NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 09:06 ast
07:06 msk

На рынке ГСМ крутятся большие деньги…
М.Есенбаев: Мы знаем, что отдельные АЗС за счет прибыли от продажи ГСМ поддерживают другие свои проекты, в частности, ресторанный, строительный бизнес и так далее. Почему доходы от продаж ГСМ они направляют в другие отрасли и при этом жалуются на убытки?
09.08.2011 / интервью

Булат МУСТАФИН, "Мегаполис", 8 августа

Одна из самых горячих тем сегодня – цены на ГСМ. Не так давно владельцы АЗС провели громкую пресс-конференцию в Астане, на которой напугали общественность прогнозами относительно роста цен на бензин и вообще предрекли дефицит топлива в стране. За разъяснением мы обратились в Агентство по защите конкуренции – непосредственному участнику горюче-смазочных разбирательств. На вопросы "Мегаполиса" ответил председатель агентства Мажит ЕСЕНБАЕВ.
– Мажит Тулеубекович, давайте с места в карьер: бензин еще будет дорожать?
– Сегодня экономических предпосылок для роста цен мы не видим. Во всяком случае до конца года резких ценовых всплесков не будет ни на бензин, ни на дизтопливо.
– Как-то странно получается – предпосылок нет, но цены растут. А вдруг опять оптовики цены поднимут? Если верить хозяевам сетей АЗС, то есть рознице, именно оптовики диктуют цены.
– Да, я слышал об этом. АЗС говорят: мол, мы "белые и пушистые" закупили у "злых дядек", то есть оптовиков, почти по предельной цене. И им якобы невыгодно торговать. А вы, как журналист, проведите свое расследование. Кто об этом говорит? В первую очередь те, кто сам нарушает законодательство – больше всего шум поднимают те АЗС, кто сам аффилирован с оптовиками. Мы сейчас расследуем эти факты, и уверяю вас – докажем. Поэтому, когда они кричат: мол, оптовики задрали цены и так далее – это лукавство. Да, есть мелкие АЗС, для которых ситуация действительно сложная и им объективно невыгодно сегодня работать, но они – отдельная тема. Мы решаем вопрос по ним. Если их на самом деле оптовики "обидели", мы будем доказывать это и наказывать нарушителей.
– А как же конкретные примеры? Вот сеть "Аурика", если верить ее руководству, вынуждена была продать больше десятка своих заправок…
– На самом деле продажа ГСМ – очень привлекательный бизнес. Там большая разница между себестоимостью продукта и конечной ценой "на пистолете". Большая разница – значит большая маржа. И я сейчас не говорю о том, кому именно: производителю, оптовику или рознице эта маржа достается. Я о том, что в реальности там крутятся большие деньги и большие доходы. Мягко говоря, все не так плачевно, как пытаются представить АЗС. Взять ту же "Аурику". Да, они продают заправки, но они строят новые. Не возражаю – пусть строят, это здорово! Тем более для конкуренции. Но почему они об этом не говорят?
Да, бог с ними, с новыми заправками. Тут другая проблема – переток капитала с рынка ГСМ в другие отрасли. Мы знаем, что отдельные АЗС за счет прибыли от продажи ГСМ поддерживают другие свои проекты, в частности, ресторанный, строительный бизнес и так далее. Почему доходы от продаж ГСМ они направляют в другие отрасли и при этом жалуются на убытки? Почему для ресторанного бизнеса они не берут кредиты в банках, не ищут инвесторов? Почему из карманов автовладельцев данные компании поддерживают менее рентабельные проекты? Уверяю вас, это не единичный пример. Есть сети АЗС, которые аффилированы с ритэйлом, то есть с сетью супермаркетов. И поддерживают этот бизнес из доходов именно от продаж ГСМ.
– Вернемся к оптовикам. Насколько я знаю, за оптовиками на топливном рынке стоят слишком громкие фамилии власть имущих, потому-то госведомства, в том числе АЗК и Министерство нефти и газа, не особо "усердствуют" в их отношении? Это так?
– Я не могу сейчас говорить, так это или не так. Давайте мы завершим расследование, тогда можно будет оперировать конкретной информацией, и после вернемся к этой теме, если хотите.
– Опять же, ссылаясь на представителей розницы: почему, если устанавливается "потолок" для розницы, оптовиков никто не регулирует, не контролирует?
– Честно? Я в недоумении, когда слышу о том, что якобы оптовый рынок ГСМ никем не регулируется и не контролируется. Вас, журналистов, а значит, и общественность, мягко говоря, вводят в заблуждение. Да, не так давно президент подписал Закон "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов", по которому АРЕМ – Агентство по регулированию естественных монополий – перестало регулировать цены у оптовиков. Но ведь есть мы – Агентство по защите конкуренции. Есть Закон "О конкуренции", который никто не отменял. И в нем предусмотрены четкие меры по пресечению антиконкурентных соглашений. К примеру, навязывание или, как вы говорите, "диктование" условий. Мы можем принять меры к оптовику, если он, имея возможность отпустить кому-либо ГСМ, отказывается это делать. К примеру, специально держит товар или отпускает товар только для аффилированных с ним компаниям. Новый закон принес в сферу рынка ГСМ, включая оптовый, больше порядка.
– В чем конкретно этот порядок заключается?
– Во-первых, раньше было большое количество посредников на этом рынке. Они делали что хотели. Создавали аффилированные компании, продавали, грубо говоря, топливо сами себе, на каждом этапе накручивая маржу. Сейчас всех этих посредников мы на законодательном уровне убрали. Во-вторых, для участников рынка, то есть оптовиков, предусмотрена процедура аккредитации. К примеру, оптовик, чтоб закупиться в процессинговом центре и выйти в розницу, должен пройти аккредитацию. Раньше такого не было. Если оптовик будет отказывать кому-либо в доступе к своей продукции, но при этом отдавать аффилированным с собой компаниям – это нарушение закона. И за этим последуют административные штрафы, причем немалые. Кроме того, мы будем уведомлять уполномоченное ведомство, то есть Министерство нефти и газа, чтоб оно обратило внимание на данный субъект рынка и при необходимости изъяло у него аккредитацию. И самое главное – мы будем принимать меры к оптовикам, устанавливающим монопольно высокие цены, если такие факты будут иметь место.
– Если аккредитация, значит, ее стоимость опять ляжет в стоимость топлива? Во сколько она обойдется?
– Не могу сказать. Это вопрос к Министерству нефти и газа. Но не думаю, что речь идет о большой сумме. Требования аккредитации сейчас разрабатываются. Скорее всего, речь о технических параметрах, например, наличие емкостей для хранения ГСМ и их транспортировки. Желательно, конечно, чтобы там были оговорены и качественные параметры топлива.
Кстати, вот вы в "Мегаполисе" поднимали тему рейдерства. Я не берусь утверждать, было такое раньше или нет. Нет у меня на этот счет доказанных фактов, но то, что такого не будет со вступлением в силу упомянутого закона, – это точно. В самом законе четко прописано, что крупные реализаторы-доминанты, присутствующие на розничном рынке, свыше 35% доли рынка иметь не могут. Это норма закона! Если такие факты будут иметь место, то будет проводиться процесс разукрупнения. Может быть, закон несовершенен. Поработаем год-два, и если что-то не так, то какие-то нормы будут изменены, дополнены.
– А что насчет биржи? Было ведь предложение по электронным торгам?
– Когда-нибудь мы к этому придем. Чем хороша биржа, что там все прозрачно и самое главное – прозрачное ценообразование. Но, к сожалению, у нас пока это внедрить не получится. АЗК уже предлагало ввести в перечень биржевых товаров и бензин. Однако мы на 40% зависим от поставок российского топлива, особенно по высокооктановому бензину. Поэтому сегодня выставлять на биржу только низкооктановый бензин и дизельное топливо было бы неправильно. Со временем мы будем настаивать на том, чтобы бензин включили в перечень биржевых товаров, тогда будет легче работать.
– По поводу импорта из России. Владельцы АЗС уверены, что разница в цене между российскими ценами и казахстанскими не должна превышать 10%. Вы как считаете?
– Сейчас разница в цене топлива у нас и в России – около 35%. Тут вопрос в налоговой нагрузке. Сейчас Федеральная антимонопольная служба внесла предложение в правительство Российской Федерации о снижении налоговой нагрузки. Наши коллеги из ФАС инициируют рассмотрение вопроса снижения акциза на бензин, что в конечном итоге повлияет на снижение цены. Казахстанские нефтяники говорят: мол, надо повысить стоимость отечественных нефтепродуктов до российских, а почему бы россиянам не понизить стоимость топлива до казахстанского уровня? Кто сказал, что в Таможенном союзе дорога должна быть с односторонним движением? Нет. Мы как-никак партнеры с Россией.
– Мажит Тулеубекович, можете назвать конкретную себестоимость производства литра, к примеру, 92-го бензина? И какую маржу с этого литра имеет производитель, оптовик и розница?
– Мы проводим расследования в отношении ряда компаний – как завершим, тогда смогу назвать точно.
– А сколько ждать-то?
– Расследование будет завершено к концу августа – началу сентября.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нефтегазовую отрасль нельзя отрывать от экономических реалий 31.08.2011
Беззащитная история 31.08.2011
"Спецназ в народе называют "маски-шоу" и смеются над ним…" 31.08.2011
"Список не забетонирован, а может быть изменен, если к тому или иному году изменится конъюнктура рынков" 27.08.2011
Важнее цифр восстановленное право 27.08.2011
Только 15% казахстанцев становятся на консульский учет за рубежом 26.08.2011
Возвращение к истокам 26.08.2011
Альтернативы атомной энергетике не существует 26.08.2011
Самозахватов в Алматы больше нет. И не будет! 25.08.2011
Живой и непрерывный процесс 25.08.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz