Светлана Грибанова, "Эксперт Казахстан", 6 июня
Плох малый бизнес, не мечтающий стать крупным. Это верно повсюду, кроме Казахстана. Отечественные середняки расти не желают. Стать олигархом – участь счастливчиков. Но вывести свое маленькое предприятие в лидеры рынка – такого желания предприниматели в большинстве своем не выказывают. Крупная компания – большие хлопоты. Причем в казахстанских реалиях самые большие хлопоты – как раз не у крупного, а у среднего бизнеса: совокупные налоги выше, корпорации переманивают персонал, а чиновники не понимают его роли, а потому не спешат идти навстречу. Эта ситуация требует вмешательства и осознанных изменений со стороны властей. Почему так важен для страны средний бизнес? Екатерина Никитинская имеет свой взгляд на этот сегмент экономики.
Крепкий середняк – Екатерина Сергеевна, на ваш взгляд, нужна ли нам отдельная программа по развитию среднего бизнеса? – Государство должно не просто разработать разовую программу развития среднего бизнеса. Оно должно иметь долгосрочную стратегию развития среднего бизнеса и стратегию развития малого бизнеса. В настоящее время этот слой предпринимательства является наиболее уязвимым и незащищенным. Он испытывает наиболее серьезный административный прессинг. Если объективно сравнить его положение с крупным бизнесом, то однозначно последнему легче двигаться в административной среде. Во-первых, он лучше корпоративно организован и может нанимать более квалифицированных специалистов. Во-вторых, в этом бизнесе много менеджеров из числа бывших госслужащих, которые в той или иной мере сохранили личные связи с работниками государственных структур. В-третьих, что, пожалуй, основное, поскольку эти предприятия выступают структурообразующими для экономики страны, правительственные органы проявляют к ним особый интерес. На их базе нередко обеспечивается достижение многих социально-политических устремлений государства. В то же время личные контакты в правительстве позволяют руководству корпораций оперативно обсуждать и решать наиболее острые проблемы своего бизнеса. Малый и средний бизнес лишен данных преимуществ, поэтому государство для обеспечения сбалансированности экономических интересов должно создавать специальные каналы связи с ним, в число которых входит поддержка деятельности отраслевых, региональных и национальных ассоциаций предпринимательства. Именно они образуют основной костяк социальной инфраструктуры среднего бизнеса, который позволяет профессионально прорабатывать наболевшие вопросы и защищать бизнес в правительственных органах. – В том-то и дело, что в Казахстане власти всячески содействуют развитию крупного бизнеса, видя в нем опору экономики. Почему так важны "середняки"? – Если вернуться к роли среднего бизнеса и позиционировать его относительно крупного, то, прежде всего, следует сказать, что средний бизнес, как и малый, это национальный бизнес, в то время как крупный бизнес – межнациональный. Фактически уровень развития среднего бизнеса является "визитной карточкой" развития экономики страны. А это означает, что именно ему нужно уделять особое внимание в рамках государственной политики. В рыночно развитых странах предприятия малого и среднего бизнеса играют важную роль. Эти предприятия обеспечивают две трети прироста новых рабочих мест, существенно сокращая безработицу. В США они производят 40% ВНП и половину валового продукта частного сектора, в том числе: в обрабатывающей промышленности – 21%, строительстве – 80, оптовой торговле – 86, сфере обслуживания – 81%. На них работает половина всех работников, занятых в частном секторе. Иными словами, главным работодателем является вовсе не крупный, а малый и средний бизнес. Особо важно, что в Америке именно эта категория предприятий обеспечивает создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные фирмы. Кстати, многие экономисты выступают приверженцами идеи об исключительной роли малого бизнеса в развертывании НТР. Но это далеко не полный перечень преимуществ и потенциальных возможностей среднего бизнеса в национальной экономике. Как показывает опыт Европейского союза, малое и среднее предпринимательство, обладая особой гибкостью, маневренностью и оперативной реакцией на меняющиеся экономическую обстановку и требования рынка, способствует развитию конкурентной среды, росту объемов производства, расширению ассортимента товаров и услуг, повышению качества продукции. Предприятия малого бизнеса эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, выпуск которых необходим для производства конечной продукции и крупным предприятиям сырьевой направленности. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность за счет переливов ресурсов. Они самым существенным образом связаны с развитием региональной экономики как единого комплекса промышленных, строительных и сельскохозяйственных производств, работающих в основном на местный рынок и создающих необходимую производственную и социальную инфраструктуру. В Казахстане средние предприятия составляют 6,8% от общего числа действующих предприятий, а малые 92%. Активы средних предприятий достигли в 2010 году 9,8 трлн тенге, малых – 12 трлн тенге. Для сравнения: активы крупных предприятий равнялись 23,5 трлн тенге. Численность работников, занятых в малом бизнесе сегодня, свыше 1 млн человек, на средних предприятиях – 1,45 млн человек, на крупных – 1,53 млн человек. Выпуск продукции средними предприятиями составил в прошлом году 4 трлн тенге, малых – 6,6 трлн тенге, крупных – 9,4 трлн тенге. Так что малый и средний бизнес в республике по экономической значимости уже сегодня достаточно серьезная альтернатива крупным корпорациям.
Новые параметры – Разработчикам программы поддержки среднего бизнеса придется ответить на два вопроса: 1) каковы должны быть основные механизмы такой программы; 2) как избежать поддержки неэффективных предприятий. Как бы вы на них ответили? – В настоящее время финансовую поддержку средние предприятия могут получить в рамках Стабилизационной программы, программ "Даму-регионы", "Даму-Өндіріс" и финансирования лизинговых сделок, а также программы "Дорожная карта бизнеса-2020". Для этих предприятий также прорабатывается механизм дотирования процентной ставки по кредитованию в банках второго уровня. Остальной комплекс мер поддержки в виде сокращения административных барьеров не имеет определенной направленности на какой-либо целевой сегмент бизнеса. Национальная экономическая палата Казахстана "Атамекен" неоднократно поднимала вопрос об использовании новых мер поддержки отечественного предпринимательства. Программа развития среднего бизнеса в качестве государственной поддержки по аналогии с практикой Европейского союза могла бы включать разработку механизмов прямого выделения бюджетных средств в фонды по страхованию рисков при инвестировании, создания смешанных фондов поддержки малого предпринимательства с различными долями государственных и частных вкладов, выдачу государственных гарантий под обеспечение кредитов коммерческих банков предприятиям, прямое участие государства в капитале малого предприятия. Кроме того, требует окончательного решения вопрос о современных критериях малого, среднего и крупного бизнеса, поскольку действующие критерии их дифференциации уже не отвечают современным требованиям. Национальная экономическая палата Казахстана "Атамекен" считает необходимым введение новых пороговых значений для подобной градации. В частности, для субъектов малого предпринимательства их следует установить на уровне 250 работников, совокупного годового дохода и балансовой стоимости активов в размере 1180 тыс. минимального расчетного показателя (МРП). Для субъектов среднего предпринимательства эти показатели соответственно должны составлять 500 человек и 11800 тыс. МРП. Это позволит серьезно расширить доступ отечественных предпринимателей к мерам инвестиционной и административной поддержки, а также приблизить к европейским стандартам понятия малых и средних предприятий. В целях исключения риска поддержки неэффективных предприятий должна использоваться система определенных критериев. Прежде всего срок деятельности предприятия. Так, если бизнес существует более трех лет и наращивает объемы, очевидно, что он доказал свое право на существование в рынке. Немаловажное значение имеет положительная кредитная история и дисциплина в финансовых расчетах с партнерами. Кстати, в этом случае очень эффективной мерой может стать оценка деловой репутации предприятия и его менеджмента соответствующими отраслевыми и региональными ассоциациями. И, конечно, обязательное участие в инвестировании при реализации проекта с государственной поддержкой. – Следует ли, по вашему мнению, использовать налоговые преференции как метод стимулирования среднего бизнеса? – Предоставление налоговых льгот имеет большое значение в стимулировании деятельности средних предприятий. Последние, как правило, выражаются в понижении базовых налоговых ставок, предоставлении налоговых каникул. Особенно активно поддерживается развитие малых и средних предприятий в экономически отсталых регионах. В Казахстане уже сегодня применяются достаточно низкие налоговые ставки на основные виды налогов, такие как КПН, НДС и ИПН. Но вместе с тем существует ряд направлений, которые однозначно могут оказать сильное стимулирующее влияние на развитие среднего бизнеса в Казахстане. Первое связано с использованием мер, обеспечивающих интенсивное обновление основных фондов через ускоренную амортизацию и создание не облагаемых подоходным налогом фондов (резервов) для обновления долгосрочных активов, а также компенсации сомнительной задолженности. Второе предполагает введение дифференцированных налоговых ставок НДС для социально значимых групп товаров, включая продукцию сельскохозяйственного производства, по аналогии с европейской практикой. Их размер должен находиться на уровне 1/2–1/3 от базовой величины. Третьим направлением является создание адекватной системы налогового администрирования. В настоящее время предприниматели в основном жалуются на чрезвычайно высокие штрафные санкции и не всегда обоснованные меры административного воздействия. Прежде всего это касается практики остановки расчетных счетов и корректировки НДС по результатам камерального контроля. Национальная экономическая палата Казахстана "Атамекен" и палата финансовых и налоговых консультантов выдвинула ряд предложений по оптимизации данных аспектов налогового администрирования в рамках рабочей группы в мажилисе парламента РК. Искренне надеемся на поддержку депутатов в конструктивном решении данных вопросов. |