Нуркен БЕГАЛИ, "Экспресс К", 16 марта
Можно ли победить коррупцию? Каковы приоритеты в стратегии борьбы с этим злом? На эти и другие вопросы корреспондент "ЭК" попросил ответить председателя Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП "Нур Отан", депутата сената парламента Оралбая Абдыкаримова. – Одна из лазеек для коррупционных правонарушений – административные барьеры. Что делается для сокращения разрешительных процедур? – Буквально на днях в СМИ прошла новость о том, что в комитете мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе презентован проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств". Данный документ направлен на упрощение открытия бизнеса и создание благоприятных условий для развития предпринимательства в стране. Основные новшества законопроекта – это переход от разрешительного к уведомительному порядку регистрации субъектов малого предпринимательства путем внедрения интернет-регистрации; замена бумажной формы свидетельства электронной справкой; отмена предоставления уставов хозяйственных товариществ, документа, подтверждающего местонахождение юридического лица, бумажной справки с налоговых органов (при создании предприятия другим юридическим лицом). Если сегодня вся процедура регистрации до выдачи готовых документов для субъектов частного предпринимательства занимает от 5 до 11 рабочих дней, то с принятием законопроекта создать новое предприятие можно будет в течение одного дня, онлайн-регистрация будет возможна в течение 15 минут. Таким образом, будут устранены барьеры на пути открытия бизнеса, сведен к минимуму риск совершения сотрудниками органов юстиции коррупционных правонарушений. Все меры, которые предлагаются проектом закона, должны снизить финансовые и временные затраты предпринимателей на создание бизнеса, повысить позиции Казахстана в рейтингах международных организаций, увеличить количество создаваемых предприятий. Однако, как показывает практика, намерения по улучшению бизнес-климата нередко оборачиваются его ухудшением. В этой связи президент Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании вновь сформированного правительства высказал конкретную критику по вопросу сокращения лицензий. "После первого тридцатипроцентного сокращения всех лицензий из 1 015 разрешительных документов должно было остаться около 700, а по итогам инвентаризации к концу 2011 года их стало 1 137. Больше, чем до сокращения. Это просто чудеса какие-то!" – сказал глава государства. Действительно, остается только восхищаться изворотливостью и изобретательностью некоторых наших чиновников, пытающихся сохранить кормушку. – Известный политолог Нурлан Еримбетов считает, что проблема коррупции у нас несколько демонизирована. По его мнению, главным литературным и киногероем должен быть не мафиози, а честный бизнесмен, госслужащий, создающие свое материальное благополучие законным путем. Согласны ли вы с этим? – Абсолютно согласен. Я также уверен, что подобные книги и фильмы будут очень востребованы, так как они помогут людям жить честно, по справедливости. Это будет практическая помощь людям: как вести себя в тех или иных жизненных ситуациях. Согласитесь, многие ведь хотят жить честно, но не знают, как победить бытовую коррупцию. – Какова, на ваш взгляд, роль СМИ в борьбе с коррупцией? – Коррупция боится прозрачности, открытости, а они в достаточно большой мере обеспечиваются только путем публикаций в средствах массовой информации. Поэтому роль прессы в борьбе с коррупцией трудно переоценить. Возможно, кому-то не нравятся публикации в свой адрес, но тогда не переступай законы. Я не говорю о заказных статьях. Они есть и будут. Но думаю, что в итоге справедливость восторжествует, а репутация журналиста или СМИ, опубликовавших заказную статью, будет дискредитирована. Автору подобной статьи грозит не только дисквалификация, но и материальная или даже уголовная ответственность. – В ходе антикоррупционного форума в Астане 11 ноября прошлого года вы предложили сообщать обо всех подозрительных фактах в партийный совет. Кроме того, по вашему мнению, если подчиненные берут взятки, значит, и их начальство должно уйти в отставку. Можете ли привести конкретные примеры, когда руководители подчиненных, уличенных в коррупции, добровольно покинули свои посты? – Примеры есть. Так, когда один из районных прокуроров попался на взятке, прокурор Павлодарской области добровольно покинул свой пост. Такой же случай имел место и в Налоговом комитете страны. Как вы знаете, бывший председатель Верховного суда из-за действий своих подчиненных тоже добровольно написал заявление об освобождении от должности. По сообщениям СМИ, Агентство по делам государственной службы разработало законопроект, согласно которому руководители госорганов будут уходить в отставку в случае коррупционных правонарушений их подчиненных. Получит ли данная инициатива поддержку со стороны правительства, покажет время. – Каковы, на ваш взгляд, первопричины коррупционных проявлений? – Наверное, дело в нравственности. Все более явственно отмечается искажение систем ценностей и личностных устремлений людей. Коррупция способствует поиску "теплых мест" вместо попыток достигнуть благосостояния собственным трудом, то есть вместо стимулирования накопления материальных ценностей коррупция способствует стремлению к распределению этих ценностей. Коррупция подрывает принцип всеобщего равенства перед законом, а это в свою очередь искажает модели поведения. В такой среде успеха добиваются не самые компетентные, а те, у кого большие связи. Коррупция мешает здоровой конкуренции. Она ведет к принятию необоснованных решений, которые не способствуют оптимальному использованию ресурсов. Снижает конкурентоспособность экономики Казахстана по сравнению с экономическими системами стран, в которых уровень коррупции ниже, а уровень прозрачности выше. Коррупция способствует росту уровня преступности, особенно увеличению уровня организованной преступности и теневой экономики. Непрозрачность и коррумпированность экономической системы создают среду, разрушающую общественную мораль, способствуют потере уверенности граждан в верховенстве закона. А такая уверенность является одной из важнейших основ для создания условий экономического роста. – Что вы можете сказать о международном опыте борьбы с коррупцией, применим ли он в условиях Казахстана? – Международный опыт показывает, что контролирующие и правоохранительные органы должны располагать достаточно широкими полномочиями для осуществления сбора информации о подозрительных сделках. Как известно, одно из лидирующих положений в борьбе с коррупцией в мировой практике занимает Сингапур. С деятельностью бюро по борьбе с коррупцией этой страны ознакомились сотрудники казахстанского Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. Исходя из положений деятельности названного бюро, следует, что оно имеет действенные рычаги противодействия коррупции, выраженные в праве получения в отношении проверяемого лица всех необходимых сведений, относящихся к коммерческой и иной тайнам, лишь на основании наличия проверочных материалов без санкционирования надзирающим органом. В этой связи полагаем необходимым наделить нашу финполицию нормативно закрепленным правом доступа к указанным сведениям в соответствии с полной редакцией статьи 10 закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Обязательным условием в этом случае должно быть усиление ответственности, вплоть до уголовной, за соблюдение сотрудниками финансовой полиции конфиденциальности полученной информации. – Какова на сегодня статистика должностных преступлений – уменьшается или растет? Какие сферы и регионы страны наиболее поражены коррупцией? – Знаете, в самом вашем вопросе допущена ошибка, так как нельзя проводить равенство между должностными и коррупционными преступлениями. В соответствии с изменениями и дополнениями в Уголовный кодекс республики от 9 ноября 2011 года перечень коррупционных преступлений увеличился до 17. Несмотря на это, статистика тревожная. Число коррупционных преступлений увеличилось значительно (было 1 607, стало 1 770). Лидируют со значительным отрывом от других госструктур акиматы, МВД и Минсельхоз. По регионам – это Южно-Казахстанская и Алматинская области. С другой стороны, эти цифры свидетельствуют об эффективности работы органов по раскрытию фактов коррупции, о возросшей активности наших граждан по противодействию этому злу, так как многие коррупционные преступления раскрываются по их сигналам. |