим процессом. С момента принятия действующей Конституции парламент на ее основе и в развитие ее положений принял более 1700 законов, регулирующих самые различные сферы общественных отношений.
Влияние решений Конституционного совета на законотворческий процесс имеет разные формы и начинается со стадии его планирования. Нередко в актах Конституционного совета обращается внимание субъектов законодательной инициативы на отдельные аспекты правового регулирования, требующие принятия законодательных мер, которые в последующем включаются в Планы законопроектных работ правительства.
В соответствии с регламентом правительства РК нормативные постановления Конституционного совета должны учитываться при формировании текущих и перспективных планов законопроектных работ правительства. Согласно обновленным в прошлом году правилам организации законопроектной работы в уполномоченных органах республики государственные органы разрабатывают законопроекты с учетом в том числе нормативных постановлений Конституционного совета.
За прошедший период с учетом правовых позиций Конституционного совета правительством разработан и парламентом принят ряд законов. Так, в УПК внесено дополнение, согласно которому потерпевший (а в случае смерти последнего – его правопреемники) имеет право на получение за счет бюджетных средств денежной компенсации за имущественный вред, причиненный особо тяжким преступлением, если у осужденного отсутствует имущество, достаточное для возмещения причиненного материального ущерба. Таких примеров немало.
В практике законотворческой деятельности нередко возникают вопросы, связанные с неоднозначным пониманием содержания тех или иных конституционных норм, от чего зависит концепция рассматриваемого законопроекта или международного договора. Субъекты законодательной инициативы обращаются за разъяснением в Конституционный совет, который обладает исключительным правом дачи официального толкования Конституции.
В целях ограждения национальной правовой системы от неконституционных положений принятые законы перед их подписанием могут направляться в Конституционный совет для проверки их на предмет соответствия Основному закону. За эти годы были признаны неконституционными в целом или в части 25 законов и международных договоров.
Ряд нормативных постановлений Конституционного совета носил принципиальный характер, и это сказалось на формировании правоприменительной практики.
И-К: Игорь Иванович, расскажите о результатах, с которыми Конституционный совет встречает свой юбилей.
Рогов: Конституционный совет создан для обеспечения верховенства Конституции. Его деятельность направлена на претворение в жизнь норм Основного закона и раскрытие его потенциала. С этой задачей Конституционный совет справляется.
За эти годы в Конституционный совет поступило более 180 обращений: от главы государства – 20, от председателей палат парламента и его депутатов – 71, от премьер-министра – 24, от судов – 64. Всего Конституционным советом принято более 140 нормативных постановлений, ставших составной частью действующего права Казахстана. На совместных заседаниях палат парламента оглашено 14 посланий Конституционного совета о состоянии конституционной законности в стране. В них поднимались проблемные вопросы развития национальной правовой системы.
Хотел бы отметить, что казахстанская модель конституционного контроля себя оправдала. Конституционный совет занимает важное место в системе органов государственной власти. Он следит за соответствием действующего права Основному закону страны. Принимаемые им нормативные постановления призваны служить правильной интерпретации принципов и норм Конституции различными субъектами общественных отношений, что является гарантией устойчивого и стабильного развития государства. Решения Конституционного совета играют серьезную роль в законотворчестве и правоприменительной практике.
Сегодня Конституционный совет сотрудничает с рядом авторитетных международных организаций, органами конституционного контроля стран ближнего и дальнего зарубежья. Могу твердо сказать, что Конституционный совет выполняет свое предназначение.
И-К: Еще вопрос. Недавно в нашей столице прошел Астанинский саммит глав государств ОБСЕ. Ваша оценка данному событию.
Рогов: Саммит глав государств ОБСЕ – бесспорно, знаковое событие международного характера. А для Казахстана, первого из стран постсоветского пространства удостоившегося возглавлять эту авторитетную международную организацию, это большая честь, ответственность и свидетельство признания международным сообществом его заслуг. Данная встреча в верхах позволила всесторонне обсудить вопросы, внесенные в повестку дня, и принять оптимальные решения, которые дали новый импульс деятельности ОБСЕ. Так называемый "дух Хельсинки" нашел продолжение "в духе Астаны".
Астанинский саммит и Астанинская декларация получили высокую оценку международной и отечественной общественности. Все это является огромным успехом первого президента республики – лидера нации Н. А. Назарбаева.
И-К: Интересно сказано. Завершая наш разговор, хочу поздравить вас от себя лично и от коллектива нашей газеты с приближающимся Новым годом!
Рогов: И мне доставляет огромное удовольствие от всего сердца поздравить всех читателей газеты и ее коллектив с наступающим 2011 годом!
Прошедший год для Казахстана был полон знаменательных событий. Казахстан неоднократно упоминался в новостных выпусках мировых информационных агентств. Инициативы нашего лидера озвучивались на самых высоких международных форумах.
Казахстан с честью выполнил свою миссию по председательству в ОБСЕ. Впереди стоят не менее амбициозные задачи.
Мы вступаем в новый год с уверенностью в своих силах и добрыми надеждами, которые имеют под собой прочную основу. Хочу пожелать, чтобы сбылись самые заветные мечты, чтобы 2011 год прошел под знаком мира и добра и принес в наши дома тепло и радость.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Акцент – на качественную составляющую 31.12.2010
Отсутствие бумажной "альтернативы" электронным сервисам стимулирует переход к информационному обществу 30.12.2010
"Кардинальных изменений в налоговом законодательстве в 2011 году не планируется" 29.12.2010
Миссия Конституционного совета 29.12.2010
Инвестиции как составляющая индустриализации 29.12.2010
Ермухамет Ертысбаев: Если завтра выборы, то... 28.12.2010
"Явись, тариф на свет и воду…" 28.12.2010
Полюбите нас черненькими 27.12.2010
Судебная система: итоги десятилетия 27.12.2010
Легенды Поднебесной 27.12.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz