Ольга ХРАБРЫХ, www.mk.kz, 6 сентября
15 сентября в Государственном академическом театре оперы и балета им. Абая откроется новый, 78-й по счету театральный сезон. По словам председателя Союза хореографов Казахстана Дюсенбека НАКИПОВА, в ГАТОБ не просто неспокойно – там сложилась критическая ситуация. О закулисных интригах в храме искусства он рассказал в интервью корреспонденту "МК в Казахстане". В прошлом году фигурантом уголовного дела стал гендиректор театра им. Абая Куаныш УРАЗГАЛИЕВ. Вспыли факты, связанные с его деятельностью на предыдущем посту – руководителя филармонии им. Жамбыла. Алматинские финполовцы предъявили Уразгалиеву обвинение в хищении 54 млн. тенге, выделенных на капитальный ремонт здания филармонии в 2007 году. 15 июня этого года Медеуский районный суд Алматы назначил ему наказание – 5 с половиной лет лишения свободы условно и лишил права занимать должности, связанные с распоряжением денежными средствами, сроком на 5 лет. И лишь спустя почти месяц – 12 июля Уразгалиев написал заявление по собственному желанию об уходе из театра. Сейчас, по словам Накипова, в богемных кругах не утихают слухи о возвращении Куаныша Уразгалиева обратно в ГАТОБ в качестве худрука. Сам Дюсенбек Накипов уверен: театр – это сакральное место, и у его руля не может стоять человек с подорванной репутацией. – Официального подтверждения о возвращении Уразгалиева пока нет. Откуда же берутся слухи о его втором пришествии? – Думаю, они рождаются не на пустом месте. Несмотря на серию скандалов, господин Уразгалиев время от времени появляется в театре, и это наводит на мысли о его возвращении. Если это все-таки произойдет, то мнения артистов никто не спросит. У нас уже давно забыли, что коллектив имеет право на творческую волю и собственное видение ситуации. (Кстати, в понедельник мы дозвонились до Куаныша Уразгалиева: он сообщил, что никаких предложений о возвращении ему никто не делал. – О.Х.) – Понятно, что вас как председателя Союза хореографов не может не волновать ситуация в ГАТОБ. Что еще вас связывает с этим театром? – В его репертуаре есть несколько балетов, поставленных по моим либретто: "Триумф Афины", "Время Ре", "Адам". Они шли с успехом, но сейчас появляются на афишах все реже и реже. А вообще как глава Союза хореографов я обязан посещать все театры, где танцуют балет, и курировать хореографию. Я бываю на премьерах, слежу за рабочей обстановкой в коллективах, выслушиваю мнения артистов. Но в последнее время ГАТОБ закрыл передо мной все двери. 19 апреля этого года тележурналисты пригласили меня и на тот момент главного балетмейстера ГАТОБ Рамазана БАПОВА на интервью в здание театра. Но вход нам перекрыли охранники, заявившие: "Вас пускать не велено". При мне секьюрити позвонили заместителю генерального директора Валентину ПАКУ, и он сказал то же самое. Происходящее, по моему мнению, обуславливается двумя причинами: или личной неприязнью ко мне со стороны руководства, или нежеланием создавать благоприятные условия для развития театра. – Что еще вас беспокоит в театре? – Келейность. В мае прошлого года прошла премьера балета "Ромео и Джульетта" на музыку Прокофьева. Его ставил Юрий ГРИГОРОВИЧ, любезно пригласивший меня понаблюдать за репетиционным процессом. Григорович был не в восторге от работы дирижера Армана УРАЗГАЛИЕВА, сына тогдашнего директора театра. И уехал, так и не дождавшись премьеры, со словами: "Я такой оркестр слушать не могу". – Насколько я знаю, в загашниках театрального репертуара лежат ваши либретто, спектакли по которым до сих пор не поставили… – Шесть лет назад мы с композитором Бейбитом ДАЛЬДЕНБАЕВЫМ написали двухактный балет "Фея любви", за который получили премию на республиканском конкурсе крупных музыкальных театральных форм в Астане. Это означало одно: постановка должна появиться в репертуаре. Но – увы. Другой балет на музыку Владимира СТРИГОЦКОГО "Принц трех царств", тоже отмеченный премией на том же конкурсе, постигла та же участь. Эти два произведения так и остались в партитуре. А ведь театр должен обогащаться произведениями отечественных авторов. Да, отрадно, что каждый год в ГАТОБ проходит международный фестиваль оперного и балетного искусства, приглашаются исполнители высочайшего уровня. Я целиком и полностью поддерживаю такие форумы, поскольку мы не должны оставаться в стороне от общемировых культурных процессов. Но при этом не стоит забывать о казахской опере и балете. Я бы на месте организаторов приглашал мировых певцов с одним условием: выучить вокальные партии опер "Биржан и Сара" или "Абай". – В хореографических кругах уже много лет не стихают разговоры о нерешенной проблеме снижения пенсионного возраста артистам балета: мужчины-танцоры, как и остальные трудящиеся, выходят на заслуженный отдых в 63 года, женщины – в 58. Тогда как в общемировой театральной практике служители Терпсихоры оставляют сцену максимум в 40 лет… – Недавно по этому поводу я написал открытое письмо президенту страны. Скоро на канале "Ел Арна" выйдет программа "Пятый угол", где будет обсуждаться эта абсурдная ситуация. "Пенсионная" проблема тянет за собой и другую: задерживается ротация кадров. В штате театра в основном состоят артисты, перешагнувшие 40-летний рубеж. Толком в силу возраста они танцевать не могут. Но и по закону их уволить тоже нельзя. Откуда же тогда брать молодежь? Многие молодые таланты поступают в театр, будучи лауреатами многих конкурсов, но не получают практически никакой социальной поддержки. Они работают за смешную зарплату и не имеют даже крыши над головой, поэтому мы наблюдаем отток молодых талантов за рубеж. В итоге скоро получим регресс балетного искусства. Нам не хватает ни педагогов, ни гримеров, ни других специалистов. Коллективу нужен грамотный руководитель, умеющий ставить вопрос ребром: прямо, жестко, принципиально. В этом смысле пример для меня – худрук Мариинского театра Валерий ГЕРГИЕВ, который не боится стучаться в кабинеты высоких чиновников и добиваться своего. – Чему посвящаете сейчас большую часть своей жизни? – Хореографическому училищу имени Александра Селезнева. Новый учебный год мы встречали со слезами на глазах, потому что 22 июля ушла из жизни директор "Селезневки" Карлыгаш МУРЗАХАНОВА. Это была тяжелая потеря для всех нас. Однако жизнь продолжается. Только в этом году выпускники нашего училища получили все три призовых места на международном конкурсе имени Сержа Лифаря в Донецке, выезжали во Францию и Корею. В прошлом году мы поставили первый детский национальный балет "Ер-Тостик" на музыку Бейбита Дальденбаева. Хореографом была Гульнара АДАМОВА, я – автором либретто. Этот проект состоялся благодаря поддержке Министерства культуры Казахстана. В нынешнем году при содействии фонда первого президента вывезли весь коллектив Алматинского хореографического училища на гастроли в Караганду и Астану. К 20-летию независимости закончим одноактный балет с рабочим названием "Полет бабочек". Ставить его будет художественный руководитель нашего училища – заслуженная артистка Казахстана Майра КАДЫРОВА. Надеемся, что у первого в мире детского театра балета "Орлеу" появится собственный репертуар. Ведь недаром Юрий Григорович назвал "Селезневку" одной из ведущих хореографических школ мира. – Как в июне отметили свой 65-летний юбилей? – В Национальной библиотеке прошел мой творческий вечер. Потом мы небольшой компанией отправились на пикник. А сам себе я подарил свою книгу поэзии под названием "Сирень на закате".
кстати Валентин ПАК, и.о. гендиректора ГАТОБ им. Абая: Зачем он лезет в театральную политику? Интервью Дюсенбека Накипова породило ряд вопросов, которые мы переадресовали и.о. гендиректора ГАТОБ Валентину Паку. – Валентин Сергеевич, Дюсенбек Накипов утверждает, что 19 апреля вы не пустили его в здание театра. Почему так произошло? – Мы пускаем его всегда, когда он идет к нам с благими намерениями. А 19 апреля он пригласил журналистов, чтобы они сделали передачу, направленную против нашего театра. – Почему из репертуара ГАТОБ исчезли балеты "Время Ре" и "Адам"? – Мы сняли их потому, что народ на них не идет, и наполняемость зала очень маленькая. Если ставить все балеты на его либретто, придется закрывать театр. – Как прокомментируете заявление Дюсенбека Накипова о дирижере Армане Уразгалиеве? – Зачем он лезет в театральную политику, в которой совершенно не разбирается? В свое время о Накипове писали как о выдающемся танцоре, но к театру им. Абая Дюсенбек отношения не имеет. Поэтому и не вправе комментировать какие-то события, связанные с ГАТОБ. – Накипов обвинил руководство театра и в том, что вы не поддерживаете молодые таланты… – Мы всегда делаем ставку на молодежь. Жилищные проблемы возникали всегда, и мы старались решить их своими силами. У артистов ГАТОБ есть общежитие – трехкомнатная квартира. Сейчас одна из комнат освободилась, и через неделю мы планируем заселить туда 3–5 молодых артистов балета. А что касается "пенсионного вопроса", то мы также не оставляем его без внимания, обращаемся за поддержкой к правительству. Да и к тому же в нашем театре числится не так много ветеранов. По возможности мы задействуем их в различных постановках. |