NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 20:02 ast
18:02 msk

"У нас не может быть шымкентского, алматинского, карагандинского и прочего правосудия!"
В.Воронов: Важно, например, чтобы при создании "Е-суда" не было допущено неоправданное растранжиривание средств государственного бюджета и доноров, как это произошло при создании того же "электронного правительства", и не была бы создана "кормушка" для желающих поживиться на ниве технического прогресса
11.07.2011 / интервью

Елена НЕФЕДОВА, "Мегаполис", 11 июля

Совершенствование судебной системы в Казахстане, похоже, вышло на очередной виток. Качественные изменения внутри судейского корпуса, создание "Е-суда", обеспечение нормальных условий для участников процесса – это лишь некоторые из запланированных изменений. О том, как дальше в стране судить будут, в интервью с членом Комиссии по правам человека при Президенте РК, председателем правления общественного фонда "Транспаренси Казахстан" адвокатом АГКА Виталием ВОРОНОВЫМ.
– Виталий Иванович, на прошлой неделе председатель Верховного суда Бектас Бекназаров озвучил ряд принципиально новых мыслей, касающихся состояния и развития казахстанского правосудия. Вы согласны с ними?
– Я готов подписаться почти под каждым сказанным им словом, за редким исключением. Да и как можно, например, возражать против того, что "судьям необходимо поднимать планку своих профессиональных достижений? Только это позволит нам реально изменить ситуацию, а главное – обеспечить стабильное и качественное отправление правосудия". Или как можно не соглашаться с необходимостью повышения степени "открытости и доступности" правосудия, под которыми, по мнению руководителя судебной системы, понимается возможность сторон и всех заинтересованных лиц оперативно и беспрепятственно знакомиться с содержанием судебных актов и иных необходимых документов? Предложение председателя Верховного суда РК убрать дисциплинарные коллегии из судебной системы республики, которые дублируют деятельность судебного жюри, также оправдано и полностью соответствует рекомендациям международных экспертов.
Достаточно интересной является мысль о разработке и создании в Казахстане стандартной модели так называемого "Е-суда" для подачи жалоб в электронном формате и внедрения в экономических судах процедуры рассмотрения дел в порядке электронного судопроизводства. В сообщении поясняется, что "в перспективе планируется разработать стандартную модель электронного зала судебных заседаний, а также рассмотреть вопрос о возможности обращения в вышестоящие судебные инстанции с жалобами (ходатайствами) в электронном формате".
Дискуссии могут касаться только способов и методов достижения указанных выше и других целей, в конечном итоге направленных на решение главной задачи: повышение качества правосудия по гражданским, уголовным и иным делам. Важно, например, чтобы при создании "Е-суда" не было допущено неоправданное растранжиривание средств государственного бюджета и доноров, как это произошло при создании того же "электронного правительства", и не была бы создана "кормушка" для желающих поживиться на ниве технического прогресса. В судебной системе еще есть очень много мест, остро нуждающихся в дополнительном финансировании.
– Как вы оцениваете планы, касающиеся "реконструкции" судебной системы?
– С начала минувшего года в Казахстане действует трехзвенная судебная система. Первое звено – суды первой инстанции, это районные (городские) и специализированные суды, где принимаются судебные акты по уголовным, гражданским и административным делам. Второе – областные и приравненные к ним суды, обеспечивающие рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб на судебные акты районных судов, не вступившие в законную силу. Третье звено – Верховный суд – суд надзорной инстанции. Соглашаясь в целом с оценкой того, что действующая трехзвенная судебная система оказалась недостаточно эффективной, я не могу согласиться с рядом предлагаемых мер по ее "реконструкции".
В основном вызывает возражение попытка ограничить возможности граждан и юридических лиц обращаться в Верховный суд, установив окончательной инстанцией для большинства дел кассационную инстанцию областного и приравненного к нему суда. Такие "искусственные" ограничения существовали в недавнем прошлом, когда ограничивали возможность попадания в Верховный суд дел с суммой иска менее 5000 МРП или со сроком наказания менее двух лет лишения свободы по уголовным делам. И от них совершенно правильно отказались. А по делам об административных правонарушениях "правосудие" заканчивается на стадии единоличного рассмотрения жалобы судьей областного суда. Ни тебе кассации, ни пересмотра в порядке надзора, за редким исключением, если вдруг генеральный прокурор "сподобится" принести протест в Верховный суд, что бывает очень и очень редко. А ведь постановлениями административных судов зачастую накладываются громадные штрафы, применяется конфискация имущества, приостанавливается деятельность предприятий и т.д. Мы – унитарное государство, и у нас не может быть шымкентского, алматинского, карагандинского и прочего правосудия! Иначе придется признать, что для части населения Верховный суд не является органом правосудия.
Думается, решение этой серьезной проблемы находится в другом месте. Местом, где нужно и можно повышать качество правосудия, являются суды первой инстанции. Нужно существенно снизить нагрузку на судей этих судов, повысить уровень оплаты их труда и, соответственно, предъявляемых к ним требований профессионального и морально-этического характера, избавить их от непроцессуальной зависимости от председателей судов. Неплохо было бы вернуть в процесс принцип непрерывности рассмотрения дел. Тогда бы и у судов вышестоящих инстанций было бы гораздо меньше поводов и оснований для пересмотра решений и приговоров.
Хотя и сейчас у меня, например, не укладывается в голове смысл существования апелляционной инстанции в ее нынешнем виде. С чего это вдруг судья апелляционного суда единолично может отменить решение (приговор) такого же судьи районного суда, который при всем при этом может быть еще и более опытным, грамотным, морально устойчивым и так далее? Уже только поэтому я не могу разделять мнение председателя Верховного суда о том, что "суды апелляционной инстанции должны обеспечить оперативное исправление судебных ошибок, восполнить пробелы, допущенные районными и приравненными к ним судами. В апелляционной инстанции судебные дела должны рассматриваться единолично судьями коллегии..."
– Виталий Иванович, как вы прокомментируете громкий скандал вокруг отставки судей высшего судейского органа страны?
– По этому поводу уже дано достаточно много комментариев. Причем, заметьте, особого злорадства в них не отмечается. Все выражают серьезную озабоченность состоянием судебной системы и "в ужасе" от происшедшего в стенах высшей судебной инстанции. И это несмотря на то, что прозвучавшие в адрес судей обвинения еще ничем не подтверждены.
– Как показала практика, в Казахстане высокопоставленные государственные чиновники, на которых заведены уголовные дела, лишаются своих должностей до принятия соответствующего судебного решения. Вина человека еще не доказана, а в его кресло в экстренном порядке садят нового чиновника. А где же презумпция невиновности?
– Более наглядно ответить на ваш вопрос как раз можно со ссылкой на уже упомянутый "скандал", случившийся с судьями Верховного суда. Если смотреть, не вникая глубоко в требования закона, то внешне предусмотренные законодательством процедуры для освобождения шестерых судей Верховного суда от должностей были соблюдены. Хотя есть некоторые "но". В конституционном Законе "О судебной системе и статусе судей РК", который по юридической силе выше других законов и кодексов, не содержится понятия "отстранение судьи от должности". Судья может быть освобожден от должности и полномочия его прекращены, что и произошло в данном случае. Но есть статья 33 закона, согласно которой полномочия судьи приостанавливаются, если "дано согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности". Почему-то сенат этой нормой закона не воспользовался, хотя, вероятнее всего, это произошло потому, что такой просьбы не содержалось в представлении президента. Если точно следовать букве закона, то полномочия судей могли быть прекращены только после вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении этих судей. И на этом основании сенат мог прекратить их полномочия.
– Если так поступают с судьями и министрами, то что говорить о простых людях, не имеющих практически никаких привилегий и иммунитета перед правосудием?
– Думаю, что ваш вопрос носит откровенно риторический характер. Простые люди зачастую оказываются просто бессильны перед произволом, беззаконием, откровенным издевательством, творящимися в основном "слугами народа", призванными защищать их права и закон.
– Есть ли в законе нормы, не позволяющие обращаться с человеком как с преступником до вступления в законную силу приговора суда?
– Такой общий запрет вытекает из нормы, содержащейся в статье 77 Конституции РК: "Лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда". Какие пояснения к этому еще нужны? К тому же Казахстан ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах, где также содержится подобная норма, являющаяся уже частью нашего законодательства. Я бы вообще рассматривал нарушение принципа презумпции невиновности и объявление кого-нибудь преступником до суда как самостоятельное преступление со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чтобы неповадно было.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Главная задача введения дифференцированных тарифов на воду – создание стимула для экономии 28.07.2011
Под знаком обновления 27.07.2011
В Казахстане достигнут баланс между национальным и международным правом 27.07.2011
"Сделать много предстоит" 25.07.2011
Право – это математика свободы 25.07.2011
С тарифом в поле воин 19.07.2011
Поддержка и отдача есть 15.07.2011
Бремя трудовых конфликтов 15.07.2011
Финансовые ключи для южного мегаполиса 14.07.2011
Дорогу осилит идущий 12.07.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz