NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 15:44 ast
13:44 msk

Актуальность увеличения мощностей КТК очевидна
К.Кабылдин: – В настоящее время рост добычи в Казахстане опережает развитие экспортных трубопроводных мощностей в регионе, поэтому актуальность увеличения мощностей КТК очевидна. На протяжении нескольких последних лет КТК работает на пределе своей пропускной способности
04.07.2011 / интервью

Анвар АБЕНОВ, "Казахстанская правда", 2 июля

Вчера на НПС "Атырау" состоялась торжественная церемония, посвященная началу строительных работ по Проекту расширения Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Как известно, в декабре прошлого года в Москве было принято Окончательное решение об инвестировании по Проекту расширения механической мощности трубопроводной системы (КТК) до 67 млн. тонн нефти в год. В рамках него определены все параметры проекта – от финансово-экономических вопросов и графика реализации до промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Расширение планируется провести в три этапа, полностью завершив проект в 2014 году. Об истории создания КТК мы попросили рассказать председателя правления АО "НК "КазМунайГаз" Кайргельды Кабылдина.
– Кайргельды Максутович, давайте поговорим о том, как все начиналось. Что происходило в начале 90-х годов, когда только стартовали переговоры о создании КТК? Какие интересные факты вы можете вспомнить из истории создания этого проекта?
– Не зря говорят: начинать всегда сложно. И первый этап создания КТК действительно был самым сложным в его истории. Сегодня мало кто помнит, через какие трудности пришлось пройти его участникам, прежде чем этот проект был воплощен в жизнь.
Изначально нефтепровод задумывался для транспортировки нефти, добываемой казахстанско-американским совместным предприятием "Тенгизшевройл". Предполагалось, что нефть из Прикаспийского региона будет перегоняться по российской трубе, но сразу после создания "Тенгизшевройла" стало понятно, что этих мощностей будет недостаточно. Кроме того, рано или поздно эти планы могли бы пойти вразрез с интересами российских нефтедобытчиков.
Чтобы обеспечить перспективу транспортировки, Президент РК Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой о строительстве новой транспортной системы, которая сейчас известна во всем мире как Каспийский трубопроводный консорциум. 17 июля 1992 года Республика Казахстан и Султанат Оман подписали первое рамочное Соглашение о создании КТК. Интересы сторон в нем представляли казахстанская компания "Мунайгаз" (впоследствии – ННК "Казахойл") и оманская Oman Oil Company (OOC).
Через месяц к соглашению присоединилась Россия. Однако после подписания первого рамочного соглашения пройдет еще целых два года до подписания специального постановления Правительства РФ "О строительстве экспортного трубопровода системы Каспийского трубопроводного консорциума Тенгиз – Астрахань – Новороссийск".
– И тем не менее реализация проекта оказалась под угрозой…
– Действительно, следующие четыре года стали серьезным испытанием для участников проекта. И я объясню, почему это произошло. Консорциум создавался на паритетных началах: все участники получали равные права в его управлении и распределении прибыли. Однако финансирование проекта полностью возлагалось на Султанат Оман. Представляющая интересы этой страны компания Oman Oil Company (OOC) в силу разных причин не смогла привлечь необходимые инвестиции. Ситуация усугублялась тем, что технико-экономическое обоснование проекта не прошло государственную экспертизу. В то время казалось, что проект обречен. Нужно было срочно искать другие источники финансирования.
Логично было предположить, что скорейшая реализация проекта в первую очередь отвечает интересам уже работающих в РК нефтегазовых компаний, как иностранных, так и российских.
В апреле 1995 года в столице Казахстана прошло заседание совета директоров КТК, на котором мы впервые записали в его устав фразу о том, что страны – основатели консорциума могут предложить альтернативные варианты.
Судьба проекта в октябре-ноябре 1995 года неоднократно обсуждалась Президентом РК Нурсултаном
Назарбаевым с Президентом России Борисом Ельциным и премьер-министром Виктором Черномырдиным. Казахстанская сторона настаивала, чтобы российские компании играли в транспортировке углеводородного сырья не меньшую роль, чем западные компании. Эти переговоры значительно продвинули Казахстан и Россию по пути наращивания взаимовыгодных отношений в нефтяной промышленности.
На основе выводов, которые сделал Нурсултан Назарбаев после договоренностей с первыми лицами Российской Федерации, а также с руководством ряда западных компаний, он разработал 10 принципов партнерства и изложил их в Послании членам КТК. Согласно этому документу, участники проекта – компании Chevron, "ЛУКОЙЛ", "Роснефть", Mobil, Oryx, British Gas, Agip и государственная холдинговая компания "Мунайгаз" предоставляют фонды и финансовые гарантии под его реализацию, в обмен они получают свою долю в трубопроводе, совокупные 50%. Реорганизация консорциума – это было единственно правильным решением в этой ситуации.
Большой вклад в этот непростой переговорный процесс внес министр неф­тяной и газовой промышленности РК Нурлан Балгимбаев. Все понимали, что для дальнейшего развития КТК необходимо, прежде всего, участие компании Chevron как основного участника Тенгизского проекта. Переговоры по привлечению инвесторов в консорциум на себя взяла казахстанская сторона и лично Нурлан Утебович Балгимбаев. И уже в конце 1996 года в Москве был подписан протокол о реорганизации КТК. В результате доля Омана уменьшилась до 7%, Россия получила 24%, Казахстан – 19%. Остальные 50% были распределены среди восьми компаний: Chevron – 15%, "ЛУКОЙЛ" – 12,5%, "Роснефть" – 7,5%, Mobil – 7,5%, Oryx – 1,75%, British Gas – 2%, Agip – 2% и "Мунайгаз" – 1,75%. Кроме того, компании в такой же пропорции взяли на себя обязательства по 100-процентному финансированию работ КТК. В свою очередь было оговорено, что Россия и Казахстан не выдают никаких гарантий и не вкладывают никаких инвестиций. Но в качестве доли в консорциум они передали построенные еще в советское время сооружения нефтепровода Тенгиз – Грозный, а также право прохода по их территориям.
Султанат Оман получил свою долю за ранее понесенные затраты на изучение технического состояния нефтепровода Тенгиз – Грозный и подготовку документации. Наряду с этим было принято решение об изменении места регистрации консорциума. Вместо оффшорной компании "КТК-Лимитед" было создано 2 новых юридических лица: ЗАО "КТК-Р" с местом регистрации в Российской Федерации и ЗАО "КТК-К", зарегистрированное в Казахстане. Соответственно, был создан единый централизованный аппарат для управления проектом в Москве.
Однако реорганизация консорциума не решила всех проблем. Тогда, в середине 90-х годов, и в России, и в Казахстане фактически отсутствовало законодательство, позволяющее начать финансирование проекта. Прежде всего это касалось свободного обращения валютных средств.
В решении этого непростого вопроса большую роль сыграл Президент РК Нурсултан Назарбаев, который первым подписал Указ о валютном регулировании средств КТК. Через несколько дней его примеру последовал Президент РФ Б. Ельцин. Таким образом КТК получил быстрый и, как показало время, эффективный старт для развития.
– То есть были созданы условия для реализации проекта. На ваш взгляд, какое событие кардинально повлияло на дальнейшее развитие КТК?
– Я считаю, что одним из важных моментов в истории проекта можно назвать собрание акционеров КТК в мае 1997 года, когда были подписаны документы, закрепляющие юридический статус акционеров и их обязательства по финансированию проекта. Это было сделано впервые с момента создания КТК.
Помню, что во время подписания заключительного соглашения реструктуризованного проекта Каспийского трубопроводного консорциума, все участники проекта, без исключения, отметили вклад Республики Казахстан. Практически всю стратегию, основное стремление создания и принятие этого важного документа осуществила казахстанская сторона.
Хотя, если вспомнить, сам процесс подготовки потребовал немало сил и терпения. Все решалось буквально на ходу, приходилось преодолевать немало бюрократических преград. Вплоть до самого последнего момента уверенности в том, что заключительное соглашение будет подписано, не было. И только личное вмешательство двух президентов – России и Казахстана позволило разрубить этот гордиев узел.
С подписанием соглашения была достигнута договоренность, что должности генерального директора КТК и его заместителей избираются из числа представителей компаний-акционеров сроком на 5 лет. Первым на должность генерального директора КТК был избран вице-президент "ЛУКОЙЛа" Владимир Станев. Это обеспечило участникам проекта равные права на управление. И сегодня это можно назвать своеобразной традицией КТК.
Одновременно была решена проблема с проектированием нефтепровода, первоначальный вариант которого, как я уже говорил, не прошел государственную экспертизу.
И уже в ноябре 1998 года проект КТК получил положительное заключение экспертизы четырех комиссий РФ. Таким образом практически за один год новые акционеры завершили подготовку всех необходимых документов по передаче земельных участков под строительство нефтепровода.
– А когда к участникам проекта пришло понимание о необходимости расширения нефтепровода?
– По сути, к этому подтолкнуло увеличение объемов добычи в Казахстане. Если вспомнить, то тогда началась интенсивная разработка Карачаганакского месторождения, и нефть с этого месторождения также начала поступать в систему КТК. Это позволило транспортировать 550 тысяч баррелей в сутки. Колоссальные объемы для того времени.
Однако участники проекта понимали, что в дальнейшем КТК придется расширять мощность своей системы для обеспечения транспортировки прогнозируемых объемов. В то время прогнозировалось, что разработка месторождений на Каспии, как в российском, так и казахстанском секторе потребует увеличить мощность системы КТК для каспийских объемов до более чем 50 миллионов тонн нефти в год (свыше 1 миллиона баррелей в сутки). В России прорабатываются планы подсоединения к системе КТК в Кропоткине, что обеспечит крайне необходимые дополнительные возможности для транспортировки западносибирских объемов.
Отмечу, что о необходимости утверждения проекта расширения мощностей КТК его акционерами в сентябре 2009 года на заседании VI Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Оренбурге говорил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Уже тогда практически все организационные вопросы по проекту были решены, однако, нужно было все это формализовать и довести до конца. В декабре 2010 года в Москве было принято Окончательное решение об инвестировании по Проекту расширения пропускной способности трубопроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до 67 миллионов тонн нефти в год. А буквально вчера на НПС "Атырау" был дан старт началу строительных работ.
– К этому шагу участники проекта шли долгие годы… Какие работы планируется выполнить в рамках данного проекта и какие возможности открываются для его участников?
– В настоящее время рост добычи в Казахстане опережает развитие экспортных трубопроводных мощностей в регионе, поэтому актуальность увеличения мощностей КТК очевидна. На протяжении нескольких последних лет КТК работает на пределе своей пропускной способности.
КТК имеет большое значение для развития крупных месторождений Каспийского региона. Благодаря трубопроводу Тенгиз – Новороссийск, в работе которого используется банк качества, добывающие компании в Казахстане и России получают полную стоимость за свою нефть, сокращают затраты на ее транспортировку по сравнению с альтернативными экспортными марш­рутами.
В расширенную систему трубопровода будет поступать нефть с месторождений, уже поставляющих нефть в КТК, например Тенгиз и Карачаганак. Добыча на Тенгизе за последние годы существенно выросла, и есть планы по ее дальнейшему наращиванию. Также ожидается нефть с новых каспийских месторождений – супергигантского Кашагана в Каспийском море и им. Филановского в России.
В рамках принятого решения определены все параметры проекта – от финансово-экономических вопросов и графика реализации до промышленной безопасности и охраны окружающей среды. То есть участникам проекта удалось договориться обо всем, что раньше вызывало споры. Расширение планируется провести в три этапа, полностью завершив в 2014–2015 году.
Стоимость расширения КТК составит 5,4 миллиарда долларов. Гарантией финансирования и выхода проекта на уровень рентабельности станет соглашение "качай или плати", согласно которому акционеры – добывающие компании берут на себя обязательства по загрузке расширенных мощностей трубопровода. В случае недопоставок нефти в систему в оговоренных объемах добывающая компания обязана выплатить КТК сумму в размере не полученной консорциумом выручки.
Первым этапом реализации станут модернизация существующих объектов КТК, замена 88 километров трубопровода на территории Казахстана, а также строительство третьего ВПУ и трех резервуаров по 100 тысяч кубометров на Морском терминале. Что позволит в 2012 году увеличить мощность системы до 35 миллионов тонн с нынешних проектных 28 миллионов (в настоящее время КТК прокачивает 34–35 миллионов тонн нефти в год за счет применения антифрикционной присадки).
Второй этап – увеличение мощности до 48 миллионов тонн за счет строительства пяти новых НПС – будет реализован в 2013 году.
Третий этап – строительство еще пяти НПС и трех резервуаров по 100 тысяч кубических метров с доведением мощности до проектных 67 миллионов тонн – планируется закончить в 2014 году (с использованием антифрикционных присадок будет прокачиваться около 76 миллионов тонн).
В проектных разработках первоочередное внимание уделено защите окружающей среды и строгому соблюдению законодательства Республики Казахстан и Российской Федерации об экологической безопасности. Безопасность для человеческой жизни и здоровья, исключение вреда окружающей природной среде превыше экономической выгоды. Проведение работ спланировано таким образом, чтобы свести к минимуму или полностью исключить негативное воздействие на пахотные земли, леса и другие экосистемы, включая флору и фауну рек, расположенных по трассе прохождения нефтепроводной системы.
Порядка 30% сметной стоимости строительства будет израсходовано на оплату труда. В результате реализации проекта расширения только в Казахстане будет создано более 2 700 временных и 150 постоянных рабочих мест.
Старт активной фазы проекта расширения даст новый толчок социальным программам, в том числе вырастет объем помощи, выделяемой КТК на финансирование социальных проектов и программ в регионах прохождения трубопровода, поддержки здравоохранения, образования, а также иных сфер.
Проект КТК прошел непростой путь развития, и многое еще предстоит сделать, чтобы расширенная система трубопровода вышла на полную проектную мощность. Позитивный опыт сотрудничества между акционерами и работа слаженной международной команды профессионалов помогут преодолеть все трудности и успешно провести расширение КТК.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Главная задача введения дифференцированных тарифов на воду – создание стимула для экономии 28.07.2011
Под знаком обновления 27.07.2011
В Казахстане достигнут баланс между национальным и международным правом 27.07.2011
"Сделать много предстоит" 25.07.2011
Право – это математика свободы 25.07.2011
С тарифом в поле воин 19.07.2011
Поддержка и отдача есть 15.07.2011
Бремя трудовых конфликтов 15.07.2011
Финансовые ключи для южного мегаполиса 14.07.2011
Дорогу осилит идущий 12.07.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz