NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (январь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (декабрь 2018)








Поиск  
Четверг 21.02.2019 06:49 ast
03:49 msk

Верования разные, а закон един для всех
К.Лама Шариф: Принято считать, что деятельность религиозных объединений отделена от государства. Но практика и опыт взаимодействия с религиозными объединениями и представителями различных конфессий доказали, что в нашей стране недостаточно эффективно применяется правовая регламентация миссионерской деятельности
15.09.2011 / интервью

Глеб ЕГОРОВ, "Казахстанская правда", 14 сентября

Неоднозначная ситуация, сложившаяся в религиозной среде нашей страны, не может оставаться без внимания государства, активно отстаивающего свою политику в области религии. С этой целью и было создано Агентство по делам религий, уполномоченное взаимодействовать с религиозными объединениями и вести разъяснительную работу среди населения. Очень важным, а главное своевременным, стал вопрос принятия закона "О религиозной деятельности и религиозных объединениях", разработчиком которого, кстати, также выступило Агентство по делам религий. О нововведениях, предусмотренных законопроектом, в интервью "Казахстанской правде" рассказал председатель Агентства РК по делам религий Кайрат Лама ШАРИФ.
– Религия в современном мире – действенный фактор социальных отношений, охватывающих все сферы жизнедеятельности общества. Каковы в связи с этим первостепенные задачи?
– Задача первостепенной важности – сохранение казахстанского бренда – межконфессиональной толерантности и согласия. Казахстану уже удалось осуществить синтез западных ценностей и восточных традиций, утвердить постулаты религиозной культуры. Подтверждением тому – праздники Курбан айт и Рождество.
Рассматривая современную религиозную ситуацию в Казахстане, мы можем констатировать, что гражданин Казахстана, причисляя себя к исламу или к другим традиционным конфессиям, выражает не только свою мировоззренческую позицию, но и национальное самосознание.
Как показывает практика, на протяжении последних лет число приверженцев традиционных для Казахстана конфессий больше, чем число верующих. Поэтому вполне очевидным является то, что человек может не считать себя глубоко верующим, но относить себя к той или иной конфессии в силу историко-культурных традиций.
Нам важно понять, что религиозный фактор становится элементом этнической самоидентификации каждого казахстанца. К примеру, на вопрос "Какой религии вы придерживаетесь?" довольно часто отвечают: "Я – русский, значит, православный", "Я – казах, значит, мусульманин". И так далее. Религия чаще всего понимается не только как мировоззрение, но и как часть культурного наследия и образа жизни человека. При этом культурная составляющая религии наиболее близка людям, выросшим в светском обществе.
– Было бы интересно узнать процент­ное соотношение казахстанцев, придерживающихся той или иной религии. Расскажите об этом подробнее.
– В Казахстане насчитывается 4 551 религиозное объединение. Из них 2 815 – исламские, 306 – православные, 1 283 – протестантские, 118 – католические, 25 – иудейские, и буддистские – 4.
По данным исследования, проведенного Институтом политических решений, являющимся независимой аналитической структурой, более 93% казахстанцев относят себя к той или иной религии. При этом ислам исповедуют 64% казахстанцев, приверженность христианству подтверждают 29%, а 6% жителей городов считают себя атеистами.
Среди тех, кто идентифицирует себя с мусульманами, преобладают казахи (94%). К христианской религии относят себя русские (83%). В понимании религиозности большинство опрошенных сошлись во мнении, что первый ее признак – "соблюдение человеческих и морально-этических норм". Этот фактор оказался первостепенным как для мусульман, так и для христиан.
Таким образом, можно констатировать, что разрыв между теми, кто считает себя принадлежащими к той или иной конфессии, и теми, кого можно считать практикующими верующими, посещающими богослужения и соблюдающими религиозные предписания, сохраняется. При этом в активную религиозную жизнь вовлечено относительно небольшое число верующих. Впрочем, эта тенденция типична не только для Казахстана, но и для других стран мира. В значительной степени это связано с темпом современной жизни общества.
– В Казахстане с 1992 года действует Закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях". Чем продиктована необходимость в новом акте?
– Закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях" принят через месяц после провозглашения нашей страной независимости, то есть 15 января 1992 года. Казахстан все двадцать лет своей независимости пропагандирует межрелигиозную, межнациональную толерантность. Позиционирует себя как страна равных возможностей для всех, независимо от национальности и вероисповедания.
Давно принято считать, что деятельность религиозных объединений отделена от государства. Но практика и опыт взаимодействия с религиозными объединениями и представителями различных конфессий доказали, что в нашей стране недостаточно эффективно применяется правовая регламентация миссионерской деятельности.
Это касается и распространения продукции религиозного характера, и лицензирования деятельности духовных учебных заведений, и отсутствия однозначных критериев для юридических лиц, обладающих правом заниматься религиозной практикой.
Опыт, накопленный за два десятилетия, в вопросах межконфессионального согласия, взаимодействия с религиозным сообществом доказал необходимость внесения изменений в закон 1992 года. За время его действия в него вносились изменения семь раз, однако они не имели принципиального характера, а касались отдельных вопросов. Поэтому и возникла необходимость в комплексном совершенствовании законодательства с учетом современной религиозной ситуации в стране.
– Учитывался ли при разработке законопроекта опыт других стран?
– Безусловно. При подготовке законопроекта учтен опыт таких стран, как Россия, Беларусь, Армения, Грузия, Таджикистан, Литва, Дания, Испания, и ряда других европейских стран, также являющихся светскими государствами, как и Казахстан. Анализ законов о религиозных объединениях других стран позволяет сделать вывод о том, что при классификации религиозных объединений Казахстана критерием является количественная составляющая, а для зарубежных стран – статус религиозных объединений, основанный на его историчности для данной страны.
Так, например, в Италии все религии подразделяются на католические и некатолические. В Латвии – на так называемые нетрадиционные религиозные организации и религиозные конфессии. В Литве четко разделены традиционные и нетрадиционные религиозные общины.
В Бельгии также есть классификация признанных и непризнанных религий. В Австрии религиозные организации делятся на религиозные общества, имеющие преференции во взаимодействии с государствами, и ассоциации. Согласно Конституции Швейцарии, каждый кантон сам определяет отношения с религиозными организациями. Как правило, к числу признанных относятся католики. Остальные религиозные организации могут получить указанный статус при выполнении определенных условий.
В Португалии существуют четыре категории религии: церкви и религиозные общины, имеющие корни в этой стране, религиозные корпорации, частные корпорации, незарегистрированные ассоциации. В Словакии религиозные организации делятся на зарегистрированные религиозные группы и гражданские ассоциации. Соответственно, права и обязанности религиозных объединений в этих странах четко регулируются и не предполагают пролонгации.
Согласно нашему законопроекту, религиозным объединениям дается право изменений своего статуса в случае соответствия действующему законодательству. Так, например, местные религиозные объединения в ходе своего развития могут быть преобразованы в региональные или республиканские. Это еще раз подчеркивает демократичную направленность вышеуказанного закона.
– При разработке нового законопроекта "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" особое внимание уделено сохранению баланса общественных и религиозных интересов. И это не единственный важный акцент. Нельзя не заострить внимание и на механизме упорядочивания деятельности религиозных объединений. В чем суть нововведений?
– Хотелось бы в первую очередь отметить, что законопроект направлен на совершенствование законодательства Республики Казахстан о религиозных объединениях. Кроме того, он вводит механизмы упорядочивания деятельности религиозных объединений, а также создает основу для устранения пробелов, имеющихся между нормами права различных нормативных актов.
Другое нововведение законопроекта – определение исторической роли ислама ханафитского мазхаба и православия. Историческая ретроспектива показывает, как канонические заповеди этих двух религиозных направлений сумели дополнить этнические традиции и обычаи человеколюбием и уважением, помогли сохранить этнические корни, завещанные предками.
Особо отмечу, что в новом законопроекте указано, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Незыблемость светскости нашего государства гарантирована Конституцией Республики Казахстан.
Еще одно нововведение законопроекта регламентирует запрет проведения религиозных обрядов и церемоний в зданиях государственных органов, организаций и учреждений, в структуре Вооруженных сил и воинских формирований, правоохранительных органов, других служб, связанных с обеспечением общественной безопасности, защитой жизни и здоровья граждан.
– В новом законопроекте особое место уделено определению статуса религиозных объединений. Какие изменения будут вноситься в нормы, регламентирующие это положение?
– Законопроектом вносится ряд изменений в нормы, регулирующие численность инициаторов создания религиозного объединения. В частности, указаны критерии классификации религиозных объединений. Так, местным религиозным объединением признается религиозное объединение, образованное по инициативе не менее 50 граждан Казахстана, действующее в пределах одной области.
Региональные религиозные объединения будут создаваться по инициативе не менее пятисот граждан Республики Казахстан, являющихся членами двух и более местных религиозных объединений, численностью не менее 250 граждан от каждой из них, которые представляют не менее двух областей.
В свою очередь, республиканским религиозным объединением признается религиозное объединение, образованное по инициативе не менее пяти тысяч верующих граждан нашей страны, представляющих все области, города республиканского значения, столицы Республики Казахстан, численностью не менее трехсот в каждой из них, а также имеющее свои структурные подразделения, филиалы и представительства на всей территории республики.
– Особый интерес в новом документе вызывает религиоведческая экспертиза. В каких случаях она будет проводиться?
– Основанием для проведения религиоведческой экспертизы станет обращение физических и юридических лиц в уполномоченный орган, то есть в Агентство по делам религий, поступление религиозной литературы, иных информационных материалов религиозного содержания в библиотечные фонды учреждений и организаций, а также регистрация миссионеров и религиозных объединений.
Кроме того, религиоведческой экспертизе подлежат ввозимые информационные материалы религиозного содержания, за исключением материалов, предназначенных для личного пользования. При этом объектами религиоведческой экспертизы признано считать учредительные и другие документы религиозного содержания, информационные материалы религиозного содержания и предметы религиозного назначения. Стоит подчеркнуть, что порядок проведения религиоведческой экспертизы определяется Правительством Республики Казахстан, а проводить ее должны ученые-религиоведы, а при необходимости – узкие специалисты из государственных органов.
– В проекте закона закреплено, что государство отделено от религиозных объединений. Значит ли это, что государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений?
– Это означает, что государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, но лишь в тех случаях, когда их деятельность не противоречит законам Республики Казахстан.
В равной степени государство не вмешивается и в определение гражданами, иностранцами и апатридами своего отношения к религии, в процесс воспитания детей родителями, если подобное воспитание не представляет угрозу жизни и здоровью ребенка либо не ущемляет его права.
При этом стоит подчеркнуть, что религиозные объединения и граждане Республики Казахстан, независимо от отношения к религии, равны перед законом. Никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан.
Важно также понимать, что ни одна религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.
Граждане Казахстана вправе придерживаться и распространять как единолично, так и совместно с другими религиозные убеждения, участвовать в деятельности религиозных объединений. При этом руководитель религиозного объединения обязан принимать меры по недопущению вовлечения или участия несовершеннолетних в деятельности религиозного объединения при возражении одного из родителей несовершеннолетнего.
В рассматриваемом законопроекте четко прописано, что деятельность партий на религиозной основе, как и создание религиозных объединений, действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или иными противоправными действиями, категорически запрещается.
Граждане Казахстана, являющиеся священнослужителями, руководителями или членами религиозных объединений, могут участвовать в политической жизни наравне со всеми гражданами нашей страны только от своего имени.
– В новом законопроекте определены статус и порядок регистрации религиозных объединений, определены требования к ввозу и распространению религиозной литературы. Какие еще меры будут приняты для упорядочивания деятельности религиозных объединений?
– В проекте закона уточнены вопросы регистрации религиозных объединений, а именно – указаны сроки, порядок и отказ в регистрации. В то же время в данном документе определен порядок строительства культовых зданий, сооружений, что позволит поставить заслон бесконтрольному строительству таких зданий и решит проблему заброшенных домов молитвы.
Другая, не менее важная мера регулирования деятельности религиозных объединений будет направлена на недопущение деятельности не зарегистрированных религиозных организаций, а также запрет на осуществление миссионерской деятельности лицами, не являющимися представителями религиозных объединений.
Четко прописаны в новом законе и права религиозных объединений, которые могут осуществлять благотворительную деятельность и учреждать благотворительные заведения, в том числе приюты, интернаты и больницы. Однако при осуществлении благотворительности не допускается вовлечение граждан в религиозную деятельность с целью использования материальной зависимости.
– Законопроект "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" нацелен на регулирование деятельности религиозных объединений и позволит исключить пробелы, которые могут возникнуть между нормами различных законодательных актов. Какие еще ожидания вы связываете с принятием этого документа?
– Разработка данного закона, без сомнения, своевременный и действенный шаг на пути развития межконфессионального и межэтнического согласия в казахстанском обществе.
Зарубежная практика показывает, что одним из приоритетных направлений политики государства в сфере отношений с религиозными объединениями является законодательное закрепление статуса традиционных для данной страны религиозных организаций. При этом государство опирается на традиционные религиозные организации в сферах культурного воспитания населения, развития национальных традиций, повышения нравственной правовой культуры. Впрочем, похожими целями, как показывает мировой опыт, руководствуются и многие другие государства, где неоднозначная религиозная ситуация требует совершенствования законодательной базы в вопросах религии.
Так, к примеру, многочисленные конфликты и трагедии в Европе, спровоцированные появлением новых религиозных течений, привели к принятию серьезных мер как на уровне государств (специальные межминистерские комиссии), так и на уровне европейских международных организаций.
Европарламент принял постановление о сектах в Европе от 12 февраля 1996 года, в котором призывает государства-члены проверить эффективность налоговых, уголовных и судебно-процессуальных законов, чтобы предотвратить совершение этими группами противоправных действий. Этот же коллективный документ призывает правительства стран – членов ЕС с осторожностью отнестись к присвоению статуса религиозных объединений сектам и лишать его в случае, если их деятельность связана с преступными деяниями.
Произошли серьезные изменения в правовой базе Японии, где вскоре после событий в токийском метро было ужесточено законодательство, согласно которому религиозные объединения ежегодно должны представлять финансовые документы для проверки. Кроме того, любой человек может обратиться в уполномоченный орган по делам религии с просьбой проверить то или иное религиозное объединение, если посчитает, что ему был нанесен ущерб или есть угроза опасности со стороны религиозной организации.
– Законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан. О каких изменениях идет речь?
– Прежде всего планируется внесение дополнений в Кодекс "О здоровье народа и системе здравоохранения". В частности, предлагается не допускать совершения каких-либо действий или бездействия, а равно совершение религиозных обрядов медицинскими и фармацевтическими работниками при исполнении профессиональных обязанностей, которые могут привести к причинению ущерба жизни и здоровью граждан.
В Закон "О правах ребенка в Республике Казахстан" предлагается внести дополнение касательно недопущения проведения религиозных обрядов и церемоний, а также действий, направленных на распространение вероучений в детских оздоровительных, спортивных организациях досуга, лагерях и санаториях.
Также закреплены меры административной ответственности за нарушение норм Закона "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях. Кроме того, планируется внести изменения и дополнения в законы "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств", "О некоммерческих организациях", "О правах ребенка в Республике Казахстан", "О противодействии экстремизму", "О воинской обязанности и воинской службе", а также в Закон "О лицензировании".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Не ходите по душам в сапогах! 29.09.2011
Аблязову – не отвертеться! 29.09.2011
"Активная деятельность нетрадиционных исламских течений чревата потерей национальной самобытности" 26.09.2011
Машиностроение – барометр развития экономики 26.09.2011
Кредит: без потерь и конфликтов сторон 26.09.2011
ФИИР: важней всего партнерство 21.09.2011
Кто "рулит" в городе? 19.09.2011
Кайрат Жусупов: "Качественные знания – залог успеха" 16.09.2011
Верования разные, а закон един для всех 15.09.2011
Новый Закон "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" даст гарантии свободы вероисповедания 15.09.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
21.02.19 Четверг
73. НАУШИЕВ Танбай
71. СЕРИКОВ Тулеуш
69. СМАГУЛОВ Нурлан
68. ГАЛЬЦОВА Людмила
66. КАКИШЕВ Жандарбек
66. УНГАРБАЕВ Имамадин
63. ЖУСУПОВА Алмагуль
58. АЮБАЕВА Айгуль
58. БОЯРКИН Сергей
58. РАХИМБЕКОВ Буран
55. УНЖАКОВА Ирина
55. ШАМСУТДИНОВ Ринат
53. АДАСБАЕВ Еркин
53. НУРКИНА Айгуль
48. ЖУНУСОВА Ляззат
...>>>
22.02.19 Пятница
78. БАИШЕВ Канат
74. ЕСЕНОВ Ермухамед
74. САГИНДЫКОВА Майко
73. АЙТХОЖИНА Нагима
68. САДЫКОВ Сабит
67. АСАНГАЗЫ Оразкул
66. ПОМИНОВ Юрий
65. АЛДАШОВ Бахтияр
58. МЫНЖАНОВ Кайрат
58. ТАЖИГУЛОВА Альмира
57. КУАТОВ Руслан
57. КУРМАНОВ Жанат
56. ЕСТИБАЕВ Серик
55. АБДУКАРИМОВ Нурлан
55. КУНШЫГАР Алмат
...>>>
23.02.19 Суббота
99. ЖАБАГИН Шакир
76. КУЛАЖАНОВ Куралбек
74. КРУПЕНЕВ Владимир
73. ДЖИЕНБАЕВ Рустем
73. РОМАНОВ Игорь
70. МУСАЕВ Темирхан
69. ЖАНАБАЕВ Габдысамат
68. АЛЬБЕРГЕНОВ Боранбек
67. АУБАКИРОВ Марат
66. КУЛЬЖАНОВ Дюсембек
66. СУЛТАНМУРАТОВ Жунисбек
65. МАШКЕВИЧ Александр
64. ДИКАНБАЕВА Сауле
64. ТУГЕЛ Садыбек
63. ЖАНЕНОВА Галия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz