Нурлыбай ОМАРОВ, "Юридическая газета", 2 марта
О достигнутом в минувшем году рассказывает Марат Сексембаев, председатель Комитета регистрационной службы оказания правовой помощи МЮ РК. - Какие меры для развития предпринимательства в Казахстане предприняты вашим ведомством в прошлом году? - Эту работу мы ведем постоянно, ее основная цель – создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Ведь данный сектор бизнеса определяет темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Теперь для начинающих предпринимателей: - срок регистрации субъектов малого предпринимательства сокращен до одного дня; - отменена необходимость нотариального удостоверения учредительных документов субъектов малого предпринимательства при регистрации. Исключена процедура регистрации внесенных поправок в учредительные документы в случае изменения местонахождения юридического лица, а также изменения видов уставной деятельности. Принятые меры положительно отразились на позиции Казахстана в рейтинге "Дуинг бизнес". По индикатору "Регистрация предприятий" Казахстан улучшил свои показатели на 38 позиций (по итогам 2009 года Казахстан занимал 85-е место, по итогам 2010 года – 47-е). Но мы не намерены останавливаться на достигнутом. На портале "электронного правительства" реализована возможность получения информационных справок о зарегистрированных юридических лицах, филиалах и представительствах. Прежде для этого нужно было обращаться с письменным запросом в органы юстиции. В текущем году будет упрощена процедура ликвидации юридических лиц, филиалов и представительств. Из перечня документов, представляемых для ликвидации, будут исключены промежуточный и ликвидационный балансы, решения об их утверждении, а также документ, подтверждающий снятие с учета филиалов и представительств ликвидируемого юридического лица. Наряду с субъектами малого предпринимательства будет отменено обязательное нотариальное удостоверение учредительных документов субъектов среднего и крупного бизнеса. Для филиалов коммерческих организаций будет внедрена возможность осуществления деятельности на основании типового положения. Перечень документов, необходимых для открытия филиала (представительства), будет значительно сокращен. Изучается вопрос отмены бумажной формы свидетельства о государственной регистрации юридического лица. Этот шаг позволит сократить материальные и временные затраты на выпуск и получение свидетельства, будет способствовать полноценному внедрению процедуры онлайн регистрации юридических лиц. - Какие меры принимаются для борьбы с коррупцией? - Все принимаемые меры и реализуемые новшества носят антикоррупционный характер, в том числе и те, о которых я уже рассказал. Вводятся электронные услуги, которые исключают контакт наших работников и граждан, соответственно, устраняется возможность коррупционных проявлений. При этом основной акцент делается на устранение условий, способствующих коррупции.Например, по поручению Министра юстиции более чем в пять раз снижены ставки сбора за ускоренную регистрацию прав на недвижимое имущество. По новым ставкам, чтобы получить готовые документы на квартиру уже на следующий день после подачи документов, гражданин должен оплатить в бюджет семь тыс. тенге, а раньше эта сумма составляла 40 тыс. тенге. В рамках реализации Программы "Дорожная карта бизнеса – 2020" сокращены сроки выдачи зарегистрированных до- говоров залога недвижимого имущества с пяти до трех рабочих дней. В целях сокращения финансовых затрат граждан и юридических лиц при оформлении недвижимости утвержден единый по всей стране Прейскурант цен на услуги по государственному техническому обследованию недвижимого имущества, в соответствии с которым расценки на эти работы снижены. В течение первого квартала будет завершена разработка новых расценок на техническое обследование недвижимого имущества в привязке к одному квадратному метру площади. Цель этой работы – сделать прейскурант максимально прозрачным и понятным для населения, исключить злоупотребления со стороны сотрудников центров по недвижимости. Значительную коррупционную составляющую несет в себе проверка сотрудниками органов юстиции устава юридического лица. Поэтому сейчас мы изучаем возможность отказа от процедуры проверки уставов коммерческих организаций либо от устава как такового. В последнем случае вопросы, регламентируемые уставом, могут быть урегулированы на уровне законодательных актов. По этому поводу будет рассмотрен и опыт других государств. - В конце прошлого года вы внедрили еще одно новшество – он-лайн регистрацию юридического лица и брака. Какова суть этой процедуры? - Да, в декабре прошлого года реализована возможность он-лайн регистрации юридического лица через Интернет. На сегодняшний день для того, чтобы зарегистрировать предприятие, не обязательно выстаивать очередь в ЦОНе, достаточно подать электронное заявление, не выходя из дома. Аналогично и с подачей заявления на регистрацию брака. Данная услуга уже внедрена на портале "электронного правительства". В этом году мы планируем также подготовить поправки в законы, предусматривающие возможность электронной регистрации недвижимости. Технические возможности для этого у нас имеются благодаря внедренной программе "Е-нотариат". Смысл электронной регистра-ции недвижимости заключается в том, что при заверении у нотариуса договора купли-продажи, например, квартиры, электронное извещение о совершенной сделке через систему "Е-нотариат" будет автоматически поступать в орган юстиции. В результате новому собственнику уже не нужно будет стоять в очереди и подавать документы в ЦОН для регистрации недвижимости, не потребуется ждать пять дней для получения документов. Сейчас мы прорабатываем технические вопросы записи электронной цифровой подписи в чипы удостоверений личности. То есть при получении или обмене документов все граждане автоматически будут получать цифровую подпись, без которой нельзя воспользоваться электронными услугами, оказываемыми через портал "электронное правительство". - Одно из важных направлений вашей работы – регулирование нотариальной и адвокатской деятельности. - Предложенные министерством подходы к реформированию этой отрасли нашли отражение в соответствующих законопроектах, которые находятся на рассмотрении Парламента. Основная суть предлагаемых новелл заключается в том, что государственные нотариусы станут действовать наравне с частными, будет отменено квотирование численности частных нотариусов, изменен порядок государственного контроля их деятельности. Нужно сказать и о том, что во всех регионах внедрена "система электронного нотариата". Это позволяет нотариусам получать достоверную информацию из государственных баз данных, а также минимизирует возможность мошенничества и иных нарушений при совершении нотариальных действий. Безусловно, есть в этих отраслях и проблемы. К примеру, следует признать, что существующая система оплаты услуг адвоката за счет государства неэффективна. Она практически не претерпела серьезных изменений с советских времен. По-прежнему нередки случаи отказа обвиняемых от услуг "бесплатных" адвокатов. Последние, в свою очередь, к исполнению профессиональных обязанностей относятся формально. К тому же в настоящее время размер оплаты услуг адвоката на предварительном следствии определяется следователем, то есть, по сути, его процессуальным оппонентом. В итоге страдают права и законные интересы граждан. Для решения озвученных проблем в текущем году намечено разработать соответствующий законопроект с учетом передового международного опыта. Мы также планируем передать компетенцию по приему квалификационного экзамена для претендентов на право осуществления адвокатской деятельности в территориальные органы юстиции. Это облегчит доступ к профессии, будет способствовать увеличению числа адвокатов, нехватка которых особенно остро ощущается в сельских районах. Кроме того, кандидаты в адвокаты сэкономят время и средства на приезд в Астану из отдаленных регионов. С 21 по 24 февраля текущего года проведена аттестация претендентов на право занятия адвокатской деятельностью.Для прохождения аттестации на право занятия адвокатской деятельностью приглашены 970 человек. Явились 520 человек, из них аттестовано 249. Из общего числа приглашенных претендентов не явились 463 человека. 224 претендента были приглашены повторно, из них явились 55 человек. Наилучшие результаты по итогам двух этапов аттестации показали претенденты Астаны, Алматы, Карагандинской и Северо-Казахстанской областей. Наиболее сложными для претендентов при устном ответе оказались вопросы по уголовно-процессуальному праву. Вместе с тем Комитетом регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции РК разрабатывается проект постановления Правительства РК "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 сентября 2001 года №1235 "Об утверждении Правил прохождения аттестации лицами, претендующими на право занятия адвокатской либо нотариальной деятельностью" в части передачи на места функций по приему квалификационного экзамена для претендентов на право осуществления адвокатской деятельности. - Какие еще проекты намерен реализовать Комитет регистрационной службы и оказания правовой помощи? - В этом году мы пересмотрим существующие лицензионные правила оценочной деятельности на предмет максимального сокращения административных барьеров. Действующий порядок обязывает оценщиков практически после каждого шага отчитываться перед лицензиаром. Например, при изменении местонахождения, прохождении пе- ререгистрации, тогда как эти сведения мы можем получать из государственных баз данных. Более того, утверждая списки работников, имеющих право выступать от имени юридических лиц, мы практически вмешиваемся в трудовые отношения между работодателем и оценщиками. Все эти излишние требования будут отменены, проект соответствующего постановления Правительства сейчас находится на согласовании в государственных органах.
Досье "ЮГ" Марат Сексембаев родился в 1979 году в Аркалыке. Свою трудовую деятельность Марат Сексембаев начал в прокуратуре Советского района г. Караганды в 2000 году. С 2002 года по 2003 год работал в Генеральной прокуратуре в должности старшего прокурора контрольно-аналитического отдела. В 2003 году назначен замначальника управления организационно-кадровой работы КПС и СУ ГП РК. С 2004 года по 2008 год – начальник отдела правового обеспечения и информации организационно-контрольного управления аппарата Генерального прокурора. В феврале 2008 года назначен начальником 1-го отдела Управления по надзору в сфере законотворческой деятельности аппарата Генерального прокурора и в этом же году в сентябре – начальником управления по надзору в сфере законотворческой деятельности аппарата. С июня 2009 года – директор Департамента аналитики и стратегического планирования МЮ РК. С 1 июля 2010 года – председатель Комитета регистрационной службы оказания правовой помощи МЮ РК. Женат, имеет троих детей. |