NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 10:17 ast
08:17 msk

Право на эволюцию
В юридической природе Основного Закона нашей страны – прогрессивной и демократичной по своей сути – заложено позитивное развитие общества
07.09.2011 / интервью

Алина Мусабаева, "Юридическая газета", 6 сентября

О потенциале этого главного концептуального политико-правового документа, в котором воплощена государственная воля народа и его стремление построить правовое государство, достойное стать равноправным членом мирового сообщества, наш разговор с руководителем Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде РК Б. ЖУМАГУЛОВЫМ.
– Бауыржан Турсунович, в Основном законе нашей страны предусмотрена сильная позиция Главы государства. Как связано это положение с механизмом защиты казахстанцев – ведь Конституция является основным законом не только государства, но и общества в целом?
– Как известно, правовые нормы Основного закона – база для формирования и развития всех нормативных правовых актов. Иначе говоря, законы и другие нормативные правовые акты республики должны исходить из Конституции и не должны противоречить ей. Статьи и положения этого главного политико-правового документа нашей страны всецело проецируются в политике, социальной, экономической и культурной сферах нашего общества.
И сегодня жизнь снова как бы испытывает на прочность эволюционную, прогрессивную природу нашей Конституции. Обратимся к недавнему историческому опыту, подтверждающему этот тезис. В этом году казахстанский народ встречает юбилей независимости нашей республики – в течение этих двух десятилетий Казахстан изменился до неузнаваемости. Сегодня трудно даже перечислить, через какое количество трудностей, испытаний и потрясений пришлось пройти нашей молодой стране! И это еще раз подтверждает тот факт, что благодаря прогрессивности норм Конституции Казахстана в целом и норм, гарантирующих сильную позицию Главы государства, в частности, были верно определены главные направления развития и общества, и государства.
В истории нашей страны были такие периоды, когда необходима была сильная власть, располагающая такими правовыми полномочиями, которые бы обеспечили новые старты в поступательном процессе становления независимости.
– Как вы думаете, какова природа успешного развития государственности?
– В основе успехов всегда лежат амбициозные планы, четкая стратегия, грамотное планирование, смелые решительные действия. Как свидетельствует новейшая история, именно это помогло становлению современного Казахстана как независимой страны. Оно берет начало с 16 декабря 1991 года, когда был подписан Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан", заложивший основу новой казахстанской государственности, стал важнейшей датой в истории молодой республики.
Один из исторических документов, обладающих огромным потенциалом для развития, – и Стратегия "Казахстан-2030", поставившая перед страной большие цели. Стратегия основывается на семи долгосрочных приоритетах, реально претворенных в жизнь за последние десять лет. За столь непродолжительное время создана своя государственность, сформирована успешно развивающаяся экономика, реально поднято благосостояние народа. Укрепив первым делом национальную безопасность, Казах­стан приложил все усилия для обеспечения внутренней политической стабильности общества.
В преддверии юбилея Независимости необходимо осмысление пройденного пути с тем, чтобы, обобщив его, двигаться вперед. Вспомним новаторские инициативы молодой республики, в частности, Президента страны Н.А.Назарбаева, которые заставили говорить о Казахстане весь мир. Одно из первых таких сильных решений – отказ от ядерного оружия – небывалый в мировой истории шаг. Нашу молодую страну уважают и ценят как стремящуюся к миру и согласию, выступающую против международного терроризма, религиозного экстремизма, активно борющуюся с другими современными вызовами.
Немаловажный фактор укрепления государственности – сохранение и дальнейшее развитие казахского языка. С первых дней независимости государство постоянно заботится о повышении статуса и авторитета казахского языка. Значительное расширение сферы применения государственного языка за прошедшие годы стало возможным благодаря настойчивому и планомерному проведению комплекса мер, в число которых входит инициатива Главы государства о создании Фонда развития государственного языка – все это вселяет уверенность в достижении поставленных целей.
Основной Закон провозгласил равенство в правах всех граждан страны, право на свободных и всеобщих выборах избирать Президента и Парламент страны. Единство общества – гарантия успешного продвижения вперед благодаря взаимопониманию, дружбе и толерантности народа Казахстана.
За годы независимости реализованы экономические, политические и социальные реформы. В действующей Конституции провозглашены гарантируемые государством права на свободу слова, свободу труда и предпринимательской деятельности; на получение бесплатного, установленного законом, объема медицинской помощи; среднего и на конкурсной основе – высшего образования; на социальное обеспечение.
– Какую нишу занимает в этой стратегии судебная власть?
– Прежде всего, не надо забывать, что главный профессиональный и гражданский долг судей – укреплять своей безупречной работой независимость республики и способствовать ее процветанию. В самом деле, именно с обретением независимости государства неразрывно связано становление современной судебной системы и начало преобразований в сфере правосудия. Провозглашенный суверенитет позволил предоставить судам присущие любому правовому государству правомочия. Одним из наиболее важных политических приоритетов государства стало формирование и становление судебной системы нового типа.
Фундаментом развития судебной системы молодого государства послужило принятие в феврале 1994 года Постановления Президента "О государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан". Цели, основополагающие задачи правовой реформы – формирование самостоятельной судебной власти в республике, способной обеспечить защиту законных интересов граждан, общества и государства. Как к непременному условию преобразования судебной системы большое внимание уделено совершенствованию организационных основ судебной системы, ее кадрового и финансового обеспечения, усиления гарантий самостоятельности и независимости судей.
На пути к укреплению судебной власти, совершенствования уже имеющихся правовых институтов обеспечения подлинной независимости правосудия, повышения авторитета судебной власти, в декабре 2000 года был принят Конституционный закон Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан".
Данный Конституционный закон имеет ряд позитивных положений, являющихся гарантией укрепления независимости судей, их социального и материального обеспечения, организационного структурирования судебной системы.
Важнейшим направлением совершенствования судебной системы явилось введение специализации судов. В республике эффективно функционируют экономические, административные, ювенальные и суды по уголовным делам. С 2006 года создан финансовый суд г.Алматы. В правовую систему Казахстана с 1 января 2007 года внедрен институт присяжных заседателей.
В настоящее время реализуется направление Главы государства и Верховного Суда о введении специализации судей по категориям дел.
С января 2010 года в Казахстане действуют новый уголовный, гражданский, уголовно-процессуальный, гражданский процессуальный кодексы. В условиях изменившегося процессуального законодательства, предусматривающего существенное разграничение подсудности дел, в областных судах с введением кассационной инстанции упразднены надзорная и первая инстанции, в Верховном Суде – первая и апелляционная инстанции. И сегодня Верховный Суд является высшим судебным органом, осуществляющим надзор за деятельностью местных судов. Изменения в законодательстве реализованы с целью устранения многоступенчатой системы правосудия, упрощения и ускорения порядка разрешения дел.
– Назовите, пожалуйста, конкретно достижения в казахстанской судебной системе, реализованные благодаря правовой реформе.
– Скажем, имеет много положительных аспектов упомянутое мной введение специализации судей по категориям дел: это влияет на повышение теоретических знаний и практической подготовки судьи по рассмотрению определенной категории дел, ведение собственного анализа недостатков и пробелов действующего законодательства, внесение конкретных предложений по их устранению. В свою очередь это не может не отразиться на улучшении качества отправления правосудия и, следовательно, на повышении уровня доверия граждан не только к конкретному судье, но и к судебной власти в целом.
В числе достижений реформирования судебной системы – внедрение единой автоматизированной информационно-аналитической системы с компьютерным распределением дел, системы видеоконференцсвязи, аудио- и видеофиксация судебных процессов, что служит доступности и открытости судопроизводства.
Работа судов в целом стала более понятной для населения. Функционируют интернет-ресурсы (веб-сайты) Верховного Суда и областных судов, создана единая база данных, включающая электронный архив текстов судебных актов с современной системой их поиска и классификации, доступная не только судьям, но и всем гражданам.
Несомненно прогрессивным стало разграничение функции правосудия и судебного администрирования, а именно – создание уполномоченного органа при Верховном Суде РК и его органов на местах, с передачей ему функций организационного и материально-технического обеспечения судов из ведения министерства юстиции. Тем самым был полностью претворен в жизнь конституционный принцип разделения властей. С созданием этого органа сформировалась более позитивное восприятие проблем судебной системы, разрешение которых взял на себя уполномоченный орган.
За годы становления судебной системы Казахстана была создана база деятельности судов, отвечающая условиям демократического правового государства. Так, в Конституционном законе "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" закреплена целостная система мер по укреплению социально-правовых гарантий, усилению требовательности к профессиональным качествам судьи и повышению его ответственности за соблюдение законности при отправлении правосудия.
В феврале 2007 года Указом Президента утверждено положение о судебном жюри, образованном с целью определения профессиональной пригодности действующего судьи. Сформированы новые подходы оценки правового статуса судьи, подготовки и подбора судейских кадров. Особая роль в кадровом обеспечении судов отведена Высшему судебному совету, который наделен полномочиями по конкретному отбору лиц на должности председателей и судей мест­ных судов, а также по приему квалификационного экзамена у кандидатов в судьи.
Судебная система страны как гарантия защиты конституционных прав и свобод граждан развивается и стремится максимально гуманно подходить к решению поставленных перед ней задач. И это закономерно, так как в нормах Конституции как бы заложено право на эволюцию.
Так, за последние годы был принят ряд изменений и дополнений в некоторые законодательные акты республики, в частности, в уголовный, уголовно-процессуальный, гражданский и гражданский процессуальные кодексы.
– Какие новые планы и задачи заложены в Стратегическом плане судебной системы РК на 2011-2015 годы?
– В разработанном в соответствии со Стратегическим планом развития Казахстана до 2020 года Стратегическом плане Верховного Суда (судебной системы) определены основные приоритеты дальнейшего развития судебной системы. Целью развития судебной системы определено повышение уровня независимости и беспристрастности судебной системы страны и признание его соответствующим обязательствам ОБСЕ (в области человеческого измерения) к 2020 году.
Необходимость комплексного решения проблем, связанных с реформированием и развитием судебной системы методом планирования, обусловлена объективными причинами. Главным образом – целью укрепления основ демократического правового государства и, соответственно, тесной взаимосвязью процессов социально-экономического развития общества и сферы правосудия, сложностью организационной структуры судебной системы, особыми требованиями к ее формированию и функционированию, многообразием проблем, для решения которых необходимо выполнение значительных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов мероприятий.
Реализация планируемых мероприятий, безусловно, будет способствовать улучшению качества осуществления правосудия, а также повышению уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечит соответствие требованиям демократического правового государства общепринятым нормам международного права.
Сегодня каждому гражданину гарантируется судебная защита от любых неправомерных решений и действий государственных органов, организаций, должностных и иных лиц, ущемляющих или ограничивающих права, свободы и законные интересы, предусмотренные Конституцией и законами республики. И судебная власть в Казахстане обладает всеми необходимыми атрибутами государственной власти, позволяющими служить гарантией гармоничного взаимодействия государства и народа, обеспечить защиту конституционных прав граждан республики.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Не ходите по душам в сапогах! 29.09.2011
Аблязову – не отвертеться! 29.09.2011
"Активная деятельность нетрадиционных исламских течений чревата потерей национальной самобытности" 26.09.2011
Машиностроение – барометр развития экономики 26.09.2011
Кредит: без потерь и конфликтов сторон 26.09.2011
ФИИР: важней всего партнерство 21.09.2011
Кто "рулит" в городе? 19.09.2011
Кайрат Жусупов: "Качественные знания – залог успеха" 16.09.2011
Верования разные, а закон един для всех 15.09.2011
Новый Закон "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" даст гарантии свободы вероисповедания 15.09.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz