Дмитрий ПОПАЗОВ, "Казахстанская правда", 27 октября
Информационная система казначейства Казахстана вновь получила высокие оценки международных экспертов. В конце сентября текущего года в Астане прошел международный семинар "Использование информационных технологий в казначейских операциях". В нашей стране подобная встреча состоялась впервые при поддержке Лидерской группы Казначейского сообщества PEM PAL (Public Expenditure Management Peer Assisted Learning), Комитета Казначейства Министерства финансов РК и офиса Всемирного банка в Астане. Участие в нем приняли представители 23 стран ближнего и дальнего зарубежья. В том числе делегации Албании, Армении, Азербайджана, Беларуси, Боснии и Герцеговины, Грузии, Кыргызстана, Македонии, Молдовы, России, Сербии, Таджикистана, Турции, Украины, Хорватии, Южной Кореи, Франции, Германии, Дании, Великобритании, Словении, Австралии, Кении. Об итогах семинара и перспективах совершенствования отечественной системы казначейства в интервью "КП" рассказал министр финансов Болат Жамишев. – Прежде всего хотелось бы узнать, что представляет собой организация PEM PAL? – PEM PAL (Public Expenditure Management Peer Assisted Learning) дословно переводится как сообщество профессионалов по взаимному изучению и обмену опытом в управлении государственными финансами. Организация была создана в 2005 году по инициативе Всемирного банка и призвана развивать сотрудничество и обмен опытом в области управления государственными финансами среди стран Центральной Азии и Центральной и Восточной Европы. В настоящее время в рамках организации действуют три практикующих сообщества: бюджетное, казначейское и сообщество по внутреннему аудиту. – Чем было вызвано проведение семинара столь высокого уровня в Астане, и где проводились подобные встречи раньше? – Одним из направлений, представляющих наибольший интерес для обсуждения в рамках Казначейского сообщества PEM PAL, является использование информационных технологий в казначейских системах стран-участниц. Внедрение современных информационных систем в казначействах стран PEM PAL, использование этих технологий в продвижении различных реформ в области управления государственными финансами, а также вопросы взаимодействия таких систем с другими информационными системами, используемыми органами публичной власти, представляют актуальный интерес для всех членов Казначейского сообщества. Казначейское сообщество ранее имело уже ряд встреч, в ходе которых обсуждались вопросы использования информационных технологий в казначейских операциях. Последняя из них, полноформатный семинар, проходила в мае 2010 года в Кишиневе. На семинаре обсуждался широкий спектр технических вопросов, в том числе использование цифровой подписи в казначейских операциях. По результатам дискуссий в ходе кишиневского семинара и с целью дальнейшего изучения тематики использования информационных систем в казначействах в Плане деятельности Казначейского сообщества на период 2010–2012 годов было предусмотрено проведение еще одного пленарного семинара сообщества по такой тематике. Интерес к дополнительным обсуждениям был еще раз подтвержден в ходе заседания Лидерской группы Казначейского сообщества, состоявшегося в апреле текущего года в Любляне. Там было принято решение провести семинар, посвященный теме использования информационных систем, в конце сентября 2011 года в Астане. – На семинаре было отмечено, что он впервые стал столь представительным. Свою роль здесь, наверное, сыграла повестка дня? – Действительно, участие в международном семинаре "Использование информационных технологий в казначейских операциях" впервые приняло более 70 человек из 23 стран ближнего и дальнего зарубежья. Главной целью встречи было предоставление казначейским специалистам из стран – членов КС возможности обмена опытом в области внедрения хорошо развитых современных информационных систем. Они должны обеспечить не только повышенный уровень автоматизации операций, осуществляемых в казначействах, но и способствовать продвижению различных реформ, внедряемых в публичных финансах, в том числе реформе бухгалтерского учета и отчетности в публичном секторе, развитии внутреннего контроля. В ходе семинара участники имели возможность ознакомиться со спецификой казначейской системы Казахстана, информационной системой, используемой в казначействе нашей страны, а также с центром обучения специалистов в области государственных финансов Министерства финансов Казахстана. Программа семинара была структурирована согласно вопросам, выбранным лидерами Казначейского сообщества в ходе нескольких обсуждений. Это интеграция казначейских систем с внешними информационными системами, переход от казначейских систем к интегрированным информационным системам в области управления государственными финансами, вопросы обеспечения информационной безопасности, возникающие при обмене данными с внешними системами, а также надежность и целостность публичных финансовых баз данных. Кроме того, управление пользователями, разграничение доступа различных категорий пользователей информационных систем, расширение существующих возможностей казначейских информационных систем посредством web-доступа к внешним системам, вопросы обеспечения информационной безопасности, сопутствующие данной интеграции; области автоматизации текущего контроля в казначействах, включая решения по обеспечению безопасности и предупреждения финансовых нарушений и преступлений; возможности, предоставляемые информационными системами, в области оценки рисков. – На семинаре международные эксперты высоко отзывались об уровне информационной системы казначейства Казахстана. С чего все начиналось? – В 1996 году Правительство провело переговоры с международными организациями, и было подписано Соглашение о займе с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), который выделил средства на закуп оборудования и программного продукта. В 1999 году Комитет казначейства Министерства финансов РК приступил к реализации проекта "Модернизация казначейства", а в марте 2001 года – к внедрению интегрированной информационной системы казначейства (ИИСК) на территории Республики Казахстан. С 2004 года ИИСК успешно функционирует на всей территории страны. Все территориальные подразделения Казначейства РК работают в единой информационной среде, обеспечивая исполнение республиканского бюджета и кассовое обслуживание местных бюджетов. Проект был внедрен в 205 офисах (центральный аппарат Комитета казначейства и территориальные органы казначейства). Процесс исполнения бюджета включает следующие функциональные модули ИИСК: Главная книга, Управление наличностью, Управление поступлениями в бюджет, Управление и контроль обязательств, Банковский системный интерфейс, Учет операций в иностранной валюте, Управление платежами. Проект получил высокую оценку экспертов МВФ, МБРР и руководителей проектов из стран СНГ, Китая, Словакии, Палестины, Монголии. Модернизация системы казначейства признана уникальной моделью и рекомендована как потенциальная модель для возможности распространения опыта Казахстана среди других стран. В сентябре 2005 года Министерству финансов РК за успешную реализацию проекта вручены медаль и сертификат "Программы компьютерного мира за достижение XXI века" от Всемирного фонда по присвоению наград в области компьютерных технологий. Всемирным банком в 2007 году проведен анализ деятельности казначейств среди стран Центральной и Восточной Европы и Азии. Анализ проводился по многим параметрам, в результате дана высокая оценка Казначейству Казахстана. По мнению экспертов Всемирного банка, Казначейство Казахстана занимает второе место, уступив только Турции. – В рамках совершенствования Казначейской системы в 2008 году начат этап создания электронного документооборота с государственными учреждениями "Казначейство – клиент". Насколько далеко продвинулись в этом процессе? – "Казначейство – клиент" создано для автоматизации функции казначейства по приему и дальнейшей обработке в ИИСК финансовых документов, предоставленных клиентом (государственные учреждения, администраторы бюджетных программ, уполномоченные государственные органы и бюджетные организации). В 2008 году в рамках создания ИС "Казначейство – клиент" реализован один бизнес-процесс по проведению счета к оплате и начата опытная эксплуатация. В 2010-м система прошла этап модернизации, были реализованы еще 7 бизнес-процессов (Платежное поручение, Заявка на регистрацию ГПС, Планы и справки, Проведение операций в иностранной валюте, Заявка на ввод поставщика, Подписание форм ЭЦП, Аутентификация и регистрация нового пользователя) и модуль "Отчетность". С 31 мая текущего года система электронного документооборота "Казначейство – клиент" была введена в опытную эксплуатацию в пилотной зоне (городах Астане, Алматы, Акмолинской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской областях). Департаментами казначейства проведены семинары-совещания с государственными учреждениями по вопросам взаимодействия органов казначейства и государственных учреждений в опытной эксплуатации новых бизнес-процессов информационной системы "Казначейство – клиент", освещены вопросы безопасности работы в системе. Всем государственным учреждениям предоставлены руководства пользователя. На 1 октября текущего года в департаментах казначейства по городам Астане, Алматы, Акмолинской, Карагандинской, Костанайской областях к информационной системе "Казначейство – клиент" подключено 357 государственных учреждений. Планируется, что в результате запуска ИС "Казначейство – клиент" начиная с 2011 года будет обеспечено дистанционное обслуживание государственных учреждений, что значительно повысит эффективность работы органов казначейства при взаимодействии с государственными учреждениями и, соответственно, улучшит качество исполнения бюджетов. Так, перед Комитетом казначейства поставлена цель по повышению уровня своевременного проведения финансовых операций, достижению максимальной стабильности при увеличении нагрузки на систему с увеличением пользователей, расширению функциональности ИИСК, повышению эффективности взаимодействия казначейства с государственными учреждениями и администраторами бюджетных программ, при этом предоставляя государственным органам и руководству страны возможность самостоятельного получения актуальной, достоверной, точной информации о финансовом балансе страны. |