NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (декабрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (ноябрь 2019)








Поиск  
Понедельник 27.01.2020 11:35 ast
08:35 msk

Право – это математика свободы
С.Турсунов: Несмотря на очевидный прогресс в сфере защиты прав человека, национальные правозащитные механизмы нуждаются в серьезной корректировке. Сегодня многие дискутируют о том, можно ли защиту социальных прав назвать правозащитной
25.07.2011 / интервью

Тлеужан ЕСИЛЬБАЕВ, "Экспресс К", 23 июля

Известный польский физик-ядерщик, экс-председатель правления Хельсинкского фонда по правам человека Марек Новицки говорил: "Сам факт признания прав и свобод человека не имеет большого значения, если отсутствуют процедуры, позволяющие каждому эффективно защищаться от нарушения этих прав". О том, что делается в нашей республике по совершенствованию правозащитных механизмов, корреспондент "ЭК" попросил рассказать председателя комиссии по правам человека при президенте Республики Казахстан, депутата мажилиса Сагинбека ТУРСУНОВА.
– Сагинбек Токабаевич, как известно, права человека должны гармонично сочетаться с интересами общества, что обеспечивает согласие и стабильность в стране. Как возглавляемая вами комиссия проводит работу по мониторингу соблюдения прав и свобод человека в Казахстане?
– Наша страна с первых дней своей независимости заявила о значимости соблюдения прав и свобод граждан. Эта норма закреплена в статье 1 Конституции РК, ей посвящен целый раздел Основного закона. А 12 февраля 1994 года глава нашего государства Нурсултан Назарбаев подписал указ об образовании Республиканской комиссии по правам человека, главная цель которой – реализация вопросов обеспечения уважения прав и свобод человека в Казахстане, усиление гарантий их соблюдения.
По многим параметрам наша комиссия уникальна. С одной стороны, она работает на общественных началах, ведь большинство ее членов не являются госчиновниками. С другой – комиссия создана при президенте, что говорит о значимости ее статуса, у нее достаточно большая свобода действий. Тем более что ныне в состав комиссии вошли люди, часто весьма жестко оппонирующие власти, но готовые конструктивно взаимодействовать.
Мониторинг соблюдения прав человека в республике – одна из основных задач комиссии. Итоги мониторингов в последующем находят свое отражение в ежегодных и специальных докладах главе нашего государства. 11 мая этого года комиссия презентовала проект ежегодного доклада "О ситуации с правами человека в Казахстане в 2010 году", основанный на данных, представленных многочисленными государственными органами, НПО, в том числе международными правозащитными организациями, на результатах специальных исследований комиссии и ее секретариата.
Доклад, который освещает практически все аспекты состояния прав человека и гражданина РК, насыщен фактами из правозащитной практики, дает представление о национальном законодательстве в этой сфере, сравнивает ее с международными правовыми актами и т. д. В нем приводится ряд пожеланий по некоторым проблемным вопросам, касающихся соблюдения прав человека в ходе предварительного следствия и дознания, применения пыток некоторыми должностными лицами правоохранительных органов, путях их предотвращения, а также обеспечения конституционных прав граждан на получение информации. Кроме того, документ содержит подробный анализ обеспечения прав женщин на уровне общепризнанных международных стандартов.
– Насколько эффективна правозащитная деятельность вашей комиссии в обеспечении политических, социальных, культурных и экономических прав наших граждан?
– Комиссия внесла свою лепту в принятие целого ряда важных решений, направленных на совершенствование государственного механизма защиты прав человека. Это – ратификация основных универсальных международных актов в сфере прав человека, образование межведомственной комиссии по международному гуманитарному праву и международным договорам по правам человека, учреждение института уполномоченного по правам человека.
Целый блок вопросов, в обсуждении которых также принимала активное участие наша комиссия, касается правоохранительной и судебной систем. Это – введение института суда присяжных заседателей, передача исправительных учреждений и следственных изоляторов из МВД в ведение Минюста, создание ювенальных судов в Астане и Алматы, передача санкционирования ареста из прокуратуры в судебные органы, введение моратория на смертную казнь. Члены комиссии участвуют в обсуждении и утверждении национальных докладов по правам человека в рамках универсального периодического обзора в Совете ООН по правам человека. Без участия комиссии не обходится создание новых концепций и программ государственной политики в сфере прав человека.
Несмотря на очевидный прогресс в сфере защиты прав человека, национальные правозащитные механизмы нуждаются в серьезной корректировке. Сегодня многие дискутируют о том, можно ли защиту социальных прав назвать правозащитной. Полагаю, что можно. Потому что сейчас это выходит уже на уровень не просто экономических требований, которыми должны заниматься прежде всего профсоюзы. Отдельные слои населения поставлены в условия, когда они вынуждены бороться не только за свое благосостояние, но и за жизнь. А право на жизнь – одно из основополагающих прав человека. Поэтому считаю, что борьба за социальные права входит в систему защиты прав наших граждан.
К сожалению, права человека еще не стали безусловным приоритетом в деятельности государственных и правоохранительных органов. Нередко узковедомственные и корпоративные интересы вступают в противоречие с законными требованиями граждан и подрывают доверие населения к способности государства обеспечить и защитить их права. Необходимо признать, что работа государственных институтов и неправительственных правозащитных организаций в сфере обеспечения и защиты прав человека не всегда отличается системностью. Случаи нарушения прав и свобод человека и гражданина в нашей стране достаточно широко изложены в докладах комиссии, да и в СМИ было предостаточно таких фактов. Среди основных причин – инерция общественного сознания, проявляющаяся в традициях патернализма и правовом нигилизме, есть пробелы в законодательстве и механизмах правоприменения, мешающие гражданам реализовать свои права и свободы в полном объеме.
Между тем решение проблем с соблюдением прав человека – это комплексная, трудоемкая, целенаправленная работа, результаты которой зависят от усилий всех и каждого. В этой связи было бы целесообразно разработать концепцию по обеспечению и защите прав и свобод человека для выработки единой стратегии, объединения усилий государственных структур и НПО по улучшению положения дел в области прав человека в Казахстане. Мы никому не должны позволять посягать на закрепленные Конституцией и законами права человека и наносить урон имиджу страны. И будем делать все от нас зависящее, чтобы этот процесс развивался, потому что права человека – гарант стабильного развития общества и государства.
– На что чаще всего жалуются граждане, обращаясь в комиссию по правам человека, и как решаются поднимаемые ими проблемы частного и общественного характера? Можете ли привести примеры, когда с вашей помощью была восстановлена справедливость?
– В комиссию поступают сотни обращений граждан по самым разным поводам: речь идет о нарушениях в сферах трудового, пенсионного, финансового законодательств, низком качестве предоставленных услуг. Так, только в прошлом году мы рассмотрели 1 320 письменных обращений, что на 183 больше, чем в предыдущем. Больше всего к нам поступило обращений от жителей Алматы (18,86 процента), Астаны (13,56), а также Карагандинской (7,21), Южно-Казахстанской (6,89) и Акмолинской (6,66 процента) областей. Кроме того, в 2010 году секретариат комиссии рассмотрел 450 устных обращений граждан по поводу защиты их прав во внесудебном порядке. Круг проблем, содержащихся в этих обращениях, затрагивает широкий спектр вопросов: просьбы о разъяснении тех или иных прав и механизмов защиты граждан, получение юридических консультаций.
К примеру, 17 мая прошлого года поступило письмо от жительницы Южно-Казахстанской области М. Мейрбековой, которая затем в ходе личного приема в комиссии сообщила, что по вине гражданина Е. Айтымбетова при содействии местных исполнительных и судебных органов было нарушено ее право на индивидуальное жилищное строительство. Так, в зимний период во исполнение решения суда 30 процентов ее жилья было разрушено, а она с семьей выселена. Лишь вмешательство нашей комиссии позволило восстановить права и законные интересы этой женщины.
Анализ поступивших жалоб свидетельствует: в стране продолжаются нарушения конституционных прав граждан. Значительную часть обращений составляют жалобы на действия или бездействие правоохранительных органов и их должностных лиц (15,01 процента). Среди нарушений – необоснованное привлечение к уголовной ответственности и осуждение, а также непривлечение к уголовной ответственности виновных лиц; злоупотребления своим положением должностными лицами; нарушение режима содержания в местах лишения свободы; необоснованность арестов; фальсификация доказательств по уголовным делам; длительные сроки проведения расследования и рассмотрения в судах уголовных и гражданских дел; незаконность увольнения с работы; нарушения жилищных, пенсионных прав и прав на медицинское обеспечение и т. д.
Комиссия не является органом, осуществляющим надзор за соблюдением законности следствия, и не наделена правом принятия решений по поступившим обращениям. Поэтому они после изучения и вынесения заключения направляются для рассмотрения по существу в органы прокуратуры, а заявителям мы разъясняем законный порядок обжалования приговоров, высылаем адреса соответствующих инстанций, образцы документов. Нередко нарушаются и трудовые права граждан. Примером может служить коллективное обращение работников Казахского агротехнического университета им. С. Сейфулина на действия администрации. Оно было направлено для проверки в прокуратуру Астаны, в ходе которой доводы заявителей о нарушениях положений трудового договора нашли подтверждение.
В их числе такие, как привлечение сотрудников к работе в выходные и праздничные дни без оформления акта работодателем. Прокуратурой района "Сарыарка" в отношении должностных лиц университета возбуждено административное производство по фактам нарушений трудового законодательства.
– Соответствуют ли законы, принимаемые Казахстаном, международным стандартам и задачам, поставленным в рамках программы "Путь в Европу"? Некоторые зарубежные политики, в частности представители БДИПЧ/ОБСЕ, нередко упрекают нас в слабом развитии демократии. Имеет ли смысл копировать западные рецепты?
– Кроме меня, в составе комиссии работают еще три депутата парламента, которые принимают самое активное участие в законо-творческой деятельности. А законотворческий процесс только на первый взгляд кажется простым, а по сути, это длительная процедура, которая включает анализ, мониторинг ситуации, проблем, обсуждение, внесение и так далее. И в первую очередь наши законы должны соответствовать международным договорам.
Казахстан стал полноправным участником более 60 основополагающих договоров ООН по правам человека, ратифицировал основные многосторонние международные правовые акты, регулирующие различные аспекты прав человека. В новое тысячелетие наша страна вошла с новой правовой системой, ориентированной на дальнейшее утверждение принципов правового государства, в основе которой – строжайшее соблюдение прав, свобод человека и гражданина. Все достижения в правозащитной сфере – результат тесного взаимодействия, координации со многими другими международными организациями, в частности с представительствами управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международной организации по миграции, Европейской комиссии, Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), а также Центра ОБСЕ в Астане. Мы регулярно проводим совместные международные конференции, семинары, "круглые столы", тренинги для сотрудников госорганов, других организаций.
В соответствии с международными пактами и конвенциями в Казахстане принят ряд законов, регламентирующих права и свободы человека, ведется большая работа по их соблюдению и защите. Многие положения конвенций имплементированы в законодательство республики. В настоящее время под эгидой нашей комиссии продолжается работа по дальнейшей имплементации норм ратифицированных договоров в сфере прав человека в национальное законодательство.
Нам импонирует позиция Европарламента, направленная на совершенствование демократизации, соблюдение прав человека, свободы СМИ, а также аспекты, связанные с развитием экономических отношений между Казахстаном и странами ЕС. Тем более что в соответствии с государственной программой "Путь в Европу", рассчитанной на 2009-2011 год, сотрудничество с европейскими странами признано стратегическим приоритетом, способствующим развитию сотрудничества с государствами Запада, привлечению технологий и опыта управления, совершенствованию законов, в том числе и в правозащитной сфере.
– Помогает ли вам статус депутата мажилиса решать проблемы, связанные с ущемлением прав казахстанцев, гарантированных Конституцией республики?
– Быть депутатом высшего законодательного органа – это не только большая честь, но и высокая ответственность. Ко мне, как к председателю комиссии по правам человека при президенте РК и депутату мажилиса парламента, обращается немало людей. Стараюсь выслушать каждого, чтобы понять суть поднимаемой проблемы, а затем подсказать, какие шаги необходимо предпринять авторам обращений для торжества справедливости. А если очевидно нарушение прав гражданина, то приходится и власть употребить, взять "дело" на контроль. По такому же принципу действуют и работники секретариата нашей комиссии. Между прочим, в подавляющем большинстве случаев наши требования к соответствующим органам удовлетворяются.
Только в прошлом году комиссия взяла на контроль 70 жалоб, вызвавших обоснованные сомнения в объективности их рассмотрения уполномоченными государственными органами. В 32 из них факты нарушения прав человека нашли свое подтверждение. При непосредственной помощи комиссии права заявителей были восстановлены.
В своей работе мне приходится активно использовать трибуну высшего законодательного органа страны, силу депутатских запросов, а порой и свое должностное положение для пресечения нарушения прав человека и гражданина.
Отвлекаясь от темы нашего разговора, хочу сказать несколько слов в целом о правозащитниках. Так вот, одним из пионеров в правозащитной сфере в Великой степи считаю поэта, мыслителя и философа Абая Кунанбаева. В своих произведениях, особенно в философских изречениях, он писал, что человек не должен нарушать права своих сограждан, а понятия чести, добра, человеческого достоинства, жившие веками в народе, Абай обогатил своим пониманием долга и ответственности за все, что происходит вокруг нас. К примеру, даже в те далекие годы он ратовал за полное равенство мужчины и женщины в экономической, политической и юридической сферах.
– Как известно, в нашей стране был принят Национальный план действий в области прав человека на 2009-2012 год. Что за прошедшие годы сделано по его реализации?
– Реализация Национального плана действий в области прав человека имеет огромное значение. Поэтому в совместном заявлении президентов США и Казахстана по итогам состоявшейся 11 апреля встречи в Вашингтоне было подчеркнуто, что "Соединенные Штаты призывают Казахстан к имплементации своего дальновидного Национального плана действий в области прав человека на 2009–2012 год и Концепции правовой политики на 2010–2020 год". Сегодня вопросы внедрения международных стандартов по правам человека в национальное законодательство, правоприменительную практику обсуждаются практически на всех уровнях и правозащитных форумах. Отдельные положения Национального плана уже нашли свое отражение в новой Концепции правовой политики. Правительство утвердило план мероприятий по выполнению резолюции Комитета ООН против пыток на 2010–2020 год, направленный на совершенствование законодательства, информирование общественности, повышение профессионализма сотрудников правоохранительных органов. 1 февраля прошлого года Генеральный прокурор РК издал приказ, которым утвердил инструкцию о проверке заявлений о пытках и иных методах, связанных с жестоким обращением. Наша комиссия и ее секретариат осуществляют постоянный мониторинг положений Национального плана. Мероприятия Национального плана в конечном итоге должны способствовать процессу демократизации, защиты прав человека в республике в соответствии с международными стандартами, укреплению авторитета права, ускорению вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Наша республика была и остается твердо приверженной процессу последовательного укрепления защиты прав и свобод человека, политической либерализации общества и его адаптации к современным требованиям.
В заключение хотел бы напомнить читателям газеты "Экспресс К" замечательные слова бывшего Генерального секретаря ООН, лауреата Нобелевской премии мира Кофи Аннана, который сказал: "Права человека – это ваши права. Держитесь за них. Защищайте их. Пропагандируйте их. Понимайте их и настаивайте на их соблюдении. Лелейте их и делайте более полными".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Главная задача введения дифференцированных тарифов на воду – создание стимула для экономии 28.07.2011
Под знаком обновления 27.07.2011
В Казахстане достигнут баланс между национальным и международным правом 27.07.2011
"Сделать много предстоит" 25.07.2011
Право – это математика свободы 25.07.2011
С тарифом в поле воин 19.07.2011
Поддержка и отдача есть 15.07.2011
Бремя трудовых конфликтов 15.07.2011
Финансовые ключи для южного мегаполиса 14.07.2011
Дорогу осилит идущий 12.07.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.01.20 Понедельник
80. ХАГАЖЕЕВ Джонсон
74. АБАКАНОВ Миркен
72. АЛЬПИЕВ Толеубек
69. СМАИЛОВ Ерлан
67. КОКАРЕВ Владимир
66. ИВАТОВА Ляйля
66. КАСЫМОВА Гульфайруз
65. БРЕДИХИН Сергей
65. ЗЕЛЕНСКИЙ Сергей
64. КЫШПАНАКОВ Виктор
61. УАНДЫКОВ Эрык
58. КАТЫШЕВ Сергей
57. АККАЛИЕВ Ергали
56. ФОНДА Бриджит
55. КОЖАКПАЕВ Болат
...>>>
28.01.20 Вторник
72. АХМЕТОВ Багдат
69. КУЧУКОВА Нуриля
65. ТУСУПБЕКОВ Рашид
61. АМАНБЕКОВ Сапар
57. МУСАПАРБЕКОВ Канат
57. УРТЕМБАЕВ Аскар
56. ДАНБАЕВА Гульнар
54. АЙМАНБЕТОВ Маулен
51. КЕЛИМБЕТОВ Кайрат
50. КУРМАНОВ Аскар
49. АШИМБАЕВ Маулен
48. МУХАМЕДЖАНОВ Алмаз
47. ЕСИМОВА Динара
45. УСТЕМИРОВ Жандос
44. ЖАНЫКУЛОВ Жумабек
...>>>
29.01.20 Среда
79. КРЫЛОВ Юрий
69. ИСИН Жаскыран
69. НАКИСБАЕВ Владимир
67. БЕКМУХАМБЕТОВ Нурлан
67. САХИМОВ Али
62. ПЕЧЕРСКИХ Владимир
61. ДАИРОВ Муслим
59. ЖАНДИЛДИН Курмангазы
59. ИСМАГУЛОВ Даулетбай
57. КАИПОВ Аскар
53. БАТЫРХАНОВ Ерлан
51. ТУКТИБАЕВА Лаура
49. РАХИМБЕКОВ Аскар
48. СЕМБИН Аскар
47. КОЙЛЫБАЕВ Азимхан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz