NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 10:48 ast
08:48 msk

Мир кино глазами Ермека Турсунова
После выхода картины "Келин" имя Ермека Турсунова у многих на слуху. Его лента вызывает самые различные, порой противоречивые мнения…
18.03.2011 / интервью

Айгерим МАЛЕЕВА, "Литер", 17 марта

После выхода картины "Келин" имя Ермека Турсунова у многих на слуху. Его лента вызывает самые различные, порой противоречивые мнения.
Художник своим произведением сломал множество стандартных приемов и стереотипов казахстанского кино. Можно смело утверждать, что Ермек Турсунов поднял казахстанский кинематограф на новый международный уровень. Сегодня он работает над картиной "Шел по степи старик". В ходе съемок автор нашумевшей "Невестки" дал интервью газете "ЛИТЕР-Неделя".
ЛИТЕР-Неделя: Хочется в первую очередь поговорить с вами о вашем новом творении. Как проходит работа? И о чем повествует кинолента? Определились ли вы с окончательным названием?
Е.Т.: Ну, названия пока нет. Фильм так и будет, скорее всего, называться "Шел по степи старик". Это русский вариант. По-казахски будет "Даладагы дара из". На создание данной картины меня вдохновило произведение Хемингуэя "Старик и море". Я его, можно сказать, перенес на пленку и сделал на казахский манер. Потому что степь - это то же море. Это произведение Хемингуэя, пожалуй, самое неснимабельное. Потому что в нем демонстрируется внутренний монолог человека. Также в повести всего один герой. Ну и помимо старика есть мальчик. У нас в фильме он тоже будет присутствовать. В этой повести я нашел несколько важных месседжей. Главный из которых - наследие, которое оставляют старики нам, потомкам. Мне захотелось своей картиной попрощаться с теми аксакалами, которых у нас единицы. "Келин" - это прощание с матерями, а мой фильм о старике, это своего рода прощание с отцом. Стоит отметить, что я люблю ломать правила. Именно поэтому я решил перенести на экран абсолютно не киношное произведение. Это желание рассказать прочитанную повесть киноязыком.
ЛИТЕР-Неделя: Ну, вообще-то, степь, в отличие от моря, предполагает наличие людей. Там есть еще герои?
Е.Т.: Там есть другие эпизодические персонажи. Но герои, разумеется, старик, мальчик и мать мальчика. Степь - сама персонаж. И отдельный персонаж - это туман, в котором заблудился старик. Кружась в нем, он подводит итог своей жизни. В целом я не очень люблю рассказывать о тех фильмах, над которыми работаю.
ЛИТЕР-Неделя: Ваше мнение относительно современного кинематографа в Казахстане. Есть ли он вообще? Видела фильм "Келин", считаю, что он бесподобен, великолепен. Это высокое искусство. Действительно, проделана серьезная работа. Но таких картин в казахстанском прокате единицы. Или их практически нет. Почему это происходит?
Е.Т.: Я не склонен давать оценку работе своих коллег. Их труд я уважаю. Но я не могу назвать то, что происходит в Казахстане, кинопроцессом. Если бы у нас выходило хотя бы 50 картин в год, то можно было бы говорить о том, что какой-то процесс идет. А так у нас снимают 5-10 картин в общей сложности. И среди них есть картины, которые вообще сложно причислить к кино. Я не люблю самодеятельность в любом ее проявлении. Серьезное кино вообще не допускает самодеятельности. И та школа, которую я прошел, не позволяет мне заниматься тем, чем занимаются многие. Уважаю своих коллег, которые занимаются серьезным кино. Это могут быть удачные попытки или неудачные. Но не хочется, чтобы в кино вмешивались люди случайные, разовые, дилетанты, одним словом. Неприятно, когда на искусстве стараются заработать. К кино, как мне кажется, надо относиться иначе. Если в стране производится хоть одна достойная картина в год, то это уже неплохо. Допустим, в России выпускают 100 картин ежегодно. Из них 90 процентов - картины ни о чем. Искусственные. Но есть и достойные примеры. Поэтому можно сказать, что там идет кинопроцесс.
ЛИТЕР-Неделя: К вам сейчас поступают предложения сотрудничать из-за границы?
Е.Т.: Да. Мне часто предлагали, и я уже успел поработать за рубежом. Но я не вижу себя там, потому что в той же Америке кино продюсерское. Там в главной роли выступает продюсер. Он заказывает тебе картину - и ты снимаешь то, что ему нужно. А не то, что хочется тебе самому. Я бы не хотел работать на кого-то. Мне важно, чтобы мои идеи с моим продюсером совпадали. Допустим, в процессе работы над "Келин" я получил массу удовольствия.
ЛИТЕР-Неделя: Кстати, о "Келин". Споры об этой ленте по сей день не утихают. Как вы думаете, почему она вызвала столько противоречивых, критических мнений? И, в частности, обвинений вас в антиказахизме?
Е.Т.: Я больше года рассуждал на эту тему. Хотя признаюсь, не очень серьезно относился ко всем этим выпадам в свой адрес. Я очень много чего про себя читал. Откровенно непотребных вещей, особенно в казахской прессе. За всем этим стояли люди недалекие. В частности, депутаты Бекболат Тлеухан и Нурлан Онербай.
ЛИТЕР-Неделя: Шаханов.
Е.Т.: Ну может быть. Я первое время как-то удивлялся этой реакции. Каждый ведь видит то, что он хочет увидеть. Нельзя на них обижаться, это люди ограниченные и очень закомплексованные. Обычно когда они претендуют на истину в последней инстанции, возникает много спорных моментов. Я своим фильмом никому ничего не пытался доказать. И потом, это ведь притча. Сказка. А искать в сказке какие-то исторические факты - забавно и странно. Борецкий об этом хорошо написал. Не стоит искать какие-то документальные основы. Это просто смешно. Я понял, что эти люди просто нуждаются в пиаре, находят какой-то предмет, нападают на него и привлекают тем самым к себе внимание. Это просто игра на публику. Целый год шумели и кричали. Это, конечно, принесло немало пользы картине. Так что они распиарили этот фильм. Но депутаты - по сути политическая элита страны. Если у нас депутаты такие, то что говорить об остальных.
ЛИТЕР-Неделя: Может, на это влияют какие-то не зажившие болячки? Это некое идеализирование прошлого. Вот уже 20 лет как мы независимы, и нам, наверное, хочется идеального прошлого. И депутаты встали на эту позицию.
Е.Т.: Я считаю, что это скользкая и ложная позиция. Во-вторых, она фальшивая. За этим ничего нет, кроме дремучего невежества. Мы заново переписываем нашу историю, вставляем только победные моменты. Позорное вычеркиваем. Это неправильно и лицемерно. И потом, я никому не пытался понравиться. У меня нет такой задачи. И очень хорошо, что кому-то картина пришлась по душе, а кому-то нет. Хуже всего равнодушие. Здесь картину ругали. Но она принесла немало наград с различных кинофестивалей за рубежом. Во Франции она получила Гран-при и вошла в шорт-лист "Оскара". Первый раз казахская картина попала в финал. Это для нас достижение.
ЛИТЕР-Неделя: Безусловно. А финансирование нового фильма идет по линии Министерства культуры?
Е.Т.: Да, за это отвечает "Казахфильм".
ЛИТЕР-Неделя: Значит, они, можно сказать, поверили в вас после всех этих криков в адрес "Келин" и сравнений ее с такими пошлыми и убогими картинами, как "Кайрат - чемпион"?
Е.Т.: Как говорится, всех под одну гребенку. Вы уже упомянули о всяких болячках и комплексах. Мне больше нечего сказать на эту тему. На это не надо обращать внимания, надо заниматься любимым делом.
ЛИТЕР-Неделя: Новый фильм можно отнести к арт-хаусу?
Е.Т.: Да, это, как и "Келин", стопроцентный арт-хаус. Но это не значит, что этот фильм скучный и т. д. В нем много экшна. Показана борьба человека с волками.
ЛИТЕР-Неделя: Вы были журналистом. Возглавляли газету "Мегаполис". И вдруг такой резкий переход в кино.
Е.Т.: По образованию я кинодраматург. Я всегда писал сценарии, носил их в портфеле, выжидал своего звездного часа. Когда я жил в Штатах, я занимался кино. Но это кино было заказное. Это был путь к серьезному творчеству. Я снимал всякие ролики, клипы. В 1991 году я написал сценарий к "Абулхаир хану". Это была последняя картина, выпущенная с моим именем на тот период. Когда я сюда вернулся, все уже было развалено. Невозможно было заниматься кино. Потом я стал главным редактором "Мегаполиса", директором 31-го канала. Принимал участие в открытии телеканала "Тан". Позже я осознал свою готовность к переходу в кино. Это был риск с моей стороны. К тому времени я добился успехов на телевидении. 31-й канал вовсю развивался. Многие посчитали мой поступок странным.
Каждый фильм - это одна фраза, как мне кажется. И если каждый художник успеет сказать за жизнь 5-10 главных и важных фраз, значит, он прожил не зря. Я бы хотел успеть сказать каких-то пять основных вещей и тезисов.
ЛИТЕР-Неделя: А вас не тянет на экранизацию каких-то исторических произведений, которые есть в казахском эпосе? Той же поэмы "Козы-Корпеш и Баян-Сулу".
Е.Т.: Историческая тематика всегда меня интересовала. Я постоянно изучаю ее. У нас есть очень много не раскрытых личностей. Кенесары, Абылай, Махамбет. Что касается фольклора вроде "Козы-Корпеш и Баян-Сулу" - эти вещи ждут своего часа. И уже рассматриваются. Но повторюсь, что я не люблю стандартных путей в таком деле. Не люблю клише. У нас как привыкли? Если нужен батыр, то находят двухметрового мужика с десятиметровым конем. Это плохой театр. На этих личностей нужно смотреть в первую очередь как на живых людей. Нужен своеобразный подход. У нас не раскрыт Махамбет, не раскрыт Исатай. Очень много белых пятен. Я писал сценарий о Мустафе Шокае. Ездил по его следам в течение трех лет, искал любую информацию о нем, побывал с этой целью во многих странах. Когда ты идешь по следам, ищешь, чувствуешь, не остается места для домыслов и вымыслов.
А мы в основном выдумываем какие-то фантазии. Нужно абстрагироваться от этого и заниматься реальными вещами. Не придумывать историю, а следовать ей. По-честному надо подходить, не закрашивая все одной краской.
ЛИТЕР-Неделя: Честно говоря, глядя на наших современных актеров, сложно вообще сказать, есть ли у них за плечами актерская школа. Советские актеры прекрасно играли. В них ощущался мощнейший талант, мастерство. Современные российские или казахстанские киногерои кажутся полными бездарями на их фоне. Порой смотришь наш фильм и приходишь в шок. Откуда берутся эти бесталанные личности? Как говорил Станиславский, "не верю". Их речи, жесты настолько наигранны, что становится просто смешно.
Е.Т.: Я с этим сталкиваюсь вплотную. И это абсолютная правда. Школа актерского мастерства у нас под большим вопросом. Когда мы ищем актеров на роль в каком-то фильме, мы проводим тщательный кастинг, объезжаем все областные театры. Я люблю открывать новые имена. Мне проще работать с непрофессионалом, чем с театральным профессионалом. Потому что в человеке из областного театра сидит театрализованный штамп. Когда ты устраиваешь какую-то мизансцену, ты этот театр из него не выдавишь ничем. В нем сидит клише. Он не может правдоподобно умереть, упасть или что-то сказать. Поэтому я и "вырвал языки" актерам фильма "Келин". Потому что как только начинался текст, ощущалась фальшь. Актеры не могли слиться с той далекой эпохой. Так лучше уж пусть молчат, подумал я. Молчание порой выразительней, чем слово. Молчание не соврет. Без слов сыграть ненависть, любовь - задача интересная и для актера, и для режиссера. Когда приходит непрофессионал, чистый лист, работать легче. Театральный актер и киношный актер - это как две разные планеты.
ЛИТЕР-Неделя: Хотелось бы узнать, работы каких режиссеров вас вдохновляют на создание новых проектов?
Е.Т.: Я консерватор. И современное кино не люблю. Не вижу открытий. Я и новые книги не читаю. Читаю все старое.
ЛИТЕР-Неделя: Спасибо за столь интересную беседу!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Ждем подходящих инвесторов" 30.03.2011
"Мы считаем трудовой спор завершенным" 30.03.2011
"Азиада-2011 – долгосрочный инвестиционный проект" 25.03.2011
"Чистую воду – в каждый дом!" 25.03.2011
"Я от министра обороны ничего не скрываю..." 24.03.2011
"Китаю завоевывать Казахстан нет никакого смысла" 18.03.2011
Мир кино глазами Ермека Турсунова 18.03.2011
"Нельзя пропускать уроки политической борьбы" 17.03.2011
До 2016 года программа занятости охватит полтора миллиона казахстанцев 16.03.2011
Банковский пейзаж. Картина маслом 16.03.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz