NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 06:20 ast
04:20 msk

Экономическая гармонизация
Минэкономики усилит правительство в сфере стратегического планирования, прогнозирования и экономической экспертизы
24.08.2011 / интервью

Талгат ИЩАНОВ, "Литер", 23 августа

– Кайрат Нематович, недавно президентом подписан указ "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан". В результате ваше министерство получило ряд новых и дополнительных функций и полномочий, в частности в области определения экономической политики правительства. Не могли бы вы рассказать логику появления этого указа и какая идеология положена в его основу?
– Тогда надо начинать с начала. Идеология указа была заложена в апреле текущего года, когда были приняты решения о функционировании нового цикла правительства, о том, что нужно делать в дальнейшем, в предстоящей перспективе, и все эти задачи были поставлены, и тот указ, который вышел, отражает все эти вопросы, поручения главы государства.
Если вы помните, 17 апреля на совещании с кабинетом министров глава государства высказал несколько замечаний касательно МЭРТ, был поставлен ряд задач. Касательно МЭРТ было сказано очень четко, что Министерство экономического развития должно стать стратегическим штабом экономического блока правительства.
– А разве до этого было не так?
– В предыдущие периоды этого, наверное, не произошло, и министерство, может быть, выполняло другие функции. В целом министерство огромную работу проделало. Казахстаном проделана огромная работа по продвижению задачи интеграции, формирования Таможенного союза, ЕЭП. Тем более когда бюджетная политика перешла в Минфин, министерство своим стратегическим компасом сделало именно интеграционные задачи.
– Почему глава государства жестко высказался на тот счет, чтобы МЭРТ стало стратегическим штабом?
– Времена наступают другие. Сегодня наступило то время, когда среди госорганов в целом и у правительства в частности должен быть впередсмотрящий орган. Потому что много чего происходит в мире, в регионе, в интеграционных пространствах, в соседних странах. Ведь мы видим те геоэкономические изменения, которые происходят в мире, которые меняются еженедельно, и не то что ситуация, а парадигмы меняются. Например, экономики Соединенных Штатов и ЕС испытывают огромные трудности, выдвигаются совершенно разные инициативы, идут дискуссии о потолке суверенного долга. Уоррен Баффет заявляет: давайте увеличим налоги на богатых. Сорос говорит: пусть Греция и Португалия лучше выйдут из еврозоны. Идут разговоры о выпуске единых долговых бумаг еврозоны, некоторые предлагают единую фискальную политику… Третьи считают, что настало время нового Бреттон-Вуда или возвращения к золотому стандарту, как в 60-х. Изменения идут настолько быстро, и все это своего рода отражение всех тех дискуссий, которые происходят в мире. Потому должен быть орган, который систематически дает ту или иную оценку ситуации, базируясь на этих оценках, предполагает те или иные сценария развития в РК.
Месяц назад, когда мы начали планировать бюджет на 2012-2014 годы, цена на нефть на 2012 год, исходя из оценок аналитиков, предполагалась 80 долларов, в среднем 90 долларов по итогам этого года, и на 2012-2014 годы по 70 и 70 соответственно. Но сегодня уже не очевидно, что в следующем году будет 80 долларов (цена на нефть) или в этом году она сохранится на нынешнем уровне.
– Ну по поводу цены на нефть, которая закладывается при планировании МЭРТом и правительством, не говорит только ленивый…
– По поводу того, как угадать цены на нефть, хочу сказать, что мы здесь не для того, чтобы угадывать цены на нефть, и мы не агентства США или доминирующие трейдеры на мировых рынках, которые ее формируют. Мы ведомство, роль которого не угадать цифру, а построить систему рисков максимально. Задача, которую перед нами президент поставил, коротко можно сформулировать, наверное, так: "Мне нужен впередсмотрящий орган, который должен обеспечить правительству усиление в сфере стратегического планирования, прогнозирования и экономической экспертизы". Самое главное в системе управления экономической политики и управления любыми корпорациями – это управление рисками. Это целая наука. Почему в 2008 году произошел коллапс в Leman Brothers и его аналогах? Потому что не просчитали риски.
Сегодня много критики в адрес рейтинговых агентств. Присоединяясь к этой критике, хотелось бы тоже сказать: вы же считали риски, когда были заимствования наших банков? Все рейтинги составляли известные рейтинговые агентства. Кроме того, были аудиторы из "четверки", эксперты системы рисков глобальных инвестбанков, системы рисков наших банков и надзорно-контрольная часть…
Когда все это касалось кого-то в Казахстане, мало кто обращал на это внимание, а когда это коснулось критики суверенных рейтингов развитых стран, теперь все задались вопросами: "А кто там работает? А кто им дал право оценивать, кто сертифицировал эту методологию? И не дай бог кто-то использует эту информацию инсайдерским образом". Понятно, что вопросы, наверное, правильные, но задавать их надо было чуть пораньше – в хорошие времена.
Что такое система в любой системе рисков или, например, по той же атомной станции Фукусима? Да, она может быть и была рассчитана на то, что будут землетрясение и цунами, но точно не была рассчитана на то, что цунами, землетрясение и пожар будут одновременно… Атомные станции должны быть рассчитаны по 5-6 системам, грубо говоря, на случай, когда земля бы разверзлась… То же самое должно быть в каждой системе управления рисками экономической политики.
При этом собственно рейтинговые агентства – это как термометр, который показывает температуру, если с экономикой плохо. Другой вопрос, что должны об этом говорить вовремя. И в этом смысле необходимо построить глобальную систему управления рисками.
Глава государства в своих известных работах говорил, что вся финансовая матрица мировая сегодня находится в сложной ситуации. И очевидных направлений выхода из кризиса (снижение торгового дефицита США, взаимоотношение валют США и Китая, выход из кризиса еврозоны) сейчас нет. И поэтому с учетом этой проблемы неопределенности и должна строиться наша политика.
– На каких принципах конкретно?
– Во-первых, не должно быть эйфории по поводу того, что кризис закончился, и давайте теперь делить деньги. И точно не должно быть шапкозакидательства. Типа "денег хватит на все". Понятно, что деньги нам необходимы и для социальной модернизации, и для индустриально-инновационного развития, и для системы национальной безопасности, и т.д. Кстати, о системе безопасности. В хорошие времена очень сложно, например, объяснить финансовым структурам необходимость увеличения расходов на силовые структуры. Так как мы знаем, что все хорошо, с соседями дружим, а когда появляются "звоночки", то все понимают, что должны уделить пристальное внимание и идеологии, и обеспечению безопасности граждан нашей страны и т.д. Соответственно, задача выработки бюджетной политики, та роль, которая нам передана, – это координировать и гармонизировать все эти расходы в том числе.
– Каким образом?
– Есть Минфин, который всегда должен говорить, что денег нет, и есть ведомства и организации, которым они необходимы для выполнения их функций. Наша роль быть не то чтобы арбитром, а скорее координатором, который готовит для президента, правительства варианты "золотой середины". Например, возьмем налоговое регулирование. Есть, с одной стороны, продвинутые налоговики, а с другой стороны, есть недовольные предприниматели, которым не нравятся налоговые ставки и администрирование. Должен быть кто-то, который выслушивает и тех, и других. Или, например, по таможенным проблемам тоже разного рода вопросы возникают, и должен быть орган, который всех выслушает и сделает независимую оценку, сформирует мнение правительства по тому или иному вопросу, обеспечит взаимодействие различных точек зрения. Но при этом необходимо понимать, что существует тонкая грань между бюджетной политикой и бюджетным планированием…
– То есть должна быть граница…
– Понимаете, можно провести и границу… У нас в дискуссиях все почти большевики: или все, или ничего, кто не с нами – тот против нас. А мир ведь не такой черно-белый, и если вы посмотрите на все эти диалектические теории, деление на инь и янь, там не такая прямая линия... Мы сегодня с Минфином находим диалог и смотрим, какая функция кому больше присуща и куда лучше подходит. Где делать, где оставить и т.д. Где есть люди и кадры… Не передавать же людей каждые полгода то туда, то обратно. Здесь нет каких-то сверхамбиций, думаю, что просто нужно найти золотую середину.
Сегодня задача МЭРТа быть не разъединяющим, а соединяющим органом, который все виды политики гармонизирует. Кроме того, у нас есть такая проблема, что экономическая политика у нас как-то больше дефрагментирована между разными госорганами. Вот как раз задача экономической политики – не выровнять всех, а правильные приоритеты расставить. Кому необходимо подсобить, кого вперед выдвинуть, кого подтянуть – вот это наша основная задача.
– А кроме гармонизации…
– Задача сегодня понимать, что происходит в мире. Помимо общей картины это цены на нефть и газ, зерно, цены на металлы. У нас есть нефть и газ, металлы, уран и зерно – это основа нашего экспорта, основа наших налоговых поступлений. Соответственно, с точки зрения макроэкономического регулирования президент очень четко сказал: давайте жить, как будто у нас нет нефти. У нас есть Национальный фонд, в бюджет налоги от нефти не поступают, и даже без этого большие изменения в бюджете год от года… Потому что все равно косвенно нефтяной фактор влияет. Но исходя из этого прежде всего нужно выполнить домашнюю работу по диверсификации. Есть нефть и газ – должна быть нефтехимия, нефтегазовая сервисная индустрия. Есть металлы – значит, металлургия и химическая промышленность плюс инфраструктура, которую государство должно финансировать через КТЖ, "Казтелеком" и др. Соответственно, нужны энергетические мощности. Вот это все когда будет происходить, вокруг всего этого будет выстраиваться малый и средний бизнес, в том числе инновационный.
– Если возвратиться к бюджету, то где между бюджетной политикой и бюджетным планированием проходит "тонкая красная линия"?
– Мы в 2002–2006 годах выстроили очень четкую систему и гармонизацию стратегического, экономического и бюджетного планирования. Позднее показалось, что бюджетное планирование превалировало над стратегическим и экономическим и эти две функции разделили. И функция бюджетного планирования ушла к Министерству финансов.
Сегодня главная задача Министерства финансов – это планирование и реализация бюджета, где вроде бы возникает конфликт интересов – сам планирует и сам реализует. Но, как говорят, на то и щука в реке, чтобы карась не дремал. Для этого нам функцию бюджетной политики и передали. Роль и значение стратегического планирования всегда должна очень мощно поддерживаться со стороны именно координирующих и руководящих структур.
Мы очень четко следим, соответствует ли понимание программ у тех или иных исполнительных органов, понимают ли они, какие стратегические задачи должны выполнять, направлены ли ресурсы на выполнение тех или иных стратегических задач, вписывается ли это в целом в макроэкономическую рамку страны. Думаю, что в этом году мы уже даже до выхода указа достаточно четко разделились с Министерством финансов (будут, конечно, определенные нюансы в планировании бюджета уже на 2013–2015 гг.), но бюджет на 2012–2014 годы в целом мы сформировали и есть единое понимание. Минэкономики и Минфин это своего рода защитники государственной казны и государственных интересов в плане оптимального использования ресурсов государства.
– У вас также создан комитет по региональной политике. Тема развития регионов время от времени всплывает. Вы же еще в МЭБП разрабатывали программу территориального развития?
– Да, эти вопросы мы поднимали еще в 2002–2005 годах, когда сформулировали программу территориального развития. Если помните, ранее по территориальному развитию был такой подход: всем сестрам по серьгам. Это когда мы должны все регионы выравнивать, и в этом, конечно, своя правда жизни есть, потому что базовая социальная инфраструктура должна быть везде одинаковой, как и доступ к ней. Имеется в виду единый стандарт образования, здравоохранения и др. Но даже в США ни один регион не развивается одинаково при всех их возможностях. Если штат Калифорния был пятой экономикой в мире, то есть некоторые штаты, которые развиты ниже среднего. Вот в таких случаях, соответственно, должно быть некое агентство, которое помогает развиваться, и должна быть какая-то система оценки.
Сегодня мы выпустили документ, который называется "Прогнозно- пространственная схема развития Казахстана". Есть разные степени развития регионов, например Алматы и Астана – это очевидные лидеры по количеству инвестиций, по новым рабочим местам, по потенциалу развития. Вокруг Астаны и Алматы само собой возникают некие индустриально-сервисные зоны развития. Это туризм, сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг, инновации и т.д. Вот в эти два центра перетекает население, которое хочет жить там, где будут новые рабочие места, где хорошее качество обучения, где услуги по здравоохранению лучше. Происходит определенная урбанизация и миграционный переток из одних регионов в другие. Государство, соответственно, должно учитывать эти тенденции в рамках координатора бюджетных программ и программ развития территорий. Должен быть один государственный орган, который профессионально этим занимается. Сегодня это комитет по региональной политике. Опять же это объективно и гармонично вписывается в функции Министерства экономического развития и торговли.
– Не слишком ли много функций появляется у МЭРТа?
– Я сейчас в данной исторической перспективе больше за сильные госорганы и мегаструктуры. Например, как Министерство финансов или Министерство индустрии, которые больше холдингового типа и включают в себя достаточно много функций. С одной стороны, вроде большая концентрация, но, с другой стороны, и эффект масштаба, чтобы быстрее достичь тех или иных целей. Мне кажется, на этом этапе больше в эту сторону необходимо двигаться.
Кстати, хотел добавить, что все, что предусмотрено в рамках этого указа, например увеличение функций, появление новых ведомств, – все это будет происходить в рамках бюджета. Те новые люди и структуры, которые появятся, будут в пределах штатной численности агентства по РФЦА и в целом утвержденного бюджета, которые согласно указу нам переданы.
– Еще один вопрос. Чем будет заниматься комитет по предпринимательству?
– О проблемах предпринимательства давно и много говорится. Сегодня возникают новые вопросы о создании инновационного предпринимательства, среднего бизнеса и др. Для того чтобы об этом говорить предметно, нужна структура. Кстати, как ни странно это выглядит, но, как правило, все съезды предпринимателей заканчиваются бюрократическим предложением. Видимо, это где-то ригидность нашего мышления: "Давайте создадим агентство по среднему бизнесу". Да, может быть, нам нужны омбудсмены в регионах, в ассоциациях, как институт это нужно, но не в одном месте.
У нас есть ряд программ: ГПФИИР, производительность, программа социальной модернизации, занятости, есть "Дорожная карта бизнеса". И у всех возникает вопрос: куда бежать, куда стучаться предпринимателям? Создали электронное правительство, "одно окно" для предпринимателей. Например, в перспективе есть задача перевести функцию лицензирования на единое окно. Можно наблюдать такую картинку: практически каждая структура цепляется за те или иные функции, все хотят встречаться с предпринимателями и, скажем так, поговорить. Мы с Минфином и Минсвязи и информации пытаемся все эти планы правительства с бизнесом расписать и максимально увести в сторону электронного общения.
Мы сегодня говорим о том, что государство должно создать поле для предпринимательства. Но поле для предпринимательства это не что-то эфемерное, это государственная экономическая политика. Например, если государства много – тогда его должно стать меньше (это я о приватизации, о народном IPO). Если, какие-то сферы зарегулированы – то надо уменьшить, если, наоборот, недостаточно – усилить, чтобы мелкие компании не страдали от крупных, если конкуренцию надо защищать, то надо защищать, если компании определяют на миллиарды долларов госзакупки, как, например, группа компаний "Самрук-Казына" или "КазАгро", то это нужно координировать. С другой стороны, есть уже сформировавшиеся организации предпринимателей, как "Атамекен", ТПП и др., с которыми налажен хороший диалог. Как раз орган координации усилий с одной стороны, бизнес-ассоциаций, с другой стороны, госорганов – это МЭРТ. В сегодняшней структуре правительства мы координируем все госпрограммы, в том числе в сфере предпринимательства, и в комитете предпринимательства эту координирующую функцию взаимодействия госорганов с предпринимательской средой будем расширять.
– Согласно указу вам переданы как в доверительное управление, так и на баланс некоторые активы "Самрук-Казыны"…
– Было поручение главы государства, что "Самрук-Казына" сосредоточивается больше на функции корпуправления и диверсификации. Вы помните, у ФНБ было 3 функции: антикризисная, диверсификация и корпуправление. В кризис в приоритет вышла антикризисная, хотя мы также старались заниматься и диверсификацией. По корпоративному управлению большая работа была проделана, и сегодня уже новый горизонт у этой работы, который определен президентом как вывод компаний на IPO. Для любой компании IPO это подготовка и налаживание всех бизнес-процессов, это прозрачная финансовая модель, это разъяснение населению. Кстати, на днях я буду докладывать программу правительству по выводу государственных активов на IPO, прежде всего группы компаний фонда "Самрук-Казыны". Соответственно, здесь есть определенные задачи, функции развития. Что касается институтов развития, хотя они и продолжают оставаться на балансе у "Самрук-Казыны" (Банк развития, фонд "Казына Кэпитал Менеджмент" и Инвестиционный фонд), но будут переданы Министерству индустрии и новых технологий. Фонд развития предпринимательства – нам.
А что касается Фонда стрессовых активов – эта структура была создана как возможная модель оказания поддержки банкам. Как вы знаете, есть несколько способов оказать поддержку банкам, в том числе выкуп стрессовых активов с дисконтом большим или меньшим. Такой опыт в Чили или Южной Корее был. В кризисные времена государство оказывает поддержку, выкупает на время или навсегда те или иные активы и расчищает балансы банков. Мы расчищали балансы банков, поддержку оказали прямым образом – докапитализировали (рекапитализировали) системообразующие банки, часть из них подверглась реструктуризации долга. Соответственно, нагрузка на капитал была снижена, но в целом проблема до конца не была решена. Фонд стрессовых активов был таким резервным карманом государства, через который оказали поддержку определенным стрессовым активам, например в строительной индустрии. Соответственно, фонд как бы свою задачу выполнил. Но эта задача долгосрочна, он эти активы будет возвращать в течение определенного периода времени. На новом этапе далее стрессовыми активами занимается Национальный банк.
Фонд стрессовых активов – это своего рода координирующая аналитическая база, которая будет помогать в рамках работы уже МЭРТа заканчивать те программы, по которым возврат средств должен быть осуществлен в Национальный фонд. Поэтому постепенно этот фонд будет закрываться и задача его поэтапного закрытия возложена на Министерство экономики.
– То есть речь идет о первом Фонде стрессовых активов – условно номер один?
– Да, Фонд стрессовых активов – версия 1.0. Версия 2.0 – это уже Национальный банк.
– То есть это разные фонды?
– Да, это разные вещи, они друг с другом не пересекаются, и нет конфликта интересов.
– Из указа было не очень понятно.
– Помните, когда антикризисная функция была возложена на "Самрук-Казыну" и тогда Фонд стрессовых активов 1.0 был в ФНБ. Сегодня антикризисная функция из "Самрук-Казыны" извлекается, будет расчистка завалов антикризисных. Все, что формирует убытки и аналогичное, должно уйти в сторону правительства, потому как у правительства баланса нет. А фонд "Самрук-Казына" должен быть идеальной структурой с чистыми активами, где каждый генерирует только прибыль.
– А какова все-таки стратегическая цель "Самрук-Казыны"? Все о ней слышали, но никто ее не видел, есть ли такое чудесное создание?
– Все было прописано в проекте стратегии, в целом одобренной на совете директоров ФНБ.
– Сейчас уже какой вариант обсуждается, третий или восьмой?
– Было два варианта, один вариант был отправлен на доработку просто по техническим причинам, и финально мы его доложили на совете директоров, и предполагалось сделать это на совете по управлению ФНБ.
– Подождите, это какой совет? По управлению фондом?
– Есть совет по управлению Нацфондом, а есть новый совет по управлению фондом "Самрук-Казына" под руководством президента. Сейчас объясню.
У нас есть два суверенных фонда. Поскольку в странах с сырьевыми экономиками возникают фонды суверенного благосостояния, которые направлены на то, чтобы использовать эти средства, сверхдоходы от них. Национальный фонд – это фонд, в который поступают налоги от нефтяного сектора и который управляется Национальным банком. У него функции стабилизационные, резерва будущих поколений.
Вторая функция, которая родилась еще до кризиса в виде институтов развития и впоследствии перетекла в фонд "Самрук-Казына", где функция развития получила новое направление (ОХК, "С-К Фармация", "С-К Закупки" и др). Это некие такие структуры, которые осуществляют связь с бизнесом. Все это функции развития. Если у Национального фонда типовая функция резервная, то функция фонда "Самрук-Казына" – это развитие или участие в диверсификации экономики, в том числе путем создания национальных чемпионов. Национальные чемпионы, это те компании, которые могли бы конкурировать пока на уровне региональных, а в перспективе и с ТНК. И я считаю, что "Казмунайгаз", "Казатомпром" могут быть в одном ряду с глобальными компаниями мира. Остальные могут конкурировать в масштабах региона, а может, выстрелят какие-то новые чемпионы.
Сегодня произошло разделение полномочий, функция антикризисная закончилась, институты развития передаются под координацию правительства, и, соответственно, эта стратегия развития должна быть немного откорректирована. Но в сухом остатке главные задачи – улучшение корпоративного управления, в перспективе приватизация, выход компаний на IPO, создание национальных чемпионов – это одна ветка стратегии. И вторая задача – это совместно с правительством формирование новых конкурентных секторов экономики.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нефтегазовую отрасль нельзя отрывать от экономических реалий 31.08.2011
Беззащитная история 31.08.2011
"Спецназ в народе называют "маски-шоу" и смеются над ним…" 31.08.2011
"Список не забетонирован, а может быть изменен, если к тому или иному году изменится конъюнктура рынков" 27.08.2011
Важнее цифр восстановленное право 27.08.2011
Только 15% казахстанцев становятся на консульский учет за рубежом 26.08.2011
Возвращение к истокам 26.08.2011
Альтернативы атомной энергетике не существует 26.08.2011
Самозахватов в Алматы больше нет. И не будет! 25.08.2011
Живой и непрерывный процесс 25.08.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz