NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 13:44 ast
11:44 msk

Идрис Карсакбаев: "Мы на работе всегда горели!"
"Беру трубку и слышу: "Здравствуйте, это Димаш Ахмедович Кунаев". Я удивился, а он продолжает: "В пять часов вечера приглашаю вас к себе, надо поговорить…"
06.01.2012 / интервью

Галина Леонова, "Известия-Казахстан", 6 января

Он родился в поселке Боровское Кустанайской области в 1932 году. Отец Идриса был номенклатурным работником, поэтому семья по зову партии часто переезжала с места на место. В городе Гурьеве, например, подросток посещал кружок ИЗО во Дворце нефтяников, а вообще рисованием увлекся еще в классе пятом, часто оформлял школьные стенгазеты. Его рисунки попали на республиканскую выставку юных дарований в Алма-Ате, где на Карсакбаева уже обратили внимание и порекомендовали поступить в театрально-художественное училище столицы, что он и сделал в 1947 году. Там, кстати, учились многие будущие кинематографисты Казахстана.
Но на творческую стезю Идрис Карсакбаев ступил чуть позже – после небольшого зигзага судьбы. Практически всю жизнь он посвятил кинематографу, приложив свою руку в буквальном смысле слова как художник-постановщик больше чем к 20 картинам. Некоторые из них по праву вошли в золотой фонд "Казахфильма": "За нами – Москва", "Путешествие в детство", "Транссибирский экспресс". Во время очередной нашей встречи мы вспомнили и о фильмах, и о режиссерах, с которыми работал мастер. Правда, первый мой вопрос касался того самого поворота: как же молодой человек, работавший в Лениногорске, вдруг решил связать свою судьбу с кино? Только Идрис Есенгалиевич повернул разговор в иное русло, вспомнив об одном любопытном факте...
– Начнем с другого. Однажды в Доме кино мы суетились по поводу празднования юбилея Александра Семеновича Федулина, десять лет руководившего Госкино Казахстана. Тогда я уже вышел на пенсию и был председателем Совета ветеранов в Союзе кинематографистов. Вдруг звонок, секретарь сообщает, что какой-то мужчина просит меня подойти к телефону. Беру трубку и слышу: "Здравствуйте, это Димаш Ахмедович Кунаев". Я удивился, а он продолжает: "В пять часов вечера приглашаю вас к себе, надо поговорить по поводу республиканского Совета ветеранов". Но тут же ему возражаю: "Я никак не могу, Димаш Ахмедович!". Мои волосы стали дыбом подниматься от собственной дерзости: такой уважаемый человек звонит мне, а я, видите ли, не могу – дела важные решаю! Он промолчал, но я объяснил: "Сегодня у нас чествуют Федулина". – "Тогда завтра утром в девять я вас жду. А Александру Семеновичу передайте мой огромный привет и поздравления с 80-летием". Федулин был тронут его вниманием, юбилей прошел замечательно...
На следующее утро я пришел домой к Кунаеву. Мы часа три беседовали на разные темы, даже вспомнили художника Китаева, писавшего портрет Димаша Ахмедовича. У меня с собой была книга Кунаева в мягком переплете. Перед уходом я попросил его поставить автограф, заметив: "В ней сказано, что вы работали на Лениногорском руднике, где трудился и я тоже – слесарем-подземщиком седьмого разряда". Он удивился еще больше, когда я назвал фамилию директора Риддерского рудника Тусеева: "О, ты и его знаешь?!". Улыбаясь, Димаш Ахмедович сделал надпись на книге с теплыми словами. Это было 16 августа 1993 года. "Я уеду, а в начале сентября, когда вернусь в Алма-Ату, мы встретимся. Я сам тебя найду", – сказал на прощание Кунаев. Но через неделю его не стало...
– Так как все же вы в кино попали?
– Меня только оформили слесарем, на самом же деле я работал художником рудоуправления. А до этого в Баку почти пять лет отслужил в армии. Вся наглядная агитация авиационного полка была, естественно, на мне. В Лениногорске я тоже был активистом, поэтому через пару лет стал уже работником идеологического фронта в райкоме комсомола. А потом вдруг номенклатурные товарищи из горкома партии заявили: "Карсакбаев, мы хотим вас рекомендовать на должность освобожденного секретаря комитета комсомола в Алтайшахтстрой". Говорю: "Я должен с отцом посоветоваться". Пришел домой, объяснил ситуацию и услышал от папы: "Знаешь, всю жизнь я был на комсомольско-партийной работе. А у тебя есть богом данный талант и профессия художника. Пока я жив – занимайся своим делом!". На следующий день секретарю горкома партии я сообщил, что после разговора с отцом решил все же продолжить учебу в вузе. Надо мной стали хохотать...
– Дескать, смешно от теплого места отказываться?
– И это тоже. Но подтрунивали над тем, что я собрался в Москву – во ВГИК поступать! Кстати, еще до армии я мечтал там учиться. Да и пример был: художники Сахи Романов, Айша Галимбаева окончили постановочный факультет киноинститута. Приехал я в Алма-Ату на полгода, чтобы наконец забрать диплом из училища. А киностудия как раз набирала молодежь для учебы во ВГИКе. Нас 17 человек и отправили на разные факультеты, художников было где-то 5-7. Конкурс большой: на наш факульт поступало 200 абитуриентов, а мест всего 12! Из Казахстана остались двое: Тихоненко и я. Мы учились на одном потоке с Колей Губенко, Болотом Шамшиевым, Сергеем Никоненко, Ларисой Лужиной…
– Ваша трудовая жизнь на "Казахфильме" началась с должности ассистента художника на картинах "Чинара на скале" и "Крылья песни".
– Поначалу после ВГИКа мы были на подхвате: отвечали и за костюмы, и за декорации. Меня пригласили на "Киргизфильм", где я проработал год с зарплатой 71 рубль. Это большие деньги были! Потом вернулся в Алма-Ату.
– И первым вашим большим проектом сразу стал серьезный фильм Мажита Бегалина "За нами – Москва".
– Он был сложно-постановочным: всевозможные окопы, блиндажи, танки и все прочее. Поэтому мы работали вдвоем с художником Виктором Ледневым. Вместе с режиссером выстраивали каждый кадр, мизансцены. У нас с Бегалиным сложились приятельские отношения, в нем не было фанфаронства.
– В общем – подружились, иначе он не позвал бы вас вновь поработать на последнем его фильме "Степные раскаты" ("Уральск в огне").
– Конечно. Но до этого мы встретились еще на одной картине о войне: он был худруком "Лесной баллады", ставили ее Нурмухан Жантурин и Цой Гук Ин. А "Уральск в огне" долгие годы пролежал "на полке". Этот фильм о революционной поре оказался под пристальным вниманием главного политического управления, сам генерал Волкогонов курировал картину. Консультантом же был генерал армии Лучинский, который постоянно лез в творческие дела. Мажит с ним страшно ругался! Идеологи смотрели фильм, нареканий много было, вот и решили не выпускать его в прокат. А ведь на картину много средств ушло! Тачанки, фаэтоны, всю амуницию, костюмы мы собирали по крохам в Харькове, Баку, Москве...
– Получается, два фильма из вашего творческого списка лежали "на полке": еще и трогательная картина Виктора Пусурманова "Там, где горы белые". Ну а ее-то за что "приговорили"?
– Товарищи-идеологи, посмотрев фильм по повести Сатимжана Санбаева "Белая Аруана", спросили: "Что это такое? А где руководящая роль партии?". И дали фильму низкую категорию.
– Режиссер Лейла Аранышева как-то рассказывала мне, что для картины "Тройной прыжок "Пантеры" вы умудрились раздобыть чертежи "Юнкерса-52" и "соорудили" чуть ли не из "кукурузника" фашистскую модель самолета, который в финале необходимо было взорвать.
– О, это отдельная история. Мы сотрудничали со студией Довженко, где делали макет самолета и грузовика для комбинированных съемок. Поисками самолета занимались долго: модели необходимой конструкции сохранились только в полярной авиации. Похожий аналог был у американцев – двухтурбинный "Дуглас". У немцев же – цельнометаллический "Мессершмитт", каким-то образом уцелевший в африканских странах. Но если бы мы и нашли там самолет, для нас он стал бы просто "золотым". Поэтому в Джамбулской области купили тысяч за десять рублей "кукурузник". Чтобы "подделка" была не так заметна, съемки вели ночью, в том числе и его взрыв с помощью грузовика "Захар", который отыскали у какого-то пчеловода.
– С "Транссибирским экспрессом", я слышала, тоже связана интересная история...
– Для меня как художника самым сложным в работе над этой картиной было найти вагоны 20-х годов прошлого столетия. Нам пришлось переоборудовать международный вагон поезда "Москва – Берлин" для основных съемок. А интерьер вагона-ресторана мы соорудили из уникального штаб-вагона Лаврентия Берии.
– Этот приключенческий фильм, снятый в 1977 году, побил кассовый рекорд в советском прокате.
– С режиссером Эльдором Уразбаевым мы объездили весь Казахстан, представляя картину зрителям. Кроме нас Госпремии им. Куляш Байсеитовой были удостоены Никита Михалков и Александр Адабашьян, написавшие сценарий.
– Повезло – вы работали в разножанровом кино. А можете определить три главных фильма своего творчества?
– Это довольно трудно сделать, они все дороги мне. Но попробую... Конечно, "Транссибирский экспресс", да и "Тройной прыжок "Пантеры" мне как-то запал в душу. Знаете, я ведь не сразу согласился идти на эту картину, но Ляля Аранышева уговорила: "Давай вместе поработаем...". Только я выдвинул одно условие: провести часть натурных съемок в городе моего детства – Кзыл-Орде. Режиссер не возражала, у нее волевой характер, она умело руководила процессом. Кстати, следом мы еще снимали и картину "Вместе". Ну а третьей любимой работой я, пожалуй, назову "До свидания, Медео!".
– Он стал плодом сотрудничества кинематографистов двух стран...
– Да, "Казахфильм" впервые работал с чехословацкой студией "Барандов". Сценарий писал армянин Валерий Карен, режиссер, оператор, художник по костюмам – чехи, я – художник-постановщик, а вторым режиссером стала Аранышева. А почему мы начали с чехами работать? Да потому что для фильма-ревю у нас в то застойное время не было ни иголок, ни ниток, ни пуговиц. Кругом – сплошной дефицит! И тогда мы вышли на чехов, поехали к ним. Там на нас смотрели, как на монголов. В разговорах за кружкой пива выяснилось, что у них никаких проблем с костюмами не возникнет: хотите – вуаль, хотите – тюль, а уж чешская бижутерия славилась всегда. Помню, на отдыхе в Юрмале мы обсуждали вопрос участия в нашем фильме чехословацких звезд эстрады. Тридцать лет назад они были очень популярными в СССР: Карел Готт, Иржи Корн и Хелена Вондрачкова – три туза! Но у мужчин на несколько лет был подписан контракт с немецким Фридрихштатпаластом, где они успешно выступали в знаменитом ревю. Осталась одна Вондрачкова.
– Зато с казахстанской стороны две главные роли – сестер-близняшек – симпатично сыграла молодая звезда советской эстрады Роза Рымбаева.
– Хотя в самом начале относительно ее кандидатуры наше киноначальство сомневалось. В фильме также снялись братья Досхан и Ерик Жолжаксыновы, Касым Жакибаев, Димаш Ахимов, Мухтар Бахтыгереев. Участвовали и чешские артисты, московский "Балет на льду", ансамбли "Отрар Сазы", "Гульдер", "Кокшетау", "Молодой балет Алма-Аты".
– По сюжету пражский режиссер готовит представление "Восточной сказки", снимая ее в Казахстане. Поэтому фильм попутно знакомил зрителя, особенно иностранного, со старинными казахскими традициями и обрядами, с экзотической природой, с неповторимым высокогорным катком. В то время это была – как бы сейчас сказали – еще и реклама нашей республике.
– Конечно! Вообще планировалось снять фильм в течение трех месяцев. Но чехам так понравилось у нас, что они жалобно просили: "Идрис, ну куда мы спешим?! Давай помедленнее работать...".
– У вас ведь еще и актерский опыт имеется?
– Небольшой. В фильме Абдуллы Карсакбаева "Путешествие в детство" я был не только художником: по просьбе режиссера-однофамильца сыграл еще и кузнеца. Тогда-то я понял, сколь труден актерский хлеб! А потому отказался от предложения режиссера Александра Серого сняться в роли Василия Алибабаевича в комедии "Джентльмены удачи". Мои дети и внуки до сих пор сожалеют об этом. Но все же актерствовал не раз: в музыкальной комедии Шакена Айманова "Ангел в тюбетейке" я был соседом-трубачом, а в криминальной драме Болата Шманова "Потерпевшие претензий не имеют" – шашлычником. 1 января по телевизору уж в который раз показали "Ангела в тюбетейке".
– Интересно, на этой картине художником вы не работали, как же Шакен Айманов вас позвал – просто позвонил и предложил?
– Вот так – давай, и все! Время есть свободное – вперед! Между прочим, Шакен Кенжетаевич многих участников своей съемочной группы задействовал в массовых сценах. В эпизоде тоя, где Бибигуль Тулегенова поет песню, директора фильма, например, одели в форму майора и посадили за стол.
– Вы не только участвовали в работе конкретных кинолент – какое-то время являлись главным художником "Казахфильма".
– Да, лет 10-15 до ухода на пенсию я работал на этом посту. Большинство моих картин так или иначе связаны с кино – эскизы, эскизы и эскизы к разным фильмам. Какие-то из них казахстанцы могли видеть на моих персональных выставках.
– Уйдя на заслуженный отдых, вы, насколько я знаю, связи с кино не теряли: ходили на все премьеры и фестивали, встречались с ветеранами...
– Сейчас – чуть реже. Но всегда радуюсь успехам своих молодых коллег, которые, уверен, любят кино не меньше, чем я. Несмотря на то, что недавно лежал в больнице, я все же побывал перед Новым годом в Доме кино, где чествовали новых лауреатов премии "Кулагер" и "Экран шеберi".
– Пять лет назад вы сами были в числе первых киношников, удостоенных этого почетного титула Союза кинематографистов Казахстана – "Мастер экрана".
– Мне особенно приятно сознавать, что я оказался тогда в одной компании с такими великими кинематографистами, как Шакен Айманов, Мажит Бегалин, Нурмухан Жантурин...
– А как вы встретили 2012 год? Он ведь для вас юбилейный – 2 сентября справите 80-летие!
– Мы с моей женой Сарой Камаловной отметили его в узком семейном кругу. Вечером 31 декабря к нам приходили внуки со своими кастрюлями, сковородками, подарками. Чуть раньше зять заглянул, чтобы поздравить с наступающим праздником. Правнучку не захватили – ей только годик исполнился, она чуть приболела. Я за Новый год поднял было бокал шампанского, но даже глоток мне показался жгучим, как коньяк. Надо немного подождать – здоровье укрепить... Знаете, где-то в конце декабря я получил открытку от нашего президента! Нурсултан Абишевич поздравил меня, а также моих родных и близких с наступающим Новым годом, пожелав счастья и здоровья. Такое проявление внимания со стороны первого лица государства очень приятно. Кстати, у меня сохранилась фотография, где Нурсултан Абишевич 30 лет назад награждает меня почетным званием "Заслуженный деятель искусств Казахской ССР".
– Недавно, к 20-летию независимости, вы были отмечены юбилейной медалью... Скажите, Идрис-ага, что в сегодняшней жизни вам больше всего нравится?
– Тишина.
– А не нравится?
– Суета.
– Вы ведь никогда не унывали, трудились на совесть – честно, с огоньком.
– Какой там "не унывали"?! Это не то слово – мы горели на работе!.. Я оптимист и своей жизнью доволен.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Случайные люди в парламент не попадают 31.01.2012
А пряников сладких всегда не хватает на всех… 30.01.2012
"Вторая волна кризиса неизбежна" 24.01.2012
Уход Кожамжарова – попытка перезагрузить всю систему 24.01.2012
Рустем Кадыржанов: Пока существуют казахи, будет существовать трайбализм 19.01.2012
Гитлер капут! 18.01.2012
Как голосуют казахстанцы 17.01.2012
Наша историческая ответственность 13.01.2012
Сквозь призму времени 12.01.2012
Нет точек соприкосновения "параллельных миров" 11.01.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz