NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Воскресенье 21.07.2019 11:41 ast
08:41 msk

Новая система правосудия
Депутат Мажилиса Парламента РК, секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, д.ю.н., профессор Светлана Бычкова рассказывает сегодня об особенностях развития отечественной системы ювенальной юстиции
20.10.2011 / интервью

Оксана ДАИРОВА, "Юридическая газета", 19 октября

– Светлана Федоровна, как, по вашему мнению, идет становление системы ювенальной юстиции в Казахстане?
– Наблюдая явный прогресс в направлении становления ювенальной юстиции, следует констатировать, что сделаны только первые шаги, в связи с чем предстоит решение ряда серьезных проблем.
Так, не продолжилась работа по созданию специализированных судов по делам несовершеннолетних на всей территории республики. Нет необходимой преемственности в работе суда и органов, исполняющих судебное решение, поскольку отсутствует служба пробации.
В соответствии с Законом РК "Об адвокатской деятельности" образование юридических, в том числе ювенальных, консультаций относится к компетенции коллегий адвокатов и осуществляется за счет их внутренних ресурсов и возможностей. Поскольку таковыми обладает весьма ограниченное число коллегий адвокатов, вряд ли они смогут содержать ювенальные консультации на всей территории страны.
Не решен вопрос о создании полноценной системы подготовки кадров в области ювенальной юстиции. Единые программы обучения, подготовленные с учетом всех стандартных требований и процедур по всем видам специальностей, используемых в системе ювенальной юстиции, отсутствуют, также, как и квалифицированные и опытные преподаватели.
Важнейшей проблемой развития системы ювенальной юстиции является отсутствие ее неотъемлемого атрибута – института социальных работников. Несмотря на развитие в стране системы специальных социальных услуг, дети, попавшие в орбиту судопроизводства, не отнесены законом к категории лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, поэтому не являются объектами социальной поддержки.
При развитии ювенальной юстиции следует исходить из того, что это не только и не столько ювенальные суды, а новая система правосудия. Поэтому создание новых ювенальных судов в отрыве от необходимой инфраструктуры влечет дискредитацию самой идеи ювенальной юстиции. Ведь сама ее суть состоит в том, что по решению ювенального суда с несовершеннолетним проводится индивидуальная работа по социально-педагогической коррекции его поведения, защите его прав и законных интересов, предупреждению возможности совершения им повторных преступлений.
На сегодня же ювенальный судья, используя весь свой арсенал знаний в области права, работающий совместно со специалистами – психологами, социальными работниками, исследующий личность несовершеннолетнего и условия его жизни и воспитания, проводит судебное следствие, принимает не карательные, а гуманные меры, направленные на наилучшее обеспечение интересов несовершеннолетнего, назначает ему наказание, не связанное с изоляцией от общества, указывает в частном постановлении на необходимость проведения индивидуальной профилактики. Предполагается, что после суда начнется проведение с несовершеннолетним индивидуальной работы, однако на деле несовершеннолетний после ювенального суда оказывается в ведении уголовно-исполнительной системы, которая сейчас пока не может в полной мере реализовать цель правосудия в отношении несовершеннолетних, установленную Пекинскими правилами – способствовать благополучию несовершеннолетнего и его семьи.
С учетом изложенного представляется необходимым провести анализ реальной ситуации в сфере формирования ювенальной юстиции, на основе которого разработать программу дальнейшего ее продвижения, включающую законодательные реформы, создание соответствующей инфраструктуры, обеспечение научного и аналитического сопровождения процесса, и, конечно же, бюджетирование.
– С чем связана актуальность становления системы ювенальной юстиции сегодня?
– Необходимая и последовательно осуществляемая гуманизация уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних в условиях отсутствия специализированных структур, осуществляющих реабилитационные и воспитательные функции в отношении освобожденных от уголовной ответственности и условно осужденных детей, может вскоре обернуться ростом детской преступности, в том числе рецидивной.
– С чем связаны сегодняшние проблемы развития ювенальной юстиции?
– Они связаны, главным образом, с тремя факторами. Во-первых, отсутствие нормативной базы, достаточной для функционирования и развития системы ювенальной юстиции. Предположение о том, что в результате реализации пилотных проектов система ювенальной юстиции образуется, а затем найдет отражение в законе, не оправдалась. Вначале должен быть закон.
Во-вторых, отсутствие уполномоченного органа, непосредственно ответственного за формирование системы ювенальной юстиции. Безусловно, большая работа по координации работы по созданию системы ювенальной юстиции проведена Министерством юстиции РК. Но формирование ее организационных и институциональных основ не в полной мере относится к компетенции указанного министерства.
Для обеспечения гарантий и прав несовершеннолетних, межведомственной координации и контроля за реализацией политики государства в области защиты прав детей в структуре Министерства образования и науки создан Комитет по охране прав детей и его территориальные органы. Однако поскольку ювенальная юстиция на данном этапе представляет собой систему, относящуюся преимущественно к сфере судопроизводства, Комитет вряд ли сможет эффективно координировать весьма специфическую работу по ее созданию.
И наконец отсутствие необходимого финансового обеспечения.
– Что нужно сделать, чтобы решить эти проблемные вопросы?
– Необходимо разработать и принять специальный законодательный акт, комплексно регламентирующий вопросы организации ювенальной юстиции с одновременным изменением и дополнением материального и процессуального права. Следует отразить направление ювенальной юстиции в разрабатываемых Правительством законопроектах по вопросам пробации и национального превентивного механизма. В законах, относящихся к сфере уголовной юстиции, особое внимание следует уделить максимально полной реализации положений, содержащихся в основных международных документах по вопросам ювенальной юстиции.
Кроме того, нужно усовершенствовать деятельность судов. Нужно проанализировать соответствующую правоприменительную практику, поскольку ею не в полной мере восприняты базовые принципы ювенальной юстиции, зафиксированные в международных документах, ратифицированных Казахстаном. Так, несмотря на то, что одним из основных принципов судопроизводства по делам несовершеннолетних является конфиденциальность, что прямо указано в статье 482 УПК, до настоящего времени проводятся выездные показательные заседания суда по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
На сегодня компетенция ювенального судьи заканчивается вынесением решения по делу. Для него не существует возможности контроля эффективности исполнения вынесенного решения и, следовательно, оперативного его пересмотра в случае необходимости. Отсюда следует необходимость реализации в системе ювенальной юстиции принципа, согласно которому исполнение наказаний является завершающим актом правосудия, над которым суд по делам несовершеннолетних осуществляет контроль и юрисдикцию.
Должное внимание нужно уделить вопросам развития инфраструктуры ювенальной юстиции. Для эффективной ее работы необходима служба пробации, которая должна решать в том числе задачу по объединению и координации усилий госорганов, органов местного самоуправления и неправительственных организаций в области ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей. В инфраструктуре ювенальной юстиции особо должна быть выделена служба социальной помощи, поскольку ювенальная юстиция немыслима без социальных работников.
Помимо этого необходимо организовать при высших учебных заведениях педагогического профиля отделения социально-правовой защиты несовершеннолетних для углубленного изучения правовых, медицинских, психологических и других вопросов, относящихся к указанным субъектам, а при высших учебных заведениях юридического профиля – специализированные отделения по подготовке судей, сотрудников правоохранительных органов и адвокатов для органов ювенальной юстиции.
Вопросы ювенальной юстиции должны стать неотъемлемой частью программ повышения квалификации судей, сотрудников правоохранительных органов, адвокатов, психологов и социологов, специализирующихся в области ювенальной юстиции.
В организационном плане целесообразно создание Национального (республиканского) координационного совета по вопросам ювенальной юстиции, состоящего из представителей госорганов, депутатского корпуса, научных учреждений, международных и неправительственных организаций.
В стадии формирования программного документа Совет должен обеспечить широкое и многостороннее обсуждение различных аспектов ювенальной юстиции и выработку оптимальных механизмов их решения. Затем его роль будет заключаться в обеспечении руководства и поддержки мер, предпринимаемых в рамках программы, а также мониторинге результатов по принятым мерам для своевременного выявления возможных вопросов и выработке рекомендаций по их решению.
Образование консультативно-совещательного органа по вопросам ювенальной юстиции не снимает проблемы наличия уполномоченного органа, ответственного за реализацию госполитики в направлении формирования системы специальной правовой охраны несовершеннолетних во всех ее проявлениях.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Узакбай Карабалин: Эра легких открытий нефти прошла 31.10.2011
В конкурентной среде 31.10.2011
Повысить эффективность, улучшить качество исполнения бюджетов 28.10.2011
Митинги о тяжкой судьбе госязыка приносят деятелям политические дивиденды, и не решают существующих проблем 28.10.2011
Дружба навек 27.10.2011
Дуэль с безработицей 26.10.2011
Казахский язык – стагнация продолжается 25.10.2011
Льготный климат для инвестиций 25.10.2011
Новая система правосудия 20.10.2011
Язык без костей 17.10.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
21.07.19 Воскресенье
87. МАЛЯР Иосиф
65. ИБРАЕВ Мурат
62. БИСЕНОВ Кылышбай
61. МАДИКЕНОВ Болат
59. ЖАРМУХАМБЕТОВ Мажит
59. СМИРНОВА Ирина
58. ДЖАНАБЕРГЕНОВ Кайрат
58. ИБАТОВ Марат
58. НУГМАНОВ Серик
57. ЖУМАЕВ Ерахмет
56. ЕСИМОВ Даулетхан
56. САГИНГАЛИЕВ Мухтар
55. МУХАНЖАРОВ Аблай
55. МУХИТОВ Кайрат
54. АБДРАХМАНОВ Мухтар
...>>>
22.07.19 Понедельник
98. ДЖИЕНБАЕВ Султан
90. КОЙБАГАРОВ Болатбек
84. ЛОБОВ Владимир
80. КЕСОГЛУ Лаки
71. МАНКЕЙ Бахитжамал
71. СЕГАЛ Илья
70. ЛАДЫГИН Валерий
70. ПЕРЗАДАЕВ Мурат
69. САУРАН Алихан
67. КУЦ Василий
66. ЕРОФЕЕВА Ирина
65. АУБАКИРОВ Шакен
63. РУСТЕМОВА Гаухар
59. ПЛОТНИКОВ Сергей
57. КОЖАМЖАРОВА Дария
...>>>
23.07.19 Вторник
76. КАЖИБАЕВ Амангельды
73. КЕНЖИН Тулеш
73. ЧЕРДАБАЕВ Магауия
71. БЕКТУРСЫНОВ Ызгарбек
68. ДЕНИНГ Николай
67. ЖУБАНДЫКОВ Серик
66. ЕГИЗБАЕВ Алтынбек
64. САБДЫКОВ Нур
61. БАЗАРБАЕВА Асия
58. БЕГЕШЕВ Ахмет
56. АРЫСТАНОВ Талгат
50. МАЛЫБАЕВ Бакитжан
48. ЛАВРИНЕНКО Элина
47. МАТАЕВ Талгат
46. СЫДЫКОВ Архат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz