NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (декабрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (ноябрь 2019)








Поиск  
Среда 22.01.2020 01:30 ast
22:30 msk

Акцент – на качественную составляющую
А.Рау: Как показал анализ, на сегодня в Казахстане выпускается весь ряд автомашин, закупаемых бюджетными организациями, госорганами. Согласно данным Министерства финансов, из всего закупленного госучреждениями и предприятиями объема машин 26% составляют автотранспортные средства отечественного производства
31.12.2010 / интервью

Рысты АЛИБЕКОВА, "Казахстанская правда", 31 декабря

Уходящий год стал переломным для обрабатывающей промышленности. Будучи "в тени" горнодобывающей, уступая ей по объемам инвестиций и производства, по итогам 2010-го она таки вырвалась в "правофланговые", показав Индекс физического объема (ИФО) на уровне 118,8% против ИФО горнодобывающей промышленности, равного 105,7%. А красноречивым и ярким свидетельством ускоряющихся темпов роста обрабатывающего сектора стал ввод в строй действующих под занавес текущего года второй "партии" из 152 новых производств, в которые вложены солидные инвестиции – более 800 млрд. тенге. О сегодняшнем состоянии и перспективах развития обрабатывающих производств в интервью нашему корреспонденту рассказал первый вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау.
– Альберт Павлович, какие отрасли заняли лидирующие позиции?
– Наибольший рост объемов производства отмечается в машиностроении (ИФО – 157%), производстве напитков (142%), химической промышленности (136%), производстве резины и пластмассовых изделий (136%), текстильной промышленности (122%).
К примеру, в машиностроении – это запуск локомотивосборочного завода в Астане, увеличение производства на подшипниковом в Степногорске. Что немудрено: в тяжелые для потребителей времена спрос на продукцию машиностроения "ужимался", а с началом подъема экономики наверстывается упущенное. На увеличении в разы автосборочного производства также сказался рост покупательского спроса у населения. Взять для примера компанию "Азия-Авто", которая по итогам года вышла в плюс, значительно увеличила объемы производства, осуществила первые продажи в приграничные с Россией регионы. К слову, Таможенный союз, о котором мы много говорили в начале года и по поводу которого были сомнения, позитивно сказался и на автопроме. Положение отрасли еще более усилится, когда завершится переходный этап по льготам на ввоз подержанных машин.
Следует заметить, что программа машиностроения в ПФИИР, что называется, возглавляет список приоритетных отраслей. Объясняется это просто: 41% казахстанского импорта, или 15 миллиардов долларов в год, и в сложные, и в благополучные годы составляет машиностроительная продукция. А это наши рабочие места, наши налоги, наша экономика. Поэтому целая система мер направлена на развитие машиностроения. Но спрос со стороны госорганов, нацкомпаний, недропользователей является ключевым фактором развития отечественного машиностроения. Если мы все вместе не будем поддерживать машиностроение, то ради кого оно, собственно, будет развиваться?
– Вы как-то предлагали чиновникам пересесть на отечественные автомобили для поддержки автопрома. Актуален ли сегодня этот призыв?
– Как показал анализ, на сегодня в Казахстане выпускается весь ряд автомашин, закупаемых бюджетными организациями, госорганами. Согласно данным Министерства финансов, из всего закупленного госучреждениями и предприятиями объема машин 26% составляют автотранспортные средства отечественного производства. В денежном выражении это – 14,4% от общей суммы закупа.
"Азия-Авто", вошедшая в согласованный перечень автосборочных предприятий при учреждении Таможенного союза, к 2017 году должна достичь 50% локализации. В локализацию входят сборка, покраска и прочее, что сегодня еще не делается. Если к 2017 году мы придем с объемом локализации менее 50%, то предприятию придется на комплектующие "наворачивать" таможенные пошлины, как на готовые машины. Поэтому мы все заинтересованы в том, чтобы отечественный автопром развивался. Дан 6-летний срок. А пролетит он очень быстро.
– Как первый год реализации индустриальной программы сказался на развитии обрабатывающей промышленности? Все ли намеченное удалось воплотить на практике?
– Индустриально-инновационному обновлению страны, прямо скажем, дан удачный старт. По прогнозным оценкам Министерства экономического развития и торговли, рост ВВП в 2010 году составит 7%. Он будет обеспечен не только за счет улучшения конъюнктуры рынка, эффекта от реализации антикризисных мер Правительства, но и запуска проектов Карты индустриализации. Вклад реализации ГПФИИР в 2010 году в ВВП составит 2,2%.
Как известно, программа нацелена на создание недостающих звеньев технологической цепи индустриального сектора. В 2010 году введены в эксплуатацию первые объекты химической, нефтехимической и машиностроительной отраслей. Они позволили достичь нового качества взаимодействия между проектами строительной индустрии, горно-металлургического и агропромышленного комплексов, входящих в Карту индустриализации.
В горно-металлургической отрасли мы переходим к более высоким переделам, выпускается готовая продукция. Так, "Казцинк" от концентрата перешел к выпуску готовой продукции – чистейшей катодной меди. На Усть-Каменогорском титаномагниевом комбинате налажено производство титановых слитков и сплавов, которые будут применяться в производстве самолетов AirBus. В Павлодарской области введен в строй второй этап электролизного завода по производству первичного алюминия – единственного производителя этого сырья в Казахстане.
Вокруг крупных промышленных производств создаются малые и средние предприятия более высокого передела, например производство алюминиевой катанки АО "Казэнергокабель". В химической промышленности налажено производство каустической соды и фосфоритной муки – продукции, высоко востребованной не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. В Казахстане впервые выпускаются отечественные зерновозы и контейнеровозы (АО "ЗИКСТО"). Запущено производство тепловых насосных установок, предусматривающих возможность обеспечения тепловой энергией от возобновляемых источников энергии. Тем самым исполняется задача, поставленная Президентом по энергосбережению и энергоэффективности.
И эти примеры можно долго перечислять. О масштабах индустриальной пятилетки население, конечно, судит по количеству запущенных проектов. Но самое главное, на мой взгляд, заключается в том, что мы создали целостную систему, разработали отраслевые, поддерживающие программы. В ГПФИИР прописано около 70 (!) инструментов государственной поддержки предприятий. Самых разных: начиная от инфраструктурных и заканчивая подготовкой кадров, предоставлением грантов на экспорт, грантов на инновации. И в каждой отрасли будут применяться свои инструменты. Так, для машиностроения, фармацевтики критичными являются госзакупки, для других отраслей – стандартизация, лизинг. Для всех без исключения актуальны вопросы инфраструктуры, подготовки кадров.
– В регионах по-разному реализуются проекты Карты индустриализации. Какие из областей в авангарде и какие в аутсайдерах, от чего зависит их активность?
– Наибольшее количество проектов запущено в традиционно промышленных регионах: Актюбинской (24 проекта, 109 миллиардов тенге), Павлодарской (16 проектов, 85 миллиардов тенге) и Восточно-Казахстанской областях (12 проектов, 131 миллиард тенге).
Можно констатировать, что в северных и восточных регионах больше проектов, чем на юге и западе, за исключением Актюбинской области.
Такой разброс в первую очередь связан с исходными социально-экономическими предпосылками развития каждого региона. В то же время местными властями с разной степенью активности проводится политика индустриально-инновационного развития. В некоторых регионах улучшается бизнес-климат, привлекаются инвестиции, открываются новые высокотехнологичные производства, создаются высокопроизводительные рабочие места. По итогам года все эти моменты наглядно видны. Но мы стремимся снижать дисбаланс в индустриально-инновационном развитии регионов.
– Каким вы видите дальнейшее развитие индустриальной политики, на что будет делаться акцент?
– Глава государства в ходе недавнего телемоста, подводя итоги первого года индустриальной пятилетки, говорил о роли инноваций, модернизации в экономике страны и об энергосбережении. Президент подчеркнул: или модернизируйся, или погибнешь! По его же поручению с текущего года начата разработка программы модернизации. Это не означает, что мы "рисуем" документ на бумаге. Не так давно 150 предприятий обрабатывающего сектора были подвергнуты аудиту с точки зрения эффективности их работы, необходимости модернизации. На сегодня уже разработана программа "Производительность-2020", к ее выполнению предполагается привлечь длинные дешевые кредиты Всемирного банка, который, к слову, такую программу в ряде стран уже реализовал. Кроме того, Президент страны поручил провести конкурс на лучший проект и оказать ощутимую государственную поддержку в ее реализации. Так что тот, кто предложит самый лучший проект, вправе рассчитывать на значительную государственную поддержку модернизации своего предприятия.
В предстоящем году ключевыми задачами нашего министерства будут поручения Главы государства по принятию и осуществлению программы модернизации и повышения производительности труда на действующих предприятиях, и второе – системные меры в энергосбережении, разработка и принятие Закона "Об энергоэффективности и энергосбережении". И, разумеется, будет продолжена работа по реализации проектов Карты индустриализации. Сейчас в нее включено 294 проекта, на листе ожидания еще 170. Это не значит, что мы их тормозим. Мы просто анализируем, насколько они реальны, проработаны, чтобы впоследствии могли получить какие-либо меры государственной поддержки. В следующем году ожидается ввод в строй меньшего, чем нынче, количества проектов, но на большую сумму инвестиций. И с каждым годом объемы капитальных вложений будут расти. А чем больше средств вкладывается, тем активнее идет строительство, появляются рабочие места, вводятся в строй новые производства, и, как результат, казахстанская экономика переходит в новое, более высокое качество. Качественная составляющая становится все более ощутимой.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Акцент – на качественную составляющую 31.12.2010
Отсутствие бумажной "альтернативы" электронным сервисам стимулирует переход к информационному обществу 30.12.2010
"Кардинальных изменений в налоговом законодательстве в 2011 году не планируется" 29.12.2010
Миссия Конституционного совета 29.12.2010
Инвестиции как составляющая индустриализации 29.12.2010
Ермухамет Ертысбаев: Если завтра выборы, то... 28.12.2010
"Явись, тариф на свет и воду…" 28.12.2010
Полюбите нас черненькими 27.12.2010
Судебная система: итоги десятилетия 27.12.2010
Легенды Поднебесной 27.12.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
22.01.20 Среда
74. СУЛЕЙМЕНОВ Нурлан
73. КОТЕЛЬНИКОВ Владимир
69. РАСКАЛИЕВ Хайретдин
68. ЩЕРБА Виктор
65. ЖАНГАЛОВ Досбол
64. НУРМУХАНОВА Айман
60. КУСАИНОВ Кудайберген
59. ПАЛАЕВ Владимир
58. НУСИПОВ Жолдасбек
57. САРТБАЕВ Мурат
56. КАДРАЛИН Марат
56. КУЖАГАЛИЕВ Алмаз
56. КУРМАНСЕИТОВ Ахат
52. ДЖУМАШЕВ Жасулан
52. ЖАНЫБЕКОВ Марат
...>>>
23.01.20 Четверг
90. КУРГАНСКИЙ Тимофей
81. БАБУШКИН Михаил
79. ДОСПАЕВА Джумажан
78. АСАРОВ Азимбай
77. ЖУМАБАЕВ Кызыp
74. ЖИГУЛИН Анатолий
73. АБИШЕВА Зинеш
73. ПИРМЕТОВ Хабибулла
69. ИМАНГАЛИЕВ Абай
64. ДЖИГИТЕКОВ Нуржан
64. НУРГОЖАЕВА Татьяна
64. САТЫБАЛДИНА Нафиса
62. ДОСУМОВ Серимжан
61. АБИШЕВ Мади
60. КАДИРБЕКОВ Кайрат
...>>>
24.01.20 Пятница
77. БАТЫРБАЕВ Махамбет
74. ДВОРЕЦКИЙ Владимир
73. ТУРАПОВ Канат
72. НУРМУХАМБЕТОВА Балумаржан
70. ДЖУНУСОВ Валерий
69. АСКАРОВ Алибек
68. АЗИМХАН Касым
67. ОРУМБАЕВ Сиязбек
67. РАМАЗАНОВ Аманбек
66. САГАДИЕВ Бейбут
65. ЖАКСЫБАЕВ Амангали
61. ОСКЕМБЕКОВ Сабит
60. МАТВЕЙЧУК Константин
59. КИНСКИ Настасья
59. УЛЬЖАБАЕВ Жанболат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz