www.sobesednik.ru, 1 августа
Казахстан является одним из главных "локомотивов" постсоветской интеграции. Президент страны Нурсултан Назарбаев стал в свое время инициатором экономической и политического сближения республик бывшего СССР, создания Таможенного союза. Как можно оценить нынешний уровень интеграции, каковы перспективы интеграционных процессов и насколько это выгодно экономикам наших стран в том числе в контексте возможной второй волны мирового кризиса. Об этом рассказал "Собеседнику" министр экономического развития и торговли Республики Казахстан Кайрат Келимбетов. – Кайрат Нематович, Как Вы оцениваете динамику процессов кооперации? – Думаю, политическая воля наших руководителей позволила сделать почти невозможное. В течение двух лет удалось преодолеть все возможные барьеры, создать Таможенный Союз. Сегодня мы стремительно движемся к Единому экономическому пространству. То есть, та интеграция, о которой мы начали мечтать после распада Советского Союза, становится реальностью. И мы видим, что ключевую роль в этом процессе играет ось "Россия – Казахстан". Наша кооперация – это залог успеха всей интеграции на постсоветском пространстве, в том числе и будущей интеграции в рамках СНГ. – Какова реальная экономическая выгода от интеграции? – Таможенный союз создает максимально выгодные условия для ведения бизнеса. Это – отсутствие таможенных границ, единый таможенный тариф. Эффективность интеграции – это если компании получат доступ к железнодорожной инфраструктуре по внутренним ценам соседей. Если будет равный доступ и равные тарифы к нефтяной или газовой трубе, что тоже чувствительный вопрос для естественных монополий и в РФ, и у нас. Тогда, в целом, бизнес атмосфера в наших странах сможет, наверное, настроится на новую модернизационную волну, и мы получим хорошие для этого возможности. – С какими проблемами, связанными с формированием ТС, сталкивается казахстанский бизнес? Предусмотрены ли "компенсации"? – Если говорить о Казахстане отдельно, то приняв в рамках общего таможенного пространства более высокие тарифы Российской Федерации, мы столкнется с некоторым подорожанием импорта из Китая, Турции других стран. Соответственно, в конце этого года произойдет определенный рост инфляции. Однако преимущества Таможенного Союза гораздо ощутимее. Мы получили доступ к рынку, объединяющему 170 млн. человек. Если сравнить с предыдущими возможностями, то рынок вырос почти больше чем на 20 процентов. Но с учетом того, что интеграционные процессы будут в дальнейшем развиваться, будет расти и рынок. И это тоже большая возможность для компаний формировать свои бизнес-стратегии в отношении этого пространства. – Кайрат Нематович, cейчас много говорят о возможности начала нового витка кризиса… – Мировая экономика до сих пор переживает последствия финансового кризиса 2008-2009 годов. Не секрет, что в мире сложились определенные дисбалансы в развитии развитых и развивающихся стран. В странах с развитой экономикой темпы роста все еще остаются низкими, существует высокая безработица, напряженность на периферии зоны евро способствует усилению рисков снижения темпов роста. Во многих странах с формирующимся рынком уровень активности остается высоким, однако возникает инфляционное давление, и наблюдаются некоторые признаки перегрева, вызванные отчасти значительным притоком капитала. – В какой степени усвоены уроки 2008-2009 гг.? – В целом, кризис выполнил санитарную функцию, поскольку накопились глобальные диспропорции, которые потом выявили локальные проблемы. Многие предприятия были перекредитованы. Брался кредит в одном банке, потом, чтобы его погасить, в другом. Затем оказывалось, что путем каких-то невероятных сделок предприятие оказывалось должником 5-7 банков. Проблемы таких предприятий стали проблемами банков. В 2004-2007 годах, во времена бума, когда кредит не брал только ленивый, деньги вкладывались в основном в сектор недвижимости. Теперь, понятно, что нужно брать кредиты с пониманием того, что их необходимо возвращать. Банки в свою очередь, выдавая кредиты, должны себе четко представлять схему возврата кредита в случае ухудшения ситуации. А государству нужно на все это смотреть не индифферентно, а с пониманием, что если там что-то не так, то в итоге государственные средства пойдут на спасение. Еще один урок, который мы извлекли по итогам кризиса – это важность сохранения макроэкономического баланса. Необходимо избегать "перегрева" экономики и появления новых "мыльных пузырей", как это было в предкризисный период. – Что делается для того, чтобы сделать экономику Казахстана менее уязвимой в контексте кризисных рисков? – Мы и до кризиса основной акцент делали на развитие несырьевых отраслей экономики, осуществление политики диверсификации. Сегодня вопрос диверсификации экономики становится еще более актуальным для нашего государства. В настоящее время политика индустриализации направлена на опережающее развитие приоритетных несырьевых секторов экономики через развитие отраслей "традиционной специализации", которые станут катализаторами индустриально-инновационных процессов. Необходимо отметить также и рост инвестиций в обрабатывающую промышленность и увеличение ее доли в общем объеме инвестиций в основной капитал. По итогам первого квартала 2011 года, объем инвестиций в отрасль возрос на 29,5% к аналогичному периоду прошлого года. – Каковы планы на более длительную перспективу? Если говорить о наших планах, то Главой государства перед Правительством была поставлена конкретная задача – войти в группу стран с высоким уровнем доходов и обеспечить ежегодные темпы роста экономики на уровне 7%. Правительство недавно рассмотрело основные направления социально-экономического развития страны для достижения этой цели. Речь идет о, в среднем, семипроцентном росте ВВП с 2011 по 2015 года. Это позволит достигнуть объема ВВП на душу населения 15 тыс. долларов США. – Спасибо за интервью. |