Галия ШИМЫРБАЕВА, "Казахстанская правда", 25 августа
Данные социологических опросов показывают, что в странах СНГ идет процесс расширения религиозности населения. Об этом можно судить по возрастающему количеству религиозных общин. В Казахстане, например, по данным Минюста, более трех тысяч зарегистрированных религиозных организаций, а есть еще и нелегальные, деструктивные, в том числе прикрывающиеся знаменем традиционных конфессий. О ситуации в этой тонкой и деликатной сфере делится мнением один из авторитетных исламоведов СНГ, заместитель директора Института востоковедения МОН РК доктор исторических наук Аширбек МУМИНОВ. – В чем, по-вашему, заключается причина роста религиозности, наблюдаемого в последние годы? – Дело в том, что все представления об "идеальном" из плоскости "коммунистического учения и практики" плавно и закономерно перешли к сфере религии. Правда, при этом некоторые свободу вероисповедания стали воспринимать как вседозволенность. Во имя исполнения своих идеалов (только теперь вместо коммунистических – религиозных) и стремления к светлому будущему они ведут весьма агрессивную политику по принципу "наше дело – правое", без оглядки на законы республики. Если смотреть на проблему глобально, то в мире сейчас, несмотря на рост религиозных организаций, как это ни парадоксально, наблюдается глубокий общий кризис духовности. После прекращения противостояния двух миров – капитализма и коммунизма – нарушилось равновесие. Исчез образ "идеологического врага". И этот вакуум определенные политические круги хотели бы заполнить противостоянием на межконфессиональной почве, пытаясь использовать религию, в первую очередь ислам, как инструмент для оправдания и достижения собственных целей. – А почему именно ислам, а не христианство или, например, буддизм? – Кандидатов на место "идеологического противника" предостаточно. Однако ислам как идеологическая система имеет перед ними некоторые, скажем так, "преимущества". Во-первых, мусульманский мир лежит в непосредственных границах западного мира. В средние века европейское общество именно с Востока ожидало угрозу западной христианской цивилизации. Достаточно вспомнить Крестовые походы, Реконкисту и войны с Османской империей. В настоящее же время преимущественно из мусульманского мира идет огромный поток иммигрантов. Известно, что в странах Запада имеются серьезные демографические проблемы и, чтобы восполнить недостаток рабочей силы, там вынужденно принимают выходцев из других стран. Большой миграционный поток и быстрый рост мусульманского населения раздражают местных жителей. Реакцией на эти процессы является так называемый кризис культурализма, о котором открыто говорят с высоких трибун. Богатые нефтяные сырьевые ресурсы мусульманского мира и нерешенность социально-бытовых проблем простого населения также усиливают негативные тенденции в восприятии и интерпретации исламского учения в среде современных богословов. Как следствие, наблюдается политизация религиозного учения. Можно отметить два катализатора этих процессов. Первый – арабо-израильский конфликт, второй – аморфность и неэффективность светских институтов в некоторых мусульманских странах. В результате ислам превращается в политический инструмент. От имени Бога объявляется "священная война" (джихад, газават) против "неверных", интервентов, оккупантов и "врагов Аллаха". В международном масштабе эти изменения привели к тому, что в разных странах мусульманского мира искусственно навязывается идея панисламизма: мусульмане должны объединиться под "флагом ислама" против "имперских устремлений Запада". Эти призывы находят горячий отклик там, где имеются военные конфликты. Например, в Ираке, Афганистане, Кашмире. Или другой пример – в странах, где долго господствовал атеизм, были утеряны связи с наследием предков, традиционные ценности. Непросвещенному местному населению стали навязываться понятия о "новом исламе", "очищенном исламе" и "едином исламе". Да, ислам – это единая религия, но в разных частях мусульманского мира существуют ее различные формы. Например, шиитско-мусульманское общество в Иране, индонезийско-суннитское, индийское, африканские мусульманские общества и множество других. Под влиянием многих факторов в различных регионах мусульманского мира сформировались три главных направления – суннизм, шиизм, хариджизм. Из них только в суннизме имеются четыре богословско-правовые школы – ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы. В этих учениях нашло свое отражение многообразие интерпретаций различных сторон исламского учения и практики. Они раскрыли интеллектуальный потенциал и мирный характер исламской религии. Деятельность многочисленных средневековых улемов (знатоков шариата) происходила в условиях эволюции различных мусульманских общин. – Бытует мнение, что чтение Корана в переводе на национальные языки может иметь негативные последствия. Это на самом деле так? – Согласно исламскому учению большинство мусульман в понимании основных положений исламского учения и практики являются последователями (мукаллидами) улемов из своей среды, которые, в свою очередь, являются наследниками Пророка. Главным источником исламского учения является Коран. Это очень глубокая и сложная книга. Для ее адекватного восприятия нужно владеть четырьмя специальными кораническими дисциплинами, в совершенстве – арабским литературным языком, целым рядом этических норм и правил. Кроме этого, у улема должно быть авторизованное право (иджаза) на передачу всего текста Священного Писания. Иначе все прочитанное рядовым обывателем будет носить характер личного суждения, субъективного умозаключения, отличного от "божественного", "сакрального". – А чем можно объяснить то, что некоторые люди, будучи уже в зрелом возрасте, совершают поворот от материалистического восприятия мира к религиозному? – В этом не надо искать закономерностей и делать какие-то обобщения. Это личностные явления. Глубокие познания в медицине, физике или, например, в военной отрасли не предполагают осведомленности в сфере религии. Люди, сведущие в иных дисциплинах, в богословии, нередко мало чем отличаются от первоклассников. К тому же у людей разные характеры и темпераменты. Кто-то чрезмерно остро переживает любое событие в своей жизни, другой – менее импульсивен. Человек может быть счастливым, но в какие-то периоды жизни терпит неудачи, теряет веру в себя, переживает утрату родных... Чтобы как-то выстоять, люди обращаются к религии как к духовной опоре. Каждый приходит к Всевышнему своим путем. – Сейчас на вполне серьезном уровне обсуждается вопрос божественного происхождения человека. – Для того чтобы доказать ту или иную точку зрения, нужны факты. Но даже в эволюционной теории Дарвина слишком много лакун. Этим пользуются теологи, которым по долгу службы надо защищать религиозные догмы, поскольку это – честь их мундира. По мнению британского философа Уайтхеда, наука и религия не исключают друг друга, а наоборот, каждая из них имеет свою нишу в нашей жизни и право на дальнейшее существование. – На улицах наших городов появилось очень много людей в мусульманских религиозных одеждах. Это результат фанатичной веры? – Светскость в первую очередь подразумевает толерантность. Но эти люди носят не столько исламские, а сколько национальные одежды других народов. Никто не отрицает, что на мусульманскую культуру оказала сильнейшее влияние культура разных стран. И этим женщинам, коль уж они хотят выделиться, больше к лицу была бы казахская национальная одежда. |