NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 23.04.2024 14:13 ast
12:13 msk

Модернизация Закона РК "Об образовании" – это требование времени
Принятие в октябре этого года Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "Об образовании" направлено на дальнейшее совершенствование системы образования, повышение его качества и расширение доступности
15.12.2011 / интервью

Нурлыбай ОМАРОВ, "Юридическая газета", 14 декабря

О наиболее принципиальных нововведениях в данной сфере – интервью с министром образования и науки РК Бакытжаном ЖУМАГУЛОВЫМ.
– Бакытжан Турсынович, в конце прошлого года лично по вашей инициативе была принята Государственная программа развития образования на 2011 – 2020 годы. В начале 2011 года утвержден новый Закон РК "О науке". И вот теперь принята новая редакция Закона РК "Об образовании". Какой вы видите главную цель обновления данного закона?
– Думаю, здесь можно выделить две цели – стратегическую и, условно говоря, тактическую. Вы знаете, что с первых дней независимости страны, которой в этом году исполняется 20 лет, Глава государства в качестве одной из главных стратегических линий построения нового Казахстана избрал развитие человеческого капитала. Недавно им поставлена и гораздо более масштабная задача – формирование интеллектуальной нации, где три базовых аспекта – образование, наука, инновации. Именно образованию посвящен один из первых законов страны – Закон "Об образовании", принятый в 1992 году, где закреплялась приоритетность данной сферы и ее исключительная значимость для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала государства. За прошедшие годы сделано многое. Уже в 1993 году по инициативе Президента страны была запущена уникальная в мировой практике программа "Болашақ" для обучения талантливой казахстанской молодежи в лучших университетах мира. Создана сеть школ для одаренных детей. Реализованы две масштабных государственных программы развития образования. Выстроена принципиально новая институциональная структура подготовки кадров, соответствующая современной международной практике. Страна уверенно интегрируется в мировое научно-образовательное пространство, Казахстан присоединился к Болонскому процессу. Здесь мы безусловные лидеры среди центрально-азиат­ских стран. Высшая школа перешла на трехуровневую модель подготовки "бакалавр – магистр – доктор философии (PhD)". Внедрена кредитная технология обучения, вузовские программы аккредитуются на международном уровне. То есть образование модернизируется в таком же высоком темпе, как развивается весь Казахстан, который международными экспертами признан вошедшим в тройку лидеров самых быстро развивающихся рынков мира.
А такое стратегическое продвижение требует перманентной модернизации и законодательной базы образования, приведения ее в соответствие с достигнутым уровнем и новыми задачами развития страны. Особенно в свете столь системной инициативы Главы государства, как Государст­венная программа форсированного индустриально-инновационного развития, в корне меняющая направленность и структуру экономики и требующая по-новому подготовленных кадров всех уровней. Это первая, стратегическая, цель принятия нового закона. Вторая цель связана с принятием новой Госпрограммы развития образования на 2011-2020 годы, поставившей во главу угла прин­ципиально новые цели достижения нового качества образования – от дошкольного воспитания до высшего и послевузовского образования. Кроме того, за истекший год выдвинут и реализуется целый ряд новых инициатив, также затрагивающих важнейшие основы развития системы образования. Выполнение этих задач также требует соответствующей модернизации законодательства, и эту цель можно назвать тактической.
– Поясните, пожалуйста, о каких наиболее важных изменениях идет речь?
– К примеру, об изменении подходов к финансированию. То, что оно растет высокими темпами и уверенно приближается к международным нормам, рекомендованным ЮНЕСКО для развитых стран, очень хорошо. Но необходимо и структурное совершенствование. С этой целью нами обоснован переход на подушевое финансирование для всех уровней обучения, начиная с детских садов. Такой подход поможет не только обеспечить более высокое качество работы организаций образования, но и выровнять возможности доступа населения к качественной подготовке, инициировать механизмы государственно-частного партнерства.
Еще один аспект – новая система подготовки и переподготовки педагогов, которую мы начали формировать в нынешнем году. Она ориентирована на системный рост авторитета, социальной роли и квалификации учителей страны. Третий аспект – создание "точек качественного роста" всей системы образования на основе интеграции лучшего мирового опыта и базовых задач развития казахстанской экономики и общества. Уже реализован уникальный проект Назарбаев Университета, который становится ориентиром для подъема уровня всей нашей высшей школы, для чего разработана новая система классификации вузов. В прошедшем году для данного университета принята особая законодательная база, которая позволит ему функционировать в режиме лучших вузов планеты. Аналогичную роль в среднем образовании играют Назарбаев Интеллектуальные школы. Наконец, за прошедший год мы сформировали принципиально новые подходы к развитию технического и профессионального образования (ТиПО) – уже создан Национальный совет с участием ведущих работодателей и бизнес-ассоциаций, начали работу отраслевые и региональные советы. На апробированных мировой практикой принципах создается холдинг "Кәсіпқор", который станет ядром модернизации системы ТиПО. В среднем образовании – это переход на 12-летнее обучение, введение централизованной вертикали контроля качества образования, которую мы уже начали в этом году формировать, существенно повышенные требования к школьным учебникам, и многие другие. Все это нашло законодательную поддержку в новом законе.
– Сегодня выпускники вузов неоднозначно относятся к введению обязательного трудоустройства медиков и педагогов, обучавшихся по государственному образовательному заказу. Не противоречит ли это новшество принципам отбора специалистов в конкурентной среде?
– Прежде всего, хочу напомнить, что предоставление нашим молодым гражданам возможности получить бесплатное для них высшее образование – не единственная задача государственного заказа. Главная его цель – обеспечить экономику и общество необходимым количеством квалифицированных специалистов конкретных направлений. И естественно, что государство заинтересовано, чтобы они работали по полученной специальности. Но в ряде сфер такая цель достигается не полностью. К примеру, ежегодно из стен вузов выходят десятки тысяч молодых людей, получивших педагогические специальности. Но большая их часть идет работать куда угодно, но не в педагогику. А в дошкольных учреждениях, школах, профессионально-технических заведениях имеется острая нехватка указанных специалистов, и их привлечение из конкурентной среды такую нехватку не закрывает. Получается, что госзаказ свою главную функцию не выполняет. Для исправления такой ситуации ранее уже предусматривалась отработка выпускников, обучившихся по государственному заказу в пределах сельской квоты по педагогическим и медицинским специальностям. И такая мера дала положительный эффект. Теперь она распространена на всех студентов, получивших по госзаказу данные специальности, по которым молодые люди должны будут отработать не менее трех лет. А специалисты, направленные на работу в сельскую местность, получат законодательно установленные социальные гарантии.
– В чем особенности программы академической мобильности обучающихся и профессорско-преподавательского состава?
– Академическая мобильность студентов и преподавателей является одним из основных прин­ципов Болонской Декларации. Она дает возможность обучающимся и преподавателям-исследователям в течение семестра или учебного года пройти обучение или проводить исследования в другом вузе внутри страны или за рубежом. По завершении обучения освоенные образовательные программы студенту обязательно перезачитываются в своем высшем учебном заведении. Такая мобильность в мировом образовательном пространстве выполняет очень важные функции. Во-первых, обеспечивает сопоставимость вузовских программ в разных странах, а значит, единый образовательный уровень и конкурентоспособность специалистов. Во-вторых, открывает новые возможности формирования индивидуальной траектории обучения и расширения возможностей трудоустройства будущих специалистов. В-третьих, способствует повышению уровня профессионализма педагогов и качества научных исследований с возможностью их проведения на самой передовой материально-технической базе в любой точке планеты.
Все это вместе взятое является важным механизмом интеграции в мировую систему, и с этого года он будет поддерживаться государством, причем не только на законодательном уровне, но и за счет государственных средств. Это пока уникальный подход среди стран СНГ, да и на общемировом уровне является новацией. Думаю, уже скоро многие наши студенты региональных вузов смогут за счет государственного финансирования проходить такое временное обучение в национальных университетах, а лучшие студенты ведущих вузов страны – за рубежом. Это относится и к молодым ученым и преподавателям, которые таким образом смогут повышать свой профессиональный уровень. На это уже взят ориентир, к примеру, в международной программе "Болашак". То есть, академическая мобильность уверенно входит в нашу систему образования.
– Бакытжан Турсынович, ранее в нашей республике существовала государственная аттестация и аккредитация вузов. В новом законе оставлена только аккредитация. Это просто механическое сокращение или же имеются принципиальные отличия?
– Здесь обе эти процедуры направлены на обеспечение должного качества высшего образования, но между ними есть существенные отличия. Аттестация осуществляется уполномоченным госорганом по проверке осуществления образовательной деятельности вузом в соответствии с государственными образовательными стандартами и является обязательной процедурой. Такой инструмент применяется в настоящее время лишь в постсоветских государствах. В соответствии с взятым курсом на предоставление казахстанским вузам большей самостоятельности и в связи с поручением Главы государства о сокращении контрольно-надзорных функций Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы предусматривает сокращение данного вида госконтроля к 2015 году. Аккредитация носит менее формализованный характер. Данная процедура построена не только на соответствии установленным стандартам. Важную роль здесь играют мнения преподавателей и студентов об удовлетворенности условиями работы и учебы. Также немаловажно мнение работодателей о профессиональной пригодности выпускников. Поэтому аккредитация позволяет более эффективно оценить деятельность вуза. Именно такая система действует в развитых странах, и она является важной составной частью международной системы обеспечения качества образования. Осуществляют ее независимые аккредитационные агентства. Есть два вида аккредитации: институциональная (когда аккредитацию проходит вуз в целом) и специализированная (по отдельным специальностям). Прохождение аккредитации повышает конкурентоспособность вузов, их признание в стране и за рубежом.
Новый закон открывает перед отечественной аккредитацией широкие возможности, что позволит еще более эффективно интегрироваться в мировое образовательное пространство и повышать качество подготовки специалистов. Сейчас министерство прорабатывает для этого все необходимые нормативные акты. В Казахстане будет созданы соответствующие аккредитационные органы и их Национальный реестр. Вузы, прошедшие в них аккредитацию, будут вправе выдавать гражданам документы об образовании собственного образца. Кроме этого вузы могут проходить на добровольной основе международную аккредитацию, что позволит выпускникам этих вузов быть конкурентоспособными на международных рынках труда.
– В республике отказались от старой системы подготовки кандидатов и докторов наук и перешли на подготовку докторов философии (PhD). Теперь речь идет уже и о целевой подготовке докторов PhD. В чем ее особенности?
– Законом впервые в нашей стране вводится механизм целевой подготовки докторов PhD для региональных высших учебных заведений и научных организаций. Реализован он будет следующим образом. Министерством на конкурсной основе будут определяться базовые вузы для размещения соответствующего государственного заказа. Конкурс на выделяемые места будет проводиться отдельно, вне общего конкурса, только среди претендентов на целевую подготовку. При этом с каждым докторантом, поступившим на такую подготовку, будет заключен трехсторонний договор "базовый вуз – направивший вуз или научная организация – докторант". По завершении обучения докторант обязуется отработать в направившем высшем учебном заведении или научной организации не менее 3-х лет.
– Затронуты ли в новом Законе проблемы малокомплектных школ?
– Данная проблема очень актуальна. Сейчас в стране 56 процентов от общего числа школ являются малокомплектными. Но ведь мы должны предоставлять качественное образование всем детям независимо от места жительства и нахождения школы. Теперь в законодательстве предусмотрена новая форма организации учебного процесса в МКШ через опорные школы (ресурсные центры). Такая школа является, как определено в законе, организацией общего среднего образования, на базе которой консолидируются образовательные ресурсы близлежащих малокомплектных школ. Здесь будут проводиться краткосрочные сессионные занятия, промежуточная и итоговая аттестация учеников. Обучающиеся получат возможность выбора курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения согласно их интересам. Таким образом, мы не только обеспечим лучший доступ к качественному образованию, но и создадим базу для перехода на 12-летнее обучение. За период с 2011 по 2015 годы будут созданы 160 опорных школ.
– В связи с чем в новый закон введены такие понятия, как "апробация" и "мониторинг" учебников и учебно-методических комплексов?
– Вы знаете, что в последние годы много нареканий высказывалось по поводу низкого качества учебников. Поэтому мы провели самый тщательный анализ нормативных документов, газетных публикаций, выступлений парламентариев, педагогической и родительской общественности. Результаты высветили ряд негативных сторон данной проблемы, и мы принимаем для ее разрешения самые серьезные меры. В частности, вводим гораздо более жесткую, чем раньше, систему разработки, экспертизы, рекомендации и издания учебников. И очень важный вопрос – их практическая апробация в реальном учебном процессе. До последнего времени данному вопросу уделялось неоправданно мало внимания, апробация проводилась только в отношении пробных учебников для 12-летней школы. Теперь в соответствии с законом она распространяется на все новые учебники. Без положительного опыта их использования в школах ни один учебник не сможет получить рекомендацию для широкого использования. Мы считаем это одним из важных каналов реального участия педагогического сообщества страны в управлении качеством обучения. И естественно, нужен постоянный мониторинг как самой апробации учебников, так и их дальнейшего использования. Он также предусмотрен новым законом.
– Обязательно ли новым организациям образования, прошедшим государственную регистрацию, получать лицензии?
– В соответствии с дополнением к статье 40 нового закона, после регистрации вновь созданным организациям образования необходимо получить лицензию на образовательную деятельность в течение шести месяцев. В противном случае такая организация ликвидируется в судебном порядке.
– Почему отменен промежуточный государственный контроль и выполнил ли он свою задачу? В чем принципиальное отличие внешней оценки учебных достижений, введенной вместо такого контроля?
– Промежуточный государственный контроль (ПГК) был введен в 2004 году в связи с принятием Государственной программы развития образования в РК на 2005-2010 годы. Он являлся одним из видов государственного контроля и проводился в организациях среднего образования в 4 и 9 классах, а также на втором (третьем) курсе вузов. Если организация образования не набирала минимального результата, определенного министерством, то она подвергалась внеочередной государственной аттестации. Такой контроль сыграл определенную положительную роль и свою задачу выполнил. Теперь в соответствии с новым законом вместо ПГК вводится иной вид контроля – внешняя оценка учебных достижений (ВОУД). Она осуществляется уполномоченным органом и реализуется в основной школе – с целью определения дальнейшей траектории обучения; в профильной школе – с целью оценивания уровня учебных достижений; в высшем образовании (на 4 курсе) – выборочно, с целью мониторинга освоения учебной программы по направлениям обучения. По результатам будут публиковаться ежегодные областные доклады о состоянии и развитии системы образования, определяться рейтинг организаций образования.
Принципиальное отличие ВОУД от ПГК в отказе от правовых последствий в отношении организаций образования. Упор будет делаться на широкое информирование потенциальных учащихся, студентов, родительской общественности о качестве предоставления образовательных услуг в каждой организации образования. Тем самым организации, не обеспечивающие достаточный уровень подготовки, будут вынуждены либо принимать экстренные меры к исправлению ситуации, либо уходить из рынка образовательных услуг.
– Вы упомянули введение централизованной вертикали контроля качества среднего образования. Разве государственный контроль в этой сфере не велся? В связи с чем поставлена подобная задача?
– Эта задача поставлена Главой государства 17 апреля 2011 года на совещании с членами Правительства и акимами областей и касается всех ступеней образования. До этого такая система действовала только в высшем образовании. Теперь она распространяется на средние школы и профессионально-техническое обучение. Предоставление образовательных услуг в двух последних сферах у нас относится к компетенции местных исполнительных органов. Это полностью соответствует мировой практике, где идет интенсивная децентрализация образовательных систем, с передачей многих полномочий муниципальным органам и самим организациям образования. Однако в таких развитых государствах, как Швеция, Великобритания, Франция, Япония, Финляндия и многих других, одновременно с этим сохраняется жестко централизованный непрерывный контроль качества образования со стороны государства. Он реализуется министерствами образования и центральными органами, имеющими региональные подразделения. Этим самым обеспечивается высокий общенациональный уровень качества образования.
У нас же до последнего времени вопросы такого контроля также были отнесены к ведению местных органов. Теперь мы переходим на централизованную систему, которая обеспечит единство подходов и требований в этом социально важном деле. С этой целью постановлением Правительства Республики Казахстан созданы региональные структуры Комитета по контролю в сфере образования и науки – департаменты в каждом областном центре. Среди их основных функций – вопросы госконтроля, лицензирования, аттестации, независимого мониторинга качества образования. Определены их структура и штатная численность. Сейчас завершаем формирование штата, решаем вопросы организационного, материально-технического характера. Департаменты будут работать в тесном взаимодействии с местными органами, педагогической и родительской общественностью. Уверен, что данная система, как и другие принципиальные новации в Законе "О науке", внесет важный вклад в обеспечение нового качества обучения наших молодых граждан. А значит, и в достижение масштабной цели, поставленной Президентом страны – формирование в Казахстане интеллектуальной нации.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Лженаука и жизнь 23.12.2011
Модернизация Закона РК "Об образовании" – это требование времени 15.12.2011
"Моя мечта – поднять нефтяную науку на мировой уровень" 15.12.2011
"Я не вижу смысла в смене правительства" 14.12.2011
Олжас Сулейменов: "Пестрые обложки книг – как газеты для малограмотных…" 13.12.2011
Асет Исекешев: Инновационным должно стать мышление 09.12.2011
Успех казахстанских реформ в том, что была очень высокой готовность населения их воспринимать 08.12.2011
Второго Назарбаева не будет 02.12.2011
В подземный жол не миллиард ушел 28.11.2011
"Попытка доминирования остановит интеграцию" 24.11.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.04.24 Вторник
88. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
66. БАЛЖАНОВ Аскар
65. ИРСАЛИЕВ Серик
64. УМУРЗАКОВ Берик
63. АЛИАСКАРОВ Турысбек
63. НУРМАГАНБЕТОВ Дулат
62. СМАГУЛОВ Мейрам
61. БАБАЕВ Ислам
60. АРИПБАЕВ Нурлан
58. КЕСЕБАЕВА Балаим
58. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
53. КАРИМБАЕВ Даулет
52. БЕГИМБЕТОВ Ергали
41. МАХАЕВ Дастан
40. САДЫКОВ Рамазан
...>>>
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz